Познавательная активность младшего школьника (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База экспериментального исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Барнаула. В исследовании приняли участие ученики 2 «В» класса в количестве 27 человек.
Есть приложения (Опросник изучения познавательной активности учащихся и Внеурочное занятие «Знакомство с Солнечной системой»).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы развития познавательной активности у учащихся младших классов 5
1.1 Проблема познавательной активности в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Формы и методы работы по развитию познавательной активности у учащихся младших классов 10
1.3 Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших школьников 15
2 Экспериментальное исследование уровня развития познавательной активности у младших школьников 19
2.1 Организация исследования уровня развития познавательной активности младших школьников 19
2.2 Методические рекомендации по применению опытов для развития познавательной активности у младших школьников 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 1 Опросник изучения познавательной активности учащихся 37
Приложение 2 Внеурочное занятие «Знакомство с Солнечной системой» 40
Есть приложения (Опросник изучения познавательной активности учащихся и Внеурочное занятие «Знакомство с Солнечной системой»).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы развития познавательной активности у учащихся младших классов 5
1.1 Проблема познавательной активности в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Формы и методы работы по развитию познавательной активности у учащихся младших классов 10
1.3 Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших школьников 15
2 Экспериментальное исследование уровня развития познавательной активности у младших школьников 19
2.1 Организация исследования уровня развития познавательной активности младших школьников 19
2.2 Методические рекомендации по применению опытов для развития познавательной активности у младших школьников 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 1 Опросник изучения познавательной активности учащихся 37
Приложение 2 Внеурочное занятие «Знакомство с Солнечной системой» 40
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: отказ то концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности школьника, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.
В последние годы вопросы развития познавательной активности привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.
Но, несмотря на большое количество исследований, до сих пор не найдено эффективных методов развития познавательной активности, адекватных для детей младшего школьного возраста. В этом заключается противоречие данной темы.
Гипотезой исследования явилось предположение, что познавательная активность младших школьников не развита на достаточном уровне и нуждается в специальном развитии.
Цель исследования: изучить уровень развития познавательной активности младших школьников.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику форма и методов развития познавательной активности у младших школьников.
3. Охарактеризовать детское экспериментирование как один из методов развития познавательной активности у младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование развития познавательной активности у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: познавательная активность.
Предмет исследования: познавательная активность младших школьников.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях развития познавательной активности у детей начальных классов школы.
Практическая значимость исследования заключалась в построении системы диагностической работы по исследованию развития познавательной активности у младших школьников, что, в конечном счете, позволило успешнее решать проблему обучения детей в школе.
Экспериментальной базой исследования стала МБОУ СОШ № 2 г. Барнаула. В исследовании приняли участие ученики 2 «В» класса в количестве 27 человек.
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, наблюдение, анкетирование, математическая и статистическая обработка фактического материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Происходит смена образовательной парадигмы: отказ то концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности школьника, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.
В последние годы вопросы развития познавательной активности привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.
Но, несмотря на большое количество исследований, до сих пор не найдено эффективных методов развития познавательной активности, адекватных для детей младшего школьного возраста. В этом заключается противоречие данной темы.
Гипотезой исследования явилось предположение, что познавательная активность младших школьников не развита на достаточном уровне и нуждается в специальном развитии.
Цель исследования: изучить уровень развития познавательной активности младших школьников.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику форма и методов развития познавательной активности у младших школьников.
3. Охарактеризовать детское экспериментирование как один из методов развития познавательной активности у младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование развития познавательной активности у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: познавательная активность.
Предмет исследования: познавательная активность младших школьников.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях развития познавательной активности у детей начальных классов школы.
Практическая значимость исследования заключалась в построении системы диагностической работы по исследованию развития познавательной активности у младших школьников, что, в конечном счете, позволило успешнее решать проблему обучения детей в школе.
Экспериментальной базой исследования стала МБОУ СОШ № 2 г. Барнаула. В исследовании приняли участие ученики 2 «В» класса в количестве 27 человек.
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, наблюдение, анкетирование, математическая и статистическая обработка фактического материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Познавательная активность младших школьников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего школьного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.
Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. В педагогических трудах ученые рассматривают её как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отклонение к процессу познания.
Процесс формирования познавательной активности у младших школьников может иметь положительный результат при правильно сформированной и организованной опытно-педагогической деятельности.
Детское экспериментирование – это длительный разносторонний процесс, включающий и живое наблюдение, и проводимые ребенком опыты. В ходе экспериментирования младший школьник постепенно овладевает умением исследовательской деятельности – начиная от постановки проблемы и выдвижения гипотезы и последующей проверке ее с помощью опытов. Ему доступны приемы простого планирования эксперимента, сравнения и анализа наблюдаемых процессов с полученным результатом и т. д. Эксперименты стимулируют познавательную активность и познавательный интерес ребёнка.
Оценивание имеющегося уровня развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста проводилось с помощью нескольких методик, целью которых являлось выявление уровня познавательной активности.
Проведенный анализ анкетирования и наблюдения показывает, что уровень познавательной активности младших школьников данного класса является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника. Из этого делаем вывод, что данная проблема подтверждает нашу актуальность и необходимость развития познавательной активности с целью повышения уровня учебной деятельности младших школьников.
Для развития познавательной активности было предложено использовать опытно-экспериментальную деятельность. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Основным условием является то, что должны использоваться формы и методы, соответствующие возрасту детей и активизирующие их познавательную деятельность. Работа в этом направлении будет эффективной, если при работе будут учтены все принципы дидактики.
Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. В педагогических трудах ученые рассматривают её как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отклонение к процессу познания.
Процесс формирования познавательной активности у младших школьников может иметь положительный результат при правильно сформированной и организованной опытно-педагогической деятельности.
Детское экспериментирование – это длительный разносторонний процесс, включающий и живое наблюдение, и проводимые ребенком опыты. В ходе экспериментирования младший школьник постепенно овладевает умением исследовательской деятельности – начиная от постановки проблемы и выдвижения гипотезы и последующей проверке ее с помощью опытов. Ему доступны приемы простого планирования эксперимента, сравнения и анализа наблюдаемых процессов с полученным результатом и т. д. Эксперименты стимулируют познавательную активность и познавательный интерес ребёнка.
Оценивание имеющегося уровня развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста проводилось с помощью нескольких методик, целью которых являлось выявление уровня познавательной активности.
Проведенный анализ анкетирования и наблюдения показывает, что уровень познавательной активности младших школьников данного класса является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника. Из этого делаем вывод, что данная проблема подтверждает нашу актуальность и необходимость развития познавательной активности с целью повышения уровня учебной деятельности младших школьников.
Для развития познавательной активности было предложено использовать опытно-экспериментальную деятельность. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Основным условием является то, что должны использоваться формы и методы, соответствующие возрасту детей и активизирующие их познавательную деятельность. Работа в этом направлении будет эффективной, если при работе будут учтены все принципы дидактики.
Подобные работы
- Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование пространственного мышления у обучающихся начальной школы при изучении курса геометрии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование иноязычного активного словаря младших школьников в игровой деятельности (Методика обучения иностранному языку, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Интерактивные задания как средства формирования познавательного интереса у младших школьников (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Социальное развитие школьников средствами предмета «иностранный язык». Методика преподавания иностранных языков (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2018 - Изучение словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА В КУРСЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



