Введение
1. Раздел 1. Обоснование темы выпускной квалификационной работы 6
1.1. Актуальность темы 7
1.2. Развитие производства автомобильной техники 8
1.3 Фирменная система эксплуатационного обслуживания автомобилей КАМАЗ 11
2. Раздел 2. Техническая часть 17
2.1 Описание конструкции двигателей грузовых автомобилей 18
2.1.1 Двигатели КАМАЗ-740 18
2.1.2 Смазочная система дизеля КамАЗ-740 19
2.2 Особенности системы газотурбинного наддува и охлаждения
наддувочного воздуха Камаз-740 21
2.2.1 Технические особенности конструкции турбокомпрессора 23
2.2.2 Конструктивные особенности турбокомпрессора ТКР-7Н1 23
2.2.3 Особенности эксплуатации двигателя с ТКР и его ресурс 25
2.3 Способы диагностирования двигателей 25
2.4 Средства технического диагностирования 27
3. Раздел 3. Экспериментально-исследовательская часть 29
3.1 Аналитическое исследование изменения технического состояния и надежности турбокомпрессора в процессе эксплуатации 30
3.1.1 Анализ основных параметров и расчетных схем системы смазки
дизеля КамАЗ 740.11-240 30
3.1.2 Анализ эффективности подшипникового узла турбокомпрессора ТКР-7Н 37
3.1.3 Анализ влияния тепловых потоков на напряженно-
деформированное состояние корпуса подшипника.Модель ползучести корпуса 41
3.2 Анализ характерных изменений технического состояния деталей и узлов турбокомпрессоров ТКР7Н-1 в процессе эксплуатации 46
4. Раздел 4. Технологическая часть. Способ технического диагностирования ТКР 54
4.1 Способы технической диагностики технического состояния
турбокомпрессора 55
4.2 Предлагаемый способ диагностирования подшипникового узла
турбокомпрессора 56
4.3 Технология процесса диагностирования турбокомпрессора 61
5. Раздел 5. Конструкторская часть 63
5.1 Способ диагностирования износа подшипникового узла
турбокомпрессора 64
5.1.1 Область техники 64
5.1.2 Уровень техники 65
5.1.3 Краткое раскрытие изобретения 66
5.1.4 Патентный поиск 68
5.1.5 Краткое описание чертежей и иных материалов 74
5.1.6 Подробное раскрытие изобретения 76
5.1.7 Формула изобретения 79
5.1.8 Чертежи, рисунки, схемы 80
6. Раздел 6. Безопасность жизнедеятельности 82
6.1 Характеристика потенциальных опасностей на участке
диагностики 83
6.2 Общие требовании 83
6.3 Мероприятия по устранению опасных и вредных факторов при
выполнении диагностических работ 87
6.3.1 Меры предосторожности в работе с электрооборудованием 87
6.3.2 Пожарная безопасность 88
6.4 Общие требования к средствам технического диагностирования 90
6.4.1 Требования к датчикам 91
Заключение
Список использованной литературы
Главными показателями грузовых дизельных двигателей оснащенных турбокомпрессором являются тягово-скоростные характеристики, топливная экономичность, надежность и экологические показатели. Из опыта эксплуатации стало известно, что эти свойства автомобиля напрямую зависят от работоспособности системы турбонаддува двигателя. Ресурс турбокомпрессора в разы ниже, чем ресурс двигателя, а значит необходимо отслеживать состояние данного агрегата и поддерживать работоспособность на должном уровне. Факторов, влияющих на работоспособность и отказ ТКР огромное множество и они недостаточно изучены.
Основными силовыми агрегатами автомобилей КАМАЗ являются дизели с турбокомпрессором. В настоящее время в эксплуатации находится 320,4 тыс. автомобилей с дизелями КАМАЗ 7403.10-260; 740.11-240, комплектующихся турбокомпрессорами ТКР-7Н1 и находятся за пределами гарантии. Поддержание экологических характеристик автомобилей на установленном уровне обеспечивается путем регулярных проверок во время проведения государственного технического осмотра и осуществления контроля в процессе эксплуатации транспорта. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобилей, включает в себя превышение норм содержания вредных веществ в отработавших газах, и их дымность. В соответствии с руководством по эксплуатации поддержание экологического класса и восстановление агрегатов в этом случае должно производиться средствами и силами эксплуатирующей организации.
Проведенный анализ показал, что одним из наименее надежных узлов этих дизелей является турбокомпрессор ТКР-7Н1. На его долю приходится более 26 % отказов двигателя, но его доводка и совершенствование прекращены в 2000 году. На двигатели новых классов применялись другие типы турбокомпрессоров (ТКР7С-6, ТКР7С-9 производства КАМАЗ; зарубежного производства К-26 и Schwitzer) . Таким образом, в эксплуатации остаются двигатели и турбокомпрессоры с высоким уровнем отказов и затрат на эксплуатацию.
Для уменьшения простоев машин по техническим причинам необходимо увеличить наработку турбокомпрессора до величины установленной нормативно технической документацией на ТО и Р двигателя. Более 80% отказов ТКР-7Н1 приходится на подшипниковый узел вала ротора, и как правило отказ происходит в следствие перегрева и недостатка смазки. Предупредить выход из строя турбокомпрессора можно путем измерения давления смазки на входе в ТКР, и температуры на выходе.
Данная работа посвящена разработке способа диагностирования двигателей внутреннего сгорания с турбокомпрессором, а в частности подшипникового узла турбокомпрессора. Причины диагностирования турбокомпрессора определяются многими факторам. Во-первых, показатели эффективности функционирования двигателя в эксплуатации зависят как от режимных и технических характеристик, так и самого турбокомпрессора. Во-вторых, до сих пор отсутствуют надежные инструментальные средства контроля технического состояния двигателя с турбокомпрессором в эксплуатации.
В течение длительного времени были разработаны образцы предлагаемого способа, проведены испытания, определяющие работоспособность подшипникового узла, исследована величина потерь КПД двигателя в зависимости от величины износов основных сборочных единиц турбокомпрессора и от величины смещения осей вращения вала и моновтулки.
Следовательно, работоспособность подшипникового узла турбокомпрессора, двигателя, агрегатов, узлов и механизмов транспортных, транспортно-технологических машин и автомобилей, в том числе и турбокомпрессора определяется в основном и диагностированиями, обладающих диагностическими свойствами.
Эффективная эксплуатация двигателя возможна только на основе использования результатов диагностирования, которые позволяют определять техническое состояние подшипникового узла, остаточный ресурс и пробег транспорта до выполнения операций по восстановлению работоспособности деталей узла. Прогнозирование пробега машины до ремонта подшипникового узла турбокомпрессора будет способствовать уменьшению трудоемкости обслуживания за счет полного использования ресурса деталей узла и применения предлагаемого способа диагностирования. Эффективная эксплуатация и разработка способа диагностирования подшипникового узла турбокомпрессора позволит повысить производительность двигателей.
Предлагаемый способ при эффективной эксплуатации машин с применением технического диагностирования подшипникового узла, с учетом изменения их технического состояния и прогноза остаточного ресурса, позволит сократить продолжительность простоев в ремонтах, так как детали турбокомпрессора не будут иметь аварийных повреждений, а будут подлежать восстановлению предлагаемым способом диагностирования, за счет контроля давления и температуры масла.
1. Алексеев О. А. Обоснование средств диагностирования турбокомпрессоров мобильных энергетических средств: автореф. дис. канд. техн. наук / О. А. Алексеев. - Оренбург: Оренбургский ГУ, 2007. - 16 с.
2. Альмеев, Р.И. Анализ устройств для предпусковой смазки деталей ДВС / Р.И. Альмеев // Проблемы транспорта и транспортного строительства: сб. науч. тр. / Сарат. гос. техн. унт.- Саратов, 2008. - С. 125-132.
3. Байков Б.П. Турбокомпрессоры для наддува дизелей/ Б.П. Байков, В.Г. Бордуков, П.В. Иванов и др. - Л.: Машиностроение, 1975. - 199 с.
4. Баширов Р.М. Основы теории и расчета автотракторных двигателей/ Р.М. Баширов. - Уфа: БГАУ, 2008. - 304 с.
5. Власкин В.В. Повышение долговечности турбокомпрессоров дизельных двигателей восстановлением изношенных деталей методом электроискровой обработки: дис. ... канд.тех.наук / В.В. Власкин. - Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева, 2004 - 165 с.
7. Гаффаров, А. Г. Восстановление турбокомпрессоров автомобильных дизелей применением усовершенствованного ремонтного комплекта подшипникового узла: автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.22.10 / Гаффаров Айрат Гаптельхакович. - Оренбург, 2012. - 16 с.
8. Гаффаров, А.Г. Совершенствование подшипникового узла турбокомпрессора автотракторного ДВС / А.Т. Кулаков, А.А. Макушин, А.Г. Гаффаров // Тракторы и сельхозмашины, 2010. - №2. - С. 39-42.
9. Гаффаров, А.Г. Повышение надежности и эффективности турбокомпрессора путем усовершенствования подшипника /А.С. Денисов, А.Т. Кулаков, А.А. Макушин, А.Г. Гаффаров // «Прогрессивные технологии в транспортных системах». Сб. науч. тр.: Оренбург, ОГУ. 2011. - С. 50-54.
10. Григоров, И. Н. Опыт разработки систем наддува двигателей КАМАЗ Euro-4, 5 / И. Н. Григоров, В. Н. Каминский, Р. В. Каминский, С. В. Сибиряков, С. М. Кучев, В. Н. Лихачев, Р. Х. Хафизов // Журнал автомобильных инженеров. - 2011. - № 4 (69). - С. 28-35
11. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процес¬сов : учебник для вузов / В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.; Под ред. В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. - 4-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 2010. - 479 с.
12. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей : учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д. Н. Вырубов, С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко и др.; Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1984. 384 с.
13. Денисов, А. С. Повышение долговечности турбокомпрессоров форсированных двигателей / А. С. Денисов, А. Р. Асоян, Н. В. Орлов // 6-е Луканинские чтения. Решения энерго-экологических проблем в авто¬транспортном комплексе : тез. докл. межд. науч.-техн. конф., 29 января 2013 г. / МГТУ «МАДИ». - М., 2013. - С. 49-51.
14. Денисов, А. С. Оценка теплового состояния турбокомпрессора ТКР7Н / А. С. Денисов, А. М. Сычев, А. Ф. Малаховецкий // Совершенствование технологии и организации обеспечения работоспособности машин с ис- пользованием восстановительно-упрочняющих процессов : сб. науч. ст. по мат. межд. науч.-практ. конф., 24-27 сентября 2002 г. / Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов, 2003. - С. 59-62.
15. Денисов, А. С. Обеспечение работоспособности турбокомпрессоров автотракторных двигателей : монография / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, А. Р. Асоян, А. А Коркин. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2012. - 156 с.
16. Дьяков Р.А. Воздухоочистка в дизелях. - Л.: Машиностроение,1975. - 152 с.
17. Коркин, А.А. Повышение долговечности турбокомпрессоров автотракторных двигателей путем использования гидроаккумулятора в системе смазки: автореф. дис... канд. техн. наук: 05.22.10 / А.А. Коркин. - Саратов, 2010.
- 22 с.
18. Костин А.К., Ларионов В.В., Михайлов Л.И. Теплонапряжённость двигателей внутреннего сгорания. Справочное пособие.- Л.: Машиностроение Ленингр. Отд-ние, 1979.-222с.
19. Костин А.К., Пугачев Б.П., Кочинев Ю.Ю. Работа дизелей в условиях эксплуатации. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отдние, 1989. - 284
20. Кулаков, А.Т. Эксплуатационная надежность КамАЗов / А.Т. Кулаков, И.А. Якубович // Автотранспортное предприятие, 2013. - С.45-48.
21. Кулаков, А.Т. Влияние автономной подачи смазки в узлы подшипников ТКР 7Н1 двигателя КАМАЗ 7403 /А.Т. Кулаков [и др.] // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. / Моск. гос. автом.дор. унт. - М.: 2014. - С. 133-141.
22. Кулаков, А. Т. Усовершенствование конструкции подшипникового узла турбокомпрессора ТКР7Н / А. Т. Кулаков, Г. Г. Гаффаров, А. Ф. Малаховецкий //Совершенствование технологии и организации обеспечения работоспособности машин с использованием восстановительно-упрочняющих процессов : сб. науч. ст. по мат. межд. науч.-практ. конф., 24-27 сентября 2002 г. / Сарат. гос. техн. ун¬т. - Саратов, 2003. - С. 34-38.
23. Кулаков, А.Т. Ремонт и восстановление турбокомпрессора ТКР 7Н-1 дизелей КАМАЗ / А.Т. Кулаков, И.А. Якубович, А.Г. Финоченко. - Магадан: СВГУ, 2013. - 94 с.
24. Курбаков И. И. Исследование показателей работы турбокомпрессора
ТКР 6.1. / И.И. Курбаков, О. Ф. Корнаухов // Энергоэффективные и
ресурсосберегающие технологии и системы: межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: А.В.
25. Котин [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - С. 144 - 145.
26. Лущеко В.А .Формирование и обеспечение качества подшипникового
узла турбокомпрессора высокофорсированного автомобильного дизеля на этапе проектирования и доводки: дисс. канд. техн. наук : 05.04.02/ Лущеко В.А.;
Набережные Челны - 2014
27. Лянденбурский В.В. Совершенствование встроенной системы диагностирования автомобилей КАМАЗ с использованием мониторинга технического состояния транспортных средств / Лянденбурский В.В., Родионов
Ю.В., Рыбакова Л.А. // Автотранспортное предприятие. 2014. № 1. С. 51-54.
28. Лямцев, Б. Ф. Турбокомпрессоры для наддува двигателя внутреннего сгорания. Теория, конструкция и расчет : учебное пособие / Б. Ф. Лям-цев, Л. Б. Микеров. - Ярославль : Изд-во Яросл. гос. техн. ун-та, 1995. - 132 с. 69. Мартын
29. Макушин, А. А. Анализ влияния турбокомпрессоров на интенсивность изменения параметров системы смазки / А. А. Макушин, А. С. Денисов, Е. П. Барыльникова // 6-е Луканинские чтения. Решение энергоэкологических проблем в автотранспортном комлексе : тез. докл. межд. науч.-техн. конф., 29 января 2013 г. / МГТУ «МАДИ». - М., 2013. - С. 27-29.
30. Новиков Г.В. Бортовые компьютерные системы информационной автоматики на зарубежных тракторах // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1991. № 5. - С. 47.
31. Новиков Г.В. Новое поколение приборов и средств электронной автоматики фирмы RDS Technology // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1991. № 8. - С. 49.
32. Патент на изобретение № 2592092 «Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания», Опубликовано: 20.07.2016 Бюл. № 20; МПК; F01M 1/08Автор(ы): Бурцев Александр Юрьевич, Гриценко Александр Владимирович , Плаксин Алексей Михайлович (Прототип).
33. Патент на изобретение № 2469285 «Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания с турбокомпрессором», Опубликовано: 10.12.2012 Бюл. № 34; МПК; G01M 15/00; Автор(ы): Черноиванов Вячеслав Иванович, Филиппова Елена Михайловна, Николаев Евгений Владимирович,
Петрищев Николай Алексеевич, Капусткин Алексей Олегович , Макаркин Игорь Михайлович (Прототип).
34. Патент на изобретение № 2187710 «Турбокомпрессор» Опубликовано: 20.08.2002 Бюл. № 23; МПК; F04D 25/04; Автор(ы): Азбель А.Б., Бондарь А.В., Королев Г.А., Котов А.Н., Попов Б.П. (Прототип).
35. Патент на изобретение № 2216647 «Турбокомпрессор»; Опубликовано: 20.11.2003 Бюл. № 32; МПК; F04D 25/04; Автор(ы): Тазеев Р.Т., Малаховецкий А.Ф., Фархутдинов Н.А., Кулаков А.Т., Светличный Н.И., Гаффаров Г.Г., Сафиуллин Т.Г. (Прототип).
36. Патент на изобретение № 2467208 «Турбокомпрессор» Опубликовано:
20.11.2012 Бюл. № 32. МПК; F02D 37/00; Автор(ы): Вахрамов Николай
Александрович (Прототип).
37. Патент на изобретение № 2344400 - «Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания», опубл. 20.01.2009. МПК;С01М 15/09; Автор(ы): Куков Станислав Семенович, Гриценко Александр Владимирович, Бакайкин Дмитрий Дмитриевич (Прототип).
38. Патент на изобретение № 2518309- «Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания», опубл. 10.06.2014 бюл. № 16. МПК; F01M 1/00; Автор(ы): Плаксин Алексей Михайлович, Бурцев Александр Юрьевич (Прототип)
39. Савельев, Г.М. Опыт доводки и производства турбокомпрессоров автомобильных дизелей / Г.М. Савельев, Б.Ф., А.В. Аболтин. - М: 198. - 94 с.
40. Симсон А.Э. Турбонаддув высокооборотных дизелей /А.Э.Симсон, В.Н Каминский., Ю.Б. Моргулис. и др. - М.: Машиностроение, 1976. - 286 с.
41. Ханин Н.С.Автомобильные двигатели с турбонаддувом / Н.С.Ханин, Э.В.Аболтин, Б.Ф.Лямцев и др. - М.: Машиностроение, 1991.-336 с.
42. Хрулев А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. / А.Э. Хрулев. - М.: Изд-во «За рулем», 1999.-439 с..