Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №48451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие «толерантность». Точки зрения и методы формирования 7
1.1 Содержание понятия «толерантность»
1.2 Виды толерантности 12
1.3. Толерантность как проблема воспитания 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 34
Гава 2. Формирование толерантности у иностранных студентов в процессе обучения русскому языку 35
2.1 Обзор типов заданий по РКИ 35
2.2. Лингвокультурологический материал как основа формирования толерантности на занятиях по русскому языку 51
2.2.1. Обоснование отбора лингвокультурологического материала 51
2.2.2. Тематические группы лингвокультурологического материала 56
2.2.3. Методика формирования толерантности посредством обучения русскому языку 61
2.3. Методические рекомендации в рамках упражнений, направленных на
формирование толерантности у иностранных студентов 61
2.4. Определение уровня толерантности иностранных студентов факультета
филологии и истории ЕИ КФУ 69
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80


Взаимоотношения людей в социуме затрагивают все сферы общественной жизни: производственные, экономические, правовые, нравственные, политические и т.д. Среди многообразия форм взаимодействия индивидов в обществе наиболее острой проблемой является феномен деления людей на своих «своих» и «чужих» на основе самых разнообразных критериев: цвет кожи, образование, социальный статус, национальная принадлежность, финансовое положение и т.д. При этом противопоставление «свой» - «чужой» сопровождается неприятием человека из «другого мира», которое выражается в открытой неприязни и даже агрессии. В связи с этим необходимым, по нашему мнению, на сегодняшний день становится формирование у индивида такого качества, как толерантность, воспитания в себе уважения к другим людям.
Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами:
во-первых, открытость границ между странами в 21 веке позволила мигрировать огромному количеству людей, которые, находясь на территории других стран, позволяют себе несоответствующее нормам и правилам принимающего их общества поведение, которое распространяется не только на них самих, но и негативно влияет на коренных жителей. Так, появляется необходимость формирования толерантности у иностранных граждан по отношению к культуре и обычаям тех стран, в которых они собираются жить;
во-вторых, в Елабужском институте КФУ с каждым годом растёт число иностранных студентов, в частности из стран Ближнего Зарубежья, и, как следствие, возникает необходимость формирования у них толерантного отношения к жителям, традициям, культурным ценностям нашей страны с целью адаптации иностранных студентов к российской действительности;
в-третьих, возникает потребность в разработке не только эффективных методов и приемов формирования толерантности у иностранных студентов,
но и в системно воспитании уважительного отношения к иной культуре у студентов-инофонов.
Объект исследования - этнокультурная толерантность как свойство индивида, которое возможно формировать посредством системы специальных упражнений на занятиях по русскому языку.
Предметом исследования явились лингвистические и методические средства формирования этнокультурной толерантности на занятиях по русскому языку.
Цель данной работы - определить эффективные лингвометодические средства формирования этнокультурной толерантности в процессе преподавания современного русского литературного языка иностранным студентам.
Обозначенная цель определила постановку следующих задач:
a) изучить и систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме, а именно: понятие о толерантности, виды и методы воспитания толерантности;
b) рассмотреть типы заданий по РКИ, выявить их специфику и определить специфику разрабатываемых упражнений;
c) произвести отбор лексического материала, включаемого в учебные задания;
d) апробировать разработанный материал и проверить его результативность с помощью методики выявления уровня толерантности.
В решении названных целей и задач в работе применялись следующие методы лингвистического исследования:
a) Описательный метод (обработка отобранного материала при работе с учебниками по РКИ);
b) Метод анкетирования и опроса (при определении особенностей понятия «толерантность» среди студенчества и выявления уровня этнокультурной толерантности)
c) Метод компонентного анализа (при разработке заданий по русскому языку для иностранных студентов).
Материалом исследования послужили работы российских и зарубежных учёных о вопросах толерантности, а также учебники для РКИ и нормативные документы.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы Особенности этнокультурной толерантности среди иностранных студентов Асмолова А.Г., Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А., Конша М., Гусейнова А.А., Комогорова П.Ф., Петровой Т.Н., Татаренковой И.А. и др.
Научная новизна определяется, во-первых, тем, что разработаны методические рекомендации формирования толерантности системно и регулярно посредством изучаемого предмета, во-вторых, новым представляется и объект толерантности, поскольку предполагается воспитывать уважение к иной культуре не у принимающей стороны, а у образовательных мигрантов в процессе обучения русскому языку. Насколько нам известно, ранее не предпринимались подобные попытки изучить формирование толерантности.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования вносят определенный вклад в разработку методики формирования этнокультурой толерантности у иностранных граждан.
Практическая значимость заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при преподавании русского языка как иностранного.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведённого исследования, формулируются цель и задачи работы, указываются объект и предмет исследования, называются источники и методы исследования.
Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов, касающихся изучения понятия «толерантность». Рассматриваются различные подходы к объяснению этого понятия, а также виды и методы формирования.
Вторая глава представляет собой разработку методических рекомендаций по формированию толерантности с помощью упражнений, а также апробацию полученного материала. Представлены результаты исследования, типы заданий по РКИ, обоснован отбор материала и разделение его на тематические группы.
В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленными целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Список использованной литературы насчитывает 52 источника.
Апробация исследования. Отдельные положения этой работы были представлены в виде научной статьи:
Юрикова К.Ю. Осмысление понятия «толерантности» в языковом сознании. // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF humanities/4(4).pdf(дата обращения: 28.05.2018)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленными целями и задачами в ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
В современном мире всё чаще возникают трудности взаимопонимания вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий, что ведет к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозному экстремизму. Следовательно, воспитание толерантной личности в настоящее время является одной из важнейших общественных проблем.
В контексте настоящего исследования термин «толерантность» понимается как уважительное отношения ко всему иному, в частности к особенностям другой культуры, что соответствует пониманию толерантности в Декларации принципов толерантности. При этом важно не только толерантное отношение коренных жителей к иммигрантам, но толерантное отношение вновь приехавших к жителям принимающей страны.
В сознании студентов ЕИКФУ в основном бытует представление о толерантности как терпимости, но воспринимается данное свойство положительно, что, в свою очередь, с одной стороны, подтверждает благоприятную, дружелюбную атмосферу, сложившуюся в стенах ЕИКФУ, с другой стороны, говорит о необходимости расширения у учащихся представления о толерантности.
Несмотря на многообразие методов и подходов к описанию толерантности, стоит обратить внимание на то, что ни один из приведенных методов не даёт гарантии на формирование толерантности у студента. Внедрение воспитания толерантности на занятиях по изучению языку с помощью специальных упражнений, на наш взгляд, является весьма перспективным подходом, поскольку предполагает системность в формировании толерантности параллельно с обучением русскому языку.
Методика преподавания РКИ богата различными типами упражнений и подходов к их реализации. Многообразие целей, на которые направлены материалы, способны обеспечить быстрое и качественное усвоение нового языка. Задания упражнений не предполагают специального формирования толерантности. В методической литературе нет специальных рекомендаций по формированию толерантности именно в процессе обучения языку параллельно с формированием лингвистических компетенций. При обладании лингвострановедческой информацией, задания предполагают лишь проверку овладения тем или иным аспектом языка.
Уникальность носителя той или иной языковой культуры подчёркивается его принадлежностью к той или иной нации. Необходимо с помощью употребления данных слов в упражнениях сформировать толерантное отношение иностранных студентов по отношению к другим культурам. На наглядных этнокультурных примерах объяснить им то, что «красота», например, везде своя и нигде это не повод для негативного отношения. Так, зная особенности культуры и восприятия той или иной лексемы у представителей разных национальностей, работа по повышению уровня толерантности будет наиболее успешной.
Перед тем, как прописывать состав упражнений для формирования толерантности, нами было произведено разделение лексики на тематические группы по использованию их в методических рекомендациях для преподавателя и иностранного студента. Разделение лексики, которая будет включена в упражнения, на тематические группы позволит структурировано и систематически воздействовать на эмоциональную сферу иностранных студентов. Чем более упрощёнными будут параллели в заданиях, проводимые с их родным языком, тем острее будет влияние на этнокультурную сферу мышления. Также в ходе исследования мы прописали определённую структуру заданий для иностранных студентов, которые включают в себя не только стандартный набор задач (само задание, лексика для работы), но и комментарий для преподавателя и непосредственно вопросы с этнокультурным подтекстом.
Мы провели опрос на выявление уровня толерантности и выяснили, что после использования разработанных нами упражнений, уровень толерантности студентов-иностранцев повысился.
Так, нами была разработана методика формирования этнокультурной толерантности у студентов на занятиях по изучению русского языка.



1. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному //Электронный ресурс. Режим доступа. URL: http: //gct. msu.ru/docs/A 1 standart.pdf(дата обращения 13.05.2018)
2. Декларации принципов толерантности, 1995 // Электронный ресурс Режим доступа. URL:http://www.tolerance.ru(дата обращения: 25.05.2018).
3. Электронный словарь //Электронный ресурс. Режим доступа.URL: http://diccionario.ru/perevod(дата обращения 4.05.2018)
II. Справочные материалы.
4. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова и др. М., 1980. С. 1348
5. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. 2013
6. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 М.: Смысл, 1997. 1675 с.
7. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. 180000 слов и словосочетаний. М: Альта-Принт: ДОМ. XXI век, 2009. VIII, 1239 с.
III. Монографии, статьи, учебные пособия.
8. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 253
9. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416с. с.342
10. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности у школьников: учеб. — метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук, М. И. Рожков. Изд-во Ярославль : Академия развития; Академия Холдинг, 2003. 96 с.
11. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. 2002. № 20. 20 с. с.13
12. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997
13. Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель?// Вестник МГУ. Серия «Философия». 1996. № 1. С. 33-37.с. 33
14. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 2008. 208 с. с.153
15. Золотухин В.М. Две концепции толерантности: Монография. Кемерово, 1998.
16. Игнатова И.Б., Андреева С.М. Практическая грамматика, СПБ, 2006
17. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2005.
18. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. № 4.
19. Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. 228 с.
20. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. М.: академ проект 2004, 175 с. с.104
21. Кравцов О. Г. Роль толерантности в личностном развитии ребенка/О. Г. Кравцов// ВЕСТНИК РГГУ Серия «Психология». Москва, 2009. № 7. с.189-200
22. Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2006
23. Мубинова, З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе: на примере школ Республики Башкортостан З.Ф. Мубинова - Уфа, 1998. - 191 с.
24. Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нельсон. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
25. Петрицкий В.А. Толерантность - универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. СПб., 1993.
26. Пассов, Е.И, Кибирева Л. В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования. Златоуст, 2007.
27. Погодина А. А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников : дисс. ... канд. пед. наук. — Ярославль, 2008.— 281 с.
28. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Психология, 2005. — 118 с. с. 15-17
29. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников и подростков // Учитель. 2005. №6, 49-52 с.49
30. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151
31. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. Краснодар, 2000. 256 с. с. 248
32. Щукин А.Н. (ред.). «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному», Учебное пособие для вузов. М.: Русский язык, 2003. 305 с.
33. Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» / Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (дата обращения 12.05.2018)
34. «Язык и межкультурная коммуникация», С.Г.Тер-Минасова, изд «Слово». М.2000. 234 с.
35. Аргументы и факты. 1996. № 16. 24 с.
IV. Электронные ресурсы.
36. Абуов А. П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия.//Электронный ресурс — Режим доступа. URL: http://www.embkaztm.org/article/142(дата обращения: 14.04.2018)
37. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый: электронный журнал,
2015. Вып.2. С.471-474. Режим доступа к журн. URL https://moluch.ru/archive/82/14888/(дата обращения: 18.05.2018)
38. Богинская Ю. В., Байрак Т. А. Воспитание толерантности у
подростков: формы и методы работы // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 118-120. URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7296/(дата обращения: 18.05.2018).
39. Голендухина Т.Р. статья «Формирование межэтнической
толерантности у студентов вузов в процессе преподавания иностранного языка» //Электронный ресурс. Режим доступа URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhetnicheskoy-tolerantnosti- studentov-vuza-v-protsesse-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka (дата
обращения 01.05.2018)
40. Кузнецова Н.С. статья «Транскультурное обучение как способ
формирования толерантности иностранных студентов, изучающих русский язык»//Электронный ресурс. Режим доступа. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/transkulturnoe-obuchenie-kak-sposob-formirovaniya-tolerantnosti-inostrannyh-studentov-izuchayuschih-russkiy-yazyk(дата обращения 12.05.2018)
41. Лазарева Ж.П. статья «Театрализация как средство формирования коммуникативной толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка» //Электронный ресурс. Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizatsiya-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoy-tolerantnosti-studentov-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka(дата обращения 13.04.2018)
42. Татаренкова И.А. «О формировании толерантности у иностранных
студентов»//Электронный ресурс. Режим доступа. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-tolerantnosti-u-inostrannyh-studentov(дата обращения 12.03.2018)
43. Фахрутдинова Р.А. «Формирование толерантной личности студента в
условиях поликультурного пространства вуза» //Электронный ресурс. Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tolerantnoy-
lichnosti-studenta-v-usloviyah-polikulturnogo-prostranstva-vuza (дата
обращения 12.05.2018)
44. Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». Системный анализ подходов понятия «толерантность» // Электронный ресурс. Режим доступа. URL: http://psyedu.ru/journalZ2012/2Z2928.phtml(дата обращения 1.01.2018)
45. Красота мирового масштаба // Электронный ресурс. Режим доступа к журналу. URL:https://ru. glosbe.com/ru/fa/красота(дата обращения 2.04.2018)
46. Главный критерий женской красоты в разных странах мира//Свобода путешествий: электронный журнал.2003. Режим доступа к журналу. URL: https://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/18-glavnyh-kriteriev-zhenskoj- krasoty-v-raznyh-stranah-mira-1398315/(дата обращения 8.02.2018)
47. Черты лица татарина/ Внешность татар: электронный журнал. 2002.
Режим доступа к журналу. URL:
https://www.syl.ru/article/194614/new vneshnost-tatar-kak-otlichit-tatarina-chertyi-litsa(дата обращения 2.03.2018)
48. Файловый архив студентов Z Род. Основные термины родства//
Электронный ресурс. Режим доступа. URL:
https://studfiles.net/preview/5911085/page: 11/(дата обращения 20.01.2018)
49. Семиотика моды в контексте межкультурной коммуникации/Человек и наука: электронный журнал. 2001. Режим доступа к журналу. URL: http://cheloveknauka.com/semiotika-mody-kostyuma-v-kontekste-mezhkultumoy-kommunikatsii#ixzz5FfHouu5t(дата обращения 04.04.2018)
50. Закирова О.В., Гапсаламов А.Р., Галлямова З.В. Формирование толерантной личности студента-иностранца как условие его безопасной интеграции в российскую действительность/ О.В. Закирова, А.Р. Гапсаламов,
З.В. Галлямова // Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. - Часть 1. - Казань, 2017. - С.298-306. (РИНЦ)
51. Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных
исследований /ЯГПУ: электронный журнал. 2002. Режим доступа к журналу. URL: https://psihologia.biz/akmeologiya-razvitiya-psihologiya/tolerantnost-
sovremennom-mire-opyit.html (дата обращения 3.02.2018)
52. Времена года: про новогоднюю ёлку/ Детский час: электронный
журнал. 2006. Режим доступа к журналу. URL:
http://detskiychas.ru/obo vsyom/vremena-goda/про-новогоднюю-ёлку/(дата обращения 5.03.2018)
53. Пунктуация при обращении: примеры/ Русский язык: электронный
журнал. 2003. Режим доступа к журналу. URL:
http://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/obrashhenie-primeryi-predlozheniy.html(дата обращения 4.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ