Особенности декларирования и таможенный контроль товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию Евразийского экономического союза
Введение 3
Глава 1. Понятие гуманитарной помощи и правовое регулирование ввоза товаров, отнесенных к гуманитарной помощи через таможенную границу Евразийского экономического союза 8
§1. Понятие гуманитарной помощи и ее сущность 8
§2. Понятие и виды товаров, относимых к гуманитарной помощи 13
§3. Правовое регулирование ввоза товаров, отнесенных к гуманитарной помощи через таможенную границу Евразийского экономического союза 19
Глава 2. Особенности декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на территорию Евразийского экономического союза.. .26
§1. Правовое регулирование декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на территорию Евразийского экономического союза....26
§2. Задачи, возникающие в процессе таможенного декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и способы их решения 32
§3. Отличительные особенности декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи не территорию Евразийского экономического союза...37
Глава 3. Особенности таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на территорию Евразийского экономического союза.. .41
§1. Правовое регулирование таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на территорию Евразийского экономического союза 41
§2. Задачи, возникающие в процессе таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и способы их решения 45
§3. Отличительные особенности таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию Евразийского экономического союза 50
Заключение 55
Список использованной литературы 61
Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) осуществляет гуманитарную деятельность на разных континентах и в разных странах, отправляя грузы в адрес стран, пострадавших от чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС). Гуманитарная деятельность Российской Федерации предназначена для укрепления экономического и внешнеполитического сотрудничества с другими государствами.
Не существует ни одного государства, которое было бы застраховано от урона нанесенного техногенными катастрофами, катастрофами, связанными с климатическими изменениями и погодными явлениями. Даже крупные государства, если и могут самостоятельно с этим справляться, то это требует от данных стран огромных финансовых средств и административных ресурсов, не говоря уже о небольших странах, которые целиком могут быть подвержены стихийному бедствию. Любому государству трудно сконцентрировать силы и средства в одном месте и здесь на помощь могут прийти другие страны, в том числе Российская Федерация. Российская Федерация участвует во многих операциях, связанных с оказанием гуманитарной помощи, практически во всех уголках мира. Как правило, оказанием гуманитарной помощи от имени Российской Федерации, занимается МЧС России, а Министерство иностранных дел координирует эту работу.
МЧС действует на основе международных соглашений РФ, заключенных с ООН, НАТО, МОГО, ЕС, ОАЭ и другими странами. Согласно отчету об итогах деятельности МЧС в 2017 г., Российская Федерация отправила гуманитарную помощь населению Йемена, Киргизии, Таджикистана, Вьетнама, Шри-Ланки, Кубы, Мексики. Всего было проведено 36 операций. МЧС России помогает иностранным государствам в тушении пожаров, разминировании, эвакуации тяжелобольных людей. РФ направила 13 конвоев гуманитарной помощи на юго-восток Украины, в зону вооруженных столкновений.
В 2015 году Внешнеторговая компания «КАМАЗ» отправила партию из 16 грузовиков «КАМАЗ», в том числе - оснащенных медицинскими модулями, кранами-манипуляторами КМУ Palfinger, а также с оборудованием для передвижных авторемонтных мастерских, в Гвинею в качестве гуманитарной помощи МЧС России и Международной организации гражданской защиты. Цель отправки - поддержка системы здравоохранения республики после эпидемии вируса Эбола. Вместе с машинами в Гвинею переправили контейнеры с запчастями для автомобилей и дополнительными медикаментами. Ранее, в 2012 году, компания передала 41 КАМАЗ для гуманитарных операций в Афганистане.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, в связи c различными стихийными бедствиями, военными действиями, оказание гуманитарной помощи является значимым процессом. Так, анализ динамики чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в 2010 - 2017 гг., свидетельствует о тенденции к росту техногенных, природных и биолого-социальных бедствий . Данные события наносят экономический ущерб как государству, так и его гражданам. В связи с этим, главной задачей становится обеспечение прав человека и гражданина, в частности права на жизнь, права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эффективность оказания гуманитарной помощи напрямую зависит от конкретной правовой регламентации действий, осуществляемых его участниками.
Оказание гуманитарной помощи опосредовано реализацией потребности лиц, нуждающихся в данном содействии. Федеральный бюджет ежегодно предусматривает расходы для оказания гуманитарной помощи. Для обеспечения притока гуманитарной помощи в законодательстве Российской Федерации закреплены нормы, обеспечивающие освобождение от уплаты налогов и таможенных платежей для лиц, получающих такую помощь.
Оказание гуманитарной помощи связано с процессом перемещения через границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров, к ней относящихся. В целях реализации принципа оперативности и срочности поставок, а также во избежание проблем в правоприменительной практике в процессе оказания гуманитарной помощи в странах-участницах ЕАЭС требуется обеспечение единообразия таможенного регулирования.
Детальное исследование особенностей декларирования и таможенного контроля гуманитарной помощи направлено на упрощение порядка предоставления льгот, а также обеспечение минимизации рисков, связанных с их нецелевым использованием.
Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся при оказании гуманитарной помощи нуждающимся странам.
Предметом исследования выступает процесс декларирования и таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи.
Целью исследования является изучение особенностей декларирования и таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
а) Раскрыть понятие гуманитарной помощи;
б) Рассмотреть правовое регулирование ввоза товаров, отнесенных к гуманитарной помощи через таможенную границу Евразийского экономического союза;
в) Рассмотреть правовое регулирование декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на территорию Евразийского экономического союза;
г) Определить задачи, возникающие в процессе таможенного декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и способы их решения;
д) Выявить отличительные особенности декларирования товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи не территорию Евразийского экономического союза;
е) Рассмотреть правовое регулирование таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на территорию Евразийского экономического союза;
ж) Определить задачи, возникающие в процессе таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и способы их решения ;
з) Выявить отличительные особенности таможенного контроля товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Методология исследования определяется применением комплекса общенаучных и частно-научных методов познания, базирующихся на категориях и принципах материалистической диалектики.
Формально-юридический метод применялся при анализе действующих международных нормативно-правовых актов, а также законодательства Российской Федерации, регулирующих общественные отношения в области оказания гуманитарной помощи.
Нормативная правовая основа исследования состоит из: Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи Российской Федерации», решения Комиссии Таможенного союза «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» и др.
Теоретическая основа исследования. При проведении исследования были использованы труды ученых в области вопросов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, таких как: Смертин А.Н., Смирнова Д.А., Малышева Т.А., Ширшов А.А., Минакова И.В., Сальников К.А., Баклаков П.А., Басарева К.В., Афонин П.Н. и др.
Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя по три параграфа, заключения и списка использованной литературы
Проведенное исследование в рамках поставленной цели позволило изучить регулирование перемещения гуманитарной помощи через таможенную границу ЕАЭС и сделать основные теоретические выводы и предложения в части совершенствования деятельности в указанной сфере.
Актуальностью темы дипломной работы является рост стихийных бедствий, военных действий. Данные события наносят экономический ущерб как государству, так и его гражданам. В связи с этим необходимо оказание гуманитарной помощи и правильная регламентация действий, связанных с оказанием данной помощи, так как это влияет скорость доставки таких грузов.
Оказание гуманитарной помощи и ее перемещение через таможенную границу ЕАЭС обладает особой социальной значимостью. К гуманитарному содействию прибегают в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций в целях облегчения страданий нуждающихся, а также оно направлено на категории малоимущих и социально незащищенных лиц.
Гуманитарная помощь преследует следующие основные цели:
1) обеспечить спасение и выживание наибольшего числа людей, пострадавших при стихийном бедствии, техногенной катастрофе или вооруженном конфликте, сохранить их здоровье, насколько это возможно, в условиях чрезвычайной ситуации;
2) восстановить экономическую самостоятельность всех групп населения и работу служб жизнеобеспечения в кратчайшие сроки, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся;
3) отремонтировать и восстановить пострадавшую инфраструктуру и возродить экономическую деятельность.
К отличительным признакам гуманитарной помощи следует отнести ее международный характер, что увязывает механизм ее оказания с действиями лиц по перемещению через таможенную границу ЕАЭС. Отмечается
безвозмездный характер данного содействия, предопределяющее использование данных товаров в четко регламентированных целях, а также освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов лиц, ее получающих.
В исследовании обосновывается необходимость Федерального закона «О безвозмездной помощи», в структуре которого отображаются общие положения о предоставлении безвозмездной помощи, обозначены субъекты оказания безвозмездной помощи, определены ее виды, регламентирован механизм контроля целевого использования безвозмездной помощи.
В работе подробно проанализирована процедура оказания гуманитарной помощи, которая в настоящее время не является четко регламентированной. Законодательно устанавливается ряд действий, формирующих механизм оказания гуманитарной помощи, в том числе включающий процесс перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Предлагается рассматривать оказание гуманитарной помощи как деятельность, включающую действия по оформлению, транспортировке, перемещению, получению, учету, хранению, распределению товаров, их передаче конечным получателям, а также контроль целевого использования гуманитарного содействия. При этом реализация данной деятельности осуществляется по этапам, каждый из которых обладает своей спецификой, отраженной в исследовании.
В работе проведен сравнительно-правовой анализ порядка оформления гуманитарной помощи, позволивший выявить наличие отличительных черт. Исходя из этого, обосновывается необходимость унификации таможенного законодательства, что подразумевает разработку мер, нацеленных на единообразное правовое регулирование и, как следствие, правоприменение в вопросах безвозмездной помощи (содействия), направляемой в адрес государств-членов ЕАЭС.
Как объект таможенно-правового регулирования гуманитарная помощь раскрывается как движимое имущество (в виде продовольствия, товаров первой необходимости, медицинских товаров и т.п.), перемещаемое через таможенную границу, безвозмездно передаваемое в срочном установленном порядке лицам, пострадавшим в результате природных, техногенных и иных катастроф, а также социальных и военных конфликтов, с целью оказания медицинской и социальной помощи, а также улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Данное определение предлагается закрепить в ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС, содержащей основные термины, используемые в кодексе. Также необходимо различать понятия «гуманитарная помощь» и «пожертвование».
В результате проведенного в работе комплексного анализа положений международных и российских нормативно-правовых актов, а также научных разработок ученых, были обозначены и систематизированы основополагающие принципы оказания гуманитарной помощи. Проведенная классификация включает группу общесоциальных принципов, к которой относятся гуманность, беспристрастность, нейтральность (нейтралитет), независимость, добровольность, социально-бюджетная ориентированность.
Перечень организационных принципов составляет безвозмездность, оперативность, доступность, безопасность, партнерство, беспрепятственное получение гуманитарной помощи, учет волеизъявления государства.
На территории Российской Федерации порядок оказания гуманитарной помощи установлен законодательно и включает следующие процедуры:
- выдача удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров,
работ и услуг к данной помощи;
- таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в
качестве гуманитарных грузов;
- учет, хранение и распределение товаров, а также порядок распоряжения легковыми автомобилями, предоставленными в качестве гуманитарной помощи.
Решение о выдаче удостоверений, подтверждающих принадлежность товаров к гуманитарной помощи (содействию), выносит Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.
Комиссия имеет право принимать решения по предлагаемым донорами проектам и программам в области безвозмездной помощи; вносить предложения с целью совершенствования правового обеспечения в области гуманитарной деятельности; принимать решения о подтверждении (неподтверждении) принадлежности к гуманитарной и технической помощи; выдавать удостоверении о принадлежности грузов к гуманитарной и технической помощи; принимать решения и внесении изменений в удостоверения; определять перечень документов, необходимых для подтверждения принадлежности к данной категории грузов; устанавливать контакты и вести переговоры с иностранными государствами по вопросам международной гуманитарной и технической помощи, а также участвовать в подготовке предложений по заключению международных договоров в области безвозмездной помощи; запрашивать у органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц необходимые для своей деятельности материалы, статистическую и иную информацию; осуществлять контроль за «правильностью» использования гуманитарной и технической помощи (содействия) получателями помощи (содействия) в Российской Федерации, привлекая для этого соответствующие компетентные органы; вносить в установленном порядке предложения об оплате расходов, связанных с транспортировкой, складированием гуманитарных грузов и проведением погрузочно-разгрузочных работ; осуществлять взаимодействие с российскими средствами массовой информации для распространения информации в СМИ о реализации проектов и программ международной гуманитарной и технической помощи (содействия) на территории Российской Федерации.
В ракурсе перемещения гуманитарной помощи через таможенную границу ЕАЭС правовые льготы представляют собой преимущества, предоставляемые участникам гуманитарного содействия в виде освобождения от уплаты таможенных и налоговых платежей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. Исследование порядка предоставления льгот в отношении гуманитарной помощи, позволило разделить его на несколько этапов: подготовительный этап, получение удостоверения, подтверждающего статус гуманитарной помощи, предоставление удостоверения в таможенные и налоговые органы с целью предоставления льгот, контроль за использованием льгот в отношении гуманитарной помощи, привлечение к юридической ответственности получателей гуманитарной помощи при выявлении фактов ее нецелевого использования.
Исследуя правовое регулирование перемещения гуманитарной помощи через таможенную территорию ЕАЭС, можно выделить следующие нормативно-правовые акты, которыми пользуются таможенные органы: Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», Федеральный закон «О таможенном регулировании», Решение Комиссии Таможенного союза «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» и др. При декларировании и таможенном контроле гуманитарной помощи таможенные органы используют эти же нормативно-правовые акты.
Одной из важнейших задач декларирования гуманитарной помощи является определение принадлежности товаров к гуманитарным грузам и первоочередный порядок их оформления.
Говоря об особенностях таможенного декларирования и таможенного контроля гуманитарной помощи, можно сказать, что такие товары освобождаются от оплаты пошлин, налогов, сборов за таможенное оформление, если они не являются подакцизными товарами. Если же товары попадают под категорию подакцизных товаров, то получатель оплачивает акциз и НДС. Также таможенная декларация заполняется в упрощенном виде и в первоочередном порядке. В графе 31 до внесения сведений о наименовании товаров, их упаковке и маркировке дополнительно указывается «Гуманитарная помощь». В графе 37 в последних двух цифрах шестизначного составного кода процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации указывают код особенности перемещения товаров в качестве гуманитарной помощи в соответствии с Классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенный контроль гуманитарных грузов начинается с момента пересечения таможенной границы, он включает в себя таможенный досмотр и проверку целевого использования товаров. Получатель гуманитарной помощи обязан предоставить на таможенный пост отчет о целевом использовании товаров по истечении 30 дней после выпуска товаров в качестве гуманитарной помощи. В случае невыполнения получателем своих обязательств о представлении отчета о целевом использовании таможенный пост привлекает к ответственности получателя гуманитарной помощи, либо заводит дело о нарушении таможенных правил.
Таким образом, можно сделать вывод, что декларирование и таможенный контроль гуманитарной помощи не четко регламентированы и имеют свои особенности. Также правильное таможенное оформление влияет на скорость получения гуманитарной помощи нуждающимся странам, что значительно оказывает им помощь.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза:
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза.- 2017.- 12 апр.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [ред. от 23.04.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- № 1 (ч.1).- 1 ст.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ [ред. от 18.04.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- № 5.- 410 ст.
5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) [ред. Протокола от 26.06.1999] // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 32.- 4810 ст.
6. О Правительстве Российской Федерации: фед. конст. закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 51.- 5712 ст.
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: фед. закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ [ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 48.- 6252 ст.
8. О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации: фед. закон от 04 мая 1999 г. № 95-ФЗ [ред. от 24.11.2008] // Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 18.- 2221 ст.
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: фед. закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [с изм. от 23.04.2018 г.] // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 14.- 1652 ст.
10. О связи: фед. закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ [ред. от 18.04.2018] // Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 28.- 2895 ст.
11. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: фед. закон от 27.07.2006 №149-ФЗ [ред. от 23.04.2018] // Собрание законодательства РФ.- 2006.- № 31 (1 ч.).- 3448 ст.
12. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [ред. от 07.03.2018] // Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 53 (ч.1).- 7598 ст.
13. О банках и банковской деятельности: фед. закон от 02.12.1990 № 395-1 [ред. от 23.05.2018] // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 6.- 492 ст.
14. Об утверждении Правил ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях: Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 675 [ред. от 04.09.2012] // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 37.- 4690 ст.
15. Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.12.1999 №1335 [ред. от 29.12.2008] // Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 50.
16. О требованиях и условиях помещения товаров под специальный
таможенный режим перемещения товаров для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, а также об ограничениях на пользование и распоряжение товарами, помещенными под этот таможенный режим: Постановление Правительства РФ от 20.11.2003 № 701 [ред. от
14.04.2010] // Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 47.- 4550 ст.
17. О внесении изменения в Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.09.2001 №691// Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 40.- 3844 ст.
18. Об утверждении Положения о сроках нахождения товаров под
специальной таможенной процедурой, случаях возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядке завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру: Постановление Правительства РФ от 13 марта 2015 г. № 218 [ред. от
05.06.2017] // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 12.- 1754 ст.
19. О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть
установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 [ред. от 28.04.2017] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза.- 2010.- 19 июля.
20. О порядке применения освобождения от уплаты таможенных
пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза: Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 [ред. от 16.02.2018] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза.- 2011.- 18 авг.
21. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки: Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331 [в ред. от 10.11.2017] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии.- 2010.- 28 июля.
22. Об утверждении Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия): Приказ ГТК РФ от 25.05.2000 № 429 [ред. от 11.08.2003, с изм. от 17.02.2004] // Российская газета.- 2000.- № 143.
23. О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации медицинской продукции, поставляемой в качестве гуманитарной помощи: Письмо Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2005 № 5930-ВС.
Специальная литература:
24. Афонин П.Н. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: учеб. пособие / П.Н. Афонин.- Спб.: Троицкий мост, 2014.¬336 с.
25. Бакаева О.Ю. Сравнительно-правовой анализ порядка оказания гуманитарной помощи в странах Таможенного союза / О.Ю. Бакаева, Т.А. Малышева // Евразийский юридический журнал, 2013.- №2 (57).
26. Бакаева О.Ю. Таможенное право: учеб. пособие / О. Ю. Бакаева.- М.: Эксмо, 2012.-113с.
27. Баклаков П.А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учеб. пособие / П.А. Баклаков.- Спб.: ИЦ Интермедия, 2015.-924 с.
28. Басарева К.В. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: учеб. пособие / К.В. Басарева.- Спб.: ИЦ Интермедия, 2015.-240 с.
29. Борисов А.В. Гуманитарная помощь: к вопросу о принципах / А.В. Борисов // Власть.- М.: Власть, 2017.- том 25.- № 6.- 69 с.
30. Бякин Г.И. Таможенные операции: учеб. пособие / Г.И. Бякин, Н.А. Галикеева.-2-е изд.- Спб.: ИЦ Интермедия,2015.- 268 с.
31. Кожуханов Н.М. Правовое регулирование таможенного декларирования в электронной форме в Российской Федерации / Н.М. Кожуханов, Н.Е. Максимова, С.С. Трунин, А.Н. Яцушко.- М.: РТА, 2015.- 132 с.
32. Малышева Т.А. Государственный контроль в области оказания гуманитарной помощи как средство обеспечения информационной безопасности / Т.А. Малышева // Информационная безопасность регионов, 2013.- №2 (13).- 59-62 с.
33. Малышева Т.А. Основные направления совершенствования законодательства и правоприменительной практики в области оказания гуманитарной помощи / Т.А. Малышева // Вестник СГСЭУ, 2013. - № 5 (49).¬160 с.
34. Малышева Т.А. Перемещение гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза: особенности финансово-правового регулирования: дис. канд. юрид. наук / Т.А. Малышева; Саратовский гос. соц.- эконом. ун-т. - Саратов, 2014.- 194 с.
35. Матвиенко Г.В. Юридические процедуры взаимодействия таможенных органов и декларантов - физических лиц в условиях интеграции / Г.В. Матвиенко // ВТО и Таможенный союз: перспективы интеграционного сотрудничества: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, практических работников.- С.: Саратовский источник, 2013.- вып. 4.- 82-83 с.
36. Минакова И.В. Организация таможенного контроля товаров: учеб. пособие / И.В. Минакова.- Спб.: ИЦ Интермедия, 2015.-192 с.
37. Осипов Ю. С. Большая Российская энциклопедия / отв. ред. С. Л. Кравец.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 111с.
38. Осминин Б.И. Место международных договоров Российской Федерации в национальной правовой системе и принцип pacta sunt servanda / Б.И. Осминин // Юрист- международник, 2012.- № 4.- 56 с.
39. Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств: учеб. пособие / К.А. Сальников.- Спб.: ИЦ Интермедия,2015.-228 с.
40. Смертин А.Н. Организация и порядок оказания продовольственной, технической и иной безвозмездной помощи / А.Н. Смертин // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации.- № 4 (33).- 2016.- 55 с.
41. Смертин А.Н. Правовая природа оказания гуманитарной помощи / А.Н. Смертин // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации, 2016.-№ 2 (31).¬9 с.
42. Смирнов В.И. Некоторые проблемы международно-правового характера, возникающие при оказании гуманитарной помощи / В.И. Смирнов, Д.С. Смирнова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации, 2015.-№ 2 (27).- 54 с.
43. Смирнова Д.С. Правовой режим гуманитарной помощи / Д.С. Смирнова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2015.- № 3-3 (53).- 25 с.
44. Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства: материалы III междунар. науч.-практич. конференции студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников.- С.: Саратовский источник, 2012.-112 с.
45. Хожиматова Х.Р. Обеспеченность спроса населения
продовольственными продуктами за счет гуманитарной помощи / Х.Р. Хожиматова, Р. Усмонов, Ш.С. Курбанова // Фотинские чтения, 2016.-№ 2 (6).-260 с.
46. Ширшов А.А. Технология доставки груза гуманитарной помощи / А.А. Ширшов // Ежегодная международная научно-техническая конференция Системы безопасности, 2017.- № 26.- 63 с.
47. Яндиев А.Т. Правовое регулирование оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций: автореф. дис. канд. юрид. наук. / А.Т. Яндиев; СПб ун-т Гос. противопож. службы.- СПб, 2012.- 55 с.
48. VVS. Таможенное декларирование - порядок оформления и «подводные камни» [электрон. ресурс]: Электрон. текст дан.- режим доступа: https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/tamozhennoe- deklarirovanie/.
49. Economics. studio. Управление рисками. Гуманитарная помощь
[электрон. ресурс]: Электрон. дан.- режим доступа:
https://economics.studio/upravlenie-riskami/gumanitarnaya-pomosch-30921.html.
50. FreePapers. Таможенный контроль [электрон. ресурс]: Электрон.
kontrol/207470.1322819.list2.html.
51. FB. ru. Гуманитарная помощь: цели, принципы и интересные факты
[электрон. ресурс]: Электрон. текст. дан.- режим доступа:
http://fb.ru/article/155624/gumanitarnaya-pomosch-ukraine-gde-poluchit- gumanitarnuyu-pomosch-gumanitarnaya-pomosch-bejentsam.
52. GOST-RST. Таможенное декларирование [электрон. ресурс]: Электрон. текст. дан.- режим доступа: https://www.gost-rst.ru/poleznaya- informats/tamozhennoe-deklarirovanie.html.
53. Jourclub.ru. Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования [электрон. ресурс]: Электрон. текст. дан.- режим доступа: http://www.jourclub.ru/32/1712/3/.
54. Motor page. «КАМАЗ» отправил в Республику Гвинею 16 своих
грузовиков [электрон. ресурс]: Электрон. текст дан.- режим доступа:
http://www.motorpage.ru/magazine/news/kamaz__otpravil_v_respubliku_gvineju_16 _svoih_gruzovikov.html.
55. Studbooks. net. Таможенный контроль [электрон. ресурс]: Электрон. дан.- режим доступа: http://studbooks.net/2187105/ekonomika/tamozhennyy_kontrol.
56. ВикипедиЯ. Гуманитарная помощь [электрон. ресурс]: Электрон. текст. дан.- режим доступа: https://ru.wikipedia.org.
57. Международная транспортная компания «Reartek». Таможенное декларирование [электрон. ресурс]: Электрон. текст. дан.- режим доступа: https://www.reartek.com/tamozhennoe-deklarirovanie.
58. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 2012 году: Государственный доклад // Официальный сайт МЧС России [электрон. ресурс]: Электрон. текст дан.- режим доступа:
http: //www.mchs .gov.ru/upload/site 1 /document_file/mFE9zATAZJ.pdf .
59. Таможенный брокер. Правовое регулирование декларирования
товаров [электрон. ресурс]: Электрон. текст дан.- режим доступа:
http://www.brokert.ru/.
60. Татарстанская таможня. Гуманитарная помощь [электрон. ресурс]: Электрон. текст дан.- режим доступа: http://customs.tatarstan.ru/gumanitarnaya- pomoshch.htm.
61. Универ 64.ру. Декларирование товаров [электрон. ресурс]:
Электрон. текст. дан.- режим доступа: http://univer64.ru/deklarirovanie-
tovarov.html.
Материалы юридической практики:
62. Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных
Наций от 27 июля 1992 г. [электрон. ресурс] // Официальный сайт ООН.- электрон. текст дан.- режим доступа:
http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1992/res767.htm.
63. Резолюция A/RES/58/114 Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций от 17 декабря 2003 г. [электрон. ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций.- электрон. текст дан.- режим доступа: http://daccess-dds-
nyun.org/doc/UNDOC/GEN/N03/501/44/PDF/N0350144.pdf?OpenElement.