ВВЕДЕНИЕ . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема 8
1.2. Модель системы патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности
14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
30
2.1. Характеристика базы исследования: гимназия г.Советский ХМАО-Югра.
30
2.2. Ход и результаты экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность исследования. Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса как важнейшее направление обновления современной общеобразовательной школы требуют в настоящий' момент создания условий для развития всех творческих способностей и задатков учащихся, их саморазвития. Необходим поиск оптимальных путей воспитания подрастающих поколений. В современных условиях развития общества особенно остро встает вопрос совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года рекомендует направить усилия на воспитание образованных, нравственных людей, которые способны «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.».
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан РФ, направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно- нравственного единства общества. Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.
Новые цели школьного образования сформулированы в стандартах общего образования, которые вступили в силу в январе 2010 г. Это - воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. В новых стандартах общего образования обращено внимание на вторую половину дня, которая должна быть насыщена разнообразной внеурочной деятельностью. В связи с этим возрастает роль внеучебной деятельности школьников в педагогическом процессе, где педагоги смогут решать поставленные перед общеобразовательными учреждениями задачи, используя все многообразие воспитательных средств. ,
Сегодня мы имеем нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования России до 2020», Национальный проект «Образование» и др.), в которых отмечается • необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающих поколений уделяли выдающие педагоги и общественные деятели прошлого. Эта проблема поднималась в трудах В.Г. Белинского, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского; Н.Г. Чернышевского и др. Они акцентировали внимание на воспитании сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.
Для нас интересны работы, посвященные патриотическому воспитанию школьников во внеучебной деятельности. Это исследования И.А. Андрюшина, Д.К. Алиевой, M.JI. Афанасьевой, В.И. Бичевского, Г.Х. Валеевой, Ю.А. и др.
Следует заметить, однако, что проблема патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности не получила еще должного освещения в научных работах. Недостаточно раскрыт вопрос уточнения педагогических условий, реализация которых способствует повышению эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности.
Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречия между:
- современными требованиями общества к формированию патриотической воспитанности младших школьников и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения во внеучебной деятельности;
- необходимостью создания условий для патриотического воспитания младших школьников и недостаточной их разработанностью, реализация которых способствует решению исследуемой проблемы.
Выявленные нами противоречия, недостаточная разработанность проблемы патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности доказывают актуальность и позволяют сформулировать тему исследования: «Воспитание патриотизма младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях».
Вышесказанное позволяет определить проблему нашего исследования: каковы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности общеобразовательных учреждений?
Цель исследования — разработать педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвинута гипотеза о том, что патриотическое воспитание младших школьников будет эффективным, если:
– определены основные критерии оценки эффективности формирования патриотизма у младших школьников;
– разработана и внедряется в педагогический процесс модель системы патриотического воспитания младших школьников;
– теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность патриотического воспитания младших школьников.
2. Выделить критерии и некоторые показатели уровня развития патриотической воспитанности младших школьников.
3. Разработать, научно обосновать и апробировать структурную модель системы патриотического воспитания младших школьников в педагогическом процессе.
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: идеи гуманизма и демократии, материалистической диалектики и системного подхода как важнейшей грани и общего методологического принципа науки; системное понимание воспитания; учение о творческой деятельностной сущности личности, закономерностях ее воспитания, о роли деятельности и общения в развитии личности, о формировании всесторонне развитой личности; государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г., Национальный проект «Образование».
Для решения поставленной в работе цели использовались следующие методы исследования:
а) теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;
б) изучение учебных программ и опыта работы школ по патриотическому воспитанию младших школьников;
в) педагогический эксперимент;
г) диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы, коллективный опрос, анализ результатов деятельности;
д) количественный и качественный анализ полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования были гимназия г. Советский ХМАО-Югры.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов при разработке методики оценки эффективности формирования патриотической воспитанности младших школьников. Модель системы патриотического воспитания младших школьников позволит обеспечить и повысить эффективность патриотического воспитания младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников и литературы, предложения.
Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем — выявлению педагогических условий эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Решение проблемы нашего исследования потребовало обратиться, прежде всего, к анализу сущности понятия «патриотическое воспитание». Этот анализ возможен лишь в процессе раскрытия категорий «патриотизм», «воспитание».
Патриотизм - это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины; стремление нести ответственность за нее, вставать на ее защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.
Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Мы рассматриваем патриотическое воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины, нести ответственность за нее, вставать на ее защиту; готовность к выполнению гражданского долга: служить в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины. Цель патриотического воспитания — формирование патриотизма как интегративного качества личности.
В исследовании рассматриваются особенности патриотического воспитания младших школьников. На своеобразие патриотического воспитания младших школьников оказывают влияние: назначение и традиции общеобразовательной школы; специфика воспитательной деятельности и особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки; особенности классного коллектива; возраст и индивидуальность младших школьников. В диссертации рассматривается содержание воспитательной деятельности учителя начальных классов в патриотическом воспитании младших школьников, организуемая по двум основным направлениям: первое - воспитание патриотизма у младших школьников; второе - приобщение учащихся к такому социально- нравственному опыту, как защита Отечества, в основе которого лежит любовь к Родине.
С учетом выявленных теоретических положений, обобщения передового опыта нами была разработана «Модель системы патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности». Для моделирования мы выбрали структурную модель, которая позволяет целостно отразить в модельных представлениях сущность патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности, ведущие идеи, структурные компоненты и функциональные взаимосвязи между ними.
В исследовании мы опирались на классификацию видов воспитательных систем, разработанную Ю.П. Сокольниковым. В ней выделяются следующие виды воспитательных систем: 1) макросистема; 2) региональные воспитательные системы; 3) педагогические системы; 4) частичные системы.
Система патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности является системой частичной. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами являются и класс, и семья, и образовательное учреждение. Ее структурными компонентами выступают: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.
Исследование проводилось в гимназии г. Советский ХМАО-Югры.
Результаты диагностирования младших школьников показали: количество учащихся экспериментальных классов, обладающих высоким уровнем патриотической воспитанности, выросло с 4% до 41%, показатели среднего уровня изменились с 42% до 54%, уменьшилась доля младших школьников с низким уровнем с 54% до 11%. Количество учащихся контрольных классов, обладающих высоким уровнем патриотической воспитанности, выросло с 5% до 11%, со средним уровнем - с 40% до 52%, уменьшилась доля младших школьников с низким уровнем с 55% до 37%. Результаты исследования показали, что уровень патриотической воспитанности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах к концу экспериментальной работы вырос, но темп формирования патриотической воспитанности младших школьников в контрольных классах был ниже по сравнению с экспериментальными классами.
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Патриотическое воспитание в школе. -М., 2002.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития. -Казань, 2000.
3. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
4. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Уколова Е.В., Друбочевская И.Л. и др. - М., 2015.
5. Воронова, E.H. Воспитать патриота: программы, мероприятия игры.- М, 2018.
6. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразоват. учреждений. - М., 2012.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М., 1984.
8. Газман, О.С. В помощь педагогу — экспериментатору по теме «Система работы классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1991.
9. Гольдберг, В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. — М., Новая школа, 2001.
10. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». - М. , 2016.
11. Гордин, А.Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
13. Датский, В.А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - М., 2016.
14. Дашкова, Е.Р. О смысле слова «воспитание»: Сочинения, письма, документы / Сост., вступ. Ст., примеч. Г.И. Смагиной. - СПб., 2001.
15. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации гос. Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. - М., 2003.
16. Карамзин, Н.М. Сочинения. В 2 -х т. -JL, 1984.
17. Классное руководство: опыт, проблемы, решения: Сб. материалов. - М., 2017.
18. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.,2016.
19. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., Юрайт, 1998.
20. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984.
21. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. - 2-е изд., перераб. -М., - Н. Новгород, 2012.
22. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: В помощь учителю. - Челябинск, 2000.
23. Микрюков, В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России. - М., 2015.
24. Мудрик, A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.
25. Мудрик, A.B. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. -М., 2000.
26. Мудрик, A.B. Социализация // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1999.
27. Патриотическое воспитание: Проблемы, пути их решения: Материалы респ. семинара-совещания, 16-17 апр. 2017. - М., 2017.
28. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. - М., 1968.
29. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. педвузов: В 2 кн. - М., 2000. Кн.2: Процесс воспитания.
30. Радищев, А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Избранные сочинения. - М., 1952.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1969.
32. Рыжкин, Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: Метод, пособие. - СПб, 1999.
33. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы. - М., 2007.
34. Сухомлинский В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников. - М., 1959.
35. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина - М., 1971.
36. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании. О значении цели в жизни. О необходимости сделать русские школы русскими. Общий взгляд на возникновение наших народных школ // Избр. пед. соч.: В 2 т. -М., 1953-1954.
37. Ушинский, К.Д. Избранные пед. соч.: В 2 т. М., 1974.