Конституционное право граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Выпускная квалификационная работа.
Введение 3
Глава 1. Содержание конституционного права на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 7
1.1 Ретроспективный анализ российского законодательства, регламентирующего право на возмещение вреда за счет государственной казны 7
1.2 Конституционное право на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, как важная правовая гарантия 14
1.3 Сравнительный анализ российского и международного законодательства о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 23
Глава 2. Основания и условия возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 28
2.1 Основания и условия гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами 28
2.2 Особенности возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами 39
2.3 Проблемы правового регулирования ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами 48
Заключение 58
Список используемых источников и литературы 61
Актуальность исследования конституционного права граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, обусловлена следующим. В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Россия – это правовое государство . Построение правового государства предполагает создание механизмов адекватной защиты прав человека и гражданина, а также правовых основ регулирования отношений. Возможность полноценной защиты права, а также обеспечения его реализации во многом зависит от того, как построена система государственной власти и насколько неукоснительно соблюдаются норм права при построении правоотношений между государственными органами и гражданами.
Нарушения конституционных прав граждан в результате действий либо бездействия государственных органов и их должностных лиц не редкость в России. Причин тому много, в их числе можно отметить и коррупцию, и несовершенство законодательства, и невысокий морально-нравственный уровень государственных служащих и многое иное. Государство предпринимает меры для того, чтобы противодействовать неправомерным действиям государственных органов и государственных служащих, но оптимальный механизм противодействия до настоящего времени еще не разработан. Соответственно возникает вопрос о необходимости возмещения причиненного гражданам вреда, потому что механизм компенсации позволяет отчасти устранить негативные последствия.
Проблема возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами в настоящее время существует, потому что сама процедура компенсации достаточно сложная. Фактически в настоящее время существует только возможность взыскания причиненного вреда путем обращения в судебные органы. Взыскание причиненного ущерба и компенсации морального вреда в судебном порядке занимает много времени. Если принять во внимание возможность обжалования вынесенного судом решения, а также длительность процедуры исполнительного производства при отсутствии специально запланированных средств в бюджете, то можно утверждать, что как таковое возмещение гражданин получает нескоро. Кроме того, судебная правоприменительная практика, связанная с решением вопросов о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, до настоящего времени не является единообразной, что также препятствует полноценному восстановлению права. Следовательно, существует объективная потребность в проведении исследований с целью анализа существующего механизма возмещения вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействия государственных органов и их должностных лиц.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках настоящей работы.
Степень изученности темы относительно невелика, хотя работ, посвященных исследуемой теме, достаточно много. В числе авторов, которые исследовали вопросы возмещения вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействия можно выделить М.В. Зуеву, Б.З. Кушхову, И.А. Минакова, В.В. Попова, Н.Р. Скобычкину.
Объектом исследования выступает законодательство России, регламентирующее возмещение вреда, причиненного в результате действий либо бездействия государственных органов и должностных лиц, правовые позиции высших судов, материалы судебной практики, воззрения теоретиков, а также исследования на данную тему, публикуемые в периодических изданиях.
Предметом исследования в настоящей работе выступают правоотношения, возникающие в процессе разрешения вопроса о возмещении вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами.
При написании настоящей работы была поставлена цель проведения комплексного анализа правовой регламентации конституционного права граждан России на возмещение вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами, выявление наиболее проблемных аспектов и поиск путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ российского законодательства, регламентирующего право на возмещение вреда за счет государственной казны;
2. Проанализировать конституционное право на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами, как важной правовой гарантии;
3. Осуществить сравнительный анализ российского и международного законодательства о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами;
4. Определить основания и условия гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами;
5. Выявить особенности возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами;
6. Проанализировать проблемы правового регулирования ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами.
В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные. Метод контент-анализа был применен для изучения и анализа материалов судебной практики.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в выявлении проблем правового регулирования конституционного права граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц, влекущих за собой возникновение сложностей практического характера. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы как основа для проведения дальнейшего исследования и выдвижения предложений о совершенствовании законодательства.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.
Во введении определены задача, цель, объект и предмет исследования, уделено внимание степени научной разработанности темы.
Глава первая посвящена исследованию содержания конституционного права на возмещение вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Во второй главе внимание уделено основаниям и условиям возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами. Кроме того, осуществлен анализ правоприменительной практики по вопросам, возникающим в связи с разрешением вопроса о возмещении указанного вреда, а также проблемам, возникающим в процессе правоприменения.
Заключение содержит обобщающие выводы по результатам проведенного исследования. Список используемых источников и литературы включает в себя нормативно-правовые акты, теоретические исследования, позиции высших судов и правоприменительную практику, изученные при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, необходимо сделать следующие итоговые выводы.
Признание права на возмещение вреда, причиненного в результате действий, бездействия или решений государственных органов и их должностных лиц на законодательном уровне в России появилось еще в дореволюционный период времени. Впоследствии в советский период времени вопрос о возможности возмещения подобного вреда не утратил свою актуальность по причине признания за огромным количеством людей права на реабилитацию в результате незаконных репрессий. Однако воззрение на сущность возмещения была несколько иной, чем в современной России, потому что в советский период времени не шла речь о возможности возмещения убытков, компенсации морального вреда и осуществления иных выплат пострадавшему лицу. Законодательная регламентации вопросов возмещения вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами стала развиваться уже на постсоветском пространстве в свете демократизации общества и стремления руководства страны приблизить правовое регулирование данных вопросов к мировым стандартам.
В результате в нормах права России появилось положение о признании за каждым права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, бездействием либо решениями государственных органов и их должностных лиц. Будучи определенным как одно из основополагающих прав каждого человека и гражданина, указанное право было закреплено в статье 53 Конституции Российской Федерации.
Основанием для возмещения вреда, причиненного государственными органами и должностными лицами выступает, в первую очередь, сам факт признания их противоправности. В отсутствие признания данного факта возмещение становится невозможным. Наступление вреда также является существенным фактором, влияющим на возможность взыскания возмещения, потому что формально как таковой факт нарушения не влечет за собой безусловную выплату компенсации. Компенсируются убытки, а также, если речь идет о гражданине, то и моральный вред, возникший в результате нравственных и физических страданий.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что. Несмотря на длительность существования законодательства о компенсации вреда, причиненного в результате действий, бездействия либо решений государственных органов и их должностных лиц, до настоящего времени сохраняется проблема определения надлежащего ответчика по делам данной категории. Проблема носит, в первую очередь, правовой характер, поскольку на нормативном уровне отсутствует четкое указание на то, кого именно следует привлекать по делам данной категории с учетом характера спора, в том числе оснований возникновения правоотношений, с учетом того, кем именно и каким образом были нарушены права лица, обратившегося с заявлением о взыскании в его пользу возмещения причиненного ему вреда. Данная проблема нуждается в разрешении за счет детализации положений законодательства. Количество государственных органов в России велико, а количество должностных лиц еще больше. Система и структура государственных органов постоянно изменяется, трансформируясь по усмотрению руководства страны, что неизбежно отражается на определении надлежащего ответчика. Представляется, что, поскольку речь идет о возмещении ущерба за счет средств определенной казны, надлежащими ответчиками во всех случаях во избежание недоразумения от имени Российской Федерации должно выступать Министерство Российской Федерации, а от имени субъектов Российской Федерации – аналогичный орган регионального уровня. Распорядители же бюджетных средств должны привлекаться к участию в деле в качестве третьих лиц, поскольку они впоследствии будут вовлечены в процесс исполнения.
В процессе анализа законодательства, судебной правоприменительной практики, а также воззрений исследователей был сделан вывод, что как недостаток правового регулирования следует рассматривать отсутствие законодательно закреплённого положения об обязательности регрессного иска к должностному лицу, чьи действия, бездействие или решение были признаны незаконными, что в последующем позволило предъявить иск о взыскании возмещения вреда. Введение подобного нормативного положения будет способствовать повышению дисциплины государственных служащих, а также снижению количества нарушений с их стороны прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц. Речь идет о том, что причинения вреда в любом случае должно быть виновным, то есть вину следует устанавливать до предъявления регрессного иска. Установленный факт виновности должностного лица будет рассматриваться как безальтернативная обязанность государства обратиться с иском к должностному лицу, взыскав с него все суммы, присужденные в рамках рассмотрения иска о возмещения вреда, причиненного в результате действий, бездействия или решения данного должностного лица.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек. ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2019. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
2. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом [№ 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
4. О Конституционном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447 ; 2018. – № 31. – Ст. 4811.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 22.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823 ; Российская газета. – 2020. – № 90.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301 ; 2019. – № 51 (часть I). – Ст. 7482.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410 ; 2019. – № 12. – Ст. 1224.
8. Кодекс административного производства Российской Федерации : федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391 ; 2019. – № 52 (ч. I). – Ст. 7812.
9. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней : федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 14. – Ст. 1514.
10. Об исполнительном производстве : федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849 ; 2019 (часть V). – № 49. – Ст. 6961.
11. О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок : федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 18. – Ст. 2144 ; 2016. – № 52 (часть V). – Ст. 7499.
12. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : принята ВС СССР 07.10.1977. Документ утратил силу. // Ведомости ВС СССР. – 1977. – № 41. – Ст. 617.
13. О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р. (вместе с Гражданским кодексом Р.С.Ф.М.Р. : постановление ВЦИК от 11.11.1922. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1922. – № 71. – Ст. 904.
14. Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР (вместе с Гражданским кодексом РСФСР) : закон РСФСР об 11.06.1964. Документ утратил силу. // Ведомости ВС РСФСР. – 1964. – № 24. – Ст. 406.
15. О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР и некоторые другие законодательные акты РСФСР ; указ Президиума ВС РСФСР от 24 апреля 1987 года № 5375-XI. Документ утратил силу // Ведомости ВС РСФСР. – 1987. – № 9. – Ст. 250.
16. Основы Гражданского законодательства Союза ССР и республик : утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1991. – № 26. – Ст. 733.
Материалы судебной практики
17. По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова : постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2001. – № 3.
18. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО «Хабаровскэнерго» : Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2005. – № 4.
19. По жалобе гражданина Шапкина Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав статьями 6.1, 6.2 и 6.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статьями 15, 16, 151, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации : Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 № 686-О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2014. – № 5.
20. По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 30. – Ст. 4658.
21. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябовой Ольги Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 № 1800-О. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
22. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Саакян Галины Ивановны и Черновой Елены Анатольевны на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзацем первым пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 № 249-О. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
23. Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года : решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
24. Дело Лебедев (Lebedev) против Российской Федерации (жалоба № 6705/07) : постановление Европейского суда по правам человека от 20.03.2018 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. – 2019. – № 11.
25. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2015. – № 8.
26. О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.15.2015 № 50 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2016. – № 1.
27. О некоторых вопросах применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2018 № 13 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2019. – № 9.
28. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019) : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
29. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.03.2019 по делу № 307-ЭС18-15061, А56-58176/2017. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
30. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.11.2019 № 23-КГ19-9. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
31. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.02.2020 № 46-КГ19-31. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
32. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2020 № 47-КГ19-14, 2-217/2019. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
33. Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2020 № 307-ЭС20-3040 по делу № А56-17860/2019. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
Научная и учебная литература
34. Азарова, И.А. История развития российского законодательства об ответственности государства за вред, причиненный органами дознания и предварительного следствия / И.А. Азарова // Проблемы экономики и юридической практики. – 2012. – № 4. – С. 26-28.
35. Белов, В.А. Что такое предвидимость? / В.А. Белов // Закон. – 2019. – № 3. – С. 33-46.
36. Бычков, И.С. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами / И.С. Бычков // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2018. – № 3. – С. 120-125.
37. Васильева, Е.С. Ответственность за вред, причиненный незаконным.и действиями органов государственной власти в российском законодательстве: история и современность / Е.С. Васильева // Ленинградский юридический журнал. – 2017. – № 4 (50). – С. 42-53.
38. Городилова, И.А. Возмещение вреда, причиненного гражданину государством: институт публичного права или частноправовая монополия? / И.А. Городилова, Т.Т. Соколова // Российский юридический журнал. – 2016. – № 1. – С. 115-122.
39. Гражданское право: учебник в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др. / Под ред. Б.М. Гонгало. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2018. – Т. 1. – 528 с.
40. Дегтярева, Н.С. Понятие ущерба, его отличия от вреда и убытков. Виды ущерба и порядок возмещения / Н.С. Дегтярева // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2020.
41. Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве: Учебное пособие / Отв. ред. д.ю.н. М.А. Егорова. – М.: Юстицинформ, 2017. – 376 с.
42. Звонарев, А.А. Сравнительный анализ института гражданско-правовой ответственности государства за неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц в Федеративной Республике Германия и Российской Федерации / А.А. Звонарев // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Под общей редакцией Д.А. Пашенцева. – 2017. – С. 430-433.
43. Звонарев, А.А. Сравнительный анализ института гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный неправомерными действиями государственных органов и их должностных лиц, во Франции и Российской Федерации / А.А. Звонарев // Основные тенденции и перспективы развития современного права. Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. – 2018. – С. 402-406.
44. Зуева, М.В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами / М.В. Зуева: дисс. … канд. юр. наук. – Волгоград, 2011. – 202 с.
45. Исираилова, А.Т. Некоторые проблемы применения мер гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный сотрудниками органов внутренних дел Кыргызской Республики / А.Т. Исираилова // Бизнес, менеджмент и право. -2017. – № 3-4 (39-40). – С. 94-96.
46. Кабанова, И.Е. Гражданско-правовая ответственность публичных субъектов: вопросы теории и практики: монография / И.Е. Кабанова / Отв. ред. М.А. Егорова. – М.: Юстицинформ, 2018. – 398 с.
47. Камышанский, В.П. Рецензия на монографию Кабановой Ирины Егоровны «Гражданско-правовая ответственность публичных субъектов: вопросы теории и практики» под ред. М.А. Егоровой. – М.: Юстицинформ, 2018. – 398 с. / В.П. Камышанский // Власть закона. – 2018. – № 2 (34). – С. 264-269.
48. Капля, Е.И. Проблемы правового регулирования ответственности государства за незаконные действия (бездействие) органов государственной власти / Е.И. Капля, Я.В. Шаповалова // Перспективы науки – 2016. Материалы III Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. – 2016. – С. 336-339.
49. Кодификация российского частного права 2019 / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др. / Под ред. Д.А. Медведева. – М.: Статут, 2019. – 492 с.
50. Коновалов, А.В. Принципы разумности в гражданском праве / А.В. Коновалов // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 8. – С. 11-21.
51. Королев, И.И. Исполнение требований в отношении казны РФ. Гражданско-правовой режим и проблемные аспекты / И.И. Королев // Власть Закона. – 2016. – № 4. – С. 92-100.
52. Кузнецова, О.А. Ответственность за нарушение договора и предстоящие изменения ГК РФ / О.А. Кузнецова // Юрист. – 2013. – № 10. – С. 3-7.
53. Кушхова, Б.З. Юридическая ответственность публичной власти в современной России: общетеоретический аспект / Б.З. Кушхова: автореф. дисс. … канд. юр. наук. – Краснодар, 2009. – 28 с.
54. Ларкина, Е.В. Реабилитация жертв политических репрессий в советском праве: историко-правовой аспект / Е.В. Ларкина, Г.А. Папилин // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 3 (57). – С. 35-47.
55. Липинский, Д.А. К вопросу об альтернативных санкциях в гражданском праве / Д.А. Липинский, Е.В. Чуклова // Власть Закона. – 2017. – № 3. – С. 93-107.
56. Людвиг, С.Г. Основания гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный органами государственной власти / С.Г. Людвиг // Экономика. Право. Общество. – 2019. – № 2 (18). – С. 14-21.
57. Минаков, И.А. Гражданско-правовое регулирование возмещения государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами / И.А. Минаков: дисс. … канд. юр. наук. – Москва, 2006. – 202 с.
58. Мосолова, К.Р. Проблемы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами / К.Р. Мосолова // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2017. – № 12 (12). – С. 59-61.
59. Острикова, Л.К. Институт обязательств вследствие причинения вреда: современное состояние и пути совершенствования / Л.К. Острикова // Актуальные проблемы Российского права. – 2019. – № 12 (109). – С. 43-52.
60. Попов, В.В. Гражданско-правовая ответственность за внедоговорной вред, причиненный публично-правовыми образованиями / В.В. Попов: дисс. канд. юр. наук. – Москва, 2002. – 201 с.
61. Розина, С.В. Основания возникновения обязательств из причинения вреда: законодательство, комментарии, судебная практика / С.В. Розина // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2019.
62. Скобычкина, Н.Р. Возмещение вреда, причиненного федеральными государственными органами, а также их должностными лицами / Н.Р. Скобычкина: дисс. … канд. юр. наук. – Екатеринбург, 2007. – 246 с.
63. Химичева, О.В. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права / О.В. Химичева, Д.В. Шаров // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 3. – С. 71-74.
64. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти: монография / И.А. Алексеев и др. / Под ред. И.А. Алексеева, М.И. Цапко. – М.: Проспект, 2017. – 128 с.
65. Ярошенко, К.Б. Отдельные вопросы, возникающие при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами // Комментарий судебной практики / Отв. ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2016. – Вып. 21. – С. 3-14.