Конституционное право граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
|
Выпускная квалификационная работа.
Введение 3
Глава 1. Содержание конституционного права на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 7
1.1 Ретроспективный анализ российского законодательства, регламентирующего право на возмещение вреда за счет государственной казны 7
1.2 Конституционное право на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, как важная правовая гарантия 14
1.3 Сравнительный анализ российского и международного законодательства о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 23
Глава 2. Основания и условия возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 28
2.1 Основания и условия гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами 28
2.2 Особенности возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 39
2.3 Проблемы правового регулирования ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами 48
Заключение 58
Список используемых источников и литературы 61
Введение 3
Глава 1. Содержание конституционного права на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 7
1.1 Ретроспективный анализ российского законодательства, регламентирующего право на возмещение вреда за счет государственной казны 7
1.2 Конституционное право на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, как важная правовая гарантия 14
1.3 Сравнительный анализ российского и международного законодательства о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 23
Глава 2. Основания и условия возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 28
2.1 Основания и условия гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами 28
2.2 Особенности возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 39
2.3 Проблемы правового регулирования ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами 48
Заключение 58
Список используемых источников и литературы 61
Актуальность исследования конституционного права граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, обусловлена следующим. В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Россия – это правовое государство . Построение правового государства предполагает создание механизмов адекватной защиты прав человека и гражданина, а также правовых основ регулирования отношений. Возможность полноценной защиты права, а также обеспечения его реализации во многом зависит от того, как построена система государственной власти и насколько неукоснительно соблюдаются норм права при построении правоотношений между государственными органами и гражданами.
Нарушения конституционных прав граждан в результате действий либо бездействия государственных органов и их должностных лиц не редкость в России. Причин тому много, в их числе можно отметить и коррупцию, и несовершенство законодательства, и невысокий морально-нравственный уровень государственных служащих и многое иное. Государство предпринимает меры для того, чтобы противодействовать неправомерным действиям государственных органов и государственных служащих, но оптимальный механизм противодействия до настоящего времени еще не разработан. Соответственно возникает вопрос о необходимости возмещения причиненного гражданам вреда, потому что механизм компенсации позволяет отчасти устранить негативные последствия.
Проблема возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами в настоящее время существует, потому что сама процедура компенсации достаточно сложная. Фактически в настоящее время существует только возможность взыскания причиненного вреда путем обращения в судебные органы. Взыскание причиненного ущерба и компенсации морального вреда в судебном порядке занимает много времени. Если принять во внимание возможность обжалования вынесенного судом решения, а также длительность процедуры исполнительного производства при отсутствии специально запланированных средств в бюджете, то можно утверждать, что как таковое возмещение гражданин получает нескоро. Кроме того, судебная правоприменительная практика, связанная с решением вопросов о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, до настоящего времени не является единообразной, что также препятствует полноценному восстановлению права. Следовательно, существует объективная потребность в проведении исследований с целью анализа существующего механизма возмещения вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействия государственных органов и их должностных лиц.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках настоящей работы.
Степень изученности темы относительно невелика, хотя работ, посвященных исследуемой теме, достаточно много. В числе авторов, которые исследовали вопросы возмещения вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействия можно выделить М.В. Зуеву, Б.З. Кушхову, И.А. Минакова, В.В. Попова, Н.Р. Скобычкину.
Объектом исследования выступает законодательство России, регламентирующее возмещение вреда, причиненного в результате действий либо бездействия государственных органов и должностных лиц, правовые позиции высших судов, материалы судебной практики, воззрения теоретиков, а также исследования на данную тему, публикуемые в периодических изданиях.
Предметом исследования в настоящей работе выступают правоотношения, возникающие в процессе разрешения вопроса о возмещении вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами.
При написании настоящей работы была поставлена цель проведения комплексного анализа правовой регламентации конституционного права граждан России на возмещение вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, выявление наиболее проблемных аспектов и поиск путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ российского законодательства, регламентирующего право на возмещение вреда за счет государственной казны;
2. Проанализировать конституционное право на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, как важной правовой гарантии;
3. Осуществить сравнительный анализ российского и международного законодательства о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами;
4. Определить основания и условия гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами;
5. Выявить особенности возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами;
6. Проанализировать проблемы правового регулирования ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные. Метод контент-анализа был применен для изучения и анализа материалов судебной практики.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в выявлении проблем правового регулирования конституционного права граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц, влекущих за собой возникновение сложностей практического характера. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы как основа для проведения дальнейшего исследования и выдвижения предложений о совершенствовании законодательства.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.
Во введении определены задача, цель, объект и предмет исследования, уделено внимание степени научной разработанности темы.
Глава первая посвящена исследованию содержания конституционного права на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Во второй главе внимание уделено основаниям и условиям возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами. Кроме того, осуществлен анализ правоприменительной практики по вопросам, возникающим в связи с разрешением вопроса о возмещении указанного вреда, а также проблемам, возникающим в процессе правоприменения.
Заключение содержит обобщающие выводы по результатам проведенного исследования. Список используемых источников и литературы включает в себя нормативно-правовые акты, теоретические исследования, позиции высших судов и правоприменительную практику, изученные при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы.
Нарушения конституционных прав граждан в результате действий либо бездействия государственных органов и их должностных лиц не редкость в России. Причин тому много, в их числе можно отметить и коррупцию, и несовершенство законодательства, и невысокий морально-нравственный уровень государственных служащих и многое иное. Государство предпринимает меры для того, чтобы противодействовать неправомерным действиям государственных органов и государственных служащих, но оптимальный механизм противодействия до настоящего времени еще не разработан. Соответственно возникает вопрос о необходимости возмещения причиненного гражданам вреда, потому что механизм компенсации позволяет отчасти устранить негативные последствия.
Проблема возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами в настоящее время существует, потому что сама процедура компенсации достаточно сложная. Фактически в настоящее время существует только возможность взыскания причиненного вреда путем обращения в судебные органы. Взыскание причиненного ущерба и компенсации морального вреда в судебном порядке занимает много времени. Если принять во внимание возможность обжалования вынесенного судом решения, а также длительность процедуры исполнительного производства при отсутствии специально запланированных средств в бюджете, то можно утверждать, что как таковое возмещение гражданин получает нескоро. Кроме того, судебная правоприменительная практика, связанная с решением вопросов о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, до настоящего времени не является единообразной, что также препятствует полноценному восстановлению права. Следовательно, существует объективная потребность в проведении исследований с целью анализа существующего механизма возмещения вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействия государственных органов и их должностных лиц.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках настоящей работы.
Степень изученности темы относительно невелика, хотя работ, посвященных исследуемой теме, достаточно много. В числе авторов, которые исследовали вопросы возмещения вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействия можно выделить М.В. Зуеву, Б.З. Кушхову, И.А. Минакова, В.В. Попова, Н.Р. Скобычкину.
Объектом исследования выступает законодательство России, регламентирующее возмещение вреда, причиненного в результате действий либо бездействия государственных органов и должностных лиц, правовые позиции высших судов, материалы судебной практики, воззрения теоретиков, а также исследования на данную тему, публикуемые в периодических изданиях.
Предметом исследования в настоящей работе выступают правоотношения, возникающие в процессе разрешения вопроса о возмещении вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами.
При написании настоящей работы была поставлена цель проведения комплексного анализа правовой регламентации конституционного права граждан России на возмещение вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, выявление наиболее проблемных аспектов и поиск путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ российского законодательства, регламентирующего право на возмещение вреда за счет государственной казны;
2. Проанализировать конституционное право на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, как важной правовой гарантии;
3. Осуществить сравнительный анализ российского и международного законодательства о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами;
4. Определить основания и условия гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами;
5. Выявить особенности возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами;
6. Проанализировать проблемы правового регулирования ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные. Метод контент-анализа был применен для изучения и анализа материалов судебной практики.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в выявлении проблем правового регулирования конституционного права граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц, влекущих за собой возникновение сложностей практического характера. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы как основа для проведения дальнейшего исследования и выдвижения предложений о совершенствовании законодательства.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.
Во введении определены задача, цель, объект и предмет исследования, уделено внимание степени научной разработанности темы.
Глава первая посвящена исследованию содержания конституционного права на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Во второй главе внимание уделено основаниям и условиям возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами. Кроме того, осуществлен анализ правоприменительной практики по вопросам, возникающим в связи с разрешением вопроса о возмещении указанного вреда, а также проблемам, возникающим в процессе правоприменения.
Заключение содержит обобщающие выводы по результатам проведенного исследования. Список используемых источников и литературы включает в себя нормативно-правовые акты, теоретические исследования, позиции высших судов и правоприменительную практику, изученные при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, необходимо сделать следующие итоговые выводы.
Признание права на возмещение вреда, причиненного в результате действий, бездействия или решений государственных органов и их должностных лиц на законодательном уровне в России появилось еще в дореволюционный период времени. Впоследствии в советский период времени вопрос о возможности возмещения подобного вреда не утратил свою актуальность по причине признания за огромным количеством людей права на реабилитацию в результате незаконных репрессий. Однако воззрение на сущность возмещения была несколько иной, чем в современной России, потому что в советский период времени не шла речь о возможности возмещения убытков, компенсации морального вреда и осуществления иных выплат пострадавшему лицу. Законодательная регламентации вопросов возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами стала развиваться уже на постсоветском пространстве в свете демократизации общества и стремления руководства страны приблизить правовое регулирование данных вопросов к мировым стандартам.
В результате в нормах права России появилось положение о признании за каждым права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, бездействием либо решениями государственных органов и их должностных лиц. Будучи определенным как одно из основополагающих прав каждого человека и гражданина, указанное право было закреплено в статье 53 Конституции Российской Федерации.
Основанием для возмещения вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами выступает, в первую очередь, сам факт признания их противоправности. В отсутствие признания данного факта возмещение становится невозможным. Наступление вреда также является существенным фактором, влияющим на возможность взыскания возмещения, потому что формально как таковой факт нарушения не влечет за собой безусловную выплату компенсации. Компенсируются убытки, а также, если речь идет о гражданине, то и моральный вред, возникший в результате нравственных и физических страданий.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что. Несмотря на длительность существования законодательства о компенсации вреда, причиненного в результате действий, бездействия либо решений государственных органов и их должностных лиц, до настоящего времени сохраняется проблема определения надлежащего ответчика по делам данной категории. Проблема носит, в первую очередь, правовой характер, поскольку на нормативном уровне отсутствует четкое указание на то, кого именно следует привлекать по делам данной категории с учетом характера спора, в том числе оснований возникновения правоотношений, с учетом того, кем именно и каким образом были нарушены права лица, обратившегося с заявлением о взыскании в его пользу возмещения причиненного ему вреда. Данная проблема нуждается в разрешении за счет детализации положений законодательства. Количество государственных органов в России велико, а количество должностных лиц еще больше. Система и структура государственных органов постоянно изменяется, трансформируясь по усмотрению руководства страны, что неизбежно отражается на определении надлежащего ответчика. Представляется, что, поскольку речь идет о возмещении ущерба за счет средств определенной казны, надлежащими ответчиками во всех случаях во избежание недоразумения от имени Российской Федерации должно выступать Министерство Российской Федерации, а от имени субъектов Российской Федерации – аналогичный орган регионального уровня. Распорядители же бюджетных средств должны привлекаться к участию в деле в качестве третьих лиц, поскольку они впоследствии будут вовлечены в процесс исполнения.
В процессе анализа законодательства, судебной правоприменительной практики, а также воззрений исследователей был сделан вывод, что как недостаток правового регулирования следует рассматривать отсутствие законодательно закреплённого положения об обязательности регрессного иска к должностному лицу, чьи действия, бездействие или решение были признаны незаконными, что в последующем позволило предъявить иск о взыскании возмещения вреда. Введение подобного нормативного положения будет способствовать повышению дисциплины государственных служащих, а также снижению количества нарушений с их стороны прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц. Речь идет о том, что причинения вреда в любом случае должно быть виновным, то есть вину следует устанавливать до предъявления регрессного иска. Установленный факт виновности должностного лица будет рассматриваться как безальтернативная обязанность государства обратиться с иском к должностному лицу, взыскав с него все суммы, присужденные в рамках рассмотрения иска о возмещения вреда, причиненного в результате действий, бездействия или решения данного должностного лица.
Признание права на возмещение вреда, причиненного в результате действий, бездействия или решений государственных органов и их должностных лиц на законодательном уровне в России появилось еще в дореволюционный период времени. Впоследствии в советский период времени вопрос о возможности возмещения подобного вреда не утратил свою актуальность по причине признания за огромным количеством людей права на реабилитацию в результате незаконных репрессий. Однако воззрение на сущность возмещения была несколько иной, чем в современной России, потому что в советский период времени не шла речь о возможности возмещения убытков, компенсации морального вреда и осуществления иных выплат пострадавшему лицу. Законодательная регламентации вопросов возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами стала развиваться уже на постсоветском пространстве в свете демократизации общества и стремления руководства страны приблизить правовое регулирование данных вопросов к мировым стандартам.
В результате в нормах права России появилось положение о признании за каждым права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, бездействием либо решениями государственных органов и их должностных лиц. Будучи определенным как одно из основополагающих прав каждого человека и гражданина, указанное право было закреплено в статье 53 Конституции Российской Федерации.
Основанием для возмещения вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами выступает, в первую очередь, сам факт признания их противоправности. В отсутствие признания данного факта возмещение становится невозможным. Наступление вреда также является существенным фактором, влияющим на возможность взыскания возмещения, потому что формально как таковой факт нарушения не влечет за собой безусловную выплату компенсации. Компенсируются убытки, а также, если речь идет о гражданине, то и моральный вред, возникший в результате нравственных и физических страданий.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что. Несмотря на длительность существования законодательства о компенсации вреда, причиненного в результате действий, бездействия либо решений государственных органов и их должностных лиц, до настоящего времени сохраняется проблема определения надлежащего ответчика по делам данной категории. Проблема носит, в первую очередь, правовой характер, поскольку на нормативном уровне отсутствует четкое указание на то, кого именно следует привлекать по делам данной категории с учетом характера спора, в том числе оснований возникновения правоотношений, с учетом того, кем именно и каким образом были нарушены права лица, обратившегося с заявлением о взыскании в его пользу возмещения причиненного ему вреда. Данная проблема нуждается в разрешении за счет детализации положений законодательства. Количество государственных органов в России велико, а количество должностных лиц еще больше. Система и структура государственных органов постоянно изменяется, трансформируясь по усмотрению руководства страны, что неизбежно отражается на определении надлежащего ответчика. Представляется, что, поскольку речь идет о возмещении ущерба за счет средств определенной казны, надлежащими ответчиками во всех случаях во избежание недоразумения от имени Российской Федерации должно выступать Министерство Российской Федерации, а от имени субъектов Российской Федерации – аналогичный орган регионального уровня. Распорядители же бюджетных средств должны привлекаться к участию в деле в качестве третьих лиц, поскольку они впоследствии будут вовлечены в процесс исполнения.
В процессе анализа законодательства, судебной правоприменительной практики, а также воззрений исследователей был сделан вывод, что как недостаток правового регулирования следует рассматривать отсутствие законодательно закреплённого положения об обязательности регрессного иска к должностному лицу, чьи действия, бездействие или решение были признаны незаконными, что в последующем позволило предъявить иск о взыскании возмещения вреда. Введение подобного нормативного положения будет способствовать повышению дисциплины государственных служащих, а также снижению количества нарушений с их стороны прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц. Речь идет о том, что причинения вреда в любом случае должно быть виновным, то есть вину следует устанавливать до предъявления регрессного иска. Установленный факт виновности должностного лица будет рассматриваться как безальтернативная обязанность государства обратиться с иском к должностному лицу, взыскав с него все суммы, присужденные в рамках рассмотрения иска о возмещения вреда, причиненного в результате действий, бездействия или решения данного должностного лица.



