ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1. «Иной мир» Э.М. Форстера С. 8
1.1. Инаковость героев в ранних рассказах писателя С. 8
1.2. Роль финала рассказов Э. Форстера в построении «Иного мира» С. 13
ГЛАВА 2. Разрушение цивилизации в повести Э. Форстера «Машина останавливается» С. 19
2.1. Природа и цивилизация в повести Э.М. Форстера С. 19
2.2. Выбор героя в альтернативном мире повести С. 27
2.3. Миф о Машине в повести Э. Форстера «Машина останавливается»... С. 37
ГЛАВА 3. Изучение антиутопии Эдварда Форстера «Машина останавливается» в старшей
школе С.47
3.1. Методические рекомендации по изучению зарубежной литературы в
старшей школе С. 47
3.2. Конспект урока по изучению творчества Э.Форстера в старшей школе С.50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С
XX век являет собой важную эпоху, наполняющую литературу необычайно колоритными явлениями художества. Одним из таких явлений предстает творчество английского писателя. Э. М. Форстера (англ. Edward Morgan Forster, 1879 - 1970).
Интерес исследователей и читателей к данному писателю не только не угасает, а напротив, приобретает более широкие обороты. Особую значимость в этом случае представляет вопрос о неординарности концепции мира и человека, разрабатываемого им в его произведениях.
Данными вопросами в творчества Э. М. Форстера занимались многие исследователи, такие, как Д.Г. Жантиева, Н.П. Михальская, Л.Г. Иванова и другие. Тем не менее, принципиально важным для литературоведения представляется изучение творчества Э.М. Форстера лишь Михальской Н.П. Ее работы содержат наиболее полную оценку творчества писателя. Особенно предпочтительно выделить монографию Н.П. Михальской под названием «Пути развития английского романа 1920-х -1930-х годов», где она рассматривает творчество Э.М. Форстера в контексте литературного процесса Англии новейшего времени. Рассмотрение романов Э.М. Форстера дает Н.П. Михальской возможность проследить его творческую эволюцию и составить мнение о грации и интеллектуализме его прозы: «Романам Форстера свойственны четко продуманная, завершенная композиция, глубина и изящная тонкость психологического рисунка, мастерство в передаче ощущения постоянно движущегося времени. Проза Форстера музыкальна, ей присуща та внутренняя гармония, которая заключает в себе особое очарование».
Также подчеркнем, что внимание ученых все больше притягивают такие аспекты исследования прозы Э.М. Форстера, как трудности композиционной организации, проблемы художественного времени, сложности ритмической организации произведения и другие.
Такой интерес вписывается в общую систему работ, активно рассматриваемых в современных исследованиях в области индивидуального мифотворчества. Отметим, что создание альтернативных моделей истины не является изменением изображения настоящей жизни, напротив, служит исследованию ее глубины, становится прогнозом многих событий и ситуаций.
Так, важно обратить внимание на самых ярких исследователей мифотворчества. Таким является К.Б. Соколов, который в своей статье «Современное мифотворчество и искусство» рассматривает огромный спектр определений мифа, прослеживает их изменения, а также анализирует определение мифа политического в системе научного знания об обществе. Интерес представляет и работа Н.А. Хренова «Мифология XX века в ракурсе психологии масс» , где исследователь обращает внимание на психологический аспект проблемы и определяет, что для второй половины XX века характерна активность мифа не только в политических формах, но и в художественных. Исследователь П.Ю. Черносвитов в своей статье «Современная мифология и государственная идеология: соотношение понятий» изучает значимость классических мифов в выстраивании ментальной сферы человеческой культуры.
В свете вышесказанного проясняется актуальность рассматриваемой в данной работе проблемы в силу востребованности темы мифотворчества в литературоведении.
На сегодняшний день однозначного толкования термина «миф», к сожалению, не существует. Многие ученые и писатели попытались дать свою трактовку данному определению. В данной же работе за основу берется определение А.Ф. Лосева: «миф - выражение наиболее цельное и формулировка наиболее разносторонняя - того мира, который открывается людям и культуре, исповедующим ту или иную мифологию. Миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, а не наименее реальное, или фантастическое, и не наименее полное, или пустое».
Но важно обратить внимание, что миф не является игрой воображения, а также, собранием выдумок. Как правильно замечает А. Лосев, миф «содержит в себе строжайшую и определенейшую структуру и есть логически, то есть, прежде всего, диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще».
Ответственность за интерпретацию реальности берет на себя миф, и, в конечном счете, делает ее более системной. Еще одной задачей мифа является прокладывание своеобразного моста между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Также необходимо подчеркнуть, что миф дает разуму свою версию действительности. И действительность здесь должна иметь свои правила поведения.
В своем творчестве Э.М. Форстер часто обращается к библейским и греко-италийским мотивам, к античной мифологической образности. Но «мифологизирование» писателя заключается не только в творческой переработке традиционного мифа. Э.М. Форстер своим творчеством также являет нечто уникальное и новое, полностью отличное от прежнего продукта соединения традиционных компонентов. Угрозу машинизации и механизации писатель воплотил в своем мифе о Машине, а о такой угрозе, следует отметить, эпоха античности не ведала.
Но, тем не менее, важные аспекты творчества Э.М. Форстера остаются неизученными и данные работы не дают полного представления о способах формирования и моделирования альтернативной истории становления и развития цивилизации, что и определяет научную новизну данного исследования.
Таким образом, целью нашего исследование стало изучение мифа о развитии цивилизации в творчестве Э.М. Форстера. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. изучить особенности конструирования «Иного мира» в раннем творчестве Э.М. Форстера;
2. рассмотреть проблему разрушения цивилизации в повести Э. Форстера «Машина останавливается»;
3. составить конспект урока для 11 класса по теме: «Развитие жанра антиутопии в повести Э.М. Форстера «Машина останавливается». Судьба личности в тоталитарном государстве».
Для исследования применяются следующие методы: структурный и сравнительно-сопоставительный. Данные методы помогают выявить развитие мифа в творчестве Э. Форстера и сопоставить его альтернативный и обыденный мир.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что собранный материал, а также результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению мифа для дополнения существующей ныне теории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал, изложенный в нем, может быть использован учителями школ, студентами и преподавателями вузов для изучения литературного наследия английского писателя Э. М. Форстера, творчество которого на данный момент в России изучено не в полной мере.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список. Во введении определены цели и основные задачи исследования, дается общая характеристика методов исследования, раскрывается научная новизна и практическое значение работы. В первой главе рассматриваются особенности конструирование «иного» мира Э. Форстера с точки зрения инаковости героев и роли финала рассказов в построении «Иного мира». Во второй главе поднимается проблема разрушения цивилизации в повести Э. Форстера «Машина останавливается». Третья глава содержит конспект урока для 11 класса по теме: «Развитие жанра антиутопии в повести Э.М. Форстера «Машина останавливается». Судьба личности в тоталитарном государстве». В заключении обобщаются результаты исследования, приводятся основные выводы и подводится общий итог работы.
Изучение творчества Э. Форстера доказывает его безусловное мастерство в сотворении писательского наследия. Он сохраняет своеобразную связь между рассказами и повестью в приемах повествования и проблематике, но, тем не менее, каждое из произведений уникально и самобытно, и представляет огромную значимость для наследия Эдварда Моргана Форстера. Данная связь помогает увидеть желание писателя прийти к единой согласованной структуре повествования, в котором важные компоненты согласованы и подчинены выражению концепции автора.
Так, целью данного исследования было изучение мифа о развитии цивилизации в творчестве Э.М. Форстера . Для достижения обозначенной цели был поставлен ряд задач. Первым важным компонентом рассмотрения в данной работе стало изучение особенностей конструирования альтернативного мира как способа создания своеобразного мифа в рассказах Э. Форстера. Для выявления этих особенностей были рассмотрены следующие рассказы писателя: «История о панике» (1904), «Друг викария» (1907), «Небесный омнибус» (1908), «Иное царство» (1909), поскольку именно в них, на наш взгляд, наиболее репрезентативна тема инаковости как обозначения модели идеального мира. Важно обратить внимание, что тему инаковости мы рассматривали через призму героев ранних рассказов Э. Форстера.
Критерием оценки персонажей ранних рассказов писателя становится их восприимчивость к альтернативному миру и умение пребывать в нем органично. Нами было выявлено, что доступ в «иное царство» получают не все, чтобы его получить, герой должен иметь «развитое» сердце. Оппозиция «развитое» и «недоразвитое» сердце является еще одной концептуальной дихотомией для творчества Э. Форстера. Также, в ранних рассказах писателя главными героями часто становятся дети, подростки или молодые люди. Это связано с тем, что «Иное царство» открывается лишь героям, сумевшим сохранить свою детскую непосредственность, простодушие и эмоциональность, а таковым обычно является молодое поколение. В данном исследовании мы рассмотрели и то, что герой при столкновении с «иным» миром выбирает ту или иную модель поведения и это поведение определяет его ценностную ориентацию. Герои ощущают искреннюю (Ивлин) или показную (мистер Вортерс) радость, временно пребывают в этом мире (Юстас) или уходят туда навсегда (Ивлин), показывают свою готовность к сопротивлению и храбрость (мальчик) или отсутствие всего этого (мистер Бонс), а также, некоторые персонажи начинают понимать ценность «иного царства», хотя и не сразу (Вашти). Так, мы изучили особенности конструирования «иного мира» рассказов Э. Форстера в рамках мифа о цивилизации через призму героев и пришли к выводу, что гармония вселенной и мира творчества противопоставляется писателем дисгармонии обывательской жизни. Э.М. Форстер моделирует свои миры, стремясь пробудить фантазию и воображение не только в своих героях, но и в читателе.
Во время исследования мы также определили, что финалы рассказов значимы для изучения особенностей «иного» мира и создания нового мифа, при этом эти финалы во многом созвучны: герой, способный принять «иное царство» таким, какой он есть и следовать ему, в конечном итоге получает форстеровскую свободу как высший дар.
Еще одной задачей нашей работы для изучения мифа было рассмотрение проблемы разрушения цивилизации в повести Э. Форстера. При решении данной задачи мы установили значимость раскрытия темы связи природы и цивилизации, и эта тема наиболее подробно и полно представляется в повести «Машина останавливается». Мы пришли к выводу, что при сопоставлении реального и идеального мира, писатель создает «свое» сакральное пространство. Оно в отношении к топосу реального мира идеальность.
При создании мифа выбор героя в пользу альтернативного мира также является напрямую связанной с темой разрушения цивилизации. Для выявления этого мы рассмотрели динамику главных героев от «тьмы» к «свету», зачин, композицию и детали религиозного характера. Тем самым, мы пришли к заключению, что стремление к альтернативному миру и сама природа здесь становится антитезой губительному воздействию на человека цивилизации и презентуется писателем как спасительное начало, являющееся в тот же момент естественным “домом” для людей.
Повесть «Машина останавливается» становится кульминацией творческого мифологизирования автора. Результатом мифотворчества Э. Форстера становится миф о Машине. Изображение технической угрозы для людей в сравнении с античным мифом становится принципиально новым. Столкновение природы и Машины в повести наиболее заострено. Если в своих ранних рассказах Э. Форстер представлял концепцию природы в образе добродушного «иного» мира, то в антиутопии образ кардинально меняется и предстает в виде грозного Левиафана.
В повести своей полноты и архетипического звучания достигает мифологический образ Машины. Данный образ является полисемантичным. Образ жестокого чудовища, метафора государства, объект религиозного преклонения и символ технической мощи - все это становится рядом «ипостасей» Машины.
Все вышесказанные «ипостаси» соединяются в одном образе и являют некое сверхъестественное существо, которое формирует основу прочтения повести в мифологическом ключе. Первостепенное место здесь занимает, конечно же, мифотворческая тенденция, хотя направленность на традиционный античный миф также имеет свое значение. Так, значимы аллюзии с мифом о Скорпионе и Орионе, которые имеют проекцию на некоторые сюжетные элементы антиутопии. Мифологический образ Скорпиона связывается с образом Машины, а Кьюно, главный герой, ассоциируется с образом Ориона. Таким образом, частичная направленность на традиционный миф становится также важным.
Весьма значимым для понимания замысла автора является то, что миф в его творчестве работает не только как форма художественной условности, но также и как форма мировосприятия. Ведь мифическое мироощущение предполагало почтительное отношение к мирозданию как к источнику чудес и таинств, где природа, неотделимой частицей которой чествовал себя человек, сливалась с божественным началом. Писателя безмерно огорчало то, что человечество утратило поэтическое миросозерцание и больше не имеет способности принять мир в его динамике и органичной целостности.
Обозначив своеобразие моделирования мифа Э. Форстера, становится возможным его причисление к представителям «мифологического направления» в литературе XX века, таким, как А. Камю, Т. Манн, Дж. Джойс и другие. Примечательно, что Э. Форстер старался сотворить искомый идеал, противопоставив тенденциям распада культ античности как самого достойного и прекрасного наследия культуры Европы, пока многие писатели представляли сознание человека «изломанным», не осознавая идеала в дисгармонии современной жизни.
1. Форстер Э.М. Иное царство // Форстер Э.М. Избранное. Пер. с англ. Сост. Н. Рахмановой. - Л., 1977. - С. 183-210.
2. Форстер, Э.М. Машина останавливается / Э.М. Форстер // Избранное. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000. - С. 315-348.
3. Форстер Э.М. Небесный омнибус // Форстер Э.М. Избранное. Пер. с англ. Сост. Н. Рахмановой. - Л., 1977. - С. 165 -183.
4. Forster E.M. Collected Short Stories. L.: Penguin Books, 2002. - 222p.
Научно-теоретическая литература:
5. Ламетри Ж.О. Сочинения. / Ж.О. Ламетри. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
6. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. / В.Н. Топоров - М.: Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.
7. Форстер Э.М. Вечное мгновенье // Форстер Э.М. Избранное. Пер. с англ. Сост. Н. Рахмановой. - Л., 1977. - С. 247-280.
8. Форстер Э.М. Заметки об английском характере // Форстер Э.М. Избранное. Пер. с англ. Сост. Н. Рахмановой. - Л., 1977. - С. 283-295.
9. Форстер Э.М. По ту сторону изгороди // Форстер Э.М. Избранное. Пер. с англ. Сост. Н. Рахмановой. - Л., 1977. - С. 223-230.
Научно-критическая литература:
10. Культурологические записки, выпуск 13: Искусство и современная мифология. / Под ред. Г.М. Юсуповой. - М.: ГИИ, 2011. - с. 398.
11. Михальская Н.П. “Аспекты романа” Э.М. Форстера // Литературная теория и художественное творчество: Сборник научных трудов. - М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1979. - С. 134-146.
12. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. Утрата и поиски героя. - М.: Высшая школа, 1966. - С. 271.
13. Михальская Н.П. Рассказы в художественной системе Э.М. Форстера // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Под ред. Н.П. Михальской. М., 1979. - С. 91-107.
14. Михальская Н.П. Творчество Э.М. Форстера в контексте литературного процесса Англии новейшего времени // Филологические науки. - 1976. - №3. - С. 37-46.
15. Михальская Н.П. Творчество Э.М. Форстера в контексте литературного процесса Англии новейшего времени // Филологические науки. - 1976. -№3. - С. 37-46.
16. Михальская Н.П. Форстер Э.М. // Зарубежные писатели. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. - Ч. 2. М-Я / Под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.-С. 358-361.
17. Михальская Н.П. Эдвард Морган Форстер (К вопросу о своеобразии творческого метода писателя) // Метод и мастерство. - Вологда, 1970. - Вып. - С. 204-220.
18. Михальская Н.П. Эстетика Э.М. Форстера. // Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. Проблемы зарубежной литературы. - 1970.- №365. - С. 29-46.
19. Михальская Н.П., Гритчук М.А. Английская литература новейшего времени (1918-1958). / Под ред. М.Е. Елизаровой. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1960. - 119 с.
20. Половцев, Д. О. Проблема инаковости в творчестве Э.М. Форстера: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Д.О. Половцев. - Минск, 2008. - 154 л.
21. Половцев Д.О. «Та сторона» в рассказах Э. М. Форстера // Содружество наук. Барановичи - 2005. Материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей. Барановичи: БарГУ, 2005. Ч. 2. С. 223-225
22. Сероменко Л.И. Новеллистика Эдварда Моргана Форстера: греко-
италийские образы и мотивы. Дис. . канд. филол. наук. - М., 2001. - 208с.
23. Стулов Ю.В. В поисках гармонии: «другой» в творчестве Э.М. Форстера // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ. 26-27 апреля 2001 года. В трех частях. Часть третья. - Минск, 2001. - 222с.
24. Хмельницкая Т. Предисловие // Форстер Э.М. Избранное. - Л.: Худож. лит., 1977. -С. 3-16.
25. Godfrey D. Forster’s Other Kingdom. - N.Y.: Barnes & Noble, 1968. - 228 P
26. Stone W. The Cave and the Mountain. A Study of E.M. Forster. Stanford (Calif), Stanford univ. press; London, Oxford univ. press, 1966. - 436p.
27. Martin R. The Love that Failed. Ideal and Reality in the Writings of E.M. Forster. - The Hague-Paris: Mouton, 1974. - 231 p.
28. McConkey J. The Novels of E.M. Forster. - Ithaca: Cornell Univ. Press, 1957. -166 p.
Интернет-ресурсы:
29. УМК Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011) [Электронный ресурс]
https ://library/rabochaya_programma_po_literature_11_klass_umk_korov_1 31631.html
30. Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Белова А.В. и др. /Под ред. Маранцмана В.Г. Литература (базовый и профильный уровни). 11 кл. [Просвещение] / В.Г. Маранцман [Электронный ресурс] https://fp.edu.ru/asp/card.asp?IDB=785