ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Основные понятия, причины и особенности травматизма на уроках
физической культуры 7
1.2 Психологические аспекты травмоопасного поведения детей 14
1.3 Профилактика травматизма как основное направление техники
безопасности на уроках физической культуры 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 29
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Результаты исследования 38
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время проблеме организации по охране труда, предупреждению травматизма детей и персонала уделяется пристальное внимание во всех образовательных учреждениях.
Профилактическая направленность российского здравоохранения обусловливает проведение комплекса предупредительных мероприятий для сохранения и укрепления здоровья человека. В эти мероприятия входит огромная по своим масштабам система мер по профилактике травматизма.
Травма - это повреждение с нарушением целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. При занятиях физической культурой чаще всего имеют место физические травмы, преобладают закрытые повреждения (ушибы, растяжения, надрывы, разрывы и т.п.).
В результате несчастного случая отвлекается от своей работы основной работы большая часть персонала для расследования произошедшего, расходуется средства на оплату труда специалистам, кто так или иначе включен в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего, а помимо этого и происходит огромная потеря рабочего времени по оказанию первой помощи [3, с.56].
Во время урока физической культуры школьники входят в группу риска, так как подвержены травматизму. Урок физической культуры отличается от других уроков высокой двигательной активностью школьников, с применением различного спортивного инвентаря и оборудования.
В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, инструктора по физической культуре, администрации школы совместно с родителями учащихся [12, с. 11].
Школьный травматизм составляет 12-15 % от общего травматизма детей. Травмы, полученные на переменах, составляют до 80%, на уроках физкультуры - до 20%. Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью детей. По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастных случаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно - транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на уроках физкультуры, и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний. На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря. Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако по тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм (тем более при занятиях физкультурой и спортом) требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.
Одной из главных задач современного общества - профилактика детского травматизма. И достичь ее можно, только соблюдая технику безопасности на уроках физической культурой.
Огромный вклад внесли в разработку данной проблемы такие ученые, как: автор книги «Физкультура без травм» В.К. Велитченко, В.Ф. Башкиров, который в свою очередь составил много комплексов и причин по профилактике [4, с. 52].
Цель работы: Экспериментально исследовать систему профилактических мероприятий травматизма на уроках физической культуры.
Реализация поставленной цели предопределила следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, причины и особенности травматизма на уроках физической культуры;
- разработать систему профилактических мероприятий травматизма на уроках физической культуры для различных возрастных групп в муниципальном общеобразовательном учреждении;
- выявить эффективность разработанной системы профилактических мероприятий травматизма на уроках физической культуры.
Объект исследования: уроки физической культуры.
Предмет исследования: профилактика травматизма на уроках физической культуры.
В качестве методологической основы исследования были использованы такие методы как анализ и синтез, изучение учебной, справочной, монографической литературы и материалов периодической печати, обобщение материала.
Гипотеза исследования: профилактика травматизма на уроках физической культуры будет эффективной, если:
- повышать уровень сформированности культуры безопасности учащихся;
- учитель владеет методикой проведения профилактических мероприятий;
- использовать оборудование и инвентарь надлежащего качества;
- вводить на уроках физкультуры строгую дисциплину.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов на практике, а также при написании курсовых и выпускных квалифицированных работ.
Структура работы традиционная. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения травматизма на уроках физической культуры.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование культуры безопасности на уроках физической культуры.
В заключении подведены итоги квалификационной работы
Профилактика детского травматизма остается одной из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи:
1. Были рассмотрены основные понятия, причины и особенности травматизма на уроках физической культуры.
Физическое воспитание школьников направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Современный урок физической культуры должен отвечать научно - педагогическим требованиям, без выполнения которых не может осуществиться высокое качество его проведения. Высокое качество урока - это залог успешной работы преподавателя физической культуры в образовательной организации.
Травматизм не совместим с оздоровительными целями физической культуры, так как он нарушает здоровье, мешает спортивному росту. Даже не значительная травма отражается на функциях и возможностях спортсмена, меняется нормальный ход учебно - тренировочных занятий.
Повреждение, или травма - это воздействие на организм человека внешнего фактора, которое нарушает строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.
К основным причинам травматизма относится:
- неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
- выполнение сложных, незнакомых упражнений;
- занятие без разминки или недостаточной разминки;
- отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
- отсутствие должной квалификации у учителя;
- проведение занятия без преподавателя;
- нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
- неудовлетворительная воспитательная работа с учениками;
- нарушение правил врачебного контроля;
- неблагоприятные метеорологические условия;
- не соблюдение дисциплины;
- отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований;
- слабое здоровье и недостаточная физическая подготовка обучающихся.
Травматизм на уроках физической культуры имеет свою специфику по разделам учебной программы.
При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно - суставного аппарата преимущественно верхних конечностей.
Травматизм при занятиях легкой атлетикой встречаются растяжения и надрывы двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжения связок голеностопного и коленного суставов.
Для уроков баскетбола характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.
На уроках волейбола случаются следующие травмы: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов.
При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени.
Травматизм на занятиях по лыжной подготовке связан, в основном, с тем, что уроки проводятся на открытом воздухе при низких температурах, и возникает опасность обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре [2].
Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов. У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.
2. Разработана система профилактических мероприятий травматизма на уроках физической культуры для различных возрастных групп в муниципальном общеобразовательном учреждении.
Одна из важнейших функций физкультурных работников это профилактика спортивного травматизма. Учитель физкультуры несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся.
Учитель физической культуры должен:
- правильно планировать учебно-тренировочный процесс и разрабатывать индивидуальные планы, особенно в отношении нагрузок, необходимо учитывать данные медицинского заключения о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности занимающихся;
- не включать технически сложные упражнения сразу же после приема пищи;
- обеспечивать надежную страховку учащихся и параллельно воспитывать в учащихся навыки самостраховки;
- перед каждым занятием организовывать выполнение общей разминки, которая позволяет разогреть мышцы и привести их в рабочее состояние;
- соблюдать в спортивном зале порядок и меры безопасности;
- использовать только исправные тренажеры, тренировочные приспособления и снаряды;
- не отвлекаться при выполнении силовых упражнений;
- применять правильную технику при выполнении упражнений;
- увеличивать нагрузки постепенно;
- не включать такие упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения, приводящие к травмам мышц и связок;
- принимать меры по усилению контроля за учётом несчастных случаев и травм;
- разработать комплексный план мероприятий по профилактике и снижению травматизма;
- обратить особое внимание на состояние благоустройства территорий и спортзала;
- организовать в образовательных учреждениях своевременную ревизию, ремонт и замену устаревшего спортивного оборудования;
- организовать работу по систематическому гигиеническому обучению учащихся вопросам профилактики травматизма через специальные образовательные программы или другие различные формы работы;
- учитывать место проведения занятия, объяснять ученикам важность соблюдения правил по технике безопасности на уроке физкультуры;
- не допускать к занятиям тех, у кого нет карты здоровья, и особенно внимательно относится к учащимся со слабым здоровьем;
- следить за спортивной одеждой, которая не должна стеснять движения, а обувь должна быть удобной и не скользить;
- контролировать действия по правильному выполнению упражнений;
- немедленно оказать первую медицинскую помощь и содействовать скорейшему доставлению пострадавшего в медицинское учреждение, если школьник все же получил травму.
3. Проведен мониторинг эффективности разработанной системы профилактических мероприятий травматизма на уроках физической культуры.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследование были вовлечены ученики двух классов 7 «а» и 7 «д» классов. Всего приняло участие 56 человек.
В качестве экспериментальной группы определен 7 «а» класс, а контрольной группой послужил 7 «д» класс.
В 7«а» классе (ЭГ) 52 % школьников относятся к основной группе по состоянию здоровья, 44% к подготовительной группе, 4% -к специальной.
В 7 «д» классе (КГ) 62 % относятся к основной и 48 % к подготовительной группе.
На основе анкетирования выяснилось, что школьники наиболее часто получают такие травмы, как ушибы и ранения. Необходимо отметить, больше половины участников эксперимента показали средний уровень сформированности культуры безопасности, что является показателем недостаточных знаний и умений по данному направлению, это значит, что более половины учащихся уязвимы, получить разные виды травм, большинство которых можно успешно избежать.
Поэтому необходимо давать школьникам теоретические сведения в области физической культуры, информировать занимающихся о возможности получения травм, их последствиях и профилактике. В этом и заключается формирующий этап эксперимента.
Всего в процессе работы над формированием культуры безопасности был показан 1 видеоролик, проведена 1 деловая игра, «инсценированы» 3 ситуации, 1 ролевая игра, сделаны агитационные листы по культуре безопасности. Вся программа по формированию культуры безопасности состояла из 9 занятий.
Имитационные игры, сопровождались набором заданий, которые в значительной мере были похожи на реальные. Ученики, участвовавшие в эксперименте, были полностью погружены в игровые ситуации. Чтобы они могли «прожить» ее и найти выход, использовались ролевые игры, которые носят обучающий характер.
Таким образом, играя, занимаясь творческой деятельностью, участники усваивают знания, правила безопасного поведения. После проведенной работы по профилактике травматизма через формирование культуры безопасности на формирующем этапе было проведено вторичное обследование по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
Повторное исследование формирования культуры безопасности на уроках физической культуры по данным анкетирования выявила заметные улучшения.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов выявил что в ЭГ видна динамика развития: сократилось количество детей, находящихся на низком уровне сформированности культуры безопасности, повысился «средний уровень», улучшив свои результаты, также увеличилось количество детей на высоком уровне сформированности культуры безопасности.
В КГ произошли незначительные изменения в результатах высокого и среднего уровня.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что уровень сформированности культуры безопасности на уроках физической культуры заметно улучшился, подтверждая этим эффективность предложенной работы. В школах в процессе занятий физической культурой может возникнуть угроза для здоровья и жизни занимающихся. Ответственность за безопасность жизни учащихся несут тренер, администрация и сами обучаемые. Вина школы может быть, если не выполнены условия по технике безопасности. Это могут быть старые оборудования, небезопасные условия для тренировок и прочее. Тренер может быть виноват, если неправильно объяснил студентам, как выполнять упражнение. Виной самого школьника считается, если он не слышал тренера во время объяснений правил по выполнению упражнения, нарушение техники безопасности, нарушение культуры безопасности. К сожалению, большинство чрезвычайных ситуаций, ведущих к травматизму, происходят по вине самих школьников. Поэтому для эффективной работы по формированию культуры безопасности, следует использовать не только лекции, беседы, чтение литературы по данной теме, но и инсценировки, ролевые игры, которые позволят учащимся попрактиковать себя в сложной ситуации. Такие виды занятий считаются интересными, не скучными, проявляют личностные качества, способствуют коммуникации, обсуждению, заставляют задуматься при выполнении заданий
Гипотеза исследования подтвердилась: действительно, профилактика травматизма на уроках физической культуры будет эффективной, если:
- повышать уровень сформированности культуры безопасности учащихся;
- учитель владеет методикой проведения профилактических мероприятий;
- использовать оборудование и инвентарь надлежащего качества;
- вводить на уроках физкультуры строгую дисциплину.
1. Алексеев И. Н., Афанасьев В.З., Бессудное А.И. и др. /Под ред. А.П. Матвеева. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. - М.: Фрахт, 2015. - 45 с.
2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2015, № 1. - С. 37-40
3. Бальсевич В.К., Болышенков ВТ., Рябин уев Ф.П. Концепция, физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014, № 2. - С. 42-46
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 с.
5. Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» [Электронный ресурс]- URL: https://www.twirpx.com/file/689704/(дата обращения: 10. 02.2018).
6. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: ЛОГОС, 2012. - 128 с.
7. Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. Доцента Е.В.Харламова. - М.: ИКЦ «Март», 2015. - 464 с.
8. Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. - М.: «ФиС». 2014 -190 с.
9. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2015. - 184 c.
10. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Рн /Д: Феникс, 2014. - 444 c.
11.Залетаев И.П, Муравьев В.А. Анализ проведения урока физкультуры: М.: Спорт Академ Пресс, 2014. - 92 с.
12. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. /
А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 с.
13. Квартовкин К.К. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. Волгоград: ВМА, 2015.- С. 16
14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Просвещение, 2014. - 201 с.
15. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 252 с.
16. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов. - М.: «Просвещение», 2013г. - 61 с.
17. Концепция физического воспитания и здоровья детей и
подростков. - М., 2013г. - 84 с.
18. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2014. - 393 с.
19. Куклин, П. Ф. Военно-спортивные игры. 7-11 классы / П.Ф. Куклин, Л.А. Тетушкина, Л.А. Лаврова. - М.: Учитель, 2013. - 176 с.
20. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Турку нов Б. И. Программа физического воспитания учащихся 1-11-х. классов, основанная на одном из видов спорта. - М.: ФиС, 2016. - 219 с.
21. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014 - № 1. - С. 22-28
22. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М., ТВТ Дивизион. - 2016г. - 290 с.
23. Лях В.К, Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы. - М.: ФиС, 1996. - 93 с.
24. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник +, 2016. - 104 с.
25. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др. Под ред.
B. А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 144с.
26. Мишин Б.И. Необходимые организационно-педагогические условия для формирования личности безопасного типа в общеобразовательных учреждениях // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность. - М., «УРАО», 2015. - С.92-95
27. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 с.
28. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. - М., 2012. - 96 с.
29. Немсадзе В.П. Детский травматизм. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 112 с.
30. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 2014. - №2. - С. 29-34
31.Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 2014. - 190 с.
32. Петрова, В.И. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, А.Н. Сорокин. - М.: КноРус, 2013. - 304 с.
33. Романов Ю.В. Критериальная система оценивания: опыт использования /Ю.В. Романов. // Научно-методический журнал № 1. 2015. C. 55-63.
34. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического
исследования [Электронный ресурс] - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001324108(gaTaобращения: 10. 02.2018)
35. Травматизм на физкультуре- 2017 [Электронный ресурс]- URL: http:/ TAGILCITY.RU(дата обращения: 11. 05.2018)
36. Трайнев И.В. Оптимизация структуры учебной информации [Электронный ресурс]-URL:https://www.twirpx.com/file/533555/(дата обращения: 11. 05.2018)
37. Трайнев И.В. Организация контроля качества учебного процесса
[Электронный ресурс]- URL: http://static.my-
shop.ru/product/pdf/97/962612.pdf(дата обращения: 11. 05.2018)
38. Тренев Н.Н. Физическая культура. Основы здорового образа жизни М., 2015. - 496 с.
39. Трушкина А.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студента М.: Волтерс Клувер, 2015. - 608 с.
40. Федеральный Государственный образовательный стандарт. Физическая культура. - М., 2014г. - 35 с.
41. Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. 9-11 классы / Н.А. Фёдорова. - М.: Экзамен, 2016. - 973 c.
42. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
43. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2016. - 480 с.
44. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования / А. Хуторской. // Народное образование.
2015. № 2. С. 58-64
45. Цейко В.А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников // Педагогические науки, №4, 2015. С. 17-23
46. Чеков М. Чему хотят учиться дети / М. Чеков. // Народное образование. 2016. № 2. С. 110-112.
47. Чечевицина Л.Н. Физическая культура (для бакалавров)/ Л.Н. Чечевицина М.: КноРус,2015. - 352 с.
48. Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 768 с.
49. [Электронный ресурс] - URL: http:
//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/(дата обращения: 20. 05.2018)
50. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 с.