Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ИП Семибратова С.В. (г. Барнаул)
Основной вид деятельности - торговля розничная напитками в специализированных магазинах.
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Есть приложения (бухгалтерская отчетность за 2017-2019 годы).
Введение 4
1 Теоретические основы организации торговой деятельности предприятия розничной торговли 7
1.1 Сущность торговой деятельности и ее виды 7
1.2 Управление продажами на предприятии розничной торговли 12
1.3 Методика оценки эффективности торговой деятельности 20
2 Анализ торговой деятельности предприятия розничной торговли на примере ИП Семибратова С.В. 36
2.1 Краткая характеристика ИП Семибратова С.В. 36
2.2 Анализ организации торговой деятельности 40
2.3 Оценка эффективности торговой деятельности 49
3 Совершенствование организации торговой деятельности предприятия розничной торговли ИП Семибратова С.В. 63
3.1 Проблемы управления торговой деятельности ИП Семибратова С.В. 63
3.2 Направления совершенствования торговой деятельности ИП Семибратова С.В. 65
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения 86
Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, т. е. к вопросам организации коммерческой работы.
Развитие рыночных отношений в нашей стране создает новую экономическую ситуацию, связанную со свободным формированием хозяйственных связей торговли с промышленными предприятиями и гибким ценообразованием. Торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико-организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынка, в том числе розничной торговли.
Торговая деятельность является одной из ведущих отраслей большинства регионов страны. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а оборот торговли выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема оборота торговли как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день для множества предприятий анализ торговой деятельности служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий период и определения рентабельности и финансового состояния. Если до недавнего времени анализом и планированием торговой деятельности занимались лишь крупные предприятия, концерны, то сейчас все больше предприятий среднего бизнеса проводят экономическую работу по данному направлению. Благодаря анализу предшествующих периодов и прогнозированию будущих, предприятия могут отслеживать и контролировать развитие, что очень важно для сохранения позиций на рынке и развития компании в целом. Объём товарооборота и его структура являются основой планирования других экономических показателей.
Степень изученности проблемы исследования достаточно высока. Рассмотрению данной темы посвящены работы таких авторов как И.А. Малкова, С.О. Новосельский, С.П. Осипян, А.А. Сафарова и др.
Объектом исследования является экономическая деятельность ИП Семибратова С.В.
Предмет исследования – порядок анализа торговой деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать особенности оценки эффективности торговой деятельности предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию порядка организации торговой деятельности ИП Семибратова С.В.
В работе необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы организации торговой деятельности предприятия розничной торговли;
провести анализ торговой деятельности предприятия розничной торговли на примере ИП Семибратова С.В.;
разработать мероприятия по совершенствованию организации торговой деятельности предприятия розничной торговли ИП Семибратова С.В.
Для решения поставленных задач и достижения поставленной цели исследования был использован комплекс методов: общетеоретический и сравнительный анализ, синтез, аналогия, прогнозирование, системный подход.
Нормативной и правовой основой выпускной квалификационной работы явились законодательные и нормативные акты РФ по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, включая нормативные акты, инструкции, письма, разъяснения, консультации и рекомендации Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ.
Результаты исследования работы могут быть использованы в практической деятельности предприятия розничной торговли.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены особенности и сущность торговой деятельности, рассмотрены особенности управления продажами в розничной торговле и методика анализа торговой деятельности предприятия.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дана краткая характеристика деятельности ИП Семибратова С.В., проведен анализ торговой деятельности предпринимателя, определены недостатки, выявленные в ходе анализа торговой деятельности предприятия.
В третьей главе работы определены мероприятий по совершенствованию торговой деятельности ИП Семибратова С.В.
В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования.
При написании данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы организации торговой деятельности предприятия розничной торговли.
Торговой деятельностью является реализация товаров конкретному покупателю – физическом улицу, либо посреднику - юридическому лицу. Торговая деятельность может быть розничной либо оптовой. Товарооборотом следует называть процесс реализации товаров предприятием розничной или оптовой торговли покупателю, при этом при розничной торговле конечным покупателем является население.
Управление розничными продажами включает в себя систему последовательных этапов: анализ торгового ассортимента розничного предприятия, организация и планирование поставок товаров (сбытовой деятельности), управление складскими потоками, организация продаж, планирование и контроль. Кроме того, управление розничными продажами зависит не только от эффективной организации системы сбыта, но и от того, в какой мере остальные элементы рыночной политики нацелены на создание ценностей, искомых целевыми покупателями.
Анализ торговой деятельности заключается в первую очередь в анализе общего финансового состояния торгового предприятия, далее проводится анализ прибыли и рентабельности предприятия, следующим этапом должна проводится оценка выполнения плана продаж, анализа влияния различных факторов на ритмичность оптового товарооборота, сравнительного анализа товарооборота различных субъектов бизнеса с целью определения слабых сторон и резервов повышения эффективности оптового товарооборота.
проведен анализ торговой деятельности предприятия розничной торговли на примере ИП Семибратова С.В.
Основным видом деятельности ИП Семибратова С.В. является розничная торговля напитками в специализированных магазинах. За рассматриваемый период ИП функционировало достаточно эффективно, но к 2019 году наблюдается снижение ее прибыльности.
Управление продажами ИП Семибратова С.В. включает в себя систему управления снабжением, мотивацию сотрудников розничного отдела, стимулирование продаж. Для организации снабжения предпринимателем заключаются договора поставки, которые содержат все существенные условия договора, важным условием договора является доставка товара силами поставщиками. Стимулирование работы сотрудников розничного отдела осуществляется с использованием окладно-премиальной формы оплаты труда. Основным недостатком является отсутствие привязки к результатам работы розничного продавца выдаваемой премии. Для управления продажами используется планирование продаж на один финансовый год.
Анализ ликвидности и платежеспособности показал, что предприятие не является ликвидным, к 2019 году наблюдается снижение общей платежеспособности предприятия. Кроме того есть высокий риск утраты платежеспособности в ближайшие три месяца. Анализ финансовой устойчивости показал, что предприятие имеет низкую финансовую устойчивость. Предприятие зависимо от заемных источников, испытывает недостаток собственных оборотных средств. Анализ деловой активности предприятия показал, что оборачиваемость большинства активов предприятия к 2019 году снизилась, о чем свидетельствует увеличение периода оборота активов. Рентабельность основных показателей деятельности компании снизилась к 2019 году. Оценка банкротства по модели Г.В. Савицкой показала низкую вероятность банкротства предприятия. Наибольшее негативное влияние на изменение товарооборота в 2019 году оказало изменение средней цены. Можно сделать вывод о нерациональном товародвижении в 2019 году. Розничный товарооборот к 2019 году возрос к 2019 году на 1002 тыс. руб. Данное изменение произошло за счет изменения объема реализации и средней цены реализации товаров. Наибольшую долю в реализации компании занимает пиво.
разработаны мероприятия по совершенствованию организации торговой деятельности предприятия розничной торговли ИП Семибратова С.В.
Основными проблемами управления торговой деятельностью ИП Семибратова С.В. является не достаточно эффективная система управления денежными потоками, что приводит к снижению ликвидности и финансовой устойчивости, снижение цен на профильные товары, что приводит к снижению прибыли предпринимателя, снижение производительности труда.
Основными направлениями роста эффективности работы торгового предприятия является внедрение системы планирования, в т.ч. планирования движения денежных потоков, принятие мер по повышению цен на профильные товары, а так же мероприятия по повышению производительности труда. В течение одного года предполагается создание единой автоматизированной системы планирования, цель которой - формирование качественной информации для принятия управленческих решений предпринимателя. Основными мероприятиями является использование метода скользящего планирования, современная автоматизация процесса планирования. Внедрение системы планирования у ИП Семибратова С.В. позволит повысить контроль за денежными потоками и прибылью предпринимателя, а так же за счет внедрения современной программы планирования снизится нагрузка на главного бухгалтера. За счет этого, с учетом всех затрат, экономия составит 581,5 руб. в год. Расчеты так же показали, что мероприятия по повышению цен на товары, пользующиеся большим спросом и рост производительности труда даст общий экономический эффект в сумме 18749,35 тыс. руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Алябьева Е.М. Детерминированный факторный анализ прибыли организации / Е.М. Алябьева // Синергия Наук. – 2018. – № 20. – С. 62-68.
3. Бокова М.М. Содержание и анализ финансовой отчетности организации / М.М. Бокова // Современный бухучет. – 2015. – № 11. – С. 32-34.
4. Борисова Л.В. Анализ товарооборота по видам продукции / Л.В. Борисова // Сборник статей 8-й международной научно-практической конференции в рамках 18-й международной агропромышленной выставки «Интерагромаш-2015». – 2015. – С. 355-360.
5. Борисова Л.В. Индексный анализ товарооборота продукции непродовольственного назначения / Л.В. Борисова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-10. – С. 18-20.
6. Бережная Е.В. Анализ и оценка результатов деятельности торгового предприятия / Е.В. Бережная // Инновации в образовании и науке Межвузовский сборник научно-методических трудов. – 2017. – С. 45-57.
7. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: учебное пособие / А.С. Вартанов. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 326 с.
8. Вербицкая М.Г. Анализ эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия / М.Г. Вербицкая // Вестник молодежной науки. – 2016. – № 2 (4). – С. 3-5.
9. Воронцова Н.Д. Корреляционный анализ товарооборота / Н.Д. Воронцова // Приложение математики в экономических и технических исследованиях. – 2016. – № 1 (6). – С. 8-14.
10. Вагазова Г.Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия // Молодой ученый. – 2015. – №11.3. – С. 13-15.
11. Вершута А.А. Анализ товарооборота с основными торговыми партнерами / А.А. Вершута // Экономика России в многополярном мире материалы студенческой научной конференции (зимняя сессия). – 2016. – С. 118-119.
12. Ерохин В.В. Разработка цепочек поставок и процессы доставки товара в сетевом предприятии/ В.В. Ерохин// Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 6. - № 3. - С. 61-69.
13. Жилина Е.В. Анализ динамики и структуры товарооборота в розничной сети «магнит» / Е.В. Жилина // Экономика и социум. – 2016. – № 4-1 (23). – С. 663-667.
14. Зеленина Т.А. Экономический анализ розничного товарооборота / Т.А. Зеленина // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. – 2016. – Т.1. – № 1. – С. 37-40.
15. Иванов В.А. Анализ эффективности деятельности на примере торгового предприятия / В.А. Иванов // Конкурентоспособность территорий Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях. – 2017. – С. 131-134.
16. Ильин И.В., Запивахин И.М. Цифровая трансформация розничной торговли: архитектурный подход/ И.В. Ильин// Прикладная информатика. - 2018. - Т. 13. - № 5 (77). - С. 5-11.
17. Коробова Я.А. Бухгалтерская отчетность и ее роль в анализе деятельности организации // Молодой ученый. – 2015. – № 11.3. – С. 40-42.
18. Карпова Ю.С. Анализ ритмичности товарооборота / Ю.С. Карпова // В мире научных открытий Материалы IV Всероссийской студенческой научной конференции (с международным участием). – 2015. – С. 51-53.
19. Ким А.Г. Исследование управления товарными запасами на предприятиях розничной торговли / А.Г. Ким // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 2. – С. 382-389.
20. Кугот С.Б. Анализ динамики оптового товарооборота в России / С.Б. Кугот // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 72-76.
21. Калиберова Л.А. Анализ товарооборота предприятия / Л.А. Калиберова // Экономическое и социальное развитие Хабаровского края материалы конкурса выпускных квалификационных работ студентов направлений «Экономика» и «Педагогическое образование (с двумя профилями)» профили «Технология» и «Экономика». – 2019. – С. 145-161.
22. Кушмухаметова Д.И. Анализ торговой деятельности России и Республики Башкотарстан / Д.И. Кушмухаметова // Учет, анализ, аудит и статистика: фундаментальные и прикладные научные исследования сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». – 2016. – С. 26-30.
23. Кащеева А.С. Особенности анализа розничного товарооборота предприятий / А.С. Кащеева // Актуальные проблемы экономики и управления: теория и практика материалы I-й Республиканской с международным участием интернет-конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – 2017. – С. 124-127.
24. Коваль А.М. Анализ эффективности деятельности торговой организации / А.М. Коваль // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 6-1. – С. 135-139.
25. Кардава, Е.М. Особенности анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия / Е.М. Кардаева // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы IX Международной научно-практической конференции в 2 томах. – 2016. – С. 97-101.
26. Лукманова Р.Р. Инновации в деятельности организации сферы розничной торговли/ Р.Р. Лукманова// Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 136-138.
27. Малкова И.А. Бухгалтерская отчетность как инструмент управления организацией / И.А. Малкова // Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии. – 2015. – № 8. – С. 689-694
28. Махмутова Т.Р. Методика комплексного анализа деятельности торгового предприятия в условиях кризиса / Т.Р. Махмутова // Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 218-220.
29. Новосельский С.О. Управленческий анализ деятельности торговых организаций / С.О. Новосельский // Политика, экономика и инновации. – 2017. – № 2 (12). – С. 9-11.
30. Новикова Н.Г. Факторы, оказывающие влияние на результаты управления продажами в условиях конкуренции в сфере услуг/ Н.Г. Новикова// Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 19.
31. Овчинникова И.В. Методика проведения анализа товарооборота в торговле / И.В. Овчинникова // Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века сборник научных статей. – 2017. – С. 126-133.
32. Осипян С.В. Комплексный анализ деятельности торговой организации / С.В. Осипян // Журнал экономических исследований. – 2016. – Т. 2. – № 12. – С. 7-10.
33. Овечкина О.Ю. Состав, содержание и анализ бухгалтерской отчетности и ее использования для оценки результатов работы организаций / О.Ю. Овечкина // Наука в исследованиях молодежи. – 2016. – № 4. – С. 217-219.
34. Сабитова Г.М. Финансовое состояние предприятия как важнейшая характеристика его деятельности // Молодой ученый. – 2016. – №18. – С. 281-284.
35. Сафарова А.А. Анализ финансирования деятельности торгового предприятия / А.А. Сафарова // Наука без границ. – 2017. – № 5 (10). – С. 17-19.
36. Сысоева Е.В. Процесс формирования и обеспечения эффективной сбытовой политики государства/ Е.В. Сысоева// Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. № 1-1. - С. 330-339.
37. Садчикова Д.Н. Проблемы экономического анализа на предприятиях / Д.Н. Садчикова // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 494-496.
38. Сафиева В.О. Анализ практического подхода к управлению коммерческой деятельностью торговой организации / В.О. Сафиева // Результаты современных научных исследований и разработок Сборник статей победителей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 104-107.
39. Сергазиева К.К. Роль анализа товарооборота в деятельности торгового предприятия / К.К. Сергазиева // Инновации, логистика, менеджмент в современной бизнес-среде. – 2018. – С. 108-111.
40. Терекова Е.В. Экономический анализ товарооборота коммерческих предприятий / Е.В. Терекова // Сборник научных трудов по материалам XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, и молодых ученых. – 2016. – С. 73-75.
41. Трушкина А.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа / А.В. Трушкина // Молодой ученый. – 2016. – № 13. – С. 527-529.
42. Тетюхина Е.П. Анализ основных экономических показателей деятельности организации / Е.П. Тетюхина // Сборник научных трудов по материалам XV международной научной конференции. – 2019. – С. 16-22.
43. Ходжаева М.Я. Стоимостной подход в анализе эффективности управления коммерческой деятельностью предприятия / М.Я. Ходжаева // Электронный научный журнал. – 2017. – № 1-2. – С. 200-206.
44. Хлусова О.С. Оптимизация процедур финансового анализа деятельности торгового предприятия / О.С. Хлусова // Наука и современность - 2017 сборник материалов LII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 244-248.
45. Хлусова О.С. Оптимизация процедур финансового анализа деятельности торговой компании / О.С. Хлусова // Наука и современность - 2017 сборник материалов LII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 244-248.
46. Хромых Н.А. Анализ целесообразности применения бонусов и скидок в деятельности торгового предприятия / Н.А. Хромых // Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук Межвузовский сборник научных трудов. Воронежский институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего образований Московского гуманитарно-экономического университета (АНО ВО МГЭУ). – 2017. – С. 50-54.
47. Швецова О.В. Сравнительная характеристика российских и зарубежных подходов к формированию информации о финансовых результатах в отчетности / О. В. Швецова // Аудит и финансовый анализ. – 2015. – № 4. – С. 101–104.
48. Шаршуков В.Н. Анализ товарооборота / В.Н. Шаршуков // Синергия Наук. – 2017. – № 10. – С. 192-198.
49. Шарафутдинова К.А., Власов М.В. Сравнительный анализ транзакционных издержек/ К.А. Шарафутдинова// Журнал экономической теории. – 2019. – Т. 16. – № 4. – С. 881-886.
50. Щербик С.Э. Методические подходы к анализу коммерческой деятельности торгового предприятия / С.Э. Щербик // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2017. – № 18-2. – С. 99-102.