Коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития, Алтайский государственный педагогический университет)
|
База исследования: МБДОУ Детский сад компенсирующего вида №22 г. Барнаула. В обследовании приняли участие 10 детей с задержкой психического развития. Средний возраст детей составил 5-6 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления дошкольников 6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе: 24
Глава 2. Практическое исследование коррекции наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 25
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 25
2.2 Результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 29
2.3 Методика организации коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе: 45
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления дошкольников 6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе: 24
Глава 2. Практическое исследование коррекции наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 25
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 25
2.2 Результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 29
2.3 Методика организации коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе: 45
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с отклонениями в развитии, а также, наблюдается рост числа детей с нарушением интеллекта. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых и эффективных направлений по оказанию коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира, следовательно, это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития у таких детей. Сам процесс обучения детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием., поэтому для детей с различными нарушениями разрабатываются образовательные программы, проходящие апробацию в разных видах детской деятельности.
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления. Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно много исследований по этой проблеме, где описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии. Исследователи отмечают конкретность мышления у детей с задержкой психического развития и недостаточное развитие у них мыслительных операций, а также их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется: недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение, трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий, замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
Следовательно, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление. Необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие их индивидуальным особенностям и возможностям, а также совершенствовать технологии коррекционного психолого-педагогического воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений.
Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых (С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Г. А. Урунтаевой, Р. С. Немова и др.).
Изучением проблемы развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. И. Блинова, Е. А. Стребелева, А. В. Брушлинский, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Морозова, М. С. Певзнер и др.
Таким образом, актуальность исследования определила тему нашего исследования «Коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития».
Объект исследования: наглядно-образное мышление у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность наглядно-образного мышления дошкольников.
2. Раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития
3. Представить результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Описать методики организация коррекционной работы по развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: уровень развития наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР ниже, чем у сверстников, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
База исследования: МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 22 г.Барнаула.
Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления. Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно много исследований по этой проблеме, где описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии. Исследователи отмечают конкретность мышления у детей с задержкой психического развития и недостаточное развитие у них мыслительных операций, а также их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется: недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение, трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий, замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
Следовательно, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление. Необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие их индивидуальным особенностям и возможностям, а также совершенствовать технологии коррекционного психолого-педагогического воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений.
Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых (С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Г. А. Урунтаевой, Р. С. Немова и др.).
Изучением проблемы развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. И. Блинова, Е. А. Стребелева, А. В. Брушлинский, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Морозова, М. С. Певзнер и др.
Таким образом, актуальность исследования определила тему нашего исследования «Коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития».
Объект исследования: наглядно-образное мышление у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность наглядно-образного мышления дошкольников.
2. Раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития
3. Представить результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Описать методики организация коррекционной работы по развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: уровень развития наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР ниже, чем у сверстников, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
База исследования: МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 22 г.Барнаула.
Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что мышление является высшим познавательным процессом и основной формой познания окружающего мира. Для всестороннего развития личности ребенка этот психический процесс имеет огромное значение на формирование и становление всех видов мышления, и должен носить целенаправленный и систематический характер. Несформированность мыслительной деятельности у ребенка может оказаться невосполнимой частью в более позднем возрасте.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить следующие основные затруднения у детей с задержкой психического развития в понимании наглядно-образных заданий:
затруднения в понимании, непосредственно связанные с недоразвитием понятий;
затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала;
затруднения в понимании, связанные с ослаблением интеллектуальных интересов и недостатками мотивации;
затруднения в понимании, связанные с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов.
Все это подтверждает целесообразность проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления.
С этой целью нами был подобран комплекс диагностических методик для исследования уровня развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. По данным, полученным на констатирующем этапе эксперимента, удалось установить, что группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной, однако большинство детей с задержкой психического развития решали задачи с использованием всех предусмотренных видов помощи, а иногда и вовсе отказывались решать их. Своеобразие мыслительной деятельности последней группы отчетливо выявилось уже при решении первой задачи. В большинстве случаев наводящие вопросы не помогали. Понимание скрытого смысла в нелепых картинках было затруднено. Всегда требовалась помощь в форме наводящих вопросов. Детям была характерна бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинки. Они не замечали и не признавали свою ошибку даже тогда, когда экспериментатор указывал им на нее. В целом у детей оказалось несформированным умение устанавливать последовательность между даже простыми явлениями, что связано с недостаточной сформированностью структуры познавательной деятельности.
В результате диагностического исследования, было установлено, что по успешности решения наглядно-образных задач группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной. Среди детей были такие, которые решали задания без особых затруднений, и такие, которые не смогли выполнить ни одного задания. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей.
В процессе организации коррекционной работы нами были учтены методические разработки по развитию наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития, предложенные рядом авторов: Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко и др.
Результатом систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы будет повышение уровня развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить следующие основные затруднения у детей с задержкой психического развития в понимании наглядно-образных заданий:
затруднения в понимании, непосредственно связанные с недоразвитием понятий;
затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала;
затруднения в понимании, связанные с ослаблением интеллектуальных интересов и недостатками мотивации;
затруднения в понимании, связанные с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов.
Все это подтверждает целесообразность проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления.
С этой целью нами был подобран комплекс диагностических методик для исследования уровня развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. По данным, полученным на констатирующем этапе эксперимента, удалось установить, что группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной, однако большинство детей с задержкой психического развития решали задачи с использованием всех предусмотренных видов помощи, а иногда и вовсе отказывались решать их. Своеобразие мыслительной деятельности последней группы отчетливо выявилось уже при решении первой задачи. В большинстве случаев наводящие вопросы не помогали. Понимание скрытого смысла в нелепых картинках было затруднено. Всегда требовалась помощь в форме наводящих вопросов. Детям была характерна бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинки. Они не замечали и не признавали свою ошибку даже тогда, когда экспериментатор указывал им на нее. В целом у детей оказалось несформированным умение устанавливать последовательность между даже простыми явлениями, что связано с недостаточной сформированностью структуры познавательной деятельности.
В результате диагностического исследования, было установлено, что по успешности решения наглядно-образных задач группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной. Среди детей были такие, которые решали задания без особых затруднений, и такие, которые не смогли выполнить ни одного задания. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей.
В процессе организации коррекционной работы нами были учтены методические разработки по развитию наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития, предложенные рядом авторов: Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко и др.
Результатом систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы будет повышение уровня развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.
Подобные работы
- Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Психологическая коррекция зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2024



