Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиаобразование учителя иностранного языка как требование современной поликультурной среды

Работа №48269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Медиаобразование учителя иностранного языка на современном этапе 8
1.1. Медиаобразование учителя иностранного языка в системе отечественного
поликультурного образования 8
1.2. Содержание компонента медиаобразования в профессиограмме
современного учителя иностранного языка 19
1.3. Проблемы внедрения компонента медиаобразования в систему
подготовки современного учителя иностранного языка 27
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Специфика внедрения компонента медиаобразованиия в систему профессиональной подготовки педагогических кадров 37
2.1. Организационные этапы по выявлению уровня медиаобразования
современного учителя иностранного языка 37
2.2. Методические рекомендации по эффективному внедрению компонента
медиаобразования в программу профессиональной подготовки и переподготовки педагогов иностранного языка 47
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение

Современное общество бесспорно является информационным. Человек каждую минуту получает новые сведения, факты. Его окружают различные источники информации: печатная продукция, телевидение, радиовещание, рекламные щиты, но самый главный механизм быстрого получения новой информации - это глобальный механизм - сеть Интернет. Современная образовательная среда неразрывно связана с понятием «медиа», так как ее участники - это, в первую очередь, члены информационного общества. Чтобы дать детям ценные, актуальные на данный день знания, которые помогут им «вращаться» в современном обществе, необходимо задействовать в образовательном процессе медиа-источники. Отсюда следует, что работники сферы образования должны владеть умениями и навыками использования различных (печатных и цифровых) источников информации и мультимедийных технологий в процессе обучения. А также важно отметить, что одна из главных целей нашего государства в области образования - вывести российские учебные заведения и их учебные программы на уровень передовых стран, чтобы выпускники отечественных учебных заведений были конкурентоспособны на международном уровне и всесторонне развиты.
В связи с этим, в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты, Профессиональный стандарт учителя, учебные программы по школьным предметам и учебные программы высшего и среднего профессионального образования претерпели изменения, касающиеся внедрения обучения с использованием медиа-источников и мультимедийных технологий. Все эти изменения напрямую связаны с понятием «медиаобразование учителя». Оно, прежде всего, предполагает умение качественно отобрать информационный материал из различных источников, который соответствует целям и задачам каждого отдельно взятого занятия и учебной программы в целом.
Тема медиаобразования актуальна, так как оно входит в понятие образование человека, получение которого, в свою очередь, является частью процесса социализации.
В процессе образования и социализации усваиваются нормы и правила общества, так как любой гражданин должен соответствовать обществу. Современный человек живет в условиях поликультурной среды, а в мире идет необратимый процесс глобализации. Интернациональное взаимодействие и общение становится нормой для каждого, а социальные сети упрощают этот процесс и делают его доступным каждому. Многие люди общаются «онлайн» со своими друзьями, знакомыми, бизнес-партнерами, проживающими в других странах и принадлежащими к разным национальностям и культурам. С течением времени этот процесс вовлекает все больше людей и больше языков, на которых они говорят. И подобная межкультурная коммуникация становится частью процесса социализации человека, так как носители других культур и языков, с которыми он общается, расширяют границы общества, в котором проходит его личностное становление.
Перед государством и учебными заведениями стоит задача подготовить или переподготовить квалифицированные кадры, чтобы они соответствовали всем современным требованиям. Для этого разрабатываются все новые и новые программы, проводится аттестация педагогических кадров, отслеживается качество обучения.
Объект исследования: профессиональная подготовка учителей иностранного языка на современном этапе обучения в поликультурной среде.
Предмет исследования: медиаобразование учителя иностранного языка как требование современной поликультурной среды.
Цель исследования: исследование содержания и требований к медиаобразованию современного учителя иностранного языка и разработка методических рекомендаций для универсальной программы повышения квалификации учителей иностранного языка.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические исследования по вопросам профессиональной подготовки учителя иностранного языка в области медиаобразования;
2) изучить соответствие требований к современному учителю в официальной документации по данной теме и имеющихся способов их реализации;
3) выявить объективные трудности внедрения системы медиаобразования профессиональной подготовки учителя иностранного языка;
4) разработать методические рекомендации для компонента медиаобразования в программе повышения квалификации педагогов иностранного языка.
Гипотеза: медиаобразование учителя иностранного языка- это обязательная составляющая профессиограммы учителя иностранного языка в рамках повышения эффективности образовательного процесса.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе исследования было обнаружено недостаточное отражение темы медиобразования в официальной документации, связанной с требованиями к учителям иностранного языка и подготовкой педагогических кадров, и был сделан вывод о том, что отечественная система образования нуждается в изменениях в контексте недостаточного уровня подготовки в области медиаобразования педагогов иностранного языка на современном этапе..
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенные исследования и анализ материалов по данной теме доказывают то, что медиаобразование является острой необходимостью для современного российского педагога, а данная тема является недостаточно изученной в образовательной среде нашего государства, хотя и является весьма актуальной и заслуживает внимания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и предложенные пути решения существующей проблемы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего исследования данной проблемы и совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров.
Этапы исследования включают в себя изучение исследований на тему медиаобразования человека и учителя иностранного языка и доказательство необходимости внедрения медиаобразования на всех уровнях образования, анализ официальной документации, содержащие требования к медиаобразованию современного педагога иностранного языка, и стандартов высшего педагогического образования и курсов повышения квалификации для нахождения в них способов реализации требований к медиобразованию учителя иностранного языка, выявление объективных трудностей получения медиаобразования педагогами и предложение пути их преодоления и изучение зарубежных требований к медиаобразованию учителей иностранного языка как передового опыта по внедрению медиаобразования, разработка методических рекомендаций для блока медиаобразования в программе повышения квалификации педагогов иностранного языка.
Методы исследования:
1) общелогические: анализ теоретических исследований, синтез
основопологающих идей, моделирование универсальной программы курса;
2) эмпирические: наблюдение и описание процесса преподавания иностранного языка, анкетирование и беседа.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Медиаобразование учителя иностранного языка - необходимость. Данный тезис получил свое подтверждение в ходе данной исследовательской работы, которая освещает тему медиаобразования современного педагога иностранного языка во всей ее полноте. Отправной точкой исследования являлось изучение принципов медиаобразования, различных взглядов ученых на данную тему, после чего вектор исследования переместился в сторону изучения отечественного образования, а именно в сфере обучения иностранному языку. Были рассмотрены Стандарты и требования, предъявляемые к преподавателям иностранного языка, и то, как в них отражается тема медиаобразования. По завершении данного анализа, был сделан вывод о том, что в своем большинстве требования предъявляются к наличию ИКТ-компетенции, а такой важный принцип медиаобразования как использование медиатекстов в обучении иностранному языку игнорируется. Данный факт свидетельствует о том, что отечественное образование еще не перешло на новый этап, в котором все принципы медиаобразования будут являться обязательными условиями осуществления педагогической деятельности в рамках обучения иностранному языку.
Следующий вывод, полученный в ходе исследования, касается недостаточного освещения темы медиаобразвоания в программах профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. После анализа программ высшего профессионального образования и повышения квалификации для педагогов иностранного языка мысль о том, что медиаобразование педагога воспринимается весьма узко, сводя его к обучению с помощью ИКТ, в отечественной образовательной среде нашла свое подтверждение. А также был обозначен ряд объективных трудностей по внедрению компонента медиаобразования в обучение иностранным языкам, основными из которых стали недостаточное материально-техническая база учебных заведений, несовершенство программ подготовки и проблемы психологического характера у педагогов, связанные с отсутствием мотивации к изменениям, вызванным внедрением медиобразования.
После обозначенных выше выводов, полученных в ходе теоретической части исследования, было принято решение о проведении исследований для определения реального уровня медиаобразования среди действующих и будущих педагогов иностранного языка. Исследования проводились в форме анкетирования и беседы на базе обычной средней общеобразовательной школы и педагогического университета. По завершении анализа результатов был сделан вывод о том, что уровень профессиональной подготовки кадров достаточно низкий, включающий в себя владение ИКТ, но исключающий использование медиаресурсов для повышения эффективности обучения иностранному языку. Ситуация с уровнем медиаобразования будущих педагогов значительно лучше, так как они отметили использование медиаресурсов, однако, отсутствуют систематические знания о принципах медиаобразования и дисциплины, связанные с ним, даются в малом объеме в рамках высшего профессионального медиаобразования. Общий анализ ситуации на сегодняшний день доказал несовершенство программ подготовки и необходимость срочных изменений их содержания.
Обозначенные выше выводы послужили стимулом к разработке методических рекомендаций по внедрению компонента медиобразования в программы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Главной ценностью разработанных методических рекомендаций является то, что в них находят отражение все основные принципы медиаобразования и вопрос психологической подготовки педагогов к внедрению медиаобразования, рассматривается теоретическая сторона вопроса, однако, практические занятия, направленные на развитие медианавыков, присутствуют в большем объеме, чем теоретические, обеспечивая успешное освоение программы и использование медианавыков в процессе обучения иностранному языку.
По завершении исследовательской работы стоит отметить, что тема медиаобразования педагогов иностранного языка актуальна как никогда, и нашему государству стоит пересмотреть официальные документы на предмет расширения перечня требований к педагогам, связанных с медиобразованием, обеспечить в свою очередь рееалтзацию данных требований путем совершенствования программ профессиональной подготовки и переподготовки и обеспечение учебных заведений достаточной метериально-технической базой. Только при выполнении вышесказанного возможен выход российского образования на новый уровень в условиях современного информационного общетсва, сделает его конкурентно способным на международной арене.



1. Акмаева А.С. Методический регулятив подготовки учителя иностранного языка в США. Казань, 2012. - 11 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования, специальность 033200
Иностранный язык. Министерство Образования и Науки
российской федерации, 2005.
3. Королева Н. М. Медиаобразование учителя иностранного языка как требование современной поликультурной среды. Курск, 2015. - 5 с.
4. Kubey R. Obstacles to the development of media education in the United States. Journal of communication. - 1998. - Winter.
5. Mediaeducation. - Paris: UNESCO, 1984. - 93 с.
6. Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 162 с.
7. Профессиональный стандарт педагога. Министерство Образования и Науки российской федерации, 2012.
8. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование? Курган: Изд-во института повышения квалиф. и переподготовки работников образования, 1999. - 114 с.
9. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования(на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 160 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования. Министерство Образования и Науки российской федерации, 2010.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения среднего (полного) общего образования. Министерство Образования и Науки российской федерации, 2012.
12. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВИИ ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009 - 234 с.
13. Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. Проблемы
медиаобразования: научная школа под руководством А.В.
Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та,2007. - 212 с.
14. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России, 2004. № 8. - C. 34-40.
15. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 с.
16. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.
17. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВИН ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
18. Федоров А.В., Новикова А.А., Челышева И.В., Каруна И.А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 188 с.
19. Федоров А.В. Методика медиаобразования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediaeducation.ru(дата обращения: 22.04.18).
20. Челышева И.В. Развитие критического мышления и
медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Таганрог: Центр развития
личности, 2008. - 300 с.
21. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 206 с.
22. Челышева И.В. Программа медиаобразовательных курсов повышения квалификации для педагогических кадров «Основы
медиаобразования». Журнал «Медиаобращование» - Таганрог, 2009 - 8 с.
23. Шариков А.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в школах Самары) . - Самара, 2006. - 50 с.
24. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во АПН, СССР, 1990. - 66 с.
25. Шариков А.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в школах Самары) . - Самара, 2006. - 50 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ