ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-методологические основы управления земельными ресурсами .. 7
1.1 Основные понятия управления земельными ресурсами 7
1.2 Нормативно-правовые акты управления земельными ресурсами 13
1.3 Регулирование управления земельными ресурсами 20
2 Анализ управления земельными ресурсами муниципального образования
городского округа Набережные Челны 26
2.1 Характеристика Управления земельными и имущественными
отношениями муниципального образования городского округа Набережные Челны 26
2.2 Анализ управления земельными ресурсами в муниципальном образовании 41
3 Мероприятия по совершенствованию управления земельными ресурсами
г. Набережные Челны 50
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления земельными ресурсами 50
3.2 Оценка эффективности мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современной России процесс становления системы управления земельными ресурсами постоянно трансформируется и является объектом земельных реформ. В связи с этим существует настойчивая необходимость совершенствования теоретико-методологических аспектов управления земельными ресурсами. Такая потребность детерминирована необходимостью увеличения налогооблагаемой базы для роста бюджетных поступлений, привлечением инвестиций в отдаленные регионы РФ, обеспечением правовых гарантий субъектам земельных отношений. В результате экономических преобразований в стране важность управления земельными отношениями и земельными ресурсами встает на первое место ввиду представления земли в качестве средства производства, территориального базиса, природного ресурса и др. Земельные ресурсы помимо своих традиционных свойств, определяются объектом недвижимости и объектом имущественных правоотношений. В Российской Федерации сложность формирования современной системы управления земельными ресурсами является ключевой проблемой земельной реформы. В системе управления земельными ресурсами важна разработка механизмов управления, разграничение земель по собственности, привлечения доходов от муниципальной собственности, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные и учебные издания отечественных и зарубежных авторов по управлению земельными ресурсами, материалы периодических изданий, посвященные вопросам управления земельными ресурсами на региональном уровне и процедурам разработки рекомендаций по совершенствованию управления земельными ресурсами.
Степень разработанности проблемы состоит в том, что в истории развития Российского государства земля всегда играла определяющую роль в правовой, социальной, экономической и политической сферах жизни общества. При этом, являясь одним из важнейших природных ресурсов, земля в рыночной экономике в условиях гражданского оборота получает свойство товара и становится объектом имущественных отношений. Исследованию системы управления земельными ресурсами на региональном уровне посвятили свои труды российские ученые: Алиева Н.В., Анисимов А.П., Варламов А.А., Волкова Т.В. В ходе исследования применены исследования ведущих специалистов в области государственного и муниципального управления, юриспруденции, земельного права, таких как: Воронцова З.И. Гантулга Д. Демидов А.И. Демидов М.О. Ерофеев Б. Жигулина Т.Н. Зволинская О.В. и др., а также периодические издания: «Аграрный научный журнал», «Вестник Науки и Творчества», «Управленческое консультирование» и др.
Актуальность исследования определила цель и задачи исследования выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: анализ системы управления земельными ресурсами на региональном уровне на примере муниципального образования г. Набережные Челны.
Задачи работы:
а) изучить теоретические положения управления земельными ресурсами;
б) провести анализ системы управления земельными ресурсами на региональном уровне;
в) изучить перспективы развития и использования экономической оценки земельных ресурсов на региональном уровне.
Предметом исследования является система управления земельными ресурсами на региональном уровне.
Объектом исследования является земельный фонд.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и практическими трудами в области регионалистики, инновационных технологий, менеджмента инноваций.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, нормативно-правовая база России, данные российских официальных органов - Госкомстата, данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, данные Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, а также статистические базы Интернет.
Методическая основа исследования. Системные, обобщенные методы, дедукция, синтез, классификация, эмпирические методы, наблюдение, изучение документации и др.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, включающих семь подразделов, заключения, списка использованных источников.
В первом разделе рассмотрены теоретические положения управления земельными ресурсами, дано общее понятие управления земельными ресурсами, рассмотрены понятие и основные признаки земельной политики, изучены нормативно-правовые основы развития земельного рынка, исследованы особенности управления земельными ресурсами как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.
Во втором разделе рассмотрены организационные основы ведения земельного кадастра на региональном уровне, рассмотрено управление земельными ресурсами муниципального образования городского округа Набережные Челны, дана характеристика управления земельными и имущественными отношениями.
В третьем разделе рассмотрены перспективы развития земельных ресурсов на региональном уровне, предложены рекомендации по совершенствованию управления земельными ресурсами, а также дана оценка эффективности мероприятий.
Земельные ресурсы являются важнейшей составляющей любой территории. Достоверная и обоснованная информация о качественном и количественном состоянии земельных ресурсов необходима для устойчивого экономического развития, предотвращения чрезвычайных ситуаций, планирования и рационального использования земельных ресурсов. Например, частная земельная собственность не является безусловным условием эффективного их использования собственником.
Процессы глобализации и внутриполитические факторы в совокупности определяют отношение к управлению земельными ресурсами и, соответственно, земельными отношениями. Внешние факторы обусловливают интерес со стороны транснациональных корпораций и иных внешних инвесторов к нашим разнородным и богатым земельным угодьям. Внутренние факторы обусловлены традиционными свойствами и функциями земельных ресурсов - средство производства, природный ресурс, источник продуктов питания, объект имущественных правоотношений, а также объект недвижимости. Земельные ресурсы традиционно рассматриваются как составляющая национального богатства любой страны и основа функционирования всей государственной системы. Воздействие государства на развитие земельных отношений, которое основано на праве территориального верховенства как суверена и необходимости соблюдения в землепользовании баланса общегосударственных и частных интересов, неизбежно.
Под управлением земельными ресурсами понимается воздействие органов государственной власти и субъектов социума в систематическом, рациональном, целенаправленном плане на земельные ресурсы в направлениях применения объективных внешних и внутренних факторов и закономерностей в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.
В современной России процесс становления системы управления земельными ресурсами постоянно трансформируется и является объектом земельных реформ. В связи с этим существует настойчивая необходимость совершенствования теоретико-методологических аспектов управления земельными ресурсами. Такая потребность детерминирована необходимостью увеличения налогооблагаемой базы для роста бюджетных поступлений, привлечением инвестиций в отдаленные регионы РФ, обеспечением правовых гарантий субъектам земельных отношений. Наблюдается большое количество несоответствий в статистических данных, недочетов в муниципальном контроле за земельными ресурсами, снижение числа проверок на местах, снижение числа устраненных правонарушений в области земельного законодательства, это слабой формализацией работы органов по вопросам управления земельными ресурсами.
Исходя из проведенного исследования следует выделить основные проблемы управления земельными ресурсами в г. Набережные Челны:
а) проблема изыскания земельных ресурсов для предоставления многодетным семьям;
б) проблема оптимизации по аренде земельных ресурсов и росту заключения арендных договоров и договоров купли-продажи земельных участков;
в) проблема оптимизации работы по неэффективно используемым земельным участкам.
Основным достоинством регионального управления земельными ресурсами является получение доходов от сдачи в аренду земельных ресурсов в городской бюджет, увеличился доход от продажи земельных участков в бюджет г. Набережные Челны. Также имеется положительная судебная практика по признанию права собственности отсутствующим на объект недвижимости, то есть признание судом объекта некапитальным, что позволят получить земельные ресурсы на баланс города. Также отмечается рост выделения земельных участков многодетным семьям и инвалидам, что говорит об оперативной работе отдела управления земельными ресурсами. По недостаткам в первую очередь следует отметить трудность централизованного управления земельными ресурсами ввиду регулирования данной деятельности разными подразделениями, сокращение процента муниципальных земель в общей структуре земельных ресурсов, бюрократизации процедур по контролю земельных ресурсов г. Набережные Челны.
Мероприятия по совершенствованию управления земельными ресурсами г. Набережные Челны включают:
- поиск свободных земельных участков с соглашением для собственников земельных массивов, по определению взаимовыгодного муниципально-частного партнерства в Тукаевском муниципальном районе и близлежащих сельских поселениях для многодетных семей,
- поиск альтернативных вариантов для реализации программы предоставления земельных участков,
- проведение заседаний для предпринимателей с целью погашений задолженности и информатизации предпринимателей о льготах в рамках арендных отношений,
- разработка мероприятий по развитию арендных отношений, разработка бизнес-плана многоуровневой парковки на 400 посадочных мест с последующем тендером на благоустройство и формирование инфраструктуры для снятия проблемы оптимизации работы по неэффективно используемым земельным участкам.
Эффект от основных направлений формирования и развития земельного рынка г. Набережные Челны планируется оптимизацией: государственного регулирования земельного рынка; развития рыночного оборота земли, в том числе в комплексе с объектами недвижимости; совершенствования системы платежей за землю; информационного обеспечения земельного рынка, снятия проблем предоставления земельных участков многодетным семьям и проблем неэффективного использования земельных участков посредством строительства многоуровневой парковки.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.// Российская газета. -1993.- 25 декабря.
2. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ в ред. от 03.07.2016 // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3018.
4. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от
11. 06.2003 № 74-ФЗ в ред. от 23.06.2014 // Собрание законодательства РФ. - 16.06.2003. - № 24. - Ст. 2249.
5. О приватизации государственного и муниципального имущества: федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ в ред. от 01.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 28.01.2002. - № 4. - Ст. 251.
6. О землеустройстве: федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ в ред. от 13.07.2015 // Собрание законодательства РФ. - 25.06.2001. - № 26. - Ст. 2582.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный закон РФ
от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 31.01.2016 // Собрание
законодательства РФ. -1994. -№ 32.-Ст.3301.
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190- ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.
9. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в ред. от 29.07.2017 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 14.
11. Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р в ред. от 28.08.2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127154/ (дата обращения: 17.03.2018)
12.0 внесении изменения в распоряжение министерства земельных и имущественных отношений республики Татарстан от 25.11.2015 n 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)»: распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений республики Татарстан от 16 июня 2017 года № 1337-р: Зарегистрировано в Минюсте РТ 26 июня 2017 года № 3982. - Режим доступа: http://base.garant.ru/22555843/(дата обращения: 17.03.2018)
13. О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан: закон
РТ от 10.07.2017 № 52-ЗРТ // Собрание законодательства Республики
Татарстан. - 14.07.2017. - № 52 (часть I). - Ст. 1920.
14. Земельный кодекс республики Татарстан: закон республики Татарстан от
10 июля 1998 года № 1736. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/428624437(дата обращения: 17.03.2018)
II. Монографии и научные статьи
15. Абдулла-заде Э.Г. Закон об использовании земельных ресурсов и современные реалии / Э.Г. Абдулла-заде, А.В. Рудомазин // Международный научный журнал. - 2017. - № 2. - С. 25-28.
16. Айдаев В.Ф. Кадастровая информация как элемент управления земельными ресурсами / В.Ф. Айдаев // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 5-7.
17. Аксёнова Е.Г. Актуальные проблемы землеустройства и кадастра / Е.Г. Аксёнова, М.В. Гаранова // Экономика и экология территориальных образований. - 2017. - № 1. - С. 93-95.
18. Алиева Н.В. Функции управления земельными ресурсами в решении вопросов развития территорий субъекта Российской Федерации / Н.В. Алиева, Н.Г. Овчинникова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 79-83.
19. Бакинова Т.И. Концептуальная модель управления земельными ресурсами на региональном уровне / Т.И. Бакинова, А.Г. Зеленский // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-1 (80-1). - С. 409-413.
20. Буланова Г.В. Особенности регулирования земельных отношений на муниципальном уровне / Г.В. Буланова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 4 (49). - С. 233-237.
21. Варламов А.А. Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Д.В. Антропов // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2017. - № 6 (189). - С. 42-52.
22. Волкова Т.В. Земельная политика: понятие и основные признаки / Т.В. Волкова // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 3. - С. 59-64.
23. Воронина М.В. К вопросу о содержании государственного земельного надзора / М.В. Воронина // Science Time. - 2017. - № 2 (38). - С. 92-95.
24. Воронцова З.И. К вопросу развития земельного кадастра в России / З.И. Воронцова, Е.А. Коновалова // Научный альманах. - 2017. № 1-3 (27). - С. 38-40.
25. Гантулга Д. Эффективные механизмы зарубежной и российской практики управления муниципальной собственностью / Д. Гантулга, И.В. Ямщикова, Е.Ю. Боброва // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. -
2017. - Т. 7. № 3 (22). - С. 11-18.
26. Демидов А.И. Организация межведомственного системного контроля за управлением и распоряжением земельными ресурсами: опыт республики Татарстан / А.И. Демидов // Вестник АКСОР. - 2017. - № 1 (41). - С. 86-90.
27. Демидов М.О. Методика оценки эффективности землеустройства региона / М.О. Демидов, А.А. Иванов // Управленческое консультирование. - 2017. - № 3 (99). - С. 172-177.
28. Жигулина Т.Н. Перспективные подходы к обоснованию эффективности землепользования на основе использования кадастровой информации / Т.Н. Жигулина, М.Н. Кострицина, В.А. Мерецкий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2017. - № 6 (152). - С. 81-86.
29.Захарова А.С., Отто О.В. Земельный налог / А.С. Захарова, О.В. Отто // Вестник Науки и Творчества. - 2017. - № 5 (17). - С. 30-34.
30.Зволинская О.В. Совершенствование правового обеспечения механизма регулирования земельных отношений и земельных ресурсов / О.В. Зволинская // Вестник Прикаспия. - 2017. - № 1 (16). - С. 44-49.
31. Киреева С.А. Земельно-информационные системы в сфере управления земельными ресурсами муниципального уровня / С.А. Киреева, А.А. Царенко // Аграрный научный журнал. - 2017. - № 8. - С. 11-13.
32. Клюшниченко В.Н. Последствия отмены категорий земель по целевому назначению / В.Н. Клюшниченко, А.Л. Ильиных, А.О. Киселева // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2017. - Т. 3. - № 2. - С. 152-155.
33. Козлова С.В. Земельные ресурсы как объект государственного управления: мировые подходы и направления развития / С.В. Козлова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2017. - № 3. - С. 23-35.
34. Комов Н.В. Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов / Комов Н.В., Чешев А.С. // Экономика и экология территориальных образований. - 2018. - Т. 2. - № 1 (4). - С. 6-21.
35. Поляков В.В. Инструментарно-структурный механизм решения проблем землепользования в новых условиях хозяйствования / Поляков В.В., Сухомлинова Н.Б. // Экономика и экология территориальных образований. -
2018. - Т. 2. - № 1 (4). - С. 22-33.
III. Учебники и учебные пособия
36. Ерофеев Б. Земельное право России. Учебник / Б. Ерофеев. - М.: Юрайт, 2017. - 488 с.
37.Земельное законодательство. Сборник документов / Сост. С. Боголюбов, О. Золотова. М.: Проспект, 2016. - 472 с.
38.Земельное право. Учебник/ Под ред. Н. Жаворонкова, И. Краснова. - М.: Юрайт, 2017. - 580 с.
39.Землякова Г. Ведение государственного кадастра недвижимости как функция государственного управления в сфере использования и охраны земель / Г. Землякова. - М.: РИОР, Инфра-М, 2015. - 376 с.
IV. Электронные материалы
40. Анализ правоприменительной практики надзорной деятельности
Управления за 2016 года: Доклад Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан - Режим доступа: http://14.rpn.gov.ru/node?qt-antikorrupcia=1&qt-
to_mor_2017=5&qt-to_2017=6&qt-info4prirod=6 (дата обращения: 09.03.2018)
41. Доклад об осуществлении Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан государственного земельного надзора за 2015-2017 гг. - Режим доступа: http://rosreestr.tatarstan.ru/goszemkon.htm(дата обращения: 09.03.2018)