Введение
1.1 Процесс интеграции в обучении английскому языку 6
1.2 Социокультурный аспект при обучении английскому языку 14
1.3. Социокультурный аспект формирования второй языковой личности 25
Выводы по I главе 32
Глава II. Экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на среднем этапе обучения 34
2.1 Анализ образовательной ситуации в рамках опытно-поискового
исследования 35
2.2 Описание серии интегрированных уроков, направленных на развитие
социокультурной компетенции обучающихся
2.3 Контрольная часть. Анализ результатов исследования
Выводы по II главе
Заключение 55
Список использованной литературы
Приложения
Интеграция системы образования России в единое европейское пространство, развитие международных экономических и социальных контактов повышает спрос на высококвалифицированных специалистов, которые обладают коммуникативной компетенцией, одним из неотъемлемых компонентов которой является социокультурная компетенция.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что с началом XXI века сотрудничество России со странами дальнего зарубежья активно развивается, особенно в экономической и политической сферах, и продуктивное развитие отношений между странами невозможно представить без знания культуры иной страны, без владения социокультурной компетенцией.
Согласно требованиям ФГОС - основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам. Следовательно, возникает вопрос о формировании социокультурной компетенции школьников. Предмет «иностранный язык» предполагает изучение иноязычной культуры и имеет значительное воспитательное значение. Одним из ведущих принципов воспитания становится принцип культуросообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями,
6 иностранный язык путём сопоставления и диалога культур.
Согласно требованиям ФГОС, учебная и образовательная деятельность должны быть направлены на формирование интеллектуально развитой личности с целостным восприятием картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, формирующих данную картину. Кроме того, выдвигается требование к выходу на метапредметные связи и формирование универсальных учебных действий на каждом уроке. Предметная разобщённость и отсутствие становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции глобализации. Таким образом, «самостоятельность» предметов, их слабая связь друг с другом, отсутствие согласованности учебных программ обуславливают проблему формирования целостной картины мира у обучающихся.
В свете всего вышесказанного для исследования нами была определена тема: «Использование интегративной технологии в обучении английскому языку как способ развития социокультурной компетенции».
Была выдвинута гипотеза: интеграция английского урока с другими дисциплинами поможет повысить уровень сформированности социокультурной компетенции обучающихся.
Целью работы является изучение интегрированных уроков в формировании социокультурной компетенции обучаемых и разработка интегрированных уроков направленных на развитие социокультурной компетенции обучающихся.
Объект данного исследования - процесс формирования социокультурной компетенции обучающихся в обучении английскому языку на среднем этапе обучения.
Предмет исследования - интегрированный урок как условие развития социокультурной компетенции обучающихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать интегрированный урок как одно из условий развития социокультурной компетенции школьников;
2. Изучить социокультурный аспект обучения иноязычной культуре и описать этапы формирования социокультурной компетенции обучающихся;
3. Выработать методику по определению уровня сформированности социокультурной компетенции школьника и описать критерии и уровни ее развития;
4. Разработать программу опытно-практического исследования по формированию социокультурной компетенции обучающихся 6 классов на основе применения интегрированных занятий.
Научная новизна исследовательской работы состоит в разработке серии уроков, основанных на интегративном подходе, с целью развития у обучающихся социокультурной компетенции на уроках английского языка .
В процессе работы были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме развития социокультурной компетенции школьников на уроках английского языка, педагогическое тестирование, анкетирование, эмпирические методы.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в составлении наиболее эффективной серии уроков на основе интегративного подхода с целью развития социокультурной компетенции учащихся.
Внедрение в практику.
Разработанная серия интегрированных уроков была внедрена в практику на базе МБОУ «Гимназия № 2» г. Нижнекамска в 2018 учебном году.
Согласно программе по изучению иностранного языка, основными целями обучения иностранным языкам являются разностороннее развитие личности школьника, формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции. При этом особая роль отводится социокультурному компоненту содержания обучения, как фактору, во многом определяющему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на иноязычную коммуникативную компетенцию школьников. Иностранный язык является реальным средством общения между людьми разных стран, средством познания мира и популяризации своей культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции. Необходимо сформировать готовность к ведению диалога культур. Обучение иностранному языку дает большие возможности показать обучающимся особенности (не только языковые, но и поведенческие) и специфику страны изучаемого языка.
Проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что в настоящее время в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо направить все усилия на подготовку высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Выходом на единую, целостную картину мира может стать интегрированный подход в образовании. Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета.
В практическом плане работа доказала эффективность использования интегрированных уроков как условия развития социокультурной компетенции обучающихся. Данный возраст был выбран не случайно, т.к. именно в подростковый период происходит культурное самоопределение и активное формирование музыкальных вкусов.
Интеграция дисциплин, где английский язык выступал в роли основного предмета, позволила улучшить работу по следующим направлениям:
• активизация самостоятельной работы обучающихся через
дифференцированные задания и выход на проектную деятельность;
• осознание обучающимися языковых явлений, которые трудно или невозможно сопоставить с явлениями родного языка;
• реализация дифференцированного подхода.
В ходе работы были выявлен блок проблем:
• необходимость формирования целостной картины мира и разрозненность учебных программ, отсутствие метапредметных связей между курсами.
• невозможность систематически организовать интегрированные уроки ввиду многих факторов, в т.ч. загруженности учебной программы по всем предметам и большие временные затраты при планировании интегрированных уроков, необходимость вовлечения нескольких педагогов для проведения одного урока.
Были определены следующие возможные пути решения проблем:
1) Выделение блока вопросов по предметам одного цикла, которые можно осветить на интегрированных уроках и включение интегрированных уроков в план.
Интеграция с другими учителями для совместной работы в данном направлении с целью развития умения переноса знаний обучающимися в разные сферы жизни посредством активизации проектной деятельности обучающихся, в т.ч. за счет ресурсов внеурочной деятельности (согласно требованиям ФГОС).
Таким образом, гипотеза, определенная в начале исследования, что выход на интеграцию английского урока с другими дисциплинами поможет повысить уровень владения социокультурной компетенцией обучающихся, получила подтверждение.
Цель исследования была достигнута, задачи реализованы. Релевантность между поставленной целью и достигнутым результатом в рамках исследования можно оценить как достаточно высокую. В дальнейшем
60 предполагается продолжение работы в данном направлении, расширение круга дисциплин для интеграции, разработка серии интегрированных уроков для обучающихся начальной школы.
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Проггресс. 1986. - 180 с.
2. Риске, И.Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: дис... канд. пед. наук: РГПУ, 2000. - 259 с.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя, 2000. - 281 с.
4. Болина М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя Кандидатская диссертация. - Челябинск, 2000. - 179 с.
5. Пассов Е.И. Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. http://www.gramota.ru
6. Бурцева Е.В., Рак И.П., Селезнев А.В., Терехов А.В., Чернышов В.Н.. Информационные системы : учебное пособие / Тамб. гос. техн. университета, 2009. - 128 с.
7. Воробьев, Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка/ Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 30-35.
8. Богатырева М.А. Социокультурный компонент содержания профессоинально-ориентированного учебника: Автореферат. дис. канд. наук. М.А. Богатырева. М., 1998.
9. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2004.- С. 3-8.
10. Игнатенко Н.А. Факторы формирования иноязычной социокультурной компетенции будущего учителя Автореферат Диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. Воронеж, 2000. 27 с.
11. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника М.: Русский язык, 1977. — 288
12. Гаспарян М.А. Иноязычная культура как средство развития личности младшего школьника. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
13. Зимняя И.А. (ред.) Социальные компетенции / компетентности в образовательной программе ВПО Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 72 с.
14. Кочеткова О.Н., Быльнова Л.Ю. Интегрированный урок: теория и практика http: //www.n- asveta. by/dadatki/int_urok.pdf
15. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования: материалы международной научно-практической конференции 1-2 октября 2011 года: Научно-издательский центр Социо-сфера, 2011. - 278 с.
16. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. / Вопросы психологии, 1996, №1. — с. 34- 49.
17. Коваленко Т.А. Чт такое интегрированный урок?
https: //infourok.ru/material .html?mid=108751
18. Концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников. Под ред. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А.
19. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II. Не совсем обычные и совсем необычные уроки Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во Учитель, -2005. - 288 с.
20. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М.: Русский язык,1989.
21. Пассов, Е. И., Кузовлев, В. П., Царькова, В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность — Просвещение, 1993. — 159 с.
22. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языка: учебное пособие. - М.: «Просвещение», 2003. - 237 с.
23. Нефедова Е.В., Тарасова Г.Л. Интегрированные уроки http://festival.1september.ru/articles/627614/(дата обращения 27.05.2016)
24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. - 846 с.
25. Пассов Е.И. Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. http://www.gramota.ru(дата обращения 13.05.2016)
26. Пассов, Е. И., Кузовлев, В. П., Царькова, В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность — Просвещение, 1993. — 159 с.
27. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. М.: Просвещение, 2014
28. Риске, И.Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.02. - С-Пб.: РГПУ, 2000. - 259 с.
29. Руденко С.И. Интегрированные и бинарные уроки https://multiurok.ru/(дата обращения 03.06. 2016)
30. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Д.Б. Эльконин «Избранные психологические труды». Москва. Педагогика, 1989г. 560с.
31. Ярцева И.К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков. http://www.aspirant.vsu.ru