Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы укрепления здоровья школьников 6
1.1. Проблема формирования ориентации школьников на здоровый образ жизни 6
1.2. Характеристика средств и методов оздоровительной физической культуры 17
Глава 2. Оценка влияния уроков физкультурно-оздоровительной направленности на физическую работоспособность школьников 28
2.1. Методы и организация исследования 28
2.2. Методика физкультурно-оздоровительных занятий для повышения
работоспособности школьников 37
2.3. Оценка исходных показателей физической работоспособности у школьников 52
2.4. Эффективность методики физкультурно-оздоровительных занятий у школьников 55
Заключение 61
Список литературы
Актуальность темы. Физкультурно-оздоровительная деятельность в стране неразрывно связана не только с вопросами воспитания молодежи, подготовки ее к труду и защите демократических завоеваний, но и с вопросами повышения производительности труда трудоспособного населения, сохранения его долголетия за счет правильного использования средств физической культуры, организации профилактических мероприятий с использованием естественных сил природы.
Общая социально-педагогическая проблема физкультурно-оздоровительной деятельности связана с эффективностью реализации социально-экономических и социально-педагогических функций физической культуры и обусловлена взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными аспектами и видами воспитания, в том числе и трудовым [17, 43].
Социально-педагогические воздействия физической культуры осуществляются непосредственно в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, в ходе занятий физическими упражнениями в процессе учебных, тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда школьник развивает, обогащает свой теоретический и практический опыт в двигательной деятельности.
Привлечение школьников к активной физкультурной деятельности невозможно без удовлетворения их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при соответствующей организации учебного процесса [23, 34].
Новые технологии должны принимать во внимание современные методы и средства дисциплины, что может способствовать активизации физкультурной деятельности, развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Среди многочисленных видов спорта и двигательной активности большим потенциалом обладают различные средства физической культуры, которые пользуются повышенным интересом у школьников и способны активно формировать его поведение.
Поэтому в образовательном пространстве школы особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на повышение физической работоспособности школьников. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического процесса и приводят к запланированному результату.
Объект исследования - физкультурно-оздоровительная деятельность.
Предмет исследования - средства и методы физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.
Цель исследования - разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий у школьников для повышения их физической работоспособности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.
2. Оценить уровень физического здоровья и работоспособности у школьников.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики физкультурно-оздоровительных занятий у школьников для повышения их физического здоровья и работоспособности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Медико-биологические методы исследования: оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту, дыхательные пробы Штанге, Генча, индекс Скибинского, экскурсия грудной клетки.
5. Методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий будет эффективной для улучшения физического здоровья и работоспособности у школьников.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры, преподавателям по стэп- аэробике в фитнес-центрах, спортивных школах для улучшения физической работоспособности и здоровья у школьников.
1. Анализ проблемно-ориентированной литературы показал, что ориентация на здоровый образ жизни является компонентом общей культуры личности, представляет собой системное динамическое образование и включает три взаимосвязанных компонента: знания человека в области процессов и условий формирования здорового образа жизни; мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни; практическую деятельность, направленную на физическое совершенствование личности, определяющую состояние ее здоровья. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.
Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической работоспособности учащихся. Для большинства школьников, занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них.
Необходимо тщательно подобрать набор методов и форм проведения школьных занятий, включив в них элементы, направленные на улучшение физического состояния учащихся. В данную деятельность должны включаться не только преподаватели физической культуры, но и классный руководитель.
Полученные результаты побудили нас к выработке путей улучшения соматического здоровья как составляющей физической культуры личности школьника путем разработки оздоровительных упражнений во время уроков физической культуры у школьников.
2. На основе предложенных методов обследования был определен исходный уровень соматического здоровья школьников, физической работоспособности и функционального состояния кардиореспираторной системы. Результаты оценки уровня здоровья по методике Апанасенко свидетельствуют о том, что у 40% школьников ЭГ и 50% КГ наблюдался низкий уровень физического здоровья; у 60% участников ЭГ и 50% КГ - ниже средний, что является предпосылками для создания дифференцированной методики физкультурно-оздоровительных мероприятий для данного контингента школьников. Средние результаты оценки в баллах соответствовали значениям 2,59±0,23 в ЭГ и 2,65±0,33 - в КГ.
Результаты анализа полученного индекса Гарвардского степ-теста соответствуют низкому и ниже среднему уровню физической работоспособности у исследуемых школьников обеих групп. Распределения участников тестирования по уровням показало, что у 50% школьников ЭГ и 60% КГ наблюдались низкие уровни физической работоспособности; у 50% участников ЭГ и 40% КГ - ниже средние. Средние результаты оценки индекса в баллах соответствовали значениям 55,69±2,29 в ЭГ и 55,25±3,33 - в КГ.
3. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий по развитию физической работоспособности позволила достичь весомых результатов ее улучшения у школьников, которая подтвердила свою эффективность и значимость. Распределение участников тестирования по уровням показало, что у 20% школьников ЭГ и 40% КГ наблюдались все еще низкие уровни физической работоспособности; у 40% участников ЭГ и КГ - ниже средние уровни физической работоспособности; средние - у 40 % ЭГ и 20% школьников КГ. Средние результаты оценки индекса Гарвардского степ-теста в баллах соответствовали значениям 65,69±2,19 в ЭГ и 60,21±3,33 - в КГ. Улучшение физической работоспособности в ЭГ по индексу гарвардского степ-теста составило 9,74 балла (р<0,05) при обработке средних результатов по критерию Стьюдента, в КГ - 4,96 баллов (р>0,05).
Конечные результаты оценки физической работоспособности были достоверно выше у школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 5,22 балла (р<0,05), что подтверждает большую эффективность занятий степ-аэробикой по сравнению с йогой и дыхательными упражнениями.
1. Андерсон Б. Растяжка для каждого / Б. Андерсон, Дж. Андерсон. - Мн. : Попурри, 2002. - 224 с.
2. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб. : Петрополис, 1992. - 120 с.
3. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков :учб. пособ. - Днепропетровск : УДХГУ. - 2000. - 148 с.
4. Батрымбетова С.А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 165-179.
5. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж : учеб.-метод. пособие для мед. работников / Н. А. Белая. - М. : Советский спорт, 2001. - 272 с.
6. Бутко В.Г., Койпышева Е.А. Аквааэробика - альтернативный вид фитнеса для студентов // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 54-56.
7. Бутко В.Г., Койпышева Е.А. Аквааэробика - альтернативный вид фитнеса для студентов // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 54-56.
8. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб.для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
9. Виес, Ю.Б. Все о фитнесе [Текст] : методическое пособие / Юлия Борисовна Виес. - М. : Изд-во Интерпрессервис, 2011. - 512 с.
10. Виноградов, П.А Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1996. - 269 с.
11. Гафиатулина Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте : автореф. дис. ... канд. социолог.наук / Гафиатулина Н.Х. - Ростов-н/Д., 2007. - 24 с.
12. Гиря А.В. Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса в современной школе / А.В. Гиря, Н.В. Фисунова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (5). - С. 328-330.
13. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики [Текст]: учебное пособие/ В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова.- Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. - 124 с.
14. Дорохов А.Н. Механизмы действия системы йога: теории, гипотезы. Анализ теоретических и экспериментальных исследований // Общая патология та патологическая физиология. - 2008. - 3 (3). - С. 6-16.
15. Зайцев Г.К. Школьнаявалеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. -3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. -160 с.
16. Захарина Е.А. Формирование мотивации к двигательной активности в процессе физического воспитания школьников высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. наук по физ. восп. И спорту: спец. 24.00.02 / Е.А. Захарина. - К., 2007. - 22 с.
17. Иващенко, Л.Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев. - К. : Наук. свгг, 2008. - 198 с.
18. Ивлев, М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Ивлев, М.П., Котов П.И., Левченкова Т.В., и др. - М. : Изд-во ТВТ Дивизион, 2006. - 304 с.
19. Козина Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социолог.наук / Козина Г.Ю. - Пенза, 2007. - 24 с.
20. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. -М.: Аспект Пресс, 2000. -139 с.
21. Куприянова Э. В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья школьников : автореф. дис. ... канд. социолог.наук / Куприянова Э.В. - Пенза, 2007. - 24 с.
22. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учебное пособие для ВУЗов /Р.И.Купчинов. - М.: ТетраСистемс, 2006. - 352с.
23. Курамшин Ю.Ф. Методы формирования физической культуры личности // Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 58-61.
24. Лисицкая Т.В, Сиднева Л.К. Аэробика, частные методики. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - С.16-37.
25. Макарова Г.А. Медицинский справочник тренера / Г.А. Макарова, С. А. Локтев. - 2-е изд., стереот. - М. : Советский спорт, 2006.- 587 с.
26. Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. - 2-е изд., стереот. - М. : Советский спорт, 2006. - 587 с.
27. Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. - Донецк: Сталкер, 2005.- 253с.
28. Матвеев Л. П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2000.- № 2. - С. 28-37.
29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет [Текст]: учеб.для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - Изд. 4-е, стер. - СПб.: Лань: Омега - Л, 2004. - 159 с.
30. Милюкова, И.В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик: Упражнения для позвоночника; Дыхательная гимнастика; Лечебная гимнастика в воде и др. [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова (под ред. Евдокимовой Т.А.) - М. :АСТ, Сова, 2007. - 992 с.
31. Назарук В.М. Аквааэробика как средство оздоровления организма // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 2-8 (34). - С. 156-160.
32. Новиков, А. А. Основы спортивного мастерства : монография / А. А. Новиков. - М.: Советский спорт, 2013. - 269 с
33. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / [Н.Ж.
улгакова, Н. С. Морозов, О. И. Попов и др.] ; под.ред. Н.Ж. Булгаковой. -
М. : Академия, 2005. - 432 с.
34. Паффенбаргер Р.С. Здоровый образ жизни / Р.С. Паффенбаргер, Э. Ольсен. - К.: Олимп.л-ра, 1999. - 320 с.
35. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика : методика и тесты / Д. Я. Райгородский. - Самара, 2000. - С. 17-19.
36. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладых программ Stasl^a. - М. : Медиа Сфера, 2002. - 312 с.
37. Смирнов И.В. Функциональная диагностика. ЭКГ, реография, спирография / И.В. Смирнов, А.М. Старшов. - М. :Эксмо, 2008. - 224 с.
38. Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека Общая, спортивная, возрастная, Учебник для высших заведений физической культуры. - М.: «Тера-спорт», «Олимпия Пресс», 2001.
39. Статистический анализ данных и способы представления результатов исследования [Текст] : учебно-методическое пособие к лекционно-практическому курсу «Психодиагностика» / сост. Е. Г. Заверткина, Н. К. Рукавишникова. - Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2000
40. Теория и методика физического воспитания: учебник / Под ред. Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимп.л-ра, 2003. - Т.2. - 392 с.
41. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершен-ствование / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
42. Федоткин А.Ю. Современный взгляд на состояние здоровья школьников и влияющие на него факторы / А.Ю. Федоткин, А.Н. Лобов, О.В. Волченкова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2008. - №4 (27). - С. 63-66.
43. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России :моногр. / С. В. Алексеев [и др.]. - М. ; Воронеж : ООО НИЦ «Еврошкола» ; ООО «Издательство РИТМ», 2017. - 500 с.
44. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников. - М. : Просвещение, 2005. - 144 с.
45. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические,
социальные, биологические, медицинские, психологические,
педагогические, экологические аспекты. - Новосибирск.: Альфа-Виста, 2007. -144 с.
46. Яных, Е.А. Аэробика дома [Текст]/ авт.-сост. Е.А. Яных, В.А. Захаркина. - М. : ACT; Донецк: Сталкер, 2006. — 175 с.
47. Waller P. Therapeutic aquatic exercise in the treatment of low back pain / P. Waller // Clinical Rehabiitationl. - 2009. - N 23. - P. 3-14.