1 Гендерные особенности межличностных отношений личности юношеского возраста…………………………………………………………………….
1.1 Понятие и структура межличностных отношений …………………
1.2 Понятие гендера в психологии ………………………………………
1.3 Психологические особенности юношеского возраста ……………..
2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей…………………………………………………………...
2.1 Описание выборки, процедуры и методов исследования………….
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………….
2.3 Психологические рекомендации по оптимизации межличностных
отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей…………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….…….
Приложение
Формирование гендерной идентичности рассматривается в современной психологии как результат процесса гендерной социализации. Это позволяет нам более детально и тщательно подойти к анализу межличностных отношений как к явлению, в том числе и гендерного содержания. Особенности в отношениях с другими людьми, характерные для молодых людей разного пола, представляются нам как результатом гендерной социализации, так и ее фактором. Сложность этой проблемы, несомненно, требует особого внимания в дальнейшем, однако в данной работе мы уделили внимание именно специфике межличностных отношений, связанной с принадлежностью к определенному полу; попытались выявить наличие или отсутствие связи этой специфичности, с характером складывающейся гендерной идентичности. Проблема гендерной идентичности в психологии, ее формирование, структура и содержание представлено в многообразии различных теоретических подходов: психоаналитический подход (З. Фрейд, Р. Столлер, Р. Тайсон, Ф. Тайсон), аналитическая психология (К. Г. Юнг, Е. М. Дубовская, А. А. Кочеткова, А. Г. Крейг, Дж. Уайли, Э. Самюэльс, Ю. Моник, О. В. Лаврова и др.), теория социального научения (А. Бандура), когнитивное направление (Л. Колберг), теория половых схем (С. Бем) и социально-психологический подход (И. С. Кон, И. С. Клецина, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.) [1], [2]. Первые два подхода являются экзистенциалистскими, подразумевающими, что важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, а культура только оформляет и регулирует их проявления. Остальные подходы – конструктивистские: они считают гендерную идентичность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и стереотипы поведения. Гендерная идентичность наряду с этнической, возрастной, профессиональной, национальной идентичностью является компонентом социальной идентичности личности.
Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, юноши сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девушки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Дружеские пары девушек более исключительны, закрыты для посторонних, нежели юношеские компании. Но юношеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства и т. д. (И. С. Клецина, 2003) [2].
В структуре девичьих групп лидерство не столь ожесточённое, а их социальные функции менее определенны, чем у юношей. Мужской стиль общения, направленный в первую очередь на поддержание социального статуса, «сохранение лица», что обязывает человека скрывать свои слабости и подчеркивать достижения. Женский стиль, напротив, традиционно нацелен на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Эта нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои определённые черты и проблемы, которые выглядят «феминными» (например, застенчивость), что резко снижает степень их возможного самораскрытия [3, c. 134].
Значение общения в жизни юношей и девушек огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность и профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации. Вопросы, связанные с особенностями психологического пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей. Необходимо также отметить, что в отечественной психологии и педагогике проблема межличностного взаимопонимания традиционно решается в рамках деятельностного подхода посредством социально-психологических методов. При всей состоятельности этих методов, они имеют ряд ограничений, связанных с использованием манипулятивных технологий, которые только усугубляют непонимание между людьми. Гендерные исследователи, как правило, ставят в своих работах вполне конкретные вопросы, и пытаются добиться их адекватного изучения.
Актуальность темы магистерской диссертации: в свете новой социальной ситуации, сложившейся в мире в связи с ломкой социальных стереотипов, необходимо отметить актуальность изучения особенностей межличностных отношений с учетом понимания гендера. Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного понимания и взаимопонимания в юношеском возрасте обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, остро переживающим жизненные проблемы, связанные с налаживанием межличностного взаимопонимания с окружающими. Наравне с гендерной идентичностью огромное влияние на развитие личности оказывают межличностные отношения. Они занимают особое место в жизни любого человека и влияют на его поведение. Наша работа даёт возможность рассмотреть особенности межличностных отношений у студентов педагогических и не педагогических специальностей, учитывая гендерные характеристики личности. Гендерные представления личности могут оказывать корректирующее влияние как на постановку задач, которые решаются в процессе социализации и межличностных отношений, так и на способы и возможности их решения как в личностной, так и в профессиональной сфере. Во многих работах отмечается существенная степень влияния гендера на формирование профессионального самоопределения и направленности личности (Д. П. Барам, Н. И. Вакулова, Л. А. Головей, Е. П. Ильин, И. С. Кон, С. П. Крягжде, Л. Н. Ожигова, С. Сингер, Б. Штефлер, Б. Розен, Д. П. Барама и др.). При этом, подавляющее число исследований, отражающих гендерные особенности
профессиональной самоидентичности студентов, носят констатирующий
характер и не раскрывают причин формирования психосоциальных различий у молодых людей и девушек, причин влияния гендера и межличностных
отношений на выбор педагогических и не педагогических направлений своегообучения и будущей профессиональной деятельности. В современном мире гендерная адаптация личности проявляется в самых разнообразных сферах жизни человека, значит рассматриваемая нами тема имеет не только фундаментальное научное значение, но и очевидно важна в прикладном ключе.
Цель работы: выявить гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей.
Объект исследования: межличностные отношения студентов.
Предмет исследования: гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений личности юношеского возраста;
- изучить гендерные особенности межличностных отношений студентов;
- охарактеризовать гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей;
- разработать психологические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей.
В ходе работы над данной диссертацией был проведён теоретический анализ по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений юношеского возраста. Этот анализ помог определить значимость изучения гендерных особенностей и межличностного взаимодействия студентов педагогических и непедагогических специальностей в процессе обучения. Недостаточная изученность студенческого самосознания гендера и базовых характеристик взаимодействия личности, необходимость специальной работы по взаимодействию, формированию гендерного самосознания ориентировали нас на решение проблемы, касающейся влияния обучения студентов на педагогических и не педагогических специальностях на гендерные особенности межличностных отношений в процессе профессиональной подготовки и получения высшего образования.
Были изучены гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей ГГУ имени Франциска Скорины, вследствие чего, данное диссертационное исследование, используя современные научные подходы, было направлено на утверждение необходимости разработки данной проблемы как в теории, так и на практике получения высшего профессионального образования.
В процессе диссертационного исследования мы смогли охарактеризовать гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей и разработать в соответствии с полученными данными психологические рекомендации по оптимизации имеющихся межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей. По результатам данного диссертационного исследования были выявлены следующие гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей: различия между межличностными отношениями юношей и девушек не столько количественные, сколько качественные; юноши и девушки педагогических специальностей с андрогинной и феминной гендерной идентичностью используют более адаптивные стили межличностных отношений, тогда как юноши и девушки не педагогических специальностей с маскулинной гендерной идентичностью в межличностных отношениях чаще используют дезадаптивные стили; в стилях межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей более ярко выражены различия по нескольким преобладающим и определяющим критериям (дружелюбность – агрессивность и доминирование – подчинение, по остальным факторам вариации незначительны и практически не значимы); доброжелательность, выраженный личный характер и высокий уровень развития аффилиации больше свойственны межличностным отношениям личностей феминного типа, чем межличностным отношениям личностей маскулинного типа; наблюдается более яркая выраженность гендерной идентичности у студентов «традиционных полу специальностей».
Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволило достичь поставленной цели, выраженной посредством ряда задач, направленных на решение сформулированной в работе проблемы, и подтвердить выдвинутые предположения о влиянии и взаимосвязи гендерной идентичности, стиля межличностных отношений и выбранной педагогической или не педагогической специальностью.
Судя по полученным нами данным, в выборке испытуемых юношей количество студентов с маскулинным типом преобладает в кагорте непедагогических специальностей, а в выборке испытуемых девушек количество с феминным типом студенток преобладает в кагорте педагогических специальностей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о гендерной идентичности в соответствии с полом и выбранной педагогической или не педагогической специальностью.
По нашим данным андрогинность преобладает как в группе девушек, так и в группе юношей студентов педагогических и не педагогических специальностей. Феминность преобладает в группе девушек студенток по всей выборке, а маскулинность преобладает в группе юношей студентов данной выборки педагогических и не педагогических специальностей, значит присутствует полоролевая закономерность при выборе педагогической или не педагогической специальности.
В выборке студентов педагогических и не педагогических специальностей преобладает андрогинный тип гендерной идентичности, а ярко выраженной маскулинности и феминности выявлен минимальный процент, что является основанием преодоления гендерной асимметрии в студенческих группах.
Результаты исследований студентов педагогических и не педагогических специальностей ГГУ им. Франциска Скорины по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири, мы получили следующие результаты: у 36% студентов педагогических и не педагогических специальностей самые высокие оценки по шкале властный-лидирующий, данной группе респондентов свойственно – власть, доминирующий характер, тип сильных личностей, которые лидирует во всех видах групповой деятельности; на второй позиции по частоте встречаемости в выборке 21% студентов, предпочитающих сотрудничающий-конвенциальный стиль поведения; далее 19% студентов педагогических и не педагогических специальностей руководствуются прямолинейным-агрессивным стилем во взаимоотношениях; 11% студентов выборки предпочитают зависимый-послушный стиль поведения.
Наименьший процент среди студентов педагогических и не педагогических специальностей выявлен по следующим шкалам: независимый-доминирующий (4%), недоверчивый-скептический (3%), покорно-застенчивый (3%), ответственный-великодушный (3%).
Согласно приведённым данным можно заявлять о том, что по стилям поведения 32 % студентов педагогических специальностей – доминируют, 24 % – дружелюбные, 16 % – агрессивные, 14 % – подчиняются. Т.е. можно теперь сделать вывод о том, что в выборке студентов педагогических специальностей больше преобладает фактор доминирования, чем подчинения, а фактор подчинение почти одинаков с фактором агрессивность.
Показатель по шкале «доминирование» в выборке студентов не педагогических специальностей составляет 40 %, что на 8 % превышает аналогичный показатель студентов педагогических специальностей, 22 % среди студентов непедагогических специальностей – агрессивны, в сравнении со студентами педагогических специальностей этот показатель выше на 6 %, а по шкалам дружелюбие – 18 % и подчинение – 8 %, показатели студентов не педагогических специальностей на 6 % ниже, чем соответствующие показатели студентов педагогических специальностей.
В межличностных отношениях юноши и девушки не педагогических специальностей предпочитают «доминирующие» стили, тогда как девушки и юноши педагогических специальностей в межличностных отношениях используют более дружелюбные стили межличностных отношений, что подтверждает предположение о влиянии выбора педагогической или не педагогической специальности на стиль межличностных отношений студентов.
Заметим, что маскулинный тип личности юношеского возраста педагогических и не педагогических специальностей предпочитает в преобладающем большинстве одинаковые стили межличностных отношений: властный-лидирующий, прямолинейный-агрессивный, сотрудничающий-конвенциальный. Идентичная картина наблюдается у андрогинного типа личности студентов педагогических и не педагогических специальностей, они в свою очередь выбирают следующие стили: властный-лидирующий, недоверчивый-скептический, покорно-застенчивый, сотрудничающий-конвенциальный. Студенты с феминным типом гендерной идентичности предпочитают приоритетно: властный-лидирующий, прямолинейный-агрессивный, сотрудничающий-конвенциальный стили межличностного взаимодействия, с небольшим отличием – в группе молодых людей педагогических специальностей к перечисленным добавляется покорно-застенчивый стиль, а в группе лиц не педагогических специальностей ещё выделяется зависимый-послушный стиль межличностных отношений.
В межличностных отношениях юноши и девушки непедагогических специальностей предпочитают «доминирующие» стили, тогда как девушки и юноши педагогических специальностей в межличностных отношениях среди стилей «доминирующие» направленности ещё используют более дружелюбные стили межличностных отношений, что частично подтверждает предположение о влиянии выбора педагогической или не педагогической специальности на стиль межличностных отношений студентов.
Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 2001. – № 1. – С. 55 – 59.
2 Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: Теория и Практика / И. С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – С. 87 – 121.
3 Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 2004. – 444 с.
4 Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Институт практической психологии, 2005. – 356 с.
5 Асмолов, А. Г. Психология личности: учебник / А. Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1999. – 367 с.
6 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
7 Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2003. – Т. 1. – 391 с.
8 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
9 Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.
10 Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. – СПб.: Изд. В. А. Михайлова, 2003. – 639 с.
11 Кон, И. С. Социализация // Философский энциклопедический словарь / И. С. Кон; ред. коллегия: С. С. Аверинцев [и др.]. – М.: Академия, 1999. – 2-е изд. – 815 с.
12 Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 28 – 30.
13 Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Прыгин. – М.: Мысль, 2001. – 412 с.
14 Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 47 – 57.
15 Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – М.: Медицина, 1999. – 110 с.
16 Клецина, И. С. Практикум по гендерной психологии / И. С. Клецина. – СПб.: Питер, 2003. – 80 с.
17 Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия (Справочник практического психолога) / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
18 Кулаева, Е. В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / Е. В. Кулаева // Диссертация на соискание ученой степени [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/samoopredelenie-zhenshchin-s-razlichnymi-tipami-gendernoi-identichnosti-0. – Дата доступа: 10.04.2019.
19 Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев // сост. Н. В. Кузьмина; под ред. А. А. Бодалева [и др.]. – М.: Наука, 2000. – т. 2. – 287 с.
20 Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
21 Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия, 1998. – 212с.
22 Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знаниям / П. Бергер; пер. с англ. Е. Д. Руткевич // Моск. филос. фонд. – М.: Медиум, 1999. – 323 с.
23 Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
24 Реан, А. А. Психология изучения личности: учебник для вузов / А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
25 Клецина, И. С. Гендерная социализация: учеб. пособие / И. С. Клецина. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 192 с.
26 Клецина, И. С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / И. С. Клецина. – СПб.: СпбГУ, 1999. – Вып. 3. – С. 154 – 168.
27 Мещеркина, Е. А. «Зазеркалье» гендерных стереотипов / Е. А. Мещеркина // Журнал Альманах «Вы и мы». 1999. – № 1 (13). – С.
19 – 22.
28 Йорданов, А. Ф. Особенности развития гендерных структур интегральной индивидуальности у студентов гуманитарного вуза: дис. канд. психол. наук / А. Ф. Йорданов. – Пятигорск: Фемида, 2003. – 295 с.
29 Клецина, И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / И. С. Клецина. – СПб.: СПбГУ, 1998. – Вып. 2. – С. 188 – 202.
30 Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности / А. Маслоу; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: МГУ, 2002. – С. 10 – 13.
31 Боришевский, М. И. Теоретические основы самопознания личности // Психологические особенности самосознания подростка / М. И. Боришевский. – Киев: Вiша школа, 2000. – С. 24 – 65.
32 Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2004. – 335 с.
33 Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.: Наука, 2001. – 144 с.
34 Мухина, B. C. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – С. 418 – 421.
35 Кон, И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 2008. – 152 с.
36 Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. – М.: Владос, 2003. – 113 с.
37 Павлова, О. В. Возрастная изменчивость значимых межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте и в период ранней взрослости / О. В. Павлова // Диссертация на соискание ученой степени [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vozrastnaya-izmenchivost-znachimykh-mezhlichnostnykh-otnoshenii-v-podrostkovom-i-yunosheskom. – Дата доступа: 08.04.2019.
38 Порядина, В. А. Гендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи / В. А. Порядина // Диссертация на соискание ученой степени [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gendernye-razlichiya-v-strukture-sotsialnogo-intellekta-studencheskoi-molodezhi. – Дата доступа: 08.04.2019.
39 Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2006. – 145 с.
40 Дубровина, И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / И. В. Дубровина. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 182 с.
41 Рымарев, Н. Ю. Гендерные различия в проявлении субъектности у подростков. Личность и её бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бытия личности // Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Н. Ю. Рымарев; под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. – Краснодар: Победа, 2005. – 234 с.
42 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Птирер, 2000. – 195 с.
43 Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. – М.: Наука, 2002. – С. 3 – 18.
44 Шорохова, Е. В. Проблема «Я» и самосознания // Проблемы сознания // Материалы симпозиума / Е. В. Шорохова. – М.: Мысль, 2001. – С. 217 – 227.
45 Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова. – М.: Наука, 2004. – 288 с.
46 Рябикина, 3. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / З. И. Рябкина. – Краснодар: Полес, 2005. – 378 с.
47 Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
48 Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 175 с.
49 Павловский, В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павловский. – М.: Академический Проект, 2001. – 304 с.
50 Романов, И. В. Особенности половой идентичности подростков / И. В. Романов. – М.: Вопросы психологии. 2001. – № 4. – С. 39 – 47.
51 Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгодский. – М.: Просвещение, 2000. – 370 с.
52 Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев: Лыбидь, 1999. – 191 с.
53 Собчик, Л. Н. Методы психологической диагностики // Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство / Л. Н. Собчик. – М.: Просвещение, 1990. – 235 с.
54 Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко – СПб.: Питер, 2002. – 169 с.
55 Анастази, М. А. Психологическое тестирование / М. А. Анастази. – М.: Педагогика, 2002. – Кн. 1 – 2. – 656 с.
56 Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики: учеб. пособие для вузов / Н. И. Шевандир. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
57 Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
58 Столиц, В. В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика / В. В. Столиц. – М.: Мысль, 2002. – С. 245 – 299.
59 Хъелл, Л. Теории личности // Основные положения, исследования и применение / Л. Хъелл. – СПб.: Питер Пресс, 1999. – 608 с.
60 Кулюткин, Ю. Н. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / Ю. Н. Клюткин. – М.: Академия, 1999. – 478 с.
61 Бобров, В. А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологические проблемы формирования личности профессионала / В. А. Бобров. – М.: Академия, 1998. – 205 с.
62 Андреева, Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности / Т. В. Андреева. – Вып. 2. – СПб.: СПбГУ, 1998. – С. 203 – 216.
63 Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Рабочая книга практического психолога / В. П. Пугачёв. – М.: Академия, 2002. – 341 с.
64 Столяренко, Л. Д. Основы психологии // учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – Р н/Д.: Феникс, 2005. – 672 с.
65 Куницына, В. Н. Трудности межличностного общения / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринива, В. М. Погольша // Межличностное общение: учеб. пособие / В. Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2002. – 334 с.
66 Клецина, И. С. Практикум по гендерной психологии // учеб. пособие. Доп. УМО / И. С. Клецина. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с.