ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе 6
1.1 Особенности маркетинга в индустрии гостеприимства 6
1.2 Анализ маркетинговой деятельности гостиничного предприятия 9
1.3 Управление маркетинговой деятельностью гостиничного бизнеса 24
2. Исследование структуры и организации маркетинга в гостинице «KamaRooms» 34
2.1 Краткая характеристика деятельности гостиницы «KamaRooms» 34
2.2 Анализ экономических показателей гостиницы«KamaRooms» 38
2.3 Анализ внутренней и внешней среды гостиницы «KamaRooms» 41
2.4 Анализ структуры и организации маркетинговой деятельности в ГК «KamaRooms» 48
3. Разработка предложений по улучшению маркетинговой деятельности гостиницы «KamaRooms» 54
3.1 Основные предложения по улучшению маркетинговой деятельности гостиницы «KamaRooms» 54
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий . 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анализ мировых тенденций в индустрии гостеприимства позволяет сделать вывод, что эта сфера деятельности имеет высокие темпы развития и приносит существенные доходы тем странам, где ей уделяется достаточно большое внимание. Современная отечественная индустрия гостеприимства находится в процессе становления, с большим трудом преодолевая препятствия, которые возникают на ее пути.
Поиск и использование новых для отечественного рынка форм организации бизнеса стали важным моментом для эффективного управления предприятиями индустрии гостеприимства. Имеющаяся в настоящее время практика функционирования российского гостиничного хозяйства, порой не отвечает современным требованиям рынка, что выражается в низкой доходности предприятий, вызванной огромными издержками, связанными с эксплуатацией и управлением гостиницами. Иностранные корпорации, приходя на российский рынок, с легкостью его осваивают и завоевывают, отбирая у отечественных компаний их долю бизнеса. Если обратить внимание на причины происходящего, то можно заметить, что в отличие от российских предприятий зарубежные фирмы привыкли работать в конкурентной среде, предоставлять высококачественное обслуживание, следить за мировыми тенденциями и охотно внедрять последние достижения, не только по части оказания услуг как таковых, но и по отношению к управленческой структуре, тем самым повышая эффективность деятельности и привлекательность своих компаний для потребителей.
Актуальность данного исследования в области анализа системы маркетинга в гостиничном бизнесе обусловливается необходимостью в нынешних условиях перехода к рыночным отношениям поиска лучших управленческих и экономических решений, совершенствования управления в сфере гостеприимства. Рассмотрение способов анализа качества сервиса гостиничных услуг направлено на повышение уровня обслуживания и эффективности производства гостиничных услуг. Развитие рыночных отношений вызывает появление новых задач, что вызывает необходимость совершенствования управления. Важно понимание руководителей гостиниц необходимости постоянно улучшать управление качеством обслуживания, уделять внимание его расширению, реконструкции помещений, внедрению новейших технологий и т.д.
Цель данной работы - исследование организации маркетинговой деятельности в гостинице «KamaRooms» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности.
2. Дать краткую характеристику деятельности гостиницы «KamaRooms».
3. Провести анализ основных экономических показателей гостиницы «KamaRooms».
4. Провести анализ структуры и организации маркетинговой деятельности ГК «KamaRooms».
5. Разработать пути совершенствования маркетинговой деятельности в гостинице «KamaRooms».
Объектом исследования является гостиничный комплекс «KamaRooms».
Предметом исследования является организация маркетинговой деятельности в гостинице «KamaRooms».
Теоретической и методологической основой послужили труды известных маркетологов, экономистов, менеджеров таких как: Л.В. Баумгартен, Ю.Ф. Волков, А.М. Годин, Д.К. Исмаев, Ф. Котлер, Г.А. Гомилевская, Жан - Жак Ламбен, А.Л. Лесник и др., а также статьи в периодических изданиях и журналах: «Коммерсантъ», «Маркетинг в России и за рубежом»; «Практический маркетинг», «Маркетинг PRO»; «Маркетинг».
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в гостинице «KamaRooms» для привлечения клиентов, активизации поведения потребителей туристских услуг в условиях гостиничного бизнеса и повышения экономической эффективности деятельности предприятия в целом.
Методы исследования: в данной работе применялся метод системного анализа,сравнительного анализа, экономико-статистические методы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений.
Тема данной выпускной квалификационной работы - «Совершенствование системы маркетинга в гостиничном бизнесе на примере гостиницы « KamaRooms »». По окончании работы необходимо сделать следующие выводы:
Главными характеристиками маркетинга услуг можно назвать следующие: системный подход к поиску решения маркетинговых проблем, концентрация усилий на решении основных маркетинговых проблем , включая скопление ресурсов для осуществления тактики и стратегии маркетинга услуг ; скооперированность и специализированность в обслуживании клиентов, что дает возможность завоевать и удержать рынки на основании активного использования конкурентных преимуществ в сфере услуг.
Маркетинг гостиничного бизнеса в первую очередь занимается предварительным изучением состояния рынка для оценки спроса, что может включать в себя определение ниши и возможностей отеля на рынке , расположение или выбор из альтернативных вариантов . Маркетинг гостиничного бизнеса - это длительный процесс изучения рынка , продвижения услуги, развития продукта, мониторинга, продажи и обзора. Изучать рынок гостиничных услуг необходимо для определения сегментов рынка, наиболее благоприятных для конкретного отеля и его продукта, но главные усилия должны быть сконцентрированы на продвижении услуги и ее продаже.
Во второй части данного исследования была проанализирована маркетинговая политика гостиницы «KamaRooms» города Набережные Челны.
Из проведенного исследования деятельности гостиничного комплекса «KamaRooms» ,были сделаны следующие выводы:
1. Гостиница « KamaRooms » является одной из наиболее часто посещаемых гостиниц города Набережные Челны . Обладает достаточно устойчивым положением на рынке и достаточно высоким уровнем обслуживания. Но, в то же время имеет несколько крупных конкурентов: гостиница «OpenCity», гостиница «Премьер» и «Отель-Крокус».
2. При выборе гостиницы основная часть клиентов руководствуется качеством предоставляемых услуг, уровнем обслуживания и стоимостью услуг.
3. Большинство клиентов гостиничного комплекса « KamaRooms » довольны расположением гостиницы, качеством обслуживания и обстановкой в гостинице.
При проведении ситуационного анализа маркетинговой среды гостиницы «KamaRooms», были выявлены недостатки в организации службы маркетинга и слабые стороны в работе по продвижению и организации продаж услуг гостиничного комплекса «KamaRooms», такие, как:
1. В гостинице «KamaRooms» недостаточное внимание уделяет каналам сбыта своей продукции, не привлекает посредников для реализации продукции. Гостиница не сотрудничает с турагенствами и туроператорами. Редко принимает корпоративных клиентов. Основное внимание уделяется прямой продаже гостиничных услуг.
2. В составе службы маркетинга гостиницы не выделена самостоятельная группа по проведению маркетинговых исследований и по созданию имиджа гостиницы.
3. Не проводится работа по изучению потребительских предпочтений, изредка опрашиваются клиенты гостиницы , не проводятся опросы и анкетирование потребителей гостиничных услуг. Предложения по оказанию дополнительных услуг осуществляются субъективно, без учета требований рынка и предварительного изучения спроса.
Таким образом, функции службы отдела маркетинга и маркетинговой деятельности гостиницы «KamaRooms» сводятся лишь к использованию отдельных элементов комплекса маркетинга , что не может привести к достижению сколько-нибудь значительных результатов в завоевании новых рынков сбыта, к упрочению конкурентоспособности гостиничных услуг.
В связи с выявленными недостатками маркетинговой деятельности, были предложены следующие мероприятия по совершенствованию маркетинга:
1. Для совершенствования организации и структуры управления маркетинговой деятельностью , необходимо провести реорганизацию существующего на предприятии отдела маркетинга.
2. Расширение ассортимента предлагаемых услуг.
3. Проведение рекламной компании и продвижение в сети Интернет
4. Организация обучения и повышения квалификации персонала гостиницы.
При расчете экономической эффективности предлагаемых мероприятий были получены следующие показатели:
Для совершенствования системы маркетинга в гостинице «KamaRooms» общая сумма затрат составила 3 200 000 рублей, куда входят маркетинговая активность, организация обучения и повышения квалификация персонала гостиницы, а также расширение ассортимента предлагаемых услуг. Проект был рассчитан на срок 5 лет.
Таким образом, полученные показатели имеют положительное значение, а это свидетельствует о том, что инвестиционный проект является эффективным. В случае реализации предложенного инвестиционного проекта срок его окупаемости составит 1 год и 3 месяца. В связи с этим, предприятие может, без сомнения, реализовать предложенный проект, получив при этом положительный экономический эффект в виде прибыли.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 13.03.2015 N 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в сил с 01.09.2017)
3. Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"
II. Специальная литература
4. Акулич , И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 524 с.
5. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 381 с.
6. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2017.
7. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2016.
8. Боголюбов В.С., Быстров С.А., Боголюбова С.А. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
9. Бутко И.И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие . - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017.
10. Быстров С. А. Финансовый менеджмент в туризме. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2017.
11. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. - Ростов-на-
Дону: Феникс, 2016.
12. Дибб С., Симкин Л., Бредли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. - СПб.: Питер, 2016.
13. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - М.: Новое знание, 2017.
14. Дурович А.П. Реклама в туризме. - М.: Новое знание, 2015.
15. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009.
16. Здоров А.Б. Экономика гостиничного бизнеса. - М.: МИР, 2017.
17. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебноепособие. - Минск: БГЭУ, 2017.
18. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии / В.Ф. Кузнецов. - М.: Аспект пресс, 2015. - 304 с.
19. Кузнецов, П.А. Современные технологии коммерческойрекламы. Практическое пособие / П.А. Кузнецов. - М.: Дашков и К°, 2017. - 318 с.
20. Кириллов А.Т., Маслова Е.В. Реклама в туризме: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПБГУ, 2017.
21. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: Юнити, 2015.
22. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж. и др. Основы маркетинга. - М.: Издательство «Вильямс», 2016.
23. Лесник А.Л. Гостиничный маркетинг : теория и практика максимизации продаж. - М.: КноРус, 2009.
24. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2018.
25. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : Учебно-практическое пособие. - М.: Юристъ, 2011.
26. Ушаков Д.С. Стратегическое планирование в туризме: Учебное пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
27. Шарков, Ф. И. Рекламный рынок . Методика изучения. Курс лекций / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. - М.: Экзамен, 2016. - 256 с.
28. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. - М.: Финансы и статистика, 2017.
III Интернет - ресурсы:
29. Портал гостиничного бизнеса [ Электронный ресурс] www.hotelline.ru( Дата обращения: 29.05.2018)
30. Официальный сайт Центра маркетинговых компетенции [Электронный ресурс ] www. marketolog.biz-Официальный сайт Центра маркетинговых компетенций (Дата обращения: 28.05.2018).
31. Официальный сервер обзора технологий SWOT и PEST -анализа [Электронный ресурс ] Режим доступа:http://www.swot-analysis.ru/(Дата обращения: 20.05.2018)