Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В СОШ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА INSTAGRAM 6
1.1. Особенности обучения грамматике английского языка школьников на
среднем этапе обучения в СОШ 6
1.2. Информационно-образовательные технологии в обучении иностранным
языкам на примере Instagram 13
1.3. Психо-физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА INSTAGRAM В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СОШ 29
2.1. Анализ результатов эмпирического исследования Карпенко М.А., педагога
СОШ № 26 г. Якутск в 7Г классе по теме «My summer adventure (Past Simple. Past Continuous)», УМК «Choices. Pre-Intermediate» (авторы: М.В. Вербицкая, И.Е. Солокова, И. Е. Шишова, М. Харрис и др.) 29
2.2. Практическое применение Интернет-ресурса Instagram в обучении грамматике по теме «In the news (Past Simple. Past Continuous)» в СОШ №13 г. Казани, 7А класс, УМК «Spotlight» (авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс) 37
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 1 55
Приложение 2 56
Приложение 3 57
Приложение 4 62
Приложение 5
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации данной системы является превращение современных интернет ресурсов в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования.
В настоящее время растет популярность социальных сетей, большей частью пользователей которых, являются дети среднего подросткового возраста. Вопрос эффективности их применения в обучении иностранного языка, а именно при изучении грамматического материала, изучен не полностью. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследовательской работы.
Цель нашей работы, выявить и теоретически обосновать возможности использования Интернет-ресурса Instagram в обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения в СОШ.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования предстояло последовательно решить следующие задачи исследования:
1) . Ознакомиться с психо-физиологическими особенностями школьников на среднем этапе обучения в СОШ, чтобы проанализировать их готовность использовать социальные сети в процессе обучения грамматике английского языка;
2) . Наполнить страницу Instagram и виртуальную платформу Google для
регистрации необходимыми материалами для взаимодействия с потенциальными зрителями;
3) . Разработать тестовые упражнения для анализа уровня знаний обучающихся «До» и «После» повторного объяснения грамматического материала через прямые эфиры в социальной сети Instagram.
Объектом исследования является процесс обучения грамматике английского языка обучающихся среднего звена в СОШ.
Предметом исследования выступает обучение грамматике английского языка учащихся среднего этапа обучения в СОШ посредством Интернет- ресурса Instagram.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза, основанная на том, что использование Интернет-ресурса Instagram будет способствовать более эффективному процессу обучения грамматике английского языка на среднем этапе обучения в СОШ, если:
1. Создать виртуальную платформу на базе Google для регистрации потенциальных зрителей прямых эфиров и разработать тестовые задания для определения уровня грамматических знаний «До» и «После»;
2. Подготовить площадку (блог) к проведению онлайн занятий по изучению грамматики английского языка и использовать возможности социальной сети Instagram в обучении;
3. Сравнить результаты двух тестов заданий на разных этапах научного исследования: начальном и заключительном.
На разных этапах научного исследования использовались следующие методы:
Эмпирические: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся; изучение педагогического опыта;
Теоретические: анализ, сравнение, изучение литературы по предмету исследования;
Математические методы: регистрация потенциальных участников, математико-статистическая обработка полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе работы уточнены принципы применения социальной сети Instagram в обучении грамматике английского языка и даны практические рекомендации учителю по применению социальной сети Instagram в обучении грамматике английского языка на среднем этапе в СОШ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования нами были рассмотрены принципы применения социальной сети Instagram в обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения в СОШ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе научного исследования нами были разработаны тестовые задания для определения знаний учащихся «До» и «После» использования социальной сети Instagram в обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения в СОШ.
Достоверность и обоснованность научных результатов нашей работы обусловлены использованием методов исследования, соответствующих его предмету и задачам, а также методологической обоснованностью теоретических положений и использованием методов математической статистики высокой степени надежности для оценки результатов всего исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, введения, списка использованной литературы и пяти приложений.
На современном этапе образования Интернет-ресурсы, в частности социальные сети, играют важную роль в обучении иностранным языкам. В ходе исследования нами была изучена возможность применения социальной сети Instagram в обучении грамматики английского языка на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
На основании проведенного исследования мы выяснили, что детям среднего школьного возраста рекомендуется преподносить грамматический материал через наглядные средства обучения и через создание естественной среды для общения на иностранном языке, а не путем механического заучивания грамматических правил и конструкций. Это напрямую связано с дидактическим потенциалом и возможностями применения социальных сетей в обучении грамматики английского языка. Мы рассмотрели положительные аспекты применения Интернет-ресурсов, на примере Instagram и выявили, что данная социальная сеть, обладая вариативностью встроенных инструментов, таких как прямой эфир, комментарии, голосования, просмотр и публикация фото и видео, это дает возможность более эффективного изучения иностранного языка, в частности, аспекта грамматики. Мы изучили психо¬физиологические особенности детей среднего школьного возраста и можем отметить, что на данном возрастном этапе обучающиеся готовы к использованию социальных сетей в процессе обучения. Это активирует познавательную деятельность школьников, способствует качественному закреплению грамматического материала английского языка и служит инструментом общения школьников друг с другом и педагогом.
В нашей работе мы рассмотрели педагогический опыт применения социальной сети Instagram в обучении грамматики английского языка педагогом Карпенко М.А. и пришли к выводу, что в ходе научного исследования произошло качественное усвоение грамматического материала Past Simple, Past Continuous, сокращение количества ошибок допущенных обучающими в письменной и устной речи, повысился познавательный интерес к изучению иностранного языка. Мы отметили, что педагогом был не до конца разработан заключительный этап исследования, касающийся корректировки ошибок учащихся и работы с индивидуальными особенностями школьников, так как работа велась индивидуально, мы предложили решение данного вопроса. Распределить учащихся по группам, согласно допущенным типам ошибок, например грамматические и лексические, и работать над ошибками коллективно, что позволяет сократить объем и время работы и посвятить это время другим аспектам иностранного языка.
Проведя научное исследование по использованию социальной сети Instagram в обучении грамматике английского языка на среднем этапе в СОШ № 13 г. Казани в 7А классе, мы выяснили, что закрепление грамматического материала и взаимодействие педагога с обучающимися в социальной сети эффективно влияет на процесс обучения грамматике. Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы нами были разработаны и применены на практике тестовые задания для определения уровня владения грамматическим материалом по теме Past Simple, Past Continuous на начальном и заключительном этапах. Это, главным образом, позволило нам доказать, что применение социальных сетей при обучении грамматики английского языка способствовало сокращению допущенных ошибок школьниками при использовании видовременных форм глагола Past Simple, Past Continuous и неправильных глаголов, способствовало росту мотивации к изучению иностранного языка.
Результаты нашей исследовательской работы позволяют сделать вывод, что цель исследования, рассмотреть теоретически и доказать практическим путем возможности применения социальной сети Instagram при обучении грамматики на среднем этапе обучения в СОШ была достигнута, решены задачи исследования и доказана гипотеза.
Подводя итог исследованию, касающемуся применения социальной сети Instagram в обучении грамматики английского языка на среднем этапе обучения в СОШ, нами сделан вывод, что использование социальных сетей в процессе обучения грамматики иностранного языка является эффективным в контексте современного образования. Оно позволяет обеспечить успешное закрепления грамматического материала, способствует урегулированию отношений между сверстниками друг с другом и педагогом, мотивации изучения иностранного языка с применением дополнительных средств к обучению и активирует познавательную активность школьников. Предложенные в ходе исследования методические рекомендации по использованию социальной сети Instagram в обучении грамматики английского языка на среднем этапе образования в средней общеобразовательной школе для педагогов иностранного языка и разработанные в ходе исследования тестовые задания для определения уровня владения грамматическим материалом по теме Past Simple, Past Continuous позволят значительно повысить эффективность деятельности педагога при обучении школьников грамматике английского языка.
1. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г, Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю. и др. Интернет- технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 203. с.
2. Беш Я. В. Влияние социальных сетей на молодежь //Редакционная коллегия. - 2016. - 384 с.
3. Ганичева Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. - М.: 2007.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.
5. Куликова Е.В., Алпатова И.Ю. Особенности использования подкастов при обучении иностранным языкам // Новое в преподавании иностранных языков: междунар. науч.-практ. семинар, 2011
6. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. - № 6. -18 с.
7. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник / М.В. Матюхина,Т.С. Михальчик, Н.Ф. Пронина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
8. Миролюбов А.А.. Проблемы обучения грамматике и фонетике иностранных языков/ ; Моск. ин-т открытого образования. - М. : МИОО, 2006. - 35 с.
9. Мушникова Ю. С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе // Молодой ученый. — 2017. — №33. — 62 - 63с.
10. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины - Москва: , 2006. - 143 с.
11. Пантилеева Е.С. Социальные сети Интернет, как средства обучения иностранного языка // Современная педагогика. 2015. №10
12. Пассов Е.И, Завесова Е.Г. Методика обучения иностранным языкам: «Формирование грамматических навыков», комплект пособий №9, Воронеж 2002. - 40с.
13. Полат Е.С. М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
14. Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. - 2006. - № 2. - с. 43-44
15. Сластенин В.А., Подымова Л.А.. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997 - 224с.
16. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
17. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 037500 «Лингвистика» и 032700 «Филология» (квалификация (степень) «бакалавр» и «магистр»); Издательство: "Либроком". - 2015. - 264 с.
18. Тевс Д.Н., Подковырова В.Н., Апольских А.Н, Афонина М.В..
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / -
Барнаул: БГПУ, 2006. - 213 с.
Интернет-ресурсы:
19. Карпенко М.А. Исследовательская работа "Возможности обучения
английскому языку через приложение Instagram" URL:
https://videouroki.net/razrabotki/issledovatelskaya-rabota-vozmozhnosti-
obucheniya-angliyskomu-yazyku-cherez-prilozhenie-instagram.html (Дата
обращения: 3.04.18)
20. Белоног Ю. Instagram — нетривиальный способ разговорить ученика с
помощью картинок URL: http://skyteach.ru/2017/09/21/instagram-
netrivialnyiy-sposob-razgovorit-uchenika-s-pomoschyu-kartinok/ (Дата
обращения: 7.04.18)
21. Как учить языки с помощью Instagram URL:https://elenaruvel.com/kak-uchit-yazyki-s-pomo shhyu-instagram/
22. Палкова А.В. Блог «Интернет-технологии в образовательном процессе».
- 2010. - Режим доступа:http://annapalkova.wordpress.com
23. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет- материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США). // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm. - (Дата обращения: 10.05.2018)
24. Онлайн словарь терминологии социальной сети Instagram http://blog.instaredactor.com/instagram-slovar-znacheniya-terminov/
25. Федеральный Государственный Образовательный стандарт о среднем общем образовании от от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями. https:// минобрнауки.рф/документы/
Диссертационные работы:
24. Саламова Н.Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку: дис. работа, 2013 г. 150с.
25. Карандина С.И. Возможности использования социальных сетей в обучении иностранным языкам в средне-образовательной школе: дис. работа, 2016г., 126с.