Введение…………………………………………………………………. 3
1 Организация системы контроллинга на предприятии……………… 5
1.1 Сущность контроллинга…………………………………………… 5
1.2 Организация системы контроллинга……………………………… 9
1.3 Проблемы возникающие при внедрении системы контроллинга. 12
2 Бюджетирование производственно-хозяйственной деятельности
организации…………………………………………………………….. 18
2.1 Бюджет продаж…………………………………………………….. 26
2.2 Бюджет производства……………………………………………… 30
2.3 Бюджет потребности в материалах……………………………….. 31
2.4 Бюджет закупок……………………………………………………. 33
2.5 Бюджет затрат на оплату труда…………………………………… 34
2.6 Бюджет постоянных расходов…………………………………….. 35
2.7 Бюджет цеховой себестоимости………………………………….. 37
2.8 Бюджет прибылей и убытков……………………………………… 39
3 Оценка экономической эффективности бюджетирования………… 41
Заключение……………………………………………………………… 42
Список использованных источников………………………………….. 44
Управление бизнес-процессами в современных российских условиях требует комплексного решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факто-рам следует отнести динамичность макроэкономической ситуации в России, усиление влияния на российскую экономику процессов, происходящих в международной финансово-экономической сфере, обострение внутренней конкурент ной ситуации, а также неопределенность в правовой сфере управления бизнесом.
В российских условиях одним из основных внутренних факторов не-определенности для бизнесмена является неполная информация как о теку-щем состоянии, так и о перспективах собственного бизнеса.
Эти обстоятельства требуют формирования новых подходов к управлению и инструментов их внедрения, которые:
- позволят «пролечить» усложняющиеся экономические проблемы организации;
- подадут своевременно сигналы для принятия мер;
- обеспечат информационную поддержку управления бизнес-процессами по установленным целям;
- помогут «расширить» узкие места на предприятии или в организации с ориентацией на перспективу.
Возрастают требования к системе информационной поддержки ме-неджмента: она должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать, что произойдет при тех или иных изменениях внутренней или внешней ситуации.
В современных условиях хозяйствования необходимы комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную структуру предприятия таким образом, чтобы решались базовые проблемы его развития, предопределяющие стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем. В качестве такого инструмента предлагается использовать достижения контроллинга. Таким образом, тема «Организация системы контроллинга на предприятии» является актуальной.
Цель работы: изучение темы «Организация системы контроллинга на предприятии».
Задачи:
- раскрыть сущность концепции контроллинга;
- рассмотреть принципы организации системы контроллинга на предприятии;
- определить основные проблемы, возникающие при внедрении системы контроллинга на предприятии, и пути их решения.
Предмет исследования: принципы организации системы контроллинга на предприятии.
Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношения «затраты — результат» и тем самым обеспечить достижение поставленных целей и, прежде всего, получение желаемой прибыли. Контроллинг — механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов.
Такое внимание к контроллингу объясняется тем, что он надежно ориентирует предприятие в рыночных отношениях по сравнению с прежними системами планирования и учета.
Возникновение контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки — гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности.
По мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмы все меньше понимает цели и последствия капитальных вложений. В результате ему все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится групповым процессом.
Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, т. е. на социальные факторы, систему, в которой преобладающим становится не узкое, конкретное ортодоксальное мышление управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем.
Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий кон-троль на основе наблюдения за изменениями объекта). Контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.
1 Ивашкевич, В.Б. Контролинг на предприятиях ФРГ. Бухгалтерский учет.№10,2000.
2 Колесников, С.Н. Как организовать управленческий учет. АКДИ "Экономика и жизнь", 2001.
3 Купчина, Л. Управленческий учет помогает увеличить прибыль компании. АКДИ "Экономика и жизнь", 2002.
4 Нестеров, В. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений. АКДИ "Экономика и жизнь",2003
5 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 3-е изд. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 498 с.
6 Шебек, С.В. Управленческий учет как средство управления ресурсами предприятия. АКДИ "Экономика и жизнь",2004.
7 Шейхов, М.О. "Контролинг - как маркетинговый инструмент эф-фективного управления малым и средним бизнесом в строительстве" Мате-риалы с сайта Информконтакт, 2003
8 Экономика предприятия. Учебник /Под ред. О.И. Волкова.-М.:ИНФРА-М. 2002. – 322 с.