Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творческие способности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Работа №48220

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В эмпирическом исследовании приняли участие 36 учащихся 3-го класса: из них 18 девочек (экспериментальная группа 1) и 18 мальчиков (экспериментальная группа 2).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Изучение творческих способностей в психологии 5
1.2 Проявление творческих способностей в младшем школьном возрасте 8
1.3 Психологическая характеристика мальчиков и девочек младшего школьного возраста 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПООСБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Программа и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Актуальность исследования. В настоящее время особенно актуальной становится ориентация образования на личностное развитие, которое предполагает развития творческих способностей младших школьников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Возможности формирования творческих способностей учащихся, заложенные в содержание современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Такая ситуация не способствует обеспечению учеников удовлетворенностью от проделанной учебной работы, а это в свою очередь снижает их заинтересованность к процессу обучения в целом и творческому формированию в частности. Это обусловлено тем, что предлагаемые методы и способы обучения несовершенны и не позволяют педагогам в полной мере развивать творческие способности младших школьников.
Степень изученности. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста представлена в трудах Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Б.М. Теплова, И.М. Шувалова и др. Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Е.П. Ильин, Б.М. Теплов и др. раскрыли сущность и структуру творческих способностей в психологии. Н.Ф Вишнякова, В.Н. Дружинин, И.М. Шувалов и др. всесторонне проанализировали проблему развития творческих способностей на разных возрастных этапах. Г.М. Бреслав, Ю.В. Ветрова, Б.И. Хасан и др. выявили гендерные различия в развитии творческих способностей на примере детей младшего школьного возраста. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме развития творческих способностей, в гендерном аспекте эта проблема изучена недостаточно. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития творческих способностей у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей.
Предмет исследования – условия развития творческих способностей у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение о том, что такие компоненты творческих способностей, как гибкость, быстрота и оригинальность у мальчиков младшего школьного возраста будут развиты лучше, чем у девочек.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «творческие способности».
2. Дать психологическую характеристику детям младшего школьного возраста с позиции развития творческих способностей.
3. Определить гендерные различия в развитии творческих способностей в литературе.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности развития творческих способностей у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (анкетирование); математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- подходы к развитию творческих способностей – Л.С. Выгодского,
В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина и др.;
- концепция гендерных различий в развитии творческих способностей – Т.П. Сараева, Е.И. Щебланова и др.
Характеристика выборки: 36 учащихся 3-го класса: из них 18 девочек (экспериментальная группа 1) и 18 мальчиков (экспериментальная группа 2).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С приходом в школу процесс овладения ребенком социальным опытом приобретает черты целенаправленности, систематичности и регулируемости. Это дает возможность для включения в учебную деятельность опыта творческой деятельности как одного из условий развития творческих способностей младших школьников. Но, как известно, целенаправленная работа по развитию творческих способностей возможна только на основе определения особенностей и уровня их развития. Становление, а, следовательно, и изучение общих творческих способностей возможно в триединстве их составляющих компонентов: содержательного, мотивационного и операционного.
Младший школьный возраст – это важнейший период, в котором ребенку необходимо уделять максимум внимания, поскольку именно в это время закладывается взаимопонимание со взрослыми. Те родители, которые в этот период уделяют мало внимания своим детям, впоследствии встречаются с большими трудностями в их подростковом возрасте. Единственным плодотворным путем развития творческих способностей в младшем школьном возрасте становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков. В этом процессе большая роль отводится образовательным учреждениям и деятельности педагога.
Реализация гендерного подхода к изучению младших школьников позволяет интерпретировать влияние на развитие творческих способностей таких факторов, как гендерные стереотипы (традиционные представления о нормативном поведении лиц разного пола) и гендерная социализация (процесс присвоения ребенком правил и норм поведения, соответствующих его гендерной принадлежности). Различия между мальчиками и девочками становятся заметными и очевидными, когда мы изучаем типы умственного развития, а также особенности развития познавательной сферы. Безусловно, можно с уверенностью сказать, что особенности развития когнитивных процессов во многом определяют уровень развития составляющих творческие способности.
Развитие творческих способностей младших школьников – это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности, имеющей творческий аспект.
Эмпирическое исследование было организовано с целью выявления особенностей развития творческих способностей у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Представленные результаты по методике Субтест 1 Е. Туник позволяют заключить, что у мальчиков такие компоненты творческого мышления, как гибкость, быстрота и оригинальность развиты на более высоком уровне, чем у девочек. Анализируя результаты по методике «Солнце в комнате», отметим, что на 8 девочек (44%) выполнили диагностическое задание на высоком уровне, предложив конструктивные варианты решения. Мальчиков, предложивших конструктивное решение диагностической задачи, было выявлено 12 (67%). Анализ результатов по методике «Что может быть одновременно» Т.Д. Марцинковской показал, что у мальчиков творческие способности развиты выше, чем у девочек (8 мальчиков – 45%), 5 девочек – 28%). Данная группа детей без труда создает ассоциативные связи между различными элементами, объединяет противоположные предметы явления по ряду несущественных признаков.
Итак, в ходе проведенного эмпирического исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская ; Психологический институт РАО. – Самара : Фёдоров, 2019. – 414 с.
2. Бреслав, Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 36-39.
3. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов / И. С. Бухарова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2016. – 106 с.
4. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
5. Ветрова, Ю. В. Основы творческой деятельности / Ю. В. Ветрова. – Москва : АСТ, 2015. – 174 с.
6. Вишнякова, Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения / Н. Ф Вишнякова. – Минск : Поли Биг, 2015. – 240 с.
7. Волкова, М. И. Методологические основы развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / М. И. Волкова // Начальная школа до и После. – 2017. – №5. – С. 21-23.
8. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия. 2016. – 847 с.
9. Гилфорд, Дж. Концепция креативности / Дж. Гилфорд. – Санкт-Петербург : Питер. 2016. – 471 с.
10. Губин, В. Д. Способности и одаренность / В. Д. Губин // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 2016. – № 1. – С. 12-14.
11. Дружинин, В. Н. Психология способностей : избранные тр. / В. Н. Дружинин. – Москва : РГБ, 2018. – 652 с.
12. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2017. – №11. – С. 32-38.
13. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 448 с.
14. Карпов, А. А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности : дис. … канд. психол. наук / А. А. Карпов. – Ярославль : ЯГПУ, 2016. – 201 с.
15. Киреенко, В. И. Творчество младших школьников / В. И. Кириенко. – Москва : Академия, 2018. – 602 с.
16. Кудрявцев, В. Т. Проблема способностей : личностный аспект / В. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. – 2017. – №3. – С. 46-48.
17. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности : учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ю. Кулагина. – Москва : Сфера, 2018. – 192 с.
18. Меерович, М. И. Технология творческого мышления : Практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Минск : Харвест, 2018. – 432 с.
19. Мелик-Пашаев, М. М. Креативность и творчество/ М. М. Мелик-Пашаев. – Москва : АСТ, 2017. – 368 с.
20. Морозова, М. Т. Пути и средства развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / М. Т. Морозова // Мир психологии. – 2019. – №4. – С. 62-66.
21. Разумникова, О. М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С. 130-139.
22. Резапкина, Т. В. Творческое мышление в условиях образовательного процесса / Т. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2016. – № 4. – С. 52-55.
23. Рождественкая, Н. В. Креативность : пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская, А .В. Толщин. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 411 с.
24. Сараева, Т. П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении / Т. П. Сараева // Психология образования в политкультурном пространстве. – Елец : ЕГУ им И.А. Бунина, 2016. – № 20. –С. 60-68.
25. Теплов, Б. М. Психология творчества / Б. М. Теплов. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 458 с.
26. Торшин, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшин // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 123–132.
27. Фомина, В. В. Природа творческого мышления в подходах зарубежных ученых / В. В. Фомина // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 52-58.
28. Шувалов, И. М. Психология творческих способностей / И. М. Шувалов. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 356 с.
29. Щебланова, Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Е. И. Щебланова ; Психол. ин-т Рос. акад. образования. – Москва, 2016. – 311 с.
30. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации периода младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 91-94.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ