1. Рельеф, климат, биологические факторы почвообразования, возраст почв, деятельность человека как фактор почвообразования.
2. Почвенный воздух и воздушный режим почв, тепловые свойства и тепловой режим почв, плодородие почв.
3. Черноземы лесостепной и степной зон. Горные почвы.
4. Использование материалов почвенных исследований.
Основы учения о факторах почвообразования заложил В. В. Докучаев. Он установил, что почва формируется в результате взаимодействия климата, растительности, почвообразующих пород, рельефа местности и возраста страны (времени). В дальнейшем был выделен еще один фактор почвообразования — производственная деятельность человека.
Климат. С этим фактором почвообразования связано поступление в почву воды, необходимой для жизни растений и для растворения минеральных питательных веществ. От климата зависит активность биологических процессов. Количество солнечной энергии, попадающей на земную поверхность, возрастает от полюсов к экватору.
Большое значение имеют такие элементы климата, как атмосферные осадки, испарение и температура. Атмосферные осадки, выпадающие на земную поверхность, расходуются на испарение, фильтрацию в нижние горизонты, стекание по склонам, рост и развитие растений. При этом растворенные вещества и механические частицы передвигаются с водой как по поверхности почвы, так и по ее вертикальному профилю.
При проектировании противоэрозионных мероприятий следует знать особенности рельефа, наличие или отсутствие эродированных и эрозионно опасных почв. Для работ по земельному кадастру и бонитировке почв важны данные о размерах почвенных контуров, физико-химических и других анализов, информация о продуктивности почв, средней многолетней урожайности сельскохозяйственных культур на конкретных почвах.
Для посадки садов, виноградников и других многолетних насаждений выбирают мощные, плодородные, хорошо гумусированные почвы, с благоприятными водно-воздушными свойствами, высокой водопроницаемостью. Почвы не должны содержать вредных легкорастворимых солей, особенно Na2CО3, NaHCО3, Mg(HCО3)2, MgCО3, предел засоления которыми составляет 0,3 мг • экв/100 г почвы. Для посадки семечковых культур выбирают почвы с уровнем залегания незасоленных грунтовых вод на глубине более 2 м, для косточковых и виноградников — 1,5...2,0 м. При глубине залегания грунтовых вод 1,0...1,5 м участки используют под кустарниковые ягодные культуры.
Для выбора мелиоративных и агротехнических мероприятий по регулированию водного режима переувлажненных почв и их освоению используют сведения из почвенной карты и почвенно-мелиоративных картограмм (ботанико-культуртехнической, избыточного увлажнения). Для проектирования орошения почвенные материалы получают в результате детальных исследований и составления почвенно-мелиоративной карты и картограмм гранулометрического состава и сложения почвогрунтов.
1. Лукин С.В.: Агроэкологическое состояние и продуктивность почв Белгородской области. - Белгород: КОНСТАНТА, 2011
2. РАН, Институт географии, Российский фонд фундаментальных иследований ; отв. ред. Е.Ю. Новенко ; рец.: Э.А. Лихачева, А.В. Кожаринов: Динамика лесных экосистем юга Валдайской возвышенности в позднем плейстоцене и голоцене. - М.: ГЕОС, 2011
3. Российская академия наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, МГУ им. М.В. Ломоносова ; Г.В. Добровольский и др. ; отв. ред.: Г.В. Добровольский, И.Ю. Чернов ; рец.: В.М. Алифанов, Б.Р. Стриганова: Роль почвы в формировании и сохранении биологического разнообразия. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011
4. Смирнова Л.Г.: Геоинформационное обеспечение агроэкологической оценки земель на локальном уровне (на примере ФГУП "Белгородское"). - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011
5. Степанов А.Л.: Микробная трансформация парниковых газов в почвах. - М.: ГЕОС, 2011
6. Алифанов В.М.: Палеокриогенез и разнообразие почв центра Восточно-Европейской равнины. - М.: ГЕОС, 2010
7. Артемьева З.С.: Органическое вещество и гранулометрическая система почвы. - М.: ГЕОС, 2010
8. Васенев И.И.: Геоинформационные системы в почвоведении и экологии (интерактивный курс). - М.: РГАУ : МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010