Проектная методика в обучении английскому языку на старшей ступени обучения
|
Введение 3
Глава I. Проектная методика обучения иностранным языкам: история и современность 7
1.1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в
зарубежной и отечественной системе образования 7
1.2. Проектная технология и ее основные характеристики 13
1.3. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте
современных педагогических технологий 20
Выводы к первой главе 25
Глава II. Методика применения технологии проектного обучения на уроках английского языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы 27
2.1. Психолого-педагогические основы технологии использования
проектной методики в обучении иностранным языкам 27
2.2. Теоретические основы разработки проекта системы учебных и
внеучебных занятий 36
2.3. Содержание и реализация проекта системы учебных и внеучебных
занятий по исследуемой теме 41
2.4. Методические рекомендации по использованию проектной
методики при обучении английскому языку 48
Выводы ко второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложение
Глава I. Проектная методика обучения иностранным языкам: история и современность 7
1.1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в
зарубежной и отечественной системе образования 7
1.2. Проектная технология и ее основные характеристики 13
1.3. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте
современных педагогических технологий 20
Выводы к первой главе 25
Глава II. Методика применения технологии проектного обучения на уроках английского языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы 27
2.1. Психолого-педагогические основы технологии использования
проектной методики в обучении иностранным языкам 27
2.2. Теоретические основы разработки проекта системы учебных и
внеучебных занятий 36
2.3. Содержание и реализация проекта системы учебных и внеучебных
занятий по исследуемой теме 41
2.4. Методические рекомендации по использованию проектной
методики при обучении английскому языку 48
Выводы ко второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложение
Изменения педагогической парадигмы, которые начались в конце ХХ века, предъявляют определенные требования к методике обучения. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что появляется необходимость совершенствования системы и практики образования. Современные условия образовательного процесса ожесточились: короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям. Высокие запросы общества невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Главным вопросом становится поиск новых форм и методов работы по обучению иностранному языку в средней школе на всех этапах обучения. Социальные требования общества в сфере обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. И здесь метод проектного обучения является педагогическим потенциалом. Данная методика позволяет не только действенно усвоить и закрепить необходимые знания, умения и навыки по изучаемому предмету, но и предоставляет широкие возможности для развития личностных качеств учащихся: раскрытие исследовательского интереса, творческих способностей, навыков коллективного взаимодействия, коммуникации и другие.
Важно упомянуть, технология проектного обучения сравнительно недавно начала становиться объектом пристального внимания российских педагогов и методистов, в том числе применительно к изучению иностранного языка в школе. В настоящее время метод проектов широко применяется во многих странах мира. Основной причиной является то, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Здесь важно отметить, в данной технологии реализуется приобретение учащимися собственных знаний в противоположность представленных учителем абстрактной научной информации, мотивирует формирование познавательного интереса, выявляет требования для решения многоуровневых задач, в том числе с использованием межпредметных умений. Таким образом, проектная технология позволяет реализовать один из приоритетных принципов современной педагогики - принцип интеграции различных предметных дисциплин.
По исследованиям многочисленных авторов [Полат 2003: 76 и Денисова 2006: 287] было определено, что проектная деятельность выступает как важный компонент алгоритма продуктивного образования и представляет из себя нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Целью данной работы является разработка и реализация проектной методики в процессе обучения английскому языку на старшей ступени в средней общеобразовательной школе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы нижеуказанные задачи работы:
1. Описать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обозначить использование проектной методики при обучении иностранному языку на завершающем этапе средней общеобразовательной школы, изучив психологические особенности учащихся на старшей ступени обучения.
3. Разработать и проанализировать в экспериментальной работе
систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (10 — 11 классы) средней общеобразовательной школы.
4. Представить собственные рекомендации по использованию проектной технологии.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по теме.
Научная новизна работы исследования состоит в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том числе в обучении иностранному языку. В психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме: “Sport unites continents: Olympic Games” для учащихся старшей ступени обучения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем был проведен эксперимент и выявлены рекомендации по использованию проектной методике при обучении иностранному языку на старшей ступени, который может быть использован при дальнейшем изучении данного вопроса относительно к этой ступени обучения.
Практическая значимость заключается в применении в педагогическом процессе по иностранному языку разработанных автором данной выпускной квалификационной работы методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по рассмотренной теме, которые позволяют устранить существующее неравновесие между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности иностранному языку и реальным владением иностранного языка на завершающем этапе обучения.
Были использованы следующие методы научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого - педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме;
2. Беседа с преподавателями иностранного языка и учащимися;
3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения
иностранному языку на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы;
4. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме на старшей ступени обучения иностранному языку.
Важно упомянуть, технология проектного обучения сравнительно недавно начала становиться объектом пристального внимания российских педагогов и методистов, в том числе применительно к изучению иностранного языка в школе. В настоящее время метод проектов широко применяется во многих странах мира. Основной причиной является то, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Здесь важно отметить, в данной технологии реализуется приобретение учащимися собственных знаний в противоположность представленных учителем абстрактной научной информации, мотивирует формирование познавательного интереса, выявляет требования для решения многоуровневых задач, в том числе с использованием межпредметных умений. Таким образом, проектная технология позволяет реализовать один из приоритетных принципов современной педагогики - принцип интеграции различных предметных дисциплин.
По исследованиям многочисленных авторов [Полат 2003: 76 и Денисова 2006: 287] было определено, что проектная деятельность выступает как важный компонент алгоритма продуктивного образования и представляет из себя нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Целью данной работы является разработка и реализация проектной методики в процессе обучения английскому языку на старшей ступени в средней общеобразовательной школе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы нижеуказанные задачи работы:
1. Описать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обозначить использование проектной методики при обучении иностранному языку на завершающем этапе средней общеобразовательной школы, изучив психологические особенности учащихся на старшей ступени обучения.
3. Разработать и проанализировать в экспериментальной работе
систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (10 — 11 классы) средней общеобразовательной школы.
4. Представить собственные рекомендации по использованию проектной технологии.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по теме.
Научная новизна работы исследования состоит в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том числе в обучении иностранному языку. В психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме: “Sport unites continents: Olympic Games” для учащихся старшей ступени обучения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем был проведен эксперимент и выявлены рекомендации по использованию проектной методике при обучении иностранному языку на старшей ступени, который может быть использован при дальнейшем изучении данного вопроса относительно к этой ступени обучения.
Практическая значимость заключается в применении в педагогическом процессе по иностранному языку разработанных автором данной выпускной квалификационной работы методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по рассмотренной теме, которые позволяют устранить существующее неравновесие между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности иностранному языку и реальным владением иностранного языка на завершающем этапе обучения.
Были использованы следующие методы научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого - педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме;
2. Беседа с преподавателями иностранного языка и учащимися;
3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения
иностранному языку на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы;
4. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме на старшей ступени обучения иностранному языку.
В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по заданной теме на старшей ступени обучения были сделаны следующие выводы:
1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно¬урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования, а именно:
• сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
• шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);
• стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;
• усилить степень автономии учащихся;
• пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.
2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:
а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;
б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции - формирования и формулирования мыслей.
Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
3. Применение проектной методики наиболее результативно на завершающем этапе (10-11 классы) средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики при этом отвечает основным психологическим особенностям старшеклассников, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:
- проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в основе проектной методики лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участников знаний не только в рамках данного предмета, но и в других областях;
- автономным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем самоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:
1. Нами было дано теоретическое обоснование проектной методики в ее психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения.
2. Была исследована и обоснована технология использования проектной методики при обучении ИЯ.
3. Была разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работе система учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики по теме «Sport unites continents: Olympic Games» на старшей ступени обучения, а также был проанализирован собственный опыт использования проектной методики при обучении ИЯ. Проект системы учебных и внеучебных занятий no теме: «Sport unites continents» проводился для учащихся 10-го кл. МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района ЧР. Результаты разработанного нами проекта в рамках данной темы показали ее определенные преимущества перед традиционным обучением.
Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
Однако собственные наблюдения показали, что в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей, что и было предпринято в данной выпускной квалификационной работе.
Результаты исследования могут иметь применение в образовательном процессе по иностранному языку в общеобразовательных и специализированных школах на средней ступени обучения.
1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно¬урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования, а именно:
• сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
• шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);
• стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;
• усилить степень автономии учащихся;
• пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.
2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:
а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;
б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции - формирования и формулирования мыслей.
Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
3. Применение проектной методики наиболее результативно на завершающем этапе (10-11 классы) средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики при этом отвечает основным психологическим особенностям старшеклассников, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:
- проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в основе проектной методики лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участников знаний не только в рамках данного предмета, но и в других областях;
- автономным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем самоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:
1. Нами было дано теоретическое обоснование проектной методики в ее психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения.
2. Была исследована и обоснована технология использования проектной методики при обучении ИЯ.
3. Была разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работе система учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики по теме «Sport unites continents: Olympic Games» на старшей ступени обучения, а также был проанализирован собственный опыт использования проектной методики при обучении ИЯ. Проект системы учебных и внеучебных занятий no теме: «Sport unites continents» проводился для учащихся 10-го кл. МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района ЧР. Результаты разработанного нами проекта в рамках данной темы показали ее определенные преимущества перед традиционным обучением.
Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
Однако собственные наблюдения показали, что в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей, что и было предпринято в данной выпускной квалификационной работе.
Результаты исследования могут иметь применение в образовательном процессе по иностранному языку в общеобразовательных и специализированных школах на средней ступени обучения.
Подобные работы
- Веб-квест как один из способов организации проектной
деятельности на уроках английского языка на старшей ступени
обучения сош
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Использование современных информационных технологий в обучении
французскому языку на старшей ступени средней общеобразовательной
школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Проблема обучения поисковому чтению на старшем этапе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - УГЛУБЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход к
ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



