Введение 3
Глава 1. Судьба как феномен 8
§1.1 Судьба в сознании Латинской Америки 8
§1.2 Магический реализм и «чудесная реальность» 10
§1.3 Судьба в понимании А. Карпентьера 14
Глава 2. Тема судьбы в романе «Потерянные следы» 15
§2.1 Сюжет и композиция романа «Потерянные следы» 15
§2.2 Судьба композитора 19
§2.3 Воплощение «чудесной реальности» в романе «Потерянные следы» 27
Глава 3. Тема судьбы в романе «Весна Священная» 32
§3.1 Сюжет и композиция романа «Весна Священная» 32
§3.2 Судьба главных героев 35
§3.3 Воплощение «чудесной реальности» в романе «Весна Священная» 41
Заключение 47
Список используемой литературы
Алехо Карпентьер-и-Вальмонт (исп. Alejo Carpentier y Valmont,1904- 1980) - выдающийся кубинский писатель, первый романист Латинской Америки, выработавший самостоятельную художественную концепцию истории, а также журналист, музыкант и музыковед.
Особенный художественный стиль писателя, его методы воссоздания латиноамериканской реальности, а также формирование и использование «чудесной реальности» не только сделали Карпентьера одним из ключевых испаноязычных писателей двадцатого столетия, но и стали импульсом латиноамериканского литературного обновления.
Его новаторский подход к литературе стал следствием той культурной среды, в которой в каждый период своей жизни оказывался Карпентьер. Разнообразие традиций и мировоззрений окружало его еще с детства, ведь писатель родился в интернациональной семье - семье французского архитектора и русской преподавательницы, уроженки Баку, двоюродной сестры известного русского поэта Константина Бальмонта.
Невозможно так же не отметить, что на творчество писателя очень повлияла его страсть к путешествиям, ведь большая часть его произведений вдохновлена поездками, в частности, по Латинской Америке.
Так, ключевой в жизни писателя считается поездка по Венесуэле в 1947 году. Путешествие по Ориноко и Амазонии привело писателя к осознанию дисгармоничности и противоречивости латиноамериканского мира. Именно там Карпентьер получил «деформацию восприятия» и взглянул на мир под новым углом, с «американской точки зрения». Итогом этой поездки стал один из его романов - «Потерянные следы» (1953г) - роман, в котором судьба главного героя олицетворяет судьбу всей Латинской Америки.
Однако судьба Латинской Америки, а также ее национально¬культурное своеобразие, волновали Алехо Карпентьера и ранее: духом обновления пропитан его первый роман «Экуэ Ямба-О!» (1927г), посвященный жизни и обычаям кубинских негров. Так называемый «негризм», направленный на разработку афроамериканского наследия, стал одним из ведущих литературных течений Латинской Америки 20 века. К этому течению относились такие авторы, как кубинец Николас Гильен и пуэрториканец Луис Палес Матос.
Двадцатый век стал для латиноамериканской литературы дорогой по следам своей истории. Мощная волна освободительного движения того времени стала проводником к обретению латиноамериканской литературой творческой зрелости.
Тема судьбы в романах Карпентьера проецируется на судьбу Латинской Америки. По мнению писателя, чтобы следовать своему истинному пути, своей судьбе, Латинская Америка должна полностью отказаться от подражания и заимствования, в частности, европейского, ведь Латинская Америка наполнена своими собственными реалиями, и какие-либо другие реалии к ней неприменимы.
Европейское наследие в латиноамериканской литературе заключается, главным образом, в использовании «магического реализма». Впервые этот термин был применен французским критиком Эдмоном Жалу. Роль этого метода заключается в том, чтобы показать все непредсказуемое, странное и сказочное, что есть в реальной жизни.
Алехо Карпентьер стал родоначальником этого направления, наряду с Мигелем Анхелем Астуриасом. В творчестве Карпентьера «магический реализм» проявляется во втором романе - «Царство земное» (1949г), произведении, которое принесло ему известность за пределами Латинской Америки. В прологе этого романа автор сформулировал эстетические каноны будущего латиноамериканского романа.
Но «магический реализм» Карпентьера во многом расходится с привычным европейским; сам автор называет свой метод «lo real maravilloso» (с исп. «чудесная реальность»).
Принципиальные различия между «магическим реализмом» и «чудесной реальностью» Карпентьера заключаются, в первую очередь, в том, что «магический реализм» обращается к элементам магического в обычной реальности, а метод «чудесной реальности», в соответствии со своим названием, отмечает, что всё в реальности (латиноамериканской) - магическое. «Магический реализм» в Латинской Америке воспринимается как искусственное, навязанное из вне. «Чудесная реальность» Латинской Америки- это нечто большее, выходящее за рамки литературы и искусства, это восприятие мира, сформировавшееся не в рамках многообразия течений в искусстве и литературе, а восходящий к мифологизму Латинской Америки.
Тема судьбы в романах Карпентьера неразрывно связана с латиноамериканской «чудесной реальностью» и со способностью протагонистов понять и принять ее. Единственная возможность для протагониста обрести свое счастье - научиться понимать и принимать Латинскую Америку с ее непростой историей и необычным жизненным укладом. Так, например, главная героиня его последнего романа «Весна Священная» (1978г), Вера, волей Судьбы оказавшаяся в Латинской Америке, находит свое призвание и исполняет все свои мечты только после того, как начинает чувствовать латиноамериканскую реальность.
Тема судьбы была одной из основных тем 20 века. Эту тему можно встретить и во многих широко известных европейских романах 20 века, таких, как, например, «Семья Тибо» Роже Мартена дю Гара, «Американская
трагедия» Теодора Драйзера; а также и в романах латиноамериканских авторов, например, в романе «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса.
Актуальность темы судьбы состоит в том, судьба, как феномен, не имеет четкого научного обоснования, вследствие чего, доказательство ее существования или же отсутствия интересует человечество во все времена. Однако, в художественной литературе тема судьбы является всеобъемлющей и может перекликаться со многими другими, она находит разное выражение в творчестве каждого отдельно взятого автора.
Творчество Алехо Карпентьера являлось объектом активного исследования латиноамериканистики двадцатого века. Испаноязычные статьи и интервью Карпентьера публиковались в таких журналах, как «Bohemia» (Куба), «Sabado» (Португалия), и «El nacional»(Венесуэла). Что касается русскоязычных публикаций, то в это время творчеству Карпентьера был посвящен ряд диссертаций по филологии кандидатов филологических наук (Огневой Е.В. и Трофимовой Г.Н.), а также ряд статей российских литературоведов (Л.С. Осповата, В.Б. Земскова, С.И. Пискуновой), эти работы были посвящены исследованию методов «магического реализма» Карпентьера, национальных мотивов в его творчестве, изучению темы времени, музыки, судьбы.
В литературоведении 21 века наибольшее количество статей и научных работ по творчеству Карпентьера приходится на 2004 год - столетие со дня рождения писателя.
В русскоязычных публикациях имя Карпентьера упоминается в работах русского поэта и литературоведа Николая Мельникова.
В испаноязычном литературоведении 21 века Карпентьеру посвятили ряд своих статей такие исследователи, как Элиадес Акоста Матос, Лус Мерино, Хосе Антонио Баухин и Ана Каиро.
Новизна данной работы обусловлена малым количеством исследований, посвященных теме судьбы в творчестве Карпентьера.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы проанализировать подход Карпентьера к теме судьбы (на базе романов «Потерянные следы» (1953) и «Весна Священная» (1978)), а также последить влияние метода «чудесной реальности» и исторического контекста Латинской Америки на раскрытие темы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать, что представляет собой Судьба как феномен для Карпентьера.
2. Проанализировать связь темы судьбы с историческим контекстом Латинской Америки.
3. Проанализировать связь темы судьбы с методом «чудесной реальности».
4. Проследить, как меняется восприятие мира автора и что он выражает в теме (сравнительный анализ двух вышеупомянутых романов).
Объектами исследования являются романы Алехо Карпентьера «Потерянные следы» (1953 г) и «Весна Священная» (1978 г).
Предмет исследования - тема судьбы.
Метод исследования- сравнительный анализ эпизодов вышеупомянутых романов и образов протагонистов, а также сравнительная характеристика романов.
Данная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Нами была проанализирована тема судьбы в романах кубинского писателя Алехо Карпентьера.
В ходе исследования, мы выяснили, что тема судьбы являлась одной из самых значимых для Латинской Америки 20 века. Сам автор в романах связывает тему судьбы с понятием «чудесной реальности», эту связь можно назвать двусторонней: для того, чтобы управлять своей жизнью, и чтобы быть хозяином своей судьбы, человек должен постичь, принять и осознать «чудесную реальность» Латинской Америки; оттого, осуществится ли это принятие «чудесной реальности» человеком зависит и дальнейшая судьба самой Латинской Америки и ее истории.
Судьба для автора- не предначертанный сценарий, а сила, всегда ведущая человека в нужном направлении и требующая участия.
В рассматриваемых нами романах тема судьбы представлена по-разному: в романе «Потерянные следы» (1953 г) Карпентьер придерживается метода «чудесной реальности», ведь в этом романе мы можем увидеть большое количество скрытых смыслов, как на уровне сюжета, так и на текстовом, «лингвистическом» уровне; в «Весне Священной» (1987 г) автор уже несколько отходит от использования большого количества элементов магического реализма, на первом плане находится само повествование.
Нами были сделаны следующие выводы:
- Выбор автором темы судьбы как ключевой в обоих романах обусловлен историческим контекстом Латинской Америки 20 века, а также поиском ею национально-культурного своеобразия, что особенно волновало Карпентьера.
- В исследуемых романах концепция «чудесной реальности» и ее осознание помогает протагонистам ответить на главный вопрос для самого себя: «Смогу ли я стать хозяином своей судьбы?» Высшая награда, которую получает каждый, сумевший постичь «чудесную реальность»- самореализация, ведь именно она, по Карпентьеру, является главной ценностью и стремлением; реализовав себя в профессии, человек обретает внутреннюю гармонию.
Постижение «чудесной реальности» героями в исследуемых романах предусмотрено по-разному: в «Потерянных следах» протагонист осознает «чудесность» через прошлое (проходя через этапы истории); В «Весне Священной» же задача протагонистов - принять настоящее и принять неопределенное будущее.
В романе «Потерянные следы» символами судьбы служат образы второстепенных героев (женщины протагониста), а в романе «Весна Священная» - образы Искусства и Революции.
Сделанные выводы позволяют утверждать, что в творчестве Карпентьера тема судьбы раскрывается особенным образом: протагонист, проходя путь своего развития, принимает концепцию самого Карпентьера - концепцию «магического реализма», осознает чудесность жизни.
Тема судьбы - одна из самых актуальных тем для литературы любой страны и эпохи. Она является актуальной и в наши дни, ведь каждый человек так или иначе задумывается о том, предопределен ли его жизненный путь. Страх перед жизнью у человека обостряется во времена исторических и экономических потрясений, которые мы можем наблюдать в мире и сегодня.
1. Карпентьер, А. Весна священная: Роман/ Пер. с исп.; Предисл. Л. Осповата. -М.: Радуга, 1982. - 480 с.
2. Карпентьер А. Потерянные следы: Роман/ Пер. с исп. Л. Синянской; Предисловие Н.Снетковой, Комментарии Г.Полонской; Издательство «Художественная литература»; Москва, 1964. -324 с.
3. Carpentier,A. La Consagracion De La Primavera, Alianza Editorial, 2011.-674 р.
4. Carpentier,A. Los pasos perdidos, Alianza Editorial,2006.-288 p.
Научно-критическая и теоретическая литература
5. Земсков В.Б. Латиноамериканский литературный процесс XVI—XX вв. Некоторые теоретические аспекты // Латинская Америка. — 2005. — № 3
6. Земсков В.Б. Литературный процесс в Латинской Америке. XX век и теоретические итоги. Введение // История литератур Латинской Америки. — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — Т. 4, ч. 1.
7. Земсков В. Новая земля Алехо Карпентьера. - В кн.: Алехо Карпентьер. Избранное. М., 1988
8. Земсков В.Б. О литературе и культуре Нового Света. М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 592 с.
9. Зюкова Н. Алехо Карпентьер: Монография/Оформ. худож. Л. Яценко. - Л.: Худож. лит.,1982. - 168 с.
10. Карпентьер, А. Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика/ Пер. с исп./ Предисл. В.Б. Земскова. - М.: Прогресс,1984. -416с.
11. Кофман, А.Ф. Проблема «магического реализма» в латиноамер. романе / А.Ф. Кофман // Совр. роман: Опыт исследования. М., 1990.
12. Огнева Е. В. “Концерт барокко” Алехо Карпентьера как повесть о сюжетах // Вопросы иберо-романистики. — 2011. — Т. 10, № 10. — С. 117— 125.
13. Огнева Е. В. Октавио Пас и Алехо Карпентьер: сближение удаленных реальностей // Вопросы иберо-романистики. — 2015. — № 14. — С. 31-39
14. Огнева Е.В. Творчество Алехо Карпентьера // Культура Кубы. - М., 1979. - С. 120-129
15. Осповат Л. С. Говорит Латинская Америка. (О современном латиноамериканском романе). — М.: Знание, 1961. — 48с.
16. Осповат Л. С. Человек и история в творчестве Карпентьера. - В кн.: Приглашение к диалогу. Латинская Америка: размышления о культуре континента. М., 1986
17. Отеро, Лисандро. Плавание через века. - «Культуры. Диалог народов мира», 1986, № 4
18. Пискунова С. И. Алехо Карпентьер и проблема необарокко в литературе ХХ века // Вопросы литературы, 1984, № 7.
19. Acosta, Leonardo. Alejo en tierra firme intertextualidad y encuentros fortuitos; Ediciones Union,2012.-273 p.
20. Ainsa, Fernando. Identidad cultural de Iberoamerica en su narrativa. Madrid: Gredos, 1986.
21. Alegria, Fernando "Alejo Carpentier: realismo magico", Humanitas 1, 1960, pp. 355-356.
22. «Alejo Carpentier: Los pasos perdidos» /En Marcha, Montevideo, N° 761, 1955, p. 23
23. Asturias, Miguel Angel "Quince preguntas", Revolucion, agosto 17, 1959, p. 23.
24. Birkenmaier A. Alejo Carpentier y la cultura del surrealismo en America Latina. Madrid: Iberoamericana; Frankfurt/Main: Vervuert, 2006
25. Campbell, Joseph. El heroe de las mil caras: psicoanalisis del mito. Mexico: F. C. E., 1997.
26. Juan-Navarro, Santiago. Las carceles imaginarias de Sisifo: Vision de la ciudad arquetipica en Los pasos perdidos. / La representation de 1'espace dans le roman hispano-americain. Ed. Nestor Ponce. Paris: Editions du temps, 2002. 167-178.
27. Li-jung, Tsen. «El viaje en los pasos perdidos de Alejo Carpentier» Providence University/ Taiwan. R.O.C.,2006. 475-482 p.
28. Mazziotti N. Historia y mito en la obra de Alejo Carpentier. Buenos Aires: F. Garcia Cambeiro, 1972
29. Padura L. Un camino de medio siglo: Alejo Carpentier y la narrativa de lo real maravilloso. Mexico: Fondo de Cultura Economica, 2002
30. Rafael Perez, Miguel. La consagracion de la primavera de Alejo Carpentier: Una interpretacion dialectica de la historia / «Letrae» Vol. 1, Num. 11-12 (1983)
31. Salomon, Noel. «El siglo de las luces: historia eimaginacion», en Alejo Carpentier, recopilado por Salvador Arias, La Habana> Casa de las Americas, 1977, 395- 428
32. Juan-Navarro, Santiago. Las carceles imaginarias de Sisifo: Vision de la ciudad arquetipica en Los pasos perdidos/ La representation de l'espace dans le roman hispano-americain. Ed. Nestor Ponce. Paris: Editions du temps, 2002. 167-178.
33. Tovar, Paco. Stravinsky y Carpentier: «La consagracion de la primavera»/ «Scriptura» n.2, 1986, с 85-96
34. Valdez Moses, Michael."The Lost Steps": The Faustian Artist in the New World/Latin American Literary Review;Vol. 12, No. 24 (Spring, 1984), pp. 7-21.
35. Vogler, Christopher. El viaje del escritor. Barcelona: Robinbook, 2002.
Интернет источники
36. Весенина Б. Карпентьер,Алехо - Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный
ресурс]/Режим доступа:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/literatura/KARPENTER ALE HO.html?page=0,1,свободный (Дата обращения 27.03.2018)
37. Alejo Carpentier - «Biografias y vidas- La enciclopedia biografica en linea»
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.biografiasyvidas.com/biografia/c/carpentier.htm,CBo6ogHbiH (Дата
обращения 06.05.18).