Лингвистический и методический аспекты изучения лексических единиц лексико-семантического поля ‘семья’
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Лексико-семантическое поле концепта «семья» в языковой картине мира .6
1.1. Концепт «семья» как основа национальной ментальности 6
1.2. Содержательные признаки концепта «семья» на уровне семантических полей 16
1.3. Репрезентация лексико-семантического поля концепта «семья» в
английской и русской языковых картинах мира 21
Выводы по 1 главе 25
2. Методические особенности изучения концепта «семья» на уроках
иностранного языка 27
2.1. Особенности изучения концепта «семья» при изучении темы «Семья» в учебниках 27
2.2. Комплекс упражнений, направленный на овладение лексическими
единицами концепта «семья» как методическим приемом при обучении школьников иностранному языку 46
2.3. Ход и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности овладения лексическими единицами концепта «семья».... 61
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Лексико-семантическое поле концепта «семья» в языковой картине мира .6
1.1. Концепт «семья» как основа национальной ментальности 6
1.2. Содержательные признаки концепта «семья» на уровне семантических полей 16
1.3. Репрезентация лексико-семантического поля концепта «семья» в
английской и русской языковых картинах мира 21
Выводы по 1 главе 25
2. Методические особенности изучения концепта «семья» на уроках
иностранного языка 27
2.1. Особенности изучения концепта «семья» при изучении темы «Семья» в учебниках 27
2.2. Комплекс упражнений, направленный на овладение лексическими
единицами концепта «семья» как методическим приемом при обучении школьников иностранному языку 46
2.3. Ход и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности овладения лексическими единицами концепта «семья».... 61
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данное исследование посвящено изучению лексических единиц лексико-семантического поля Семья/Family, его специфике, месту и роли в языковой картине мира (ЯКМ), с точки зрения лингвистического и методического аспекта.
Лексико-семантическое поле в структуре концепта является предметом изучения различных научных дисциплин, что стало «своего рода точкой пересечения различных научных парадигм: математической, культурологической, лингвистической, философской». В современной лингвистике изучению концептов посвящено множество работ: концепции «языковой картины мира» и «языкового сознания» (Г.В. Колшанский, Ю.Д. Апресян, Е.С. Кубрякова, В.Н. Телия, А. Вежбицка, С.Е. Никитина, О.А. Корнилов), лингвокультурологической концептологии (Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, С.Х. Ляпин, В.И. Карасик, В.И. Шаховский, Н.А. Красавский, С.Г. Воркачев и др.)
Однако, как видно из вышеприведенных исследований лексические единицы лексико-семантического поля Семья/Family остались за рамками исследования.
Актуальность темы исследования определяется тем, что:
-в лингвистике присутствует научный интерес к изучению вербализации лексико-семантических полей как на материале одного языка, так и при сопоставлении нескольких языков;
-лексические единицы «Семья/Family» рассматриваются при изучении вербализации таких концептов, как: «родство», «человек», «ребенок», «брак», «чужеродность», «дружба» на материале английского и русского языков;
-недостаточно подробную характеристику получил этот лингвокультурный концепт при изучении лексико-семантической представленности его ценностного компонента в рамках методики преподавания.
Существующая научная база позволяет провести всесторонний анализ обучения лексико-семантического поля Семья/Family в сфере школьного иноязычного образования. Однако, несмотря на существующий корпус исследований, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:
-не раскрыто содержание понятия «ЛСП» и не описаны его особенности при обучении школьников иностранному языку;
-не предложен комплекс упражнений, направленный на овладение ЛЕ Семья/Family как методическим приемом при обучении школьников иностранному языку.
Объектом исследования является лексические единицы лексико-семантического поля Семья/Family.
Предметом исследования являются лингвистические и методические особенности изучения ЛЕ лексико-семантического поля Семья/Family.
Цель исследования - изучить лингвистические особенности лексических единиц ЛСП «Семья» и рассмотреть особенности применения на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие ЛСП «Семья»
2. Рассмотреть концепт «Семья» на уровне семантических полей
3. Выявить ЛЕ, репрезентирующие концепт «Семья» в языковой картине мира
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на овладение ЛЕ
5. Провести экспериментальную работу с учащимися средней ступени обучения
Гипотеза исследования. Использование ЛЕ Семья/Family на уроках иностранного языка имеет значительный лингводидактический потенциал и способствует повышению знаний школьников по теме.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные методы: наблюдения, описания, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, так и специальные лингвистические методы моделирования, концептуального и компонентного анализа языковых единиц. Так же в работе были использованы наблюдение, диагностика, методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Практическая значимость исследования видится в возможности использования полученных результатов в преподавании университетских курсов по общему языкознанию, когнитивной лингвистике, основам терминоведения, спецкурсов по теории номинации и теории, профессиональной коммуникации.
Полученные результаты могут быть использованы в разработке методического материала для уроков английского языка в школе.
Поставленные задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Лексико-семантическое поле в структуре концепта является предметом изучения различных научных дисциплин, что стало «своего рода точкой пересечения различных научных парадигм: математической, культурологической, лингвистической, философской». В современной лингвистике изучению концептов посвящено множество работ: концепции «языковой картины мира» и «языкового сознания» (Г.В. Колшанский, Ю.Д. Апресян, Е.С. Кубрякова, В.Н. Телия, А. Вежбицка, С.Е. Никитина, О.А. Корнилов), лингвокультурологической концептологии (Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, С.Х. Ляпин, В.И. Карасик, В.И. Шаховский, Н.А. Красавский, С.Г. Воркачев и др.)
Однако, как видно из вышеприведенных исследований лексические единицы лексико-семантического поля Семья/Family остались за рамками исследования.
Актуальность темы исследования определяется тем, что:
-в лингвистике присутствует научный интерес к изучению вербализации лексико-семантических полей как на материале одного языка, так и при сопоставлении нескольких языков;
-лексические единицы «Семья/Family» рассматриваются при изучении вербализации таких концептов, как: «родство», «человек», «ребенок», «брак», «чужеродность», «дружба» на материале английского и русского языков;
-недостаточно подробную характеристику получил этот лингвокультурный концепт при изучении лексико-семантической представленности его ценностного компонента в рамках методики преподавания.
Существующая научная база позволяет провести всесторонний анализ обучения лексико-семантического поля Семья/Family в сфере школьного иноязычного образования. Однако, несмотря на существующий корпус исследований, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:
-не раскрыто содержание понятия «ЛСП» и не описаны его особенности при обучении школьников иностранному языку;
-не предложен комплекс упражнений, направленный на овладение ЛЕ Семья/Family как методическим приемом при обучении школьников иностранному языку.
Объектом исследования является лексические единицы лексико-семантического поля Семья/Family.
Предметом исследования являются лингвистические и методические особенности изучения ЛЕ лексико-семантического поля Семья/Family.
Цель исследования - изучить лингвистические особенности лексических единиц ЛСП «Семья» и рассмотреть особенности применения на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие ЛСП «Семья»
2. Рассмотреть концепт «Семья» на уровне семантических полей
3. Выявить ЛЕ, репрезентирующие концепт «Семья» в языковой картине мира
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на овладение ЛЕ
5. Провести экспериментальную работу с учащимися средней ступени обучения
Гипотеза исследования. Использование ЛЕ Семья/Family на уроках иностранного языка имеет значительный лингводидактический потенциал и способствует повышению знаний школьников по теме.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные методы: наблюдения, описания, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, так и специальные лингвистические методы моделирования, концептуального и компонентного анализа языковых единиц. Так же в работе были использованы наблюдение, диагностика, методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Практическая значимость исследования видится в возможности использования полученных результатов в преподавании университетских курсов по общему языкознанию, когнитивной лингвистике, основам терминоведения, спецкурсов по теории номинации и теории, профессиональной коммуникации.
Полученные результаты могут быть использованы в разработке методического материала для уроков английского языка в школе.
Поставленные задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Лексико-семантическое поле представляет собой набор лексем, которые обозначают определенную концепцию в широком смысле слова, поле состоит из слов различных частей речи и может включать как фразеологические единицы, так и лексические материалы различных форм существования национальный язык (народный, диалектический, жаргон и т.д.). ЛСП в синхронных терминах характеризуется семантической корреляцией лексем, наличием гипонимов (понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию) и гиперонизмов (понятие в отношении к другому понятию, выражающее более общую сущность), а также в генетико-диахроническом плане, определенным набором мотивационных моделей, повторением шаблонов словообразования и повторяемостью этимологических гнезда.
2. ЛСП Семья/Family в английском и русском языках имеют одинаковую структуру вертикального родства, где семья служит фундаментом иерархической системы. В основе горизонтального среза концепта Семья/Family лежит тип родства.
3. В работе приведен анализ УМК для 5 класса УМК «Английский в фокусе» и «Счастливый английский». Рассмотрены различные виды упражнений, которые включены в тему «My family». Выявлено, что упражнения разработаны с учетом всех речевых навыков: аудирования, чтения, говорения и письма.
4. УМК Т.Б.Клементьевой сегодня выходит из употребления на уроках, именно поэтому, нами были разработаны упражнения и различные виды работы по теме «My family» по УМК «Spotlight 5».
Упражнения включали в себя так же все речевые навыки, и строились с учетом планирования темы в УМК «Spotlight 5».
5. Чтобы доказать эффективность разработанных и апробированных упражнений, нами была проведена диагностическая работа в 5 классе по теме «My family». Для этого был разработан специальный комплекс упражнений.
Опытное обучение показало, что работа на формирование лексической компетенции у учащихся по разработанной нами организации лексического материала и его усвоения позволило качественно обогатить активный словарный запас школьников по теме «My family» и увеличить количество используемых лексических единиц в устной и письменной речи.
Эффективная организация обучения привела к существенному расширению лексического запаса у школьников в несколько раз.
Полученные данные подтвердили тенденцию повышения показателей качественности лексического навыка (гибкости, устойчивости, прочности) у учащихся данного обучения. Проведенный контроль показал, что школьники достигли более высокой скорости выполнения заданий с лексическими единицами как в монологической, так и в диалогической устной речи вследствие расширения речевых возможностей учащихся за счёт изучения дополнительных лексических единиц.
В результате проведённого исследования мы нашли подтверждение гипотезе о том, что использование ЛЕ Семья/Family на уроках иностранного языка имеет значительный лингводидактический потенциал и способствует повышению знаний школьников по теме «Family».
1. Лексико-семантическое поле представляет собой набор лексем, которые обозначают определенную концепцию в широком смысле слова, поле состоит из слов различных частей речи и может включать как фразеологические единицы, так и лексические материалы различных форм существования национальный язык (народный, диалектический, жаргон и т.д.). ЛСП в синхронных терминах характеризуется семантической корреляцией лексем, наличием гипонимов (понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию) и гиперонизмов (понятие в отношении к другому понятию, выражающее более общую сущность), а также в генетико-диахроническом плане, определенным набором мотивационных моделей, повторением шаблонов словообразования и повторяемостью этимологических гнезда.
2. ЛСП Семья/Family в английском и русском языках имеют одинаковую структуру вертикального родства, где семья служит фундаментом иерархической системы. В основе горизонтального среза концепта Семья/Family лежит тип родства.
3. В работе приведен анализ УМК для 5 класса УМК «Английский в фокусе» и «Счастливый английский». Рассмотрены различные виды упражнений, которые включены в тему «My family». Выявлено, что упражнения разработаны с учетом всех речевых навыков: аудирования, чтения, говорения и письма.
4. УМК Т.Б.Клементьевой сегодня выходит из употребления на уроках, именно поэтому, нами были разработаны упражнения и различные виды работы по теме «My family» по УМК «Spotlight 5».
Упражнения включали в себя так же все речевые навыки, и строились с учетом планирования темы в УМК «Spotlight 5».
5. Чтобы доказать эффективность разработанных и апробированных упражнений, нами была проведена диагностическая работа в 5 классе по теме «My family». Для этого был разработан специальный комплекс упражнений.
Опытное обучение показало, что работа на формирование лексической компетенции у учащихся по разработанной нами организации лексического материала и его усвоения позволило качественно обогатить активный словарный запас школьников по теме «My family» и увеличить количество используемых лексических единиц в устной и письменной речи.
Эффективная организация обучения привела к существенному расширению лексического запаса у школьников в несколько раз.
Полученные данные подтвердили тенденцию повышения показателей качественности лексического навыка (гибкости, устойчивости, прочности) у учащихся данного обучения. Проведенный контроль показал, что школьники достигли более высокой скорости выполнения заданий с лексическими единицами как в монологической, так и в диалогической устной речи вследствие расширения речевых возможностей учащихся за счёт изучения дополнительных лексических единиц.
В результате проведённого исследования мы нашли подтверждение гипотезе о том, что использование ЛЕ Семья/Family на уроках иностранного языка имеет значительный лингводидактический потенциал и способствует повышению знаний школьников по теме «Family».
Подобные работы
- Лексико-семантическое поле «Дом» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: лингвометодический аспект
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Национальная специфика лексико-семантических полей «Средства передвижения» в русском и английском языках (10.02.19 )
Диссертации (РГБ), языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999 - Лексико-семантическое поле «Furniture» в современном английском
языке
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Лексико-семантическая группа глаголов положительного отношения в русском языке (на фоне китайского языка)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Лексико-семантическое поле «Лес» в русской языковой картине мира
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Лексико-семантическое поле «Честь» в детской прозе А. А. Лиханова
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Лексико-семантическое поле "Спорт1* в русском языке: лингвистический и лингвокультурологический аспекты
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ФЛОРА ЛЕСА»: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - Лексико-семантическое поле «окружающая среда» в современном шведском языке
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2018



