Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-семантическое поле «Дом» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: лингвометодический аспект

Работа №63034

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лексико-семантическое поле как объект лингвистического
исследования 5
1.1 Понятие о лексико-семантическом поле (ЛСП) 5
1.2 Лексико-семантическое поле как экспликация понятия в художественном
мировоззрении писателя 12
Глава 2. Функциональные особенности ЛСП «Дом» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» 16
2.1 Структура ЛСП «Дом» 16
2.2 Эстетическая функция слов ЛСП «Дом» в романе 29
Глава 3. Системные отношения в лексике в курсе русского языка в школе 37
3.1 Анализ программ курса по русскому языку для учеников 10- 11 классов 37
3.2 Развернутый конспект факультативного занятия на тему «Системные отношения в лексике (на материале романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»)» 43
Заключение 50
Библиография

Актуальность темы исследования обусловлена общей антропоцентрической направленностью современной лингвистики, в центре внимания которой находятся языковая личность и языковая картина мира.
Объектом исследования является специфика реализации лексико-семантического поля «Дом» в романе «Анна Каренина».
Предмет моего исследования - лексико-семантическое поле «Дом» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина», его структура, эстетическая функция.
Цель работы - выявить особенности художественной репрезентации лексико-семантического поля «дом» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть содержание понятия «лексико-семантическое поле»;
2) описать состав и структуру лексико-семантического поля «дом» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»;
3) выявить функциональные особенности слов, составляющих ЛСП «дом» в романе;
4) охарактеризовать возможности изучения системных отношений в лексике на уроках русского языка в средней школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы на уроках русского языка в средней школе при изучении системных отношений в лексике, на занятиях, имеющих своей целью анализ языка писателя, а также при изучении творчества Л.Н. Толстого.
Материалом исследования служит роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Структура дипломной работы. Работа включает введение, три главы, заключение и библиографию.
Во введении описаны цель, задачи, предмет и объект исследования, его актуальность.
В первой главе рассматриваются теоретические основы данного исследования: дается понятие ЛСП, рассматривается его структура и трактовка в художественном мировоззрении писателя.
Вторая глава является исследовательской и включает анализ ЛСП «дом» в контексте романа Л.Н. Толстого.
Третья глава - методическая. В ней рассматривается анализ программ с точки зрения того, как изучаются системные отношения в лексике в курсе русского языка для 10-11 классов. Так же она включает в себя методическую разработку факультативного занятия на тему «Системные отношения в лексике (на материале романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»)».
В заключении подводятся итоги исследовательской работы, отмечаются достигнутые результаты.
Библиографический список включает 25 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было проанализировано лексико-семантическое поле «Дом» в контексте романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
В ходе исследования было рассмотрено такое понятие как лексико-семантическое поле и его структура. На основе романа удалось выявить особенности лексико-семантического поля «дом» и непосредственно его структуру, особенности и функции. Было обнаружено, что, несмотря на многозначность лексемы дом, в контексте романа раскрываются лишь два микрополя ЛСП «дом»: дом - семья и дом - жилище.
Во время анализа микрополей удалось обнаружить абсолютно новые значения слов, которые могут существовать только в контексте романа «Анна Каренина».
Решив поставленные задачи, удалось добиться поставленной цели исследовательской работы - выявить особенности художественной репрезентации лексико-семантического поля «дом» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
По результатам количественного и качественного анализа было установлено, что в романе доминируют два микрополя ЛСП «дом»: дом - семья, которое в свою очередь состоит из следующих основных лексем: мать, отец, жена, муж, сын, дочь, сестра, брат, и дом - жилище, где основными выступают лексемы: квартира, кров, имение.
В романе писатель заключает в данные лексемы не только традиционное значение, но и дополнительные смысловые оттенки, создавая оригинальную авторскую интерпретацию. Благодаря лексемам, входящие в ЛСП «Дом», постигается идея романа «Анна Каренина» - изменение семейных ценностей.
Также в ходе исследования было разработано занятие на тему «Системные отношения в лексике (на материале романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина)». Данный урок является факультативным, так как программа средней школы не предусматривает поурочного изучения романа «Анна Каренина». Факультативное занятие будет полезным для раскрытия авторской позиции через призму системных отношений в лексике, то есть изучение языковой стороны произведения поспособствует глубокому пониманию проблематики текста.
В ходе урока ученики закрепляют полученные знания по теме «Системные отношения в лексике» не на выборочных упражнениях из учебника или методичек, а на основе единого и целостного произведения, что способствует не только усвоению текста как художественной единицы, но и ориентированию, и самостоятельному поиску и анализу материала.
Таким образом, исследование лексико-семантического поля «дом» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» становится необходимым приемом для передачи не только авторской позиции, но и состояния эпохи в целом. Данный анализ способствует выявлению связей между художественными образами и показывает, как меняется и расширяется сознание людей той эпохи, во время которой происходят действия романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».



1. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. Л., 1986. 177 с. .
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М : Наука, 1974. — 368 с.
3. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка. - В кн.: Апресян Ю.Д. Избранные труды, т. 2. М., 1995
4. Васильев Л.М. Теория семантических полей// Вопросы языкознания. 1971. №5.
5. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке. — М :Высш. школа, 1986. — 118 с.
6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1974
7. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М., 1991
8. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы её описания. — М : Рус. яз., 1993. — 245 с.
9. Зиновьева Е.И. Типы «поля» в лингвометодических исследованиях // XXXII Международная филологическая конференция. Русский язык как иностранный и методика его преподавания 11-15 марта 2003г. вып.
15. СПб., 2003. - с. 108-112.
10. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976. - 356 с.
11. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. — М : Эдиториал УРСС, 2000. — 352 с.
12. Косериу Э. Лексические солидарности. // Вопросы учебной
лексикографии. — М : Изд-во Моск. ун-та, 1969. — с. 95-102.
13. Кронгауз М.А. Семантика. — М : Academia, 2005. — 352 с.
14. Новикова Н. С., Черемисина Н. В. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира // Филологические науки. — 2000. — № 1. — С. 40-49
15. Попова З.Д., Стернин И.А., Лексическая система языка// Учебное пособие для студентов филологических специальностей, Изд.2
16. Толстой Л.Н. «Анна Каренина», Изд. «Азбука», СПб., 2013. - 861 с.
17. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы (на материале английского языка). М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 287 с.
18. Шафиков С.Г. Теория семантического поля и компонентной семантики его единиц /; Науч. ред. Васильев Л.М.; Башкир. гос. ун-т. - Уфа: [б.и.], 1999. - 88 с
19. Шкловский В. Серия биографий ЖЗЛ. Выпуск 6. Лев Толстой. - М.,1963
20. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М., 1974.
21.Эгамназаров Х.Х. О понятие лексико-семантического поля в лингвистике // Журнал: Ученые записки Худжанского государственного университета им. Б. Гафурова - Худжанд, 2018
Словари:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 576 с.
2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка/ СПб., 2014
3. Шведова Н.Ю. Русский семантический словарь, Изд.: М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградов, 2002.
4. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.,1998. - 682 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ