ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства и системы их правового регулирования 9
§1. Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства 9
§2. Система правового регулирования малого и среднего предпринимательства 16
§3. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства 23
Глава 2. Теоретические и практические проблемы функционирования субъекты малого и среднего предпринимательства 31
§1. Проблемы оптимизации уровней правового регулирования малого и
среднего предпринимательства 31
§2. Проблемы определения лиц, являющихся субъектами малого и среднего
предпринимательства 42
Глава 3. Теоретические и практические проблемы, связанные с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства.55 §1. Проблемы формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего
предпринимательства 55
§2. Проблемы осуществления налоговой поддержки малого и среднего
предпринимательства 68
§3. Проблемы реализации финансовой, организационной и иных видов
поддержки малого и среднего предпринимательства 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
Список литературы 98
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства и системы их правового регулирования 9
§1. Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства 9
§2. Система правового регулирования малого и среднего предпринимательства 16
§3. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства 23
Глава 2. Теоретические и практические проблемы функционирования субъекты малого и среднего предпринимательства 31
§1. Проблемы оптимизации уровней правового регулирования малого и
среднего предпринимательства 31
§2. Проблемы определения лиц, являющихся субъектами малого и среднего
предпринимательства 42
Глава 3. Теоретические и практические проблемы, связанные с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства.55 §1. Проблемы формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего
предпринимательства 55
§2. Проблемы осуществления налоговой поддержки малого и среднего
предпринимательства 68
§3. Проблемы реализации финансовой, организационной и иных видов
поддержки малого и среднего предпринимательства 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
Список литературы 98
Актуальность. На сегодняшний день государственная политика в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых направлений деятельности государства. Предпринимательство в современной экономической модели государства выступает как один из важнейших экономических институтов. Особенно важны с данной точки зрения категории малого и среднего предпринимательства, которые с большей эффективностью позволяют решать не только экономические, но и социальные проблемы.
Следует отметить, что в начале мая 2018 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил правительству обеспечить к 2024 году увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в России, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек, что почти в 1,6 раза больше, чем в настоящее время. Об этом говорится в указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» .
Уровень развития сектора малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ неуклонно растет, однако его доля в ВВП остается незначительной и в среднем составляет около 20 %. При этом в странах - членах Евросоюза аналогичный показатель составляет от 50 до 70 %, а в США - до 60 %.
Также пока недостаточна доля сектора малого и среднего предпринимательства в общей занятости. В среднем в рамках Содружества этот показатель оценивается экспертами на уровне 25-30 % и значительно уступает странам - членам БРИКС, ЕС, АТЭС, США и других
международных объединений, где доля малого и среднего
предпринимательства в занятости составляет 50-70 % .
Торговля сегодня представляет основной вид деятельности малого и среднего предпринимательства на пространстве СНГ. Доля занятости в малом и среднем предпринимательстве, приходящаяся на торговлю, составляет 34-44 %. При этом доля инновационных и экспортно-ориентированных компаний в секторе малого и среднего предпринимательства остается относительно небольшой, по оценкам, около 10 %.
Проблемы в деятельности малого и среднего предпринимательства могут быть разделены на экономические и правовые проблемы. К правовым проблемам относятся:
- систематические изменения и дополнения действующих законов. Например, изменения налоговых ставок, критериев для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, норм уголовного законодательства;
- несовершенство налогового законодательства, в частности, отсутствие налоговых льгот для начинающих предпринимателей, периодическое повышение налогов, ужесточение правил ведения отчетности, усиление контроля над движением средств по счетам предпринимателей в банках, отсутствие единой налоговой системы в России, поскольку в разных регионах виды налогов и ставки могут отличаться;
- отставание российской правовой системы от современных условий экономического развития страны. Например, часть интернет-магазинов, инстаграм-каналов и прочих мультимедийных каналов не привязаны к действующим субъектам малого и среднего предпринимательства, а значит, они не платят налогов, и могут возникнуть трудности при привлечении их к 2
Отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ [Электронный ресурс]. - М., 2017. URL: www.e-cis.info/foto/pages/26105.doc (дата обращения: 20.10.2018).
ответственности в связи с проблемами установления собственников нелегального бизнеса.
Степень разработанности темы исследования. Выбранная нами тема выпускной магистерской диссертации достаточно широко изучена и разработана. Часть работ описывает особенности налогообложения малого предпринимательства: А.М. Губернаторов, Е.И. Костюкова, и др. Работы Е.П. Губина, П.Г. Лахно, В.А. Хохлова посвящены системе
предпринимательского права в России и особенностям его применения. Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, Я.А. Ключникова, Е.Л. Венгеровский рассматривают особенности совершенствования правовых условий
деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках государственной поддержки. И.В. Ершова в своих трудах раскрывает правовые аспекты регулирования экономической деятельности, включая регулирование предпринимательской деятельности. В трудах Н.Д. Эриашвили затрагиваются вопросы гражданского и уголовного права, отдельные его работы связаны с особенностями правового регулирования банковской и страховой деятельности. Вопросы правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства частично раскрываются в трудах выше обозначенных и иных авторов.
Целью магистерской диссертации является формирование целостного представления о существующих теоретических и практических проблемах правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России.
Исходя из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть систему правового регулирования малого и среднего предпринимательства;
- изучить сущность субъектов малого и среднего предпринимательства и их место в экономике;
- выявить проблемы оптимизации уровней правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- раскрыть особенности государственной регистрации и лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства
- сформировать представление о сложившейся инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть налоговые системы и преференции для малого и среднего предпринимательства;
- выработать пути оптимизации финансовой, организационной видов поддержки предпринимательской деятельности.
Объектом магистерской диссертации являются общественные отношения, связанные с осуществлением правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России. Предметом диссертации являются нормы российского законодательства о малом и среднем предпринимательстве.
Методология исследования базируется на применении различных методов для раскрытия целей и задач магистерской диссертации. Среди использованных методов были: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, юридический и другие методы.
Теоретической базой явились отечественная и переведенная на русский язык зарубежная научная литература, материалы научно-практических конференций и семинаров, включая труды А.И. Балашова, В.Ю. Бурова, И.В. Ершовой, Е.П. Губина, П.Г. Лахно, А.В. Михайлова, В.А. Хохлова, Н.Д. Эриашвили, и др.
Нормативной базой при написании работы послужили российское и международное законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эмпирической основой стала судебная, правоприменительная практика Конституционного суда, Верховного суда, арбитражных судов по
вопросам, затрагивающим задачи данного исследования, материалы
правоприменительной практики организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, материалы практики субъектов малого и среднего предпринимательства, статистическая и иная практическая информация.
Основные положения (результаты) исследования состоят в:
1. Предложен новый критерий отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, такой как "минимальный размер уплаченных налогов", что позволит спрогнозировать объем налоговых поступлений в бюджет страны в зависимости от количества официально зарегистрированных субъектов МСП. При этом уточнены критерии по выручке для микропредприятия (сумма выручки от 0,5 до 120 млн.руб.), убраны критерии по участию органов власти в уставном капитале субъекта МСП.
2. Выявлены несовершенство и нестабильность (постоянные изменения и дополнения) существующей правовой системы, регулирующей отношения субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, существующие режимы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу малого и среднего предпринимательства. А минимально установленный размер уставного капитала для различных организационно-правовых форм изначально недостаточен для покрытия возможного крупного ущерба в результате осуществления хозяйственной деятельности предпринимателем.
3. Необходимо повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии регистрации субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. При этом лицензию, требуемую для осуществления предпринимательской деятельности, следует выдавать
одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет. Для этого можно создать новое структурное подразделение в рамках ФНС РФ.
4. Выявлена несогласованность в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной и муниципальной власти. В Республике Татарстан преобладает имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, но финансовая поддержка слабо развита. Развитию финансовой поддержки мешает экономическая ситуация в стране и целевые приоритеты власти.
5. Муниципальные и региональные органы власти не используют все возможности, включая правотворчество, для более комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, орган власти выделяет приоритетные для себя отрасли поддержки предпринимательства, при этом другие отрасли остаются без должного внимания, отсутствует комплексный подход.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации части существующего теоретико-методологического материала по теме выбранного исследования, уточнении отдельных нюансов правового регулирования малого и среднего предпринимательства.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов данного магистерского исследования в учебном процессе, а также в деятельности органов законодательной, исполнительной власти, затрагивающей функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Работа прошла апробацию при прохождении практики, результаты исследования были обсуждены на кафедре.
Следует отметить, что в начале мая 2018 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил правительству обеспечить к 2024 году увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в России, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек, что почти в 1,6 раза больше, чем в настоящее время. Об этом говорится в указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» .
Уровень развития сектора малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ неуклонно растет, однако его доля в ВВП остается незначительной и в среднем составляет около 20 %. При этом в странах - членах Евросоюза аналогичный показатель составляет от 50 до 70 %, а в США - до 60 %.
Также пока недостаточна доля сектора малого и среднего предпринимательства в общей занятости. В среднем в рамках Содружества этот показатель оценивается экспертами на уровне 25-30 % и значительно уступает странам - членам БРИКС, ЕС, АТЭС, США и других
международных объединений, где доля малого и среднего
предпринимательства в занятости составляет 50-70 % .
Торговля сегодня представляет основной вид деятельности малого и среднего предпринимательства на пространстве СНГ. Доля занятости в малом и среднем предпринимательстве, приходящаяся на торговлю, составляет 34-44 %. При этом доля инновационных и экспортно-ориентированных компаний в секторе малого и среднего предпринимательства остается относительно небольшой, по оценкам, около 10 %.
Проблемы в деятельности малого и среднего предпринимательства могут быть разделены на экономические и правовые проблемы. К правовым проблемам относятся:
- систематические изменения и дополнения действующих законов. Например, изменения налоговых ставок, критериев для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, норм уголовного законодательства;
- несовершенство налогового законодательства, в частности, отсутствие налоговых льгот для начинающих предпринимателей, периодическое повышение налогов, ужесточение правил ведения отчетности, усиление контроля над движением средств по счетам предпринимателей в банках, отсутствие единой налоговой системы в России, поскольку в разных регионах виды налогов и ставки могут отличаться;
- отставание российской правовой системы от современных условий экономического развития страны. Например, часть интернет-магазинов, инстаграм-каналов и прочих мультимедийных каналов не привязаны к действующим субъектам малого и среднего предпринимательства, а значит, они не платят налогов, и могут возникнуть трудности при привлечении их к 2
Отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ [Электронный ресурс]. - М., 2017. URL: www.e-cis.info/foto/pages/26105.doc (дата обращения: 20.10.2018).
ответственности в связи с проблемами установления собственников нелегального бизнеса.
Степень разработанности темы исследования. Выбранная нами тема выпускной магистерской диссертации достаточно широко изучена и разработана. Часть работ описывает особенности налогообложения малого предпринимательства: А.М. Губернаторов, Е.И. Костюкова, и др. Работы Е.П. Губина, П.Г. Лахно, В.А. Хохлова посвящены системе
предпринимательского права в России и особенностям его применения. Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, Я.А. Ключникова, Е.Л. Венгеровский рассматривают особенности совершенствования правовых условий
деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках государственной поддержки. И.В. Ершова в своих трудах раскрывает правовые аспекты регулирования экономической деятельности, включая регулирование предпринимательской деятельности. В трудах Н.Д. Эриашвили затрагиваются вопросы гражданского и уголовного права, отдельные его работы связаны с особенностями правового регулирования банковской и страховой деятельности. Вопросы правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства частично раскрываются в трудах выше обозначенных и иных авторов.
Целью магистерской диссертации является формирование целостного представления о существующих теоретических и практических проблемах правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России.
Исходя из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть систему правового регулирования малого и среднего предпринимательства;
- изучить сущность субъектов малого и среднего предпринимательства и их место в экономике;
- выявить проблемы оптимизации уровней правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- раскрыть особенности государственной регистрации и лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства
- сформировать представление о сложившейся инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть налоговые системы и преференции для малого и среднего предпринимательства;
- выработать пути оптимизации финансовой, организационной видов поддержки предпринимательской деятельности.
Объектом магистерской диссертации являются общественные отношения, связанные с осуществлением правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России. Предметом диссертации являются нормы российского законодательства о малом и среднем предпринимательстве.
Методология исследования базируется на применении различных методов для раскрытия целей и задач магистерской диссертации. Среди использованных методов были: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, юридический и другие методы.
Теоретической базой явились отечественная и переведенная на русский язык зарубежная научная литература, материалы научно-практических конференций и семинаров, включая труды А.И. Балашова, В.Ю. Бурова, И.В. Ершовой, Е.П. Губина, П.Г. Лахно, А.В. Михайлова, В.А. Хохлова, Н.Д. Эриашвили, и др.
Нормативной базой при написании работы послужили российское и международное законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эмпирической основой стала судебная, правоприменительная практика Конституционного суда, Верховного суда, арбитражных судов по
вопросам, затрагивающим задачи данного исследования, материалы
правоприменительной практики организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, материалы практики субъектов малого и среднего предпринимательства, статистическая и иная практическая информация.
Основные положения (результаты) исследования состоят в:
1. Предложен новый критерий отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, такой как "минимальный размер уплаченных налогов", что позволит спрогнозировать объем налоговых поступлений в бюджет страны в зависимости от количества официально зарегистрированных субъектов МСП. При этом уточнены критерии по выручке для микропредприятия (сумма выручки от 0,5 до 120 млн.руб.), убраны критерии по участию органов власти в уставном капитале субъекта МСП.
2. Выявлены несовершенство и нестабильность (постоянные изменения и дополнения) существующей правовой системы, регулирующей отношения субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, существующие режимы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу малого и среднего предпринимательства. А минимально установленный размер уставного капитала для различных организационно-правовых форм изначально недостаточен для покрытия возможного крупного ущерба в результате осуществления хозяйственной деятельности предпринимателем.
3. Необходимо повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии регистрации субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. При этом лицензию, требуемую для осуществления предпринимательской деятельности, следует выдавать
одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет. Для этого можно создать новое структурное подразделение в рамках ФНС РФ.
4. Выявлена несогласованность в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной и муниципальной власти. В Республике Татарстан преобладает имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, но финансовая поддержка слабо развита. Развитию финансовой поддержки мешает экономическая ситуация в стране и целевые приоритеты власти.
5. Муниципальные и региональные органы власти не используют все возможности, включая правотворчество, для более комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, орган власти выделяет приоритетные для себя отрасли поддержки предпринимательства, при этом другие отрасли остаются без должного внимания, отсутствует комплексный подход.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации части существующего теоретико-методологического материала по теме выбранного исследования, уточнении отдельных нюансов правового регулирования малого и среднего предпринимательства.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов данного магистерского исследования в учебном процессе, а также в деятельности органов законодательной, исполнительной власти, затрагивающей функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Работа прошла апробацию при прохождении практики, результаты исследования были обсуждены на кафедре.
По итогам проведенного исследования обозначим основные выводы и рекомендации.
Институт предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Действующая система правового регулирования малого и среднего предпринимательства не способствует комплексной поддержке, развитию и защите данной категории субъектов экономики.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»от 24.07.2007 № 209-ФЗ "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям".
Нами предложен новый критерий отнесения предпринимателей к субъектам МСП, такой как "минимальный размер уплаченных налогов", что позволит спрогнозировать минимальный объем поступлений в бюджет страны в зависимости от количества официально зарегистрированных субъектов МСП. При этом уточнены критерии по выручке, убраны критерии по участию органов власти в уставном капитале субъекта МСП.
Наибольшее распространение в России получили такие формы как индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью, а также публичные акционерные компании.
Выявлены несовершенство и нестабильность (постоянные изменения и дополнения) существующей системы правового регулирования субъектов
МСП. Например, существующие системы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу малого и среднего предпринимательства. А минимально установленный размер уставного капитала для различных организационно-правовых форм изначально недостаточен для покрытия возможного крупного ущерба в результате осуществления хозяйственной деятельности предпринимателем.
Практика показывает, что часто бывают случаи необоснованного привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к уголовной ответственности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. №33 «О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. №48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"»). В этой связи актуальность правовой защиты субъектов МСП не снижается.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ установлена обязанность по соблюдению российского законодательства для всех структур и граждан.
Незаконное предпринимательство является нарушением как налогового, так и гражданского законодательства. И регулировку деятельности могут осуществлять как налоговые органы, так и органы правопорядка. То есть любой из этих органов может выявить незаконное ведение бизнеса.
По нашему мнению, следует повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии создания новых субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. Проверка возможна посредством запросов в Росреестр и в соответствующее подразделение муниципального образования. При этом лицензию следует выдавать одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет.
Либо можно создать новый государственный орган, который будет заниматься регистрацией субъектов МСП, выдачей им необходимых лицензий, разрешений, будет вести реестр субъектов МСП, и др. Соответственно, ФНС РФ будет заниматься только контролем за правильностью исчисления, своевременностью оплаты налогов и сборов субъектами МСП.
Существующие системы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу «субъект малого и среднего предпринимательства».
Нами сделан вывод о наличии обширных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Органам власти следует законодательно установить критерии для оценки эффективности используемых предпринимателями денежных средств, таковыми критериями могут быть:
- количество созданных рабочих мест;
- увеличение объема выручки и уплачиваемых в бюджет налогов;
- производство востребованной продукции, оказание актуальных услуг, выполнение необходимых для экономики работ;
- выход на новые продуктовые и/или географические рынки.
Необходимо повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии регистрации субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. При этом лицензию следует выдавать одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет. Это можно решить посредством создания нового государственного органа, который будет заниматься регистрацией субъектов МСП, выдачей им необходимых лицензий, разрешений, будет вести реестр субъектов МСП, и др.
Мы выявили несогласованность в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной и муниципальной власти. В Республике Татарстан преобладает имущественная поддержка субъектов МСП, но финансовая поддержка слабо развита. Развитию финансовой поддержки мешает экономическая ситуация в стране и законодательные приоритеты власти.
Институт предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Действующая система правового регулирования малого и среднего предпринимательства не способствует комплексной поддержке, развитию и защите данной категории субъектов экономики.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»от 24.07.2007 № 209-ФЗ "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям".
Нами предложен новый критерий отнесения предпринимателей к субъектам МСП, такой как "минимальный размер уплаченных налогов", что позволит спрогнозировать минимальный объем поступлений в бюджет страны в зависимости от количества официально зарегистрированных субъектов МСП. При этом уточнены критерии по выручке, убраны критерии по участию органов власти в уставном капитале субъекта МСП.
Наибольшее распространение в России получили такие формы как индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью, а также публичные акционерные компании.
Выявлены несовершенство и нестабильность (постоянные изменения и дополнения) существующей системы правового регулирования субъектов
МСП. Например, существующие системы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу малого и среднего предпринимательства. А минимально установленный размер уставного капитала для различных организационно-правовых форм изначально недостаточен для покрытия возможного крупного ущерба в результате осуществления хозяйственной деятельности предпринимателем.
Практика показывает, что часто бывают случаи необоснованного привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к уголовной ответственности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. №33 «О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. №48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"»). В этой связи актуальность правовой защиты субъектов МСП не снижается.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ установлена обязанность по соблюдению российского законодательства для всех структур и граждан.
Незаконное предпринимательство является нарушением как налогового, так и гражданского законодательства. И регулировку деятельности могут осуществлять как налоговые органы, так и органы правопорядка. То есть любой из этих органов может выявить незаконное ведение бизнеса.
По нашему мнению, следует повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии создания новых субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. Проверка возможна посредством запросов в Росреестр и в соответствующее подразделение муниципального образования. При этом лицензию следует выдавать одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет.
Либо можно создать новый государственный орган, который будет заниматься регистрацией субъектов МСП, выдачей им необходимых лицензий, разрешений, будет вести реестр субъектов МСП, и др. Соответственно, ФНС РФ будет заниматься только контролем за правильностью исчисления, своевременностью оплаты налогов и сборов субъектами МСП.
Существующие системы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу «субъект малого и среднего предпринимательства».
Нами сделан вывод о наличии обширных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Органам власти следует законодательно установить критерии для оценки эффективности используемых предпринимателями денежных средств, таковыми критериями могут быть:
- количество созданных рабочих мест;
- увеличение объема выручки и уплачиваемых в бюджет налогов;
- производство востребованной продукции, оказание актуальных услуг, выполнение необходимых для экономики работ;
- выход на новые продуктовые и/или географические рынки.
Необходимо повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии регистрации субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. При этом лицензию следует выдавать одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет. Это можно решить посредством создания нового государственного органа, который будет заниматься регистрацией субъектов МСП, выдачей им необходимых лицензий, разрешений, будет вести реестр субъектов МСП, и др.
Мы выявили несогласованность в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной и муниципальной власти. В Республике Татарстан преобладает имущественная поддержка субъектов МСП, но финансовая поддержка слабо развита. Развитию финансовой поддержки мешает экономическая ситуация в стране и законодательные приоритеты власти.
Подобные работы
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА:МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



