В качестве приммера рассмотрена Российское движение школьников (РДШ) . Это общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.
Введение 3
1 Теоретические основы организации детских общественных объединений 5
1.1 Понятие и характерные черты детских общественных организаций 5
1.2 Классификация детских общественных организаций 11
2 Значение детских общественных организации 15
2.1 Функции детских общественных организаций 15
2.2 Роль детских объединений как фактора социализации детей 17
3 Деятельность детских общественных организаций в России 23
3.1 Государственная поддержка и финансирование детских общественных организаций в России 23
3.2 Особенности деятельности детских общественных организаций России на примере Российского движения школьников 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Современные детские общественные организации России охватывают разнообразный спектр интересов, увлечений и потребностей детей. Рост их количества за последние годы - свидетельство востребованности таких организаций личностью, обществом и государством.
Детские общественные организации способствуют социализации и индивидуализации своих членов, удовлетворению потребностей детей и подростков в принадлежности к группе, признанию собственной компетентности в различных видах деятельности, в общении, развитию познавательных интересов детей, их стремлению к самореализации.
В силу своего общественного характера они наиболее адекватно реагируют на изменения в жизни общества. Становление активной социальной позиции в подростковом и юношеском возрасте тесно связано с экономической, политической, гражданской грамотностью, формирующейся при участии в деятельности детских общественных организаций.
Функционирование детских общественных организаций на базе учреждений дополнительного образования способствует созданию особого воспитательного пространства и является перспективным как в плане развития воспитательного потенциала самих организаций, так и с точки зрения их позитивного влияния на деятельность учреждений дополнительного образования.
Целью данной работы является анализ детских общественных организаций в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и характерные черты детских общественных организаций;
изучить классификацию детских общественных организаций;
охарактеризовать функции детских общественных организаций ;
выявить роль детских объединений как фактора социализации детей;
проанализировать государственную поддержку и финансирование детских общественных организаций в России;
рассмотреть особенности деятельности детских общественных организаций России на примере Российского движения школьников.
Объектом работы выступают детские общественные организации. Предметом – их деятельность в России.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как О.А. Андриенко, А. Бельская, Н.В. Бордовская, А.С. Голобоков, В.М. Кроль, а также источники сети Интернет.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Под детским общественным объединением подразумевается добровольное социальное движение, образованное группой совершеннолетних и несовершеннолетних граждан для совместной деятельности и общей цели.
Их основная цель заключается в саморазвитии, следовании своим интересам, создании общественных проектов. Задачи определяются в зависимости от целей, но, в общем понимании, организация такого товарищества помогает реализовать творческие и организационные способности, развить качества, направленные на улучшение окружающей среды и помощи людям.
С точки зрения воспитательного процесса, цели деятельности любого детского общественного объединения эффективно влияют на аспект личностного роста каждого члена объединения.
В процессе деятельности он сталкивается со многими общественными задачами и начинает лучше понимать принципы управления, самоорганизации, уважения и т.д., что положительно сказывается на его будущем. Объединения повышают социальную значимость и готовность человека исполнять социальные общественные потребности.
На сегодня детские общественные объединения в нашей стране могут быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения как равные партнеры с различными государственными структурами. Современные детские общественные структуры имеют право самостоятельно выбирать взрослых руководителей. Нет никаких ограничений в дислокации детских общественных объединений. Они могут быть созданы и действовать на базе государственных организаций или частных учреждений, по месту жительства.
Такие организации могут различаться по: направленности; формированию; целям; времени осуществления; степени интересов; составу участников; общественному статусу.
Детские и молодежные общественные организации играют важную роль в воспитании молодого поколения. Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций.
Поддержка детских общественных объединений осуществляется на основе Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Финансирование программ детских общественных объединений и организаций производится из средств федерального бюджета и фондов РФ. Материальная поддержка ведется на законодательной основе и предусматривается разными социальными программами.
В качестве примера мы рассмотрели деятельность – общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников.
Российское движение школьников для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.
1. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Монография / Л.В. Алиева. – М.: Макс-Пресс МГУ, 2017. – 224 с.
2. Андриенко О.А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива / О.А. Андриенко // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т.8. – № 2(27).
3. Андриенко О.А. роль детских общественных организаций в воспитании подрастающего поколения / О.А. Андриенко, С.Н. Зубкова // Humanities and Technology Institute. – 2019. – № Т. 3. – № 2 (4). – С. 44-46.
4. Бельская А. Роль детских объединений как фактора социализации детей [Электронный ресурс] / А. Бельская. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-detskih-obedinenii-kak-faktora-socializaci-detei.html (дата обращения: 21.04.2020).
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
6. Борисова Л.А. Детское движение в современном обществе: концепция развития и воспитательные возможности / Л.А. Борисова // Народная школа. – 2017. – №6. – С. 15-19.
7. Быстрова Н.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи / Н.А. Быстрова, С.А. Цыплакова, Л.А. Чумакова // Карельский научный журнал. – 2018. – Т.7. – №1 (22). – С.73-76.
8. Волохов А.В. Детские организации и объединения в третьем тысячелетии / А.В. Волхов// Воспитание как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2003 г. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – Часть II. – С. 23.
9. Голобоков А.С. Проблемы и перспективы развития молодежного волонтерского движения в Приморском крае / А.С. Голобоков, Е.С. Савченко, А.С. Хилько // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 2(23), – С.313-316.
10. Детские общественные объединения: особенности создания, история и интересные факты [Электронный ресурс]. – URL: https://fb.ru/article/392103/detskie-obschestvennyie-obyedineniya-osobennosti-sozdaniya-istoriya-i-interesnyie-faktyi (дата обращения: 21.04.2020).
11. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы [Электронный ресурс]. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/detskie_obschestvennye_obedineniya_v_vospitatelnoy_sisteme_shkoly/ (дата обращения: 21.04.2020).
12. Епхиева М.А., Салказанова М.Э. О некоторых особенностях независимого общественного контроля в образовании / М.А. Епхиева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – № 4(17). – С. 216-218.
13. Иванова И.В. Творческое саморазвитие личности в детских объединениях: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 39.03.03 (040700.62) Организация работы с молодежью / И.В. Иванова. – Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2015. – 176 c.
14. Костылева В.Б. К вопросу о роли детских общественных объединений в социализации личности подростка / В.Б. Костылева // Социализация и ре-социализация подростков и молодежи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 8 декабря 2011г. – Перм. Гос. Пед. ун-т. Пермь, 2011. – 375 с.
15. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
16. Кудинов В.А. История детского и юношеского движения в России: учебное пособие / В.А. Кудинов; отв. ред. Л.И. Тимонина. – Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 289 с.
17. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы / Б.В. Куприянов // Внешкольник: дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей – 2017. – №4 (121). – С. 36–40.
18. Куртеева Л.Н. Становление и перспективы развития современных детских общественных организаций России / Л.Н. Куртеева // Наука и школа. – 2009. – № 5. – С. 7-9.
19. Мальцева Э.А. Принципы деятельности детских общественных объединений / Э.А. Мальцева // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2015. – С. 250-251. (75%) движений и общественной мысли / И.И. Михайлов. – М.: Наука, 2016. – 356 с.
20. Михайлов М.И. Из истории социальных движений и общественной мысли / И.И. Михайлов. – М.: Наука, 2016. – 356 с.
21. Потехина Е.Н. Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков / Е.Н. Потехина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 4(21). – С. 171-174
22. РДШ | КУЗБАСС [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/rdshkem42 (дата обращения: 21.04.2020).
23. Российское движение школьников [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – URL: https://рдш.рф/ (дата обращения: 21.04.2020).
24. Рудко А.М. Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений / А.М. Рудко / Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 15-18.
25. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
26. Современные детские общественные объединения: особенности их создания и деятельности [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/sovremennie-detskie-obschestvennie-obedineniya-osobennosti-ih-sozdaniya-i-deyatelnosti-3294204.html (дата обращения: 21.04.2020).
27. Солкин М. С. Деятельность детских общественных объединений как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / М.С. Солкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 48–53. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570013.htm. (дата обращения: 21.04.2020).
28. Филимонов А. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления [Электронный ресурс] / А. Филимонов. – URL: http://www. garant.ru/ article/544004/#ixzz3DdytC0Bb (дата обращения: 21.04.2020).
29. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
30. Шалабаева, О. В. Детская организация как фактор социального становления личности ребенка / О.В. Шалабаева // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2016 г.). – Уфа: Лето, 2016. – С. 60-62.