ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства и системы их правового регулирования 9
§1. Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства 9
§2. Система правового регулирования малого и среднего предпринимательства 16
§3. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства 23
Глава 2. Теоретические и практические проблемы функционирования субъекты малого и среднего предпринимательства 31
§1. Проблемы оптимизации уровней правового регулирования малого и
среднего предпринимательства 31
§2. Проблемы определения лиц, являющихся субъектами малого и среднего
предпринимательства 42
Глава 3. Теоретические и практические проблемы, связанные с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства.55 §1. Проблемы формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего
предпринимательства 55
§2. Проблемы осуществления налоговой поддержки малого и среднего
предпринимательства 68
§3. Проблемы реализации финансовой, организационной и иных видов
поддержки малого и среднего предпринимательства 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
Список литературы 98
Актуальность. На сегодняшний день государственная политика в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых направлений деятельности государства. Предпринимательство в современной экономической модели государства выступает как один из важнейших экономических институтов. Особенно важны с данной точки зрения категории малого и среднего предпринимательства, которые с большей эффективностью позволяют решать не только экономические, но и социальные проблемы.
Следует отметить, что в начале мая 2018 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил правительству обеспечить к 2024 году увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в России, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек, что почти в 1,6 раза больше, чем в настоящее время. Об этом говорится в указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» .
Уровень развития сектора малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ неуклонно растет, однако его доля в ВВП остается незначительной и в среднем составляет около 20 %. При этом в странах - членах Евросоюза аналогичный показатель составляет от 50 до 70 %, а в США - до 60 %.
Также пока недостаточна доля сектора малого и среднего предпринимательства в общей занятости. В среднем в рамках Содружества этот показатель оценивается экспертами на уровне 25-30 % и значительно уступает странам - членам БРИКС, ЕС, АТЭС, США и других
международных объединений, где доля малого и среднего
предпринимательства в занятости составляет 50-70 % .
Торговля сегодня представляет основной вид деятельности малого и среднего предпринимательства на пространстве СНГ. Доля занятости в малом и среднем предпринимательстве, приходящаяся на торговлю, составляет 34-44 %. При этом доля инновационных и экспортно-ориентированных компаний в секторе малого и среднего предпринимательства остается относительно небольшой, по оценкам, около 10 %.
Проблемы в деятельности малого и среднего предпринимательства могут быть разделены на экономические и правовые проблемы. К правовым проблемам относятся:
- систематические изменения и дополнения действующих законов. Например, изменения налоговых ставок, критериев для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, норм уголовного законодательства;
- несовершенство налогового законодательства, в частности, отсутствие налоговых льгот для начинающих предпринимателей, периодическое повышение налогов, ужесточение правил ведения отчетности, усиление контроля над движением средств по счетам предпринимателей в банках, отсутствие единой налоговой системы в России, поскольку в разных регионах виды налогов и ставки могут отличаться;
- отставание российской правовой системы от современных условий экономического развития страны. Например, часть интернет-магазинов, инстаграм-каналов и прочих мультимедийных каналов не привязаны к действующим субъектам малого и среднего предпринимательства, а значит, они не платят налогов, и могут возникнуть трудности при привлечении их к 2
Отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ [Электронный ресурс]. - М., 2017. URL: www.e-cis.info/foto/pages/26105.doc (дата обращения: 20.10.2018).
ответственности в связи с проблемами установления собственников нелегального бизнеса.
Степень разработанности темы исследования. Выбранная нами тема выпускной магистерской диссертации достаточно широко изучена и разработана. Часть работ описывает особенности налогообложения малого предпринимательства: А.М. Губернаторов, Е.И. Костюкова, и др. Работы Е.П. Губина, П.Г. Лахно, В.А. Хохлова посвящены системе
предпринимательского права в России и особенностям его применения. Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, Я.А. Ключникова, Е.Л. Венгеровский рассматривают особенности совершенствования правовых условий
деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках государственной поддержки. И.В. Ершова в своих трудах раскрывает правовые аспекты регулирования экономической деятельности, включая регулирование предпринимательской деятельности. В трудах Н.Д. Эриашвили затрагиваются вопросы гражданского и уголовного права, отдельные его работы связаны с особенностями правового регулирования банковской и страховой деятельности. Вопросы правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства частично раскрываются в трудах выше обозначенных и иных авторов.
Целью магистерской диссертации является формирование целостного представления о существующих теоретических и практических проблемах правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России.
Исходя из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть систему правового регулирования малого и среднего предпринимательства;
- изучить сущность субъектов малого и среднего предпринимательства и их место в экономике;
- выявить проблемы оптимизации уровней правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- раскрыть особенности государственной регистрации и лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства
- сформировать представление о сложившейся инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть налоговые системы и преференции для малого и среднего предпринимательства;
- выработать пути оптимизации финансовой, организационной видов поддержки предпринимательской деятельности.
Объектом магистерской диссертации являются общественные отношения, связанные с осуществлением правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России. Предметом диссертации являются нормы российского законодательства о малом и среднем предпринимательстве.
Методология исследования базируется на применении различных методов для раскрытия целей и задач магистерской диссертации. Среди использованных методов были: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, юридический и другие методы.
Теоретической базой явились отечественная и переведенная на русский язык зарубежная научная литература, материалы научно-практических конференций и семинаров, включая труды А.И. Балашова, В.Ю. Бурова, И.В. Ершовой, Е.П. Губина, П.Г. Лахно, А.В. Михайлова, В.А. Хохлова, Н.Д. Эриашвили, и др.
Нормативной базой при написании работы послужили российское и международное законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эмпирической основой стала судебная, правоприменительная практика Конституционного суда, Верховного суда, арбитражных судов по
вопросам, затрагивающим задачи данного исследования, материалы
правоприменительной практики организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, материалы практики субъектов малого и среднего предпринимательства, статистическая и иная практическая информация.
Основные положения (результаты) исследования состоят в:
1. Предложен новый критерий отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, такой как "минимальный размер уплаченных налогов", что позволит спрогнозировать объем налоговых поступлений в бюджет страны в зависимости от количества официально зарегистрированных субъектов МСП. При этом уточнены критерии по выручке для микропредприятия (сумма выручки от 0,5 до 120 млн.руб.), убраны критерии по участию органов власти в уставном капитале субъекта МСП.
2. Выявлены несовершенство и нестабильность (постоянные изменения и дополнения) существующей правовой системы, регулирующей отношения субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, существующие режимы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу малого и среднего предпринимательства. А минимально установленный размер уставного капитала для различных организационно-правовых форм изначально недостаточен для покрытия возможного крупного ущерба в результате осуществления хозяйственной деятельности предпринимателем.
3. Необходимо повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии регистрации субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. При этом лицензию, требуемую для осуществления предпринимательской деятельности, следует выдавать
одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет. Для этого можно создать новое структурное подразделение в рамках ФНС РФ.
4. Выявлена несогласованность в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной и муниципальной власти. В Республике Татарстан преобладает имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, но финансовая поддержка слабо развита. Развитию финансовой поддержки мешает экономическая ситуация в стране и целевые приоритеты власти.
5. Муниципальные и региональные органы власти не используют все возможности, включая правотворчество, для более комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, орган власти выделяет приоритетные для себя отрасли поддержки предпринимательства, при этом другие отрасли остаются без должного внимания, отсутствует комплексный подход.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации части существующего теоретико-методологического материала по теме выбранного исследования, уточнении отдельных нюансов правового регулирования малого и среднего предпринимательства.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов данного магистерского исследования в учебном процессе, а также в деятельности органов законодательной, исполнительной власти, затрагивающей функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Работа прошла апробацию при прохождении практики, результаты исследования были обсуждены на кафедре.
По итогам проведенного исследования обозначим основные выводы и рекомендации.
Институт предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Действующая система правового регулирования малого и среднего предпринимательства не способствует комплексной поддержке, развитию и защите данной категории субъектов экономики.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»от 24.07.2007 № 209-ФЗ "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям".
Нами предложен новый критерий отнесения предпринимателей к субъектам МСП, такой как "минимальный размер уплаченных налогов", что позволит спрогнозировать минимальный объем поступлений в бюджет страны в зависимости от количества официально зарегистрированных субъектов МСП. При этом уточнены критерии по выручке, убраны критерии по участию органов власти в уставном капитале субъекта МСП.
Наибольшее распространение в России получили такие формы как индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью, а также публичные акционерные компании.
Выявлены несовершенство и нестабильность (постоянные изменения и дополнения) существующей системы правового регулирования субъектов
МСП. Например, существующие системы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу малого и среднего предпринимательства. А минимально установленный размер уставного капитала для различных организационно-правовых форм изначально недостаточен для покрытия возможного крупного ущерба в результате осуществления хозяйственной деятельности предпринимателем.
Практика показывает, что часто бывают случаи необоснованного привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к уголовной ответственности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. №33 «О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. №48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"»). В этой связи актуальность правовой защиты субъектов МСП не снижается.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ установлена обязанность по соблюдению российского законодательства для всех структур и граждан.
Незаконное предпринимательство является нарушением как налогового, так и гражданского законодательства. И регулировку деятельности могут осуществлять как налоговые органы, так и органы правопорядка. То есть любой из этих органов может выявить незаконное ведение бизнеса.
По нашему мнению, следует повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии создания новых субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. Проверка возможна посредством запросов в Росреестр и в соответствующее подразделение муниципального образования. При этом лицензию следует выдавать одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет.
Либо можно создать новый государственный орган, который будет заниматься регистрацией субъектов МСП, выдачей им необходимых лицензий, разрешений, будет вести реестр субъектов МСП, и др. Соответственно, ФНС РФ будет заниматься только контролем за правильностью исчисления, своевременностью оплаты налогов и сборов субъектами МСП.
Существующие системы налогообложения предпринимательской деятельности слабо привязаны к статусу «субъект малого и среднего предпринимательства».
Нами сделан вывод о наличии обширных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Органам власти следует законодательно установить критерии для оценки эффективности используемых предпринимателями денежных средств, таковыми критериями могут быть:
- количество созданных рабочих мест;
- увеличение объема выручки и уплачиваемых в бюджет налогов;
- производство востребованной продукции, оказание актуальных услуг, выполнение необходимых для экономики работ;
- выход на новые продуктовые и/или географические рынки.
Необходимо повысить эффективность взаимодействия органов власти на стадии регистрации субъектов МСП с целью минимизации и предотвращения нарушений законов со стороны субъектов МСП. Например, обязать ФНС РФ проверять перед регистрацией субъекта МСП целевое использование земельного участка, на котором будет осуществляться предпринимательская деятельность. При этом лицензию следует выдавать одновременно с постановкой предпринимателя на налоговый учет. Это можно решить посредством создания нового государственного органа, который будет заниматься регистрацией субъектов МСП, выдачей им необходимых лицензий, разрешений, будет вести реестр субъектов МСП, и др.
Мы выявили несогласованность в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной и муниципальной власти. В Республике Татарстан преобладает имущественная поддержка субъектов МСП, но финансовая поддержка слабо развита. Развитию финансовой поддержки мешает экономическая ситуация в стране и законодательные приоритеты власти.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Российская Федерация. Законы. О науке и государственной научно-технической политике [Текст]: [федер. закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ] // Российская газета.-1996.-3 сентября.
3. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: [федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1] // СЗ РФ. - 1995.-№47.-Ст. 4472.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Российская газета.-1994.-8 декабря.-№238-239.
5. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] // СЗ РФ.-1996.-17 июня.-№25.-Ст. 2954.
6. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) [Текст] // Российская газета.-1998.-6 августа.-№148-149.
7. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) [Текст] // СЗ РФ.-2000.-№32.-Ст. 3340.
8. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Текст] от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета.-2002.-27 июля.-№137.
9. Российская Федерация. Законы. О применении контрольнокассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ // Российская газета.-2003.-27 мая.-№99.
10. Российская Федерация. Законы. О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Текст]: федер. закон от 11.06.2003 №74-ФЗ // Российская газета. -
2003. -17 июня.-№115.
11. Российская Федерация. Законы. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ // Российская газета.-2005.-27 июля.-№162
12. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции [Текст]: федер. закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ // Российская газета.-2006.-27 июля.-№162.
13. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24 июля 2007 года №ФЗ-209 // Российская газета.-2007.-31 июля.-№164.
14. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Российская газета.-2007.-31 июля.-№164.
15. Российская Федерация. Законы. О саморегулируемых организациях [Текст]: федер. закон от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2007.-№49.-Ст. 6076.
16. Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Текст]: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Российская газета.-2008.-30 декабря.-№266.
17. Российская Федерация. Законы. Об инновационном центре "Сколково" [Текст]: федер. закон от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ // Российская газета.-2010.-30 сентября.-№220.
18. Российская Федерация. Законы. Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29 декабря 2015 г. №382-ФЗ // СЗ РФ.- 2016.-№1- (ч. !)Ст. 2.
19. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ // Российская газета.-2009.-30 декабря.-№253.
20. Российская Федерация. Законы. О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст]: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Российская газета.-2011.-6 мая.-№97.
21. Российская Федерация. Законы. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Текст]: федер. закон от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ // Российская газета.-2011.-22 июля.-№159.
22. Российская Федерация. Законы. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Текст]: федер. закон от 18.07.2011 №223-ФЗ // Российская газета.-2011.-22 июля.-№159.
23. Российская Федерация. Законы. О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса [Текст]: федер. закон от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ // Российская газета.-2011.-9 декабря.
24. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: федер. закон от 06.12.2011 №402-ФЗ // Российская газета.-2011.-9 декабря.- №278.
25. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Текст]: федер. закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ // Российская газета.-2013.-12 апреля.-№80.
26. Российская Федерация. Законы. Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ // СЗ РФ.-2013.-№19.-Ст.2305.
27. Российская Федерация. Законы. О промышленной политике в Российской Федерации [Текст]: федер. закон Ф от 31 декабря 2014 г. №488- ФЗ // Российская газета.-2015.-12 января.-№1.
28. Российская Федерация. Законы. Кодекс административного судопроизводства РФ [Текст] от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ.- 2015.- №10.-Ст. 1391.
29. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства [Текст]: Указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. №287 // Российская газета.-2015.-9 июня.
30. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст]: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265 // Российская газета.-2016.-11 апреля.-№76.
31. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Стратегии
развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-Р // Интернет-сайт Правительства РФ. URL:
http://government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 10.08.2018).
32. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году [Текст]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 (ред. от 25.05.2016) // СЗ РФ.-2015.-12 января.-№2.- Ст.508.
33. О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2017 года №147-р // СЗ РФ.-2017.-13 февраля.-№7.-Ст.1098.
34. Об утверждении единого реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России // Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.08.2017 №47810. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36392 (дата обращения: 25.07.2018).
35. Об Уполномоченном при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей [Текст]: Закон Республики Татарстан от 5 июля 2013 года №54-ЗРТ // Российская газета.-2013.-07 июля.
36. Вопросы Министерства экономики Республики Татарстан
[Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.07.2007 №325 // Интернет-сайт Министерства экономики РТ. URL: http://mert.tatarstan.ru/ms/documents/reglament.htm (дата обращения:
15.07.2018) .
2. Судебная и иная юридическая практика
1. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Строй-Инвест»на нарушение конституционных прав и свобод положением части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 № 1908-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2014. №3.
2. Постановление АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3531/15 по делу №
А47-1328/2014 // Интернет-сайт Арбитражного суда Уральского округа [Электронный ресурс]. URL: http://fasuo.arbitr.ru (дата обращения:
15.07.2018) .
3. Постановление АС УО от 16.09.2015 № Ф09-6213/15 по делу №
А07-25536/2014 // Интернет-сайт Арбитражного суда Уральского округа [Электронный ресурс]. URL: http://fasuo.arbitr.ru (дата обращения:
15.07.2018) .
4. Постановление АС ДВО от 30.04.2015 № Ф03-1413/2015 по делу № А80-161/2014 // Интернет-сайт Арбитражного суда Дальневосточного округа [Электронный ресурс]. URL: http://fasdvo.arbitr.ru (дата обращения:
16.07.2018) .
5. Постановление АС МО от 27.11.2015 № Ф05-16075/2015 по делу № А41-66980/14 // Интернет-сайт Арбитражного суда Московской области
[Электронный ресурс]. URL: http://asmo.arbitr.ru (дата обращения:
16.07.2018) .
6. Апелляционное определение Ульяновского областного суда
от 30.06.2015 по делу № 33-2667/2015 // Интернет-сайт Ульяновского
областного суда [Электронный ресурс]. URL: http://uloblsud.ru (дата
обращения: 18.07.2018).
7. Постановление Федерального арбитражного суда Западно
Сибирского округа от 29.04.2013 по делу № А70- 6879/2012 // Электронное правосудие. Картотека. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru (дата обращения: 21.10.2018).
8. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного
суда от 30.09.2014 г. по делу № А72-7534/2013 // Электронное правосудие. Картотека. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru (дата обращения:
21.10.2018) .
9. Постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от
19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16 // Электронное правосудие. Картотека. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru (дата обращения: 20.10.2018).
10. Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2015 № 303-КГ15- 10438 // Интернет-сайт Судебных и нормативных актов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 18.07.2018).
11. Определение Верховного суда РФ от 6 ноября 2018 г. по делу № А67-2426/2017 // Интернет-сайт Судебных и нормативных актов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 10.10.2018).
12. Определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016// Интернет-сайт Судебных и нормативных актов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 21.10.2018).
13. О ходе выполнения судами Российской Федерации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. №48 "О практике применения судами законодательства,
регламентирующего особенности уголовной ответственности за
преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности" [Текст]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. №33 // Российская газета.-2017.-13 октября.-№232.
14. О практике применения судами законодательства,
регламентирующего особенности уголовной ответственности за
преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [Текст]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. №48 // Российская газета.-2016.-24 ноября.
15. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 (ред. от 09.02.2012) // Российская газета.-2006.-8 ноября.- №250.
16. О практике применения судами уголовного законодательства об
ответственности за налоговые преступления [Текст]: Постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №64 // Российская газета.-2006.-31 декабря.
17. О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства [Текст]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от
12.05.2016 №18 // Российская газета.-2016.-18 мая.
18. О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВАС РФ №33 от 30.05.2014. URL: // http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/109469.html (дата обращения: 30.08.2018).
19. О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 13 августа 2004 г. №83 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. №10.
20. Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 13.10.2015 по делу № 33-16902/2015 // [Электронный ресурс]. URL: https://www.audar-mfo.ru/na/artide/view/type_id/7/doc_id/25290/ (дата
обращения: 17.05.2018).
3. Специальная литература
1. Балдина Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях [Текст] // Вестник Удмуртского университета: серия «Экономика и право», 2016. Т. 26, вып. 4. С.7-8
2. Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебнометодический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») [Текст] / В.А. Вайпан - М.: Юстицинформ, 2017. С.46-47
3. Государственная поддержка субъектов малого
предпринимательства: совершенствование правового регулирования [Текст]: монография / Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, Я.А. Ключникова, Е.Л. Венгеровский. - Москва : Русайнс, 2017. С.6
4. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства [Текст]: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. С.152.
5. Крицкая М. Госпрограммы поддержки малого бизнеса - 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения:
28.06.2018) .
6. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках
товаров, работ и услуг Республики Татарстан в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: http://invest.tatarstan.ru/upload/iblock/e43/doklad_po_razvitiyu_konkurentsii_v_re spublike_tatarstan_v_2017_godu.pdf (дата обращения 26.07.2018)
7. Государственная поддержка субъектов малого
предпринимательства: совершенствование правового регулирования [Текст]: монография / Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, Я.А. Ключникова, Е.Л. Венгеровский. - Москва : Русайнс, 2017. - 96 с. - ISBN 978-5-4365-0984
6.
8. Корпоративное право [Текст]: Учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. С. 87
9. Малое предпринимательство: сущность, учет, налогообложение. Учебное пособие : учебное пособие / Е.И. Костюкова. - Москва : Русайнс,
2018. - 230 с. - ISBN 978-5-4365-2396-5.
10. Особенности учета и налогообложения cубъектов малого предпринимательства : учебное пособие / А.М. Г убернаторов и др. - Москва : Русайнс, 2018. - 208 с. - ISBN 978-5-4365-0746-0.
11. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. - Чита, 2013. - 441 с.
12. Отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ [Электронный ресурс]. - М., 2017. URL: www.e-cis.info/foto/pages/26105.doc (дата обращения: 20.10.2018).
13. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Губин Е.П., Лахно П.Г., - 3-е изд., перераб. и доп.-М. : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018.-С.336-337
14. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») : монография / В.А. Вайпан. - Москва : Юстицинформ, 2017. - 92 с. - ISBN 978-5-7205-1390-0.
15. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства : монография / Г.Ф. Ручкина,
М.В. Демченко, Я.А. Ключникова, С.В. Фрумина, Е.Л. Венгеровский. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 154 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. - (Научная мысль). -
www.dx.doi.org/10.12737/monography_5b6bfda9ecb0c0.60478506.
16. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса [Электронный ресурс]: Учебник для магистров" (Аганина Р.Н., Андреев В.К., Андреева Л.В. и др.) (отв. ред. И.В. Ершова) ("Проспект", 2017). URL: https://litgid.com/read/predprinimatelskoe_pravo_pravovoe_soprovozhdenie_bizne sa_uchebnik_dlya_magistrov/page-13.php (дата обращения: 28.07.2018)
17. Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности / Буздалина О.Б. - М.:Дашков и К, 2015. - 86 с.: ISBN 978-5-394-02595-2 - Режим доступа: http://znanmm.com/catalog/product/558576
18. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ,
2014. С.108
19. Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.-М: Издательство ООО "Винчера", 2013.-С.42.
20. Ларичева Е.А., Скляр Е.Н. Сравнительный анализ развития
малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-
bsea.bgita.ru/2014/ekonom_2014_22/laricheva_sravnit.htm (дата обращения:
17.03.2018) .
21. Машкова Н.И. Итоги лицензирования отдельных видов
деятельности в 2017 году // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/201808066 (дата обращения:
11.06.2018) .
22. Материалы пленарного заседания Всероссийского
предпринимательского форума «Малый бизнес - национальная идея?» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51186
(дата обращения: 20.03.2018).
23. Законопроект о порядке постановки на учет самозанятых граждан
и о продлении на 2019 год освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) получаемых ими выплат // Интернет-сайт "Российские новости" [Электронный ресурс]. URL:
http://rosinformmburo.ru/2018/05/24/госдума-приняла-законопроект-об-учет/ (дата обращения: 28.07.2018)
24. С конфискацией // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: // https://rg.ru/2014/01/21/bastrykin.html (дата обращения: 05.11.2018)
25. Хрусталева А.А. Основные недостатки действующей системы налогообложения [Текст] / А.А. Хрусталева, О.Г. Щеглова // Молодой ученый.-2017.-№6(140).-С.312.
26. Бизнес жалуется на повышение налоговой нагрузки
[Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/4658436
(дата обращения: 20.06.2018).
27. Сиразетдинов Р.М., Салахиева Л.Р. Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения [Текст] // Российское предпринимательство.-2016.-Т. 17.-№ 21.-С. 2827-2836
28. Сюпова М.С., Халикова С.С. Особенности современной системы
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2017, Том
8. -№ 1.-С. 383 [Электронный ресурс]. URL:
http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_62.pdf (дата обращения:
28.06.2018)
29. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 мая 2018 года // Официальный интернет-сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 17.05.2018).
30. О Программе поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Казани на 2017-2019 годы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.kzn.ru/uploads/document/file/2621/_1565_28.04.2017.pdf (дата обращения 26.07.2018).
31. Статистические сведения о предпринимательстве //
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.05.2018).
32. Пресс-служба Минэкономики РТ. В Татарстане стартовала
федеральная программа «Ты - предприниматель» // Интернет-сайт Министерства экономики Республики Татастан [Электронный ресурс]. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/774318.htm (дата обращения:
28.07.2018) .
33. Пресс-служба Центра поддержки экспорта РТ. Республика
Татарстан признан лучшей в России по поддержке экспортной деятельности субъектов МСП // Интернет-сайт Центра поддержки экспорта РТ
[Электронный ресурс]. URL: http://export-rt.ru/news/respublika-tatarstan-
priznana-luchshej-v-rossii-po-podderzhke-eksportnoj-deyatelnosti-subektov- malogo-i-srednego-predprinimatelstva (дата обращения: 28.07.2018).
34. Обзор судебной практики по взысканию субсидий, предоставленных в нарушение положений части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. chusrayon. ru/sit es/default/fil es/files/2016/2016.12_files/mb/pisms/6.% 20О%20подакцизных%20товарах.pdf (дата обращения: 20.10.2018).