Выпускная квалификационная работа.
Есть реферат к работе, доклад и презентация к защите
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Реферат 3
Введение 4
Глава 1. Общие положения о службе в таможенных органах 5
1.1. Понятие и общая характеристика государственной службы 5
1.2. Таможенная служба в системе государственной службы России: анализ развития и современного состояния 9
1.3. Анализ правовых основ таможенной службы как разновидности государственной службы России 14
Глава 2. Правовой статус государственного служащего в таможенных органах 18
2.1. Содержание, структура и особенности правового статуса служащего таможенных органов 18
2.2. Анализ требований, предъявляемых к лицам, проходящим службу в таможенных органах 23
2.3. Ограничения, устанавливаемые в отношении сотрудников таможенных органов 27
Глава 3. Основные направления совершенствования правового регулирования государственной службы в таможенных органах 32
3.1. Проблемные аспекты правового регулирования службы в таможенных органах России 32
3.2. Пути совершенствования правового регулирования вопросов прохождения службы в таможенных органах 37
Заключение 44
Список использованных источников 47
Современные процессы глобализации экономики и тенденции к интеграции России в мировое экономическое пространство определили рост значения государственного регулирования в сфере таможенного дела как ведущего механизма управления внешнеэкономической деятельностью. Таможенные органы, принимая участие в осуществлении государственной экономической политики, ведут охрану национальных интересов и безопасности России в рамках своей компетенции. В связи с этим изучение особенностей прохождения государственной службы в таможенных органах приобретает особую значимость.
Актуальность исследования обусловлена тем, что интеграция России в мировое сообщество определяет потребность в определении основных направлений совершенствования таможенной службы как одного из видов государственной службы, необходимость уточнения правового статуса сотрудников таможенных органов.
Целью является исследование особенностей прохождения государственной службы в таможенных органах. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие и общую характеристику государственной службы.
2. Рассмотреть место таможенной службы в системе государственной службы России.
3. Провести анализ правовых основ таможенной службы как разновидности государственной службы России.
4. Охарактеризовать содержание, структуру и особенности правового статуса служащего таможенных органов.
5. Проанализировать требования, предъявляемые к лицам, проходящим службу в таможенных органах.
6. Описать ограничения, устанавливаемые в отношении сотрудников таможенных органов.
7. Выявить проблемные аспекты правового регулирования службы в таможенных органах России.
8. Наметить пути совершенствования правового регулирования вопросов прохождения службы в таможенных органах.
Объектом исследования выступает государственная служба Российской Федерации.
Предметом исследования является государственная служба в таможенных органах.
Информационной базой исследования стал комплекс нормативных правовых актов таможенного права во главе с Основным законом России.
Данное исследование включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Изучение понятия и общей характеристики государственной службы позволяет заключить, что под государственной службой в России подразумевается профессиональная служебная деятельность граждан России на замещаемых ими должностях государственной гражданской службы по обеспечению реализации полномочий федеральных органов государства, органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской. Государственная служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации.
Анализ развития и современного состояния таможенной службы в системе государственной службы России даёт основания сделать вывод, что становление таможенного дела в России прошло длинный путь, от минимальной правовой регламентации в Древней Руси, начала развития в ХVIII в. правовой базы таможенной службы, первого Таможенного устава середины ХIХ в.и до существующей сегодня системы таможенной службы.
Рассмотрение правовых основ таможенной службы как разновидности государственной службы России свидетельствует о том, что нормативно-правовую базу таможенной службы составляет широкий многоуровневый комплекс документов, включающий Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и решения КС РФ; Таможенный кодекс ЕАЭС; общепризнанные принципы и нормы международного права; Федеральные законы РФ; подзаконные нормативные правовые акты; регламенты, в том числе типовые и административные; правоприменительная практика: судебная и общеадминистративная практика (правовые прецеденты), которые были накоплены при разрешении различных таможенных споров.
Особенности правового статуса служащего таможенных органов заключается в том, что он, во-первых, имеет правовой статус личности, во-вторых, параллельно обладает общими, конкретными и специальными обязанностями служащего ФТС России, в-третьих, является представителем власти и может быть руководителем – начальником таможенного органа. Структуру правового статуса служащего таможенных органов образуют следующие элементы: принципы; правосубъектность; гражданство; права, свободы, обязанности человека и гражданина; ответственность; гарантии реализации прав и свобод. При этом ядром правового статуса служащих таможенных органов выступают права и обязанности, которые являются специальными, поскольку определены и осуществляются для реализации трудовой деятельности в конкретной профессиональной сфере. В правовой статус служащего таможенных органов входит и его ответственность, которая может быть дисциплинарной, административной, материальной и уголовно-правовой.
Для получения статуса служащего таможенного органа лицо должно соответствовать определённым требованиям. Общими требованиями являются требования к возрасту, владению государственным языком РФ и соответствие определенным квалификационным требованиям. Важным аспектом требований к лицам, проходящим государственную службу в таможенных органах, являются требования к уровню их деловых, личных и нравственных качеств, требования к служебному поведению должностных лиц таможенных органов и соблюдение ими морально-этических принципов. Важнейшими личностными качествами государственных служащих таможенных органов являются: знания таможенного законодательства, экономическая компетентность, отличная память, дипломатичность, стрессоустойчивость, развитая интуиция, быстрота реакции, способность прогнозирования действий лиц, нарушающих таможенные правила, готовность к риску и пресечению неправомерных действий участников внешнеторговой деятельности.
В отношении сотрудников таможенных органов устанавливаются определённые ограничения, связанные с прохождением службы и призванные обеспечить высокий моральный облик служащего таможенных органов, свободу его действий в пределах осуществляемых им должностных полномочий. Эти ограничения касаются двух аспектов: несовместимости должности таможенного служащего с другими видами деятельности; обеспечения дисциплинарного режима на государственной таможенной службе. В самом общем виде для таможенных служащих действуют следующие ограничения: 1) недееспособность; 2) наличие серьёзного психического или соматического заболевания; 3) наличие судимости; 4) наличие близких родственников в прямом подчинении (и наоборот); 5) наличие гражданства другого государства; 6) выход из российского либо приобретение гражданства другой страны; 7) представление на службу подложных документов и ложной информации; 8) отказ от допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; 9) утрата доверия при несоблюдении таможенным служащим запретов и ограничений.
К проблемным аспектам правового регулирования службы в таможенных органах России можно отнести, в первую очередь, то, что государственная служба в таможенных органах регулируется единым для всех гражданских служащих России законом № 79-ФЗ. Таможенные служащие не имеют своей специфической нормативно-правовой базы. Это является негативным условием для прохождения государственной службы в таможенных органах и вызывает следующие проблемы: неэффективная организация по подбору и расстановке кадров; несовершенная система мотивации таможенных служащих; недостаточный уровень квалификации таможенных служащих; отсутствие условий и возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе для переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов в учебных заведениях.
Пути совершенствования правового регулирования вопросов прохождения службы в таможенных органах видятся во внесении следующих изменений в закон № 114–ФЗ:
1) дополнить закон отдельной статьёй о делегировании правоохранительных полномочий: «С учётом специфики правоохранительной функции в сфере таможенного дела на лиц, проходящих государственную гражданскую службу в таможенных органах, реализующих таможенный контроль, могут возлагаться обязанности и предоставляться права служащих правоохранительных органов. Перечень должностей государственных гражданских служащих таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль, устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы»;
2) определение государственной службы в таможенных органах изложить в следующей редакции: «Под государственной службой в таможенных органах следует понимать профессиональную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы и государственной службы иных видов по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела, в том числе специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями»;
3) прописать в законе права, обязанности и запреты при прохождении государственной службы с учётом специфики службы в таможенных органах, а также унифицировать специфику прохождения государственной гражданской и государственной службы иных видов в отношении порядка назначения на должность, сроков проведения испытания, порядка и сроков проведения аттестации, применения мер поощрения и дисциплинарного наказания, оснований прекращения государственной службы, соответствия специальных званий сотрудников классным чинам государственных гражданских служащих таможенных органов.
Это позволит максимально сблизить государственную гражданскую и государственную службу иных видов и укрепить единство всей системы государственной службы в таможенных органах.
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.04.2020).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 20.04.2020).
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 20.04.2020).
4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ (дата обращения: 20.04.2020).
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 20.04.2020).
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государст-венной службы Российской Федерации» (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 20.04.2020).
7. Федеральный закон от 30.06.2002 № 78–ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37361/ (дата обраще-ния: 20.04.2020).
8. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15264/ (дата обращения: 20.04.2020).
9. Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2016 № 127 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы» (ред. от 30.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195402/ (дата обращения: 20.04.2020).
10. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 03.02.2020) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57545/ (дата обращения: 20.04.2020).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе (вместе с «Положе-нием о Федеральной таможенной службе»)» (ред. от 03.06.2019) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152009/ (дата обращения: 20.04.2020).
12. Приказ ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении по-рядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации» (ред. от 08.06.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164177/ (дата обращения: 20.04.2020).
13. Распоряжение ФТС России от 15.08.2005 № 366-р «О методических рекомендациях по заключению служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55266/ (дата обращения: 20.04.2020).
Специальная научная литература
14. Ахмедзянов, Р. Р. Понятие и особенности государственного управления таможенной службой в Российской Федерации / Р. Р. Ахмедзянов, Г. С. Волынщиков // Ростовский научный журнал. – 2019. – № 3. – С. 142–148.
15. Бак, Е. В. Правовая характеристика государственной службы Российской Федерации / Е. В. Бак, И. М. Филоровская // Право и правопорядок: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под общ. ред. С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой. – Хабаровск, 2018. – С. 15–18.
16. Басова, У. М. Виды государственной службы и их краткая характеристика / У. М. Басова // Актуальные вопросы информационной деятельности в системе государственного управления: сб. науч. ст. – Ростов на Дону, 2019. – С. 29–33.
17. Борзенкова, А. В. Специфика прохождения государственной службы в таможенных органах / А. В. Борзенкова // Направления социально-экономического развития региональной экономики: материалы «круглого стола». – СПб., 2016. – С. 229–233.
18. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в полити-ческой системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. – М.: Юрайт, 2018. – 293 с.
19. Варинова, А. С. Сущность испытания при приёме на службу в таможенные органы / А. С. Варинова, С. А. Старых // Молодёжь и XXI век–2016: материалы конф. – М., 2016. – С. 250–252.
20. Василенко, И. А. Государственная и муниципальная служба / И. А. Василенко. – М.: КноРус, 2018. – 304 с.
21. Васина, А. Н. Правовые основы государственной службы в таможенных органах: учебное пособие / А. Н. Васина. – Владивосток: Владивостокский филиал РТА, 2019. – 382 c.
22. Волкова, О. А. Правовое регулирование службы в таможенных органах / О. А. Волкова // Вестник студенческого научного общества. – Донецк, 2019. – Т. 4. № 11-1. – С. 183–187.
23. Герасимов, М. Н. Некоторые проблемы прохождения государственной службы в таможенных органах РФ / М. Н. Герасимов // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 12. – С. 92–93.
24. Государственная служба. Комплексный подход / под ред. А. Оболонского. – М.: Дело АНХ, 2017. – 512 с.
25. Греку, Т. В. Проблемы государственной службы в таможенных органах / Т. В. Греку, Ю. О. Новикова // Актуальные вопросы развития со-временного общества: сб. науч. ст. – М., 2019. – С. 127–130.
26. Гринкина, Ю. В. Виды государственной службы их краткая ха-рактеристика / Ю. В. Гринкина // Актуальные вопросы информационной деятельности в системе государственного управления: сб. науч. ст. – Ростов на Дону, 2019. – С. 149–151.
27. Гурова, Е. С. Обеспечение соблюдения запретов и ограничений таможенными органами / Е. С. Гурова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2019. – №1(34). – С. 11–15.
28. Демидова, Ю. Правовые и организационные основы правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации / Ю. Демидова // Символ науки. – 2016. – № 12-3 (24). – С. 82–84.
29. Дёмин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации / А. А. Дёмин. – М.: Юрайт, 2017. – 356 с.
30. Дзюбровская, Л. В. Некоторые проблемы правового статуса государственных служащих таможенных органов в России / Л. В. Дзюбровская // Современные подходы к модернизации юридической науки, практики и образования: материалы конф. – Белгород, 2017. – С. 97–102.
31. Дибиров, Ю. С. Конституционно-правовые основы организации и деятельности таможенных органов России / Ю. С. Дибиров // Юридический вестник ДГУ. – 2017. – Т. 24. № 4. – С. 64–67.
32. Забродоцкий, Я. Р. Виды государственной службы, их краткая характеристика / Я. Р. Забродоцкий // Актуальные вопросы информационной деятельности в системе государственного управления: сб. науч. ст. – Ростов на Дону, 2019. – С. 186–188.
33. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учеб. пособие / А. Г. Гетман, Е. С. Гурова. – СПб.: РАХиГС, 2018. – 154 с.
34. Заячникова, М. С. Особенности государственной службы в таможенных органах / М. С. Заячникова, В. В. Хвастовцев // Новый юридический вестник. – 2019. – № 1 (8). – С. 5–7.
35. Иващенко, С. А. Особенности проведения конкурсного отбора на должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах / С. А. Иващенко // Молодой учёный. – 2016. – № 10.1 (114.1). – С. 22–24.
36. Исаева, Л. А. Правовые и организационные основы правоохранительной деятельности таможенных органов РФ / Л. А. Исаева, Р. Р. Галимов, К. В. Чикунова // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 2 (18). – С. 93–96.
37. Калмыков, А. С. Виды государственной службы, их краткая ха-рактеристика / А. С. Калмыков // Актуальные вопросы информационной деятельности в системе государственного управления: сб. науч. ст. – Ростов на Дону, 2019. – С. 218–221.
38. Калимуллина, А. Ф. Правовые основы организации федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах / А. Ф. Калимуллина // Основные аспекты совершенствования таможенного дела: материалы круглого стола / под ред. И. Т. Насретдинова. – М., 2017. – С. 35–36.
39. Канакова, Е. И. Роль и значение таможенной службы РФ во внешнеэкономической деятельности / Е. И. Канакова // Ключевые проблемы современной науки: материалы конф. – М., 2019. – С. 13–15.
40. Киикбаева, А. Р. История развития таможенных органов в системе государственной службы России / А. Р. Киикбаева // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сб. ст. конф. – М., 2018. – С. 208–210.
41. Кондратьев, А. А. К вопросу о роли федеральной таможенной службы в обеспечении экономической безопасности государства / А. А. Кондратьев // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления: материалы конф. / редколл.: Г. П. Кулешова [и др.]. – М., 2020. – С. 107–109.
42. Курасбедиани, З. В. Сущность и структура профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы / З. В. Курасбедиани // Наука-2020. – 2019. – № 6 (31). – С. 29–33.
43. Липски, С. А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С. А. Липски. – М.: Русайнс, 2017. – 296 с.
44. Малышев, О. А. О некоторых проблемных аспектах правового регулирования государственной службы в таможенных органах Российской Федерации / О. А. Малышев // Студенческий. – 2019. – № 21-6 (65). – С. 39–42.
45. Мархасин, М. Б. Некоторые проблемные вопросы законодательства о государственной службе в таможенных органах / М. Б. Мархасин // Сборник научных работ студентов юридического факультета Российской таможенной академии / под ред. М. А. Вершковой. – М., 2018. – С. 78–80.
46. Мячина, Н. К. Направления совершенствования работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности в рамках Евразийского Экономического Союза / Н. К. Мячина, П. С. Шевчук // Экономика, бизнес, финансы: актуальные вопросы и современные аспекты: сб. ст. – М., 2020. – С. 117–119.
47. Охотский, Е. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание / Е. Охотский. – М.: Экономика, 2017. – 704 с.
48. Право государственной и муниципальной службы / под ред. В. Ш. Шайхатдинова, А. Н. Митина. – М.: Проспект, 2017. – 524 с.
49. Правовой статус сотрудников, гражданских служащих и работ-ников таможенных органов: учебное пособие / под ред. В. А. Мурзина. – М., 2018. – 322 с.
50. Предеина, Л. В. Конституция Российской Федерации как право-вая основа деятельности таможенных органов / Л. В. Предеина, П. А. Каргаполов // Нужна ли России новая Конституция?: сб. материалов круглого стола. – М., 2014. – С. 26–29.
51. Сафоненков, П. Н. Правовые основы административной юрис-дикционной деятельности таможенных органов: учебник / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. – М., 2017. – 392 с.
52. Смоленский, М. Б. Административное право / М. Б. Смоленский, М. В. Алексеева. – М.: КноРус, 2018. – 248 с.
53. Старилов, Ю. Н. Государственная служба и служебное право / Ю. Н. Старилов. – М.: Норма, 2018. – 240 с.
54. Шардина, И. В. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций / И. В. Шардина // Молодой учёный. – 2015. – № 4 (84). – С. 482-485.
55. Шурухнов, Н. Г. Характеристика общего правового статуса со-трудников и служащих таможенных органов / Н. Г. Шурухнов, Я. В. Мирошниченко, О. А. Князева // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – № 2. – С. 84–90.
Материалы судебной практики
56. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 16.05.2013 по делу № 33-5076 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOUG&n=43636#035239109520672285 (дата обращения: 04.05.2020).
57. Решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 14.04.2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-dzerzhinskij-rajonnyj-sud-g-orenburga-orenburgskaya-oblast-s/act-564027828/ (дата обращения: 04.05.2020).
58. Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край) № 2-3087/14 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-oktyabrskij-rajonnyj-sud-g-novorossijska-krasnodarskij-kraj-s/act-506244477/ (дата обращения: 04.05.2020).