Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ)

Работа №48210

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие творческого мышления 8
1.2. Особенности творческого мышления у младших школьников 18
1.3. Учет творческого мышления в педагогической деятельности учителя.... 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
2. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО УЧЕТУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Описание методов и результатов исследования 27
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию творческого мышления 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы после
проведения формирующего эксперимента 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51


Проблема человеческого неординарного мышления вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творческим мышлением людьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что креативное мышление человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу его развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления. На данный момент существует потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
В младшем школьном возрасте наиболее действенными являются психологические механизмы подражания творческому взрослому, самооценки, принятия и освоение ролей, поскольку детям данного возраста свойственна, с одной стороны, творческая самореализация в создаваемых ими; продуктах деятельности, а с другой - из-за отсутствия опыта, невозможность самостоятельного воплощения многих своих творческих идей и замыслов. Отсюда, неизбежна ориентация на мнение значимого другого
(стремление ему подражать), осуществление сравнения своих творческих достижений, с достижениями своих одноклассников. [1]
Процесс развития творческого мышления в детском возрасте сопряжен со сложностями выявления носителя этого ценного свойства. Распознавание творческого мышления психологи и педагоги связывают с рядом трудностей: десинхрония в развитии творчески одарённых детей, сложности их идентификации, связанные с феноменом «скрытой креативности»; восприятие взрослыми взрослого креативного ребёнка как недисциплинированного, «трудного» и т.д.
Решение задачи развития творческого мышления ребёнка связано с потребностью образовательных заведений в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение творческого мышления, многообразие аспектов и подходов в определении природы творческого мышления, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития творческого мышления детей на разных возрастных этапах.
На основании многочисленных исследований (В.Н. Дружинин, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.Г. Ананьев и др.) установлено, что особенно актуальным для развития творческого мышления является младший школьный возраст. С одной стороны наблюдается снижение творческой активности у детей, а с другой глубокие изменения, происходящие в психическом развитии младшего школьника свидетельствующие о широких возможностях творческого развития на данном этапе.
Проведенный анализ литературы показал, что пока еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру творческого мышления, не выявлена его специфика, существует терминологическая неопределенность данного понятия, практически не исследованы психологические механизмы развития творческого мышления личности.
Осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
В отечественной науке теория творческого мышления разрабатывалась А.В. Хуторским, А.М. Матюшкиным, Л.С. Выготским, С.С. Жумашевой, Д.В. Чернилевским, А.В. Морозовым, Т.Т. Тажибаевым, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях. [20]
Творческое мышление выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Но, пожалуй, самое главное, что побуждает человека быть творческим - это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление - способность, которой, пусть и в разной степени, обладает каждый человек.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития
общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Одним из условий развития творческого мышления у школьников, особенно младших классов является подготовленность психологов и педагогов к работе в режиме поощрения развития творчества
Процесс развития креативного потенциала в детском возрасте сопряжен со сложностями выявления носителя этого ценного свойства. Распознавание креативности психологи и педагоги связывают с рядом трудностей: десинхрония в развитии творчески одарённых детей, сложности их идентификации, связанные с феноменом «скрытой креативности»; восприятие взрослыми взрослого креативного ребёнка как
недисциплинированного, «трудного» и т.д.
Цель исследования: выявление особенностей развития творческого мышления младших школьников в процессе учебной деятельности и его учет в педагогической деятельности учителя.
Объект исследования - творческое мышление младших школьников
Предмет исследования - развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать методологические и теоретические подходы к исследованию творческого мышления личности в отечественной и зарубежной литературе и выявить особенности его развития.
2. На основе теоретического анализа психо лого-педагогической литературы раскрыть сущность творческого мышления, его природу и содержание.
3. Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему развития творческого мышления в процессе обучения;
4. Провести диагностику уровня развития творческого мышления детей младшего школьного возраста;
5. Провести анализ результатов исследования и коррекционной работы по развитию творческого мышления.
Гипотеза исследования: если использовать комплекс мероприятий, куда входят: работа учителя на уроке, проведение психологических тренингов на развитие творческого мышления, беседы психолога с родителями, то развивающая работа, направленная на развитие творческого мышления учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной.
Методы исследования. Для решения поставленных цели, задач и гипотезы исследования использовался комплекс методов, включающий:
• теоретический анализ философской, психо лого-педагогической литературы по изучаемой проблеме,
• тестирование,
• беседа,
• эксперимент
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
В качестве конкретных психодиагностических методик
использовались: методика ’’Завершение картинок” Э.П. Торренса, тест опросник на выявление уровня творческого мышления Г. Девиса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут использовать педагогами и психологами в процессе обучения для развития креативности младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе основной средней школы № 11 в период преддипломной практики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С давних времён учёные пытались разгадать загадку творческих способностей человека. Первыми объектами исследования были выдающиеся люди науки и искусства. Поэтому знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько собственным усилиям, сколько работе литераторов, историков, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности, поскольку нет творения без творца. Исследователи анализировали их рукописи, письма, высказывания, картины. Первоначально они считали способности к творчеству исключительным и уникальным феноменом, уделом избранных натур. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческих личностей необходимы какие-то особые психологические законы и правила. Но по мере развития психологической науки, а также различных теорий, концепций, подходов в области творчества ученые пришли к выводу, что творческий потенциал присущ каждому человеку. Природа творчества основана на природе человека. Существует лишь непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, тем не менее, тем не менее, сущность творческого процесса остаётся одинаковой для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, мере выраженности, масштабах достижений, их значимости и т.д.
Это внимание ученых определяет важность проблемы учета креативности у детей. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической
литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать уровень развития креативности в младшем школьном возрасте
Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы выявления и диагностики креативности, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости решения данной проблемы.
В заключении, можно сформулировать основные тезисы о том, как надо развивать творческие способности у младших школьников.
Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей.
Второе условие эффективного развития способностей - насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, которых требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот "потолок” все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.
Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
Четвертое - важное условие - ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
Нами было организовано и проведено небольшое исследование, направленное на изучение и развитие креативности младших школьников.
После формирования выборки исследования, в которую вошли учащиеся третьего класса общеобразовательной средней школы № 11, было проведено диагностическое обследования, результаты которого использовались для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования.
Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят: работа учителя на уроке, проведение психологических тренинговых занятий на развитие креативности, беседы психолога с родителями, формирующий эксперимент выпускной квалификационной работы состоял из следующих этапов:
1 этап. Работа учителя на уроках, которая включает в себя программу ’’Уроки творчества”, разработанную Г.В. Тереховой.
2 этап. Работа психолога, основанная на тренинговых занятиях по развитию креативности, которая проходила параллельно с занятиями учителя во внеурочное время, 3 раза в неделю
3 этап. Работа психолога с родителями, включающая в себя беседы во время классных родительских собраний. Тематика бесед касалась проблемы
креативности, способов ее развития, а так же приемов развития креативности, которые можно использовать в домашних условиях.
Таким образом, в ходе исследования по методикам Торренса и опросника Г. Девиса и после проведения развивающих занятий было выявлено, что комплексная коррекционно-развивающая программа является более эффективной для развития креативности детей в ходе учебной деятельности. Цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Известно, что развитие креативности младших школьников способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождение. Включение педагогического сопровождения позволяет учащемуся свободно проявлять креативность в учебной деятельности, способную направлять собственное развитие.
Таким образом, изучение состояния проблемы развития креативности у младших школьников доказало актуальность ее исследования и необходимость создания в современной начальной школе педагогических условий развития креативности учащихся.



1. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования - М., 2000.
2. Айзенк, П. Проверь свои способности - М.,2002.
3. Акимова, М.К. Способности и одаренность / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т. - М., 2002.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности - Казань, 2008.
6. Бернштейн, М.С. Психология научного творчества // Вопросы психологии. - 2005. - №3.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Д.Б.Богоявленская. - М.: РГУ, 2003.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2002.
9. Богоявленская, Д.Б. Диагностика становления творческой личности - Таллинн, 2000.
10. Ведерникова Л.В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников // Педагогическое образование и наука, - 2014, № 3
11. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. - М., 1994.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк. - М., 2001.
13. Галкина, Т.В. Диагностика и развитие креативности - М., 2001.
14. Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети / Ю.З. Гильбух. - М., 1991. - 15. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю.З. Гильбух, // Вопросы психологии. -2010. - №4.
16. Глотова, Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования - Екатеринбург, 1992.
17. Грузенберг, С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. - Минск, 1997.
18. Зиновкина М.М. НФТМ - ТРИЗ: Креативное образование XXI века. Теория и практика./ М.М.Зиновкина - М.: МГУ, 2008.
19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин - Спб: Питер; 2009.
20. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. №6.
21. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во 11СИ; Воронеж: НПО ”МОДЭК”, 2003.
22. Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова - М., 2000.
23. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии 2003. № 5. С.47-55.
24. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод, рекомендации по курсу ’’Уроки творчества” для учителей нач. кл.. - Челябинск, 2002.
25. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников - СПб.: 2005.
26. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. - СПб: Иматон, 1998.
27. Туник Е.Е. Креативные тесты. С.Пб., 2002.
28 Фетискин, Н.П. Психодиагностика детской одарённости.- М. - Кострома, 2001.
29. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения - М., 2007.
30. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одарённости с использованием тестов Е.П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. №1.
31. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников проблемы, методы, результаты исследований и практики - М.; Воронеж МПСИ: МОДЭК, 2004.
32. http://www.kluver.ru/publ/29-1 -0-148
33. http://kreativ-sait.blogspot.com/
34. http://psylist.net/difpsi/u.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ