Введение 3
1. Экономическое содержание текущих расчетов с покупателями
и заказчиками 5
1.1. Нормативное регулирование расчетов с покупателями
и заказчиками 5
2. Бухгалтерский учет и контроль текущих расчетов
с покупателями и заказчиками в ООО «УК «КЭР-Холдинг» 26
2.1. Отраслевые особенности расчетов с покупателями и заказчиками 26
2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28
2.3. Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
в ООО «УК «КЭР-Холдинг» 38
3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками в
ООО «УК «КЭР-Холдинг» 48
3.1. Цели, задачи и источники информации анализа расчетов
с покупателями и заказчиками 48
3.2 Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями
и заказчиками 51
Заключение 65
Список использованных источников 69
Предприятия, осуществляя свою финансово-хозяйственную деятельность, ведут непрерывные каждодневные расчеты с различными контрагентами. Особое значение имеют для компании расчеты с покупателями и заказчиками за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. В настоящее время ведение расчетов за реализованные товары, работы и услуги является важным участком в бухгалтерском учете.
Актуальность выбранной темы определятся наличием связи с формированием дохода (выручки) экономическим субъектом, а значит и необходимостью полноты, достоверности, своевременности производимых расчетов. Именно от грамотной организации процесса учета расчетов на предприятии и управления им зависит получение денежных средств организацией в положенные сроки и возможность направления их на осуществление дальнейшей стабильной работы.
Главной и неотъемлемой задачей бухгалтера, отражающего операции по расчетам с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете, является обязательное соблюдение законодательства, состоящее из нормативно¬правовых актов, регулирующего систему учета по данному участку, и принятие во внимание особенности работы предприятия. Возникновение искажений в учете, прежде всего, обусловлено тем, что операции по расчетам имеют частое повторяемое отражение, большим разнообразием форм расчетов,
значительным количеством контрагентов организации, а также непостоянством их состава.
Нарушение покупателями и заказчиками финансово-платежной дисциплины может привести к появлению просроченной дебиторской задолженности, выходящей за рамки допустимых значений. Из этого следует, что незамедлительное и своевременное принятие соответствующих мер, способствующих устранению последствий, возможно лишь при наличии систематического контроля и анализа за расчетами.
Целью написания выпускной квалификационной работы является изучение экономического содержания текущих расчетов с покупателями и практических аспектов бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, а также оценка контроля и анализ учета расчетов.
Задачи выпускной квалификационной работы обусловлены ее целью и сформулированы таким образом:
- изучить теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги и их нормативное регулирование;
- рассмотреть отраслевые особенности расчетов на анализируемом предприятии;
- отразить порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявить способы контроля за расчетами с покупателями и заказчиками на объекте исследования;
- проанализировать дебиторскую задолженность на исследуемом объекте.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе послужил учет текущих расчетов с покупателями и заказчиками.
Практические аспекты учета, контроля и анализа расчетов с покупателями и заказчиками были изучены на основе полученных данных и материалов в компании ООО «УК«КЭР-Холдинг», которая занимается предоставлением инжиниринговых услуг, строительством, ремонтом оборудования.
При подготовке настоящей выпускной квалификационной работы были использованы нормативно-правовые акты, учебные пособия под редакцией Кондракова Н.П., Анциферовой И.В., Никандровой Л.К. и других авторов.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно следующим образом обозначить выполненные задачи. В ходе проведенного исследования было изучено теоретическое содержание расчетов с покупателями и заказчиками, определено нормативное регулирование расчетов, обозначены сущность, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками, рассмотрено отраслевое влияние на осуществление расчетов и учет расчетов с покупателями и заказчиками. А также раскрыта информация о контрольных аспектах темы бакалаврской работы и проведен анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
Из существующих видов и форм расчетов на предприятии используются расчеты безналичными денежными средствами, способствующими ускорению оборота средств, в виде платежных поручений и расчеты без привлечения денежных средств путем произведения взаимозачета и уступки прав требования. Актуальность взаимозачетных операций обусловлена присущими предприятию частыми расчетными взаимоотношениями со своими дочерними организациями по осуществлению проектной деятельности, взаимной дебиторской и кредиторской задолженности. Стоит отметить, что с развитием цифровой экономики такие формы расчетов как аккредитив, чек, вексель, бартер теряют свою актуальность. В результате того, что они выполняли функцию ускорения движения платежей наличными бумажными денежными средствами. В данное время такая необходимость заменена безналичной системой расчетов.
По итогам выявленного содержания на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» информации как расчетов с внешними, так и с внутренними (с дочерними организациями) покупателями и заказчиками было предложено введение аналитического учета по группам покупателей и заказчиков. Это позволит видеть реальную картину расчетов и объективно анализировать их состояние, в первую очередь, для нужд управления дебиторской задолженности, способствующей своевременному погашению обязательств. Также выявлено несистематическое отражение учета расчетов с филиалами на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», поэтому было рекомендовано применение данного счета с аналитикой по каждому обособленному подразделению организации. И таким образом, исключится формирование на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности.
В процессе написания работы, была оценена система внутреннего контроля с помощью тестирования, и результаты показали ее удовлетворительное состояние. Результаты опроса сотрудников выявили отсутствие таких контрольных мер, как: проведение проверки расчетов с покупателями и заказчиками и график документооборота по ним.
По нашему мнению, возложение контрольных функций на внутреннего аудитора за расчетами с покупателями и заказчиками, и осуществление им периодической проверки и анализа расчетов по итогам квартала по предлагаемому плану поэтапной работы обеспечит их непрерывное совершенствование и меры предупреждения отрицательных результатов. А документальное фиксирование и проверка исполнения предписаний (рекомендаций) по устранению искажений и предоставление отчета о проделанной работе руководству усилит механизмы контроля исполнения обязанностей не только над работниками бухгалтерии, но и над исполнителем проверки, внутренним аудитором.
Предложенный график документооборота по операциям расчетов с покупателями и заказчиками, содержащий движение первичной учетной документации по этапам отношений с контрагентами будет нести за собой функции контроля посредством определенных в нем ответственных лиц за оформление документов, мест формирования и сроков, приведет к своевременной регистрации фактов хозяйственной жизни и отлаженному процессу учета.
По результатам проведенного анализа расчетов с покупателями и заказчиками, предполагающего оценку дебиторской задолженности предприятия, можно сделать следующие выводы. Анализ структуры, динамики дебиторской задолженности в разрезе покупателей показал, что общая дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками в 2017 году увеличилась по сравнению с 2016 годом. Увеличение общей суммы дебиторской задолженности, в большей мере, произошло засчет роста задолженности внешних покупателей и заказчиков. Наименьшее влияние на рост дебиторской задолженности оказал рост задолженностей внутренних покупателей и заказчиков.
По построенному графику движения задолженности внешних покупателей видно, что выручка предприятия имеет сезонный характер. А увеличение дебиторской задолженности в четвертом квартале обусловлено появлением новых проектов, связанных с подрядной деятельностью, где по условиям договоров поступление оплаты осуществляется после сдачи объекта заказчику. График движения дебиторской задолженности внутренних покупателей и заказчиков показал ее стабильный спад и рост в течение года. Это связано с тем, что расчеты с дочерними предприятиями носят постоянный характер и двусторонний обмен товарами, работами, услугами. В конце года взаимная задолженность была погашена путем зачета взаимных требований.
В составе дебиторской задолженности было выявлено наличие просроченной по оплате задолженности. Большую долю суммы просроченной задолженности занимает задолженность по договорам подрядного строительства с дочерними предприятиями. Доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками колеблется в течение года от 1% до 5%. Общая сумма просроченных долгов снизилась на 50%.
Проведенный анализ оборачиваемости дебиторской задолженности показал низкую скорость оборотов в течение двух первых кварталов, то есть медленное погашение задолженности покупателями и заказчиками, нетипичное даже для строительной отрасли, что обуславливает возникновение зависимости компании от заемных средств. По результатам факторного анализа увеличение выручки оказало положительное влияние на повышение показателя оборачиваемости в четвертом квартале. А увеличение средней дебиторской задолженности наоборот повлияло отрицательно. Следовательно, к концу года улучшилась платежеспособность предприятия.
Подводя итоги анализа, можно отметить, что компании следует наладить претензионную работу и заранее оговаривать условия отсрочки и рассматривать возможность ее предоставления, а также усилить штрафные санкции за просроченные платежи. Сокращение влияния от заемных источников возможно в случае повышения процента получаемого аванса или требования от покупателей и заказчиков предварительной оплаты, что позволит использовать собственные источники средств. Соответственно результатом уменьшения долгов будет являться повышение платежеспособности и укрепление финансового состояния компании.