Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Познавательная активность младшего школьника (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №48143

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База экспериментального исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Барнаула. В исследовании приняли участие ученики 2 «В» класса в количестве 27 человек.
Есть приложения (Опросник изучения познавательной активности учащихся и Внеурочное занятие «Знакомство с Солнечной системой»).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы развития познавательной активности у учащихся младших классов 5
1.1 Проблема познавательной активности в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Формы и методы работы по развитию познавательной активности у учащихся младших классов 10
1.3 Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших школьников 15
2 Экспериментальное исследование уровня развития познавательной активности у младших школьников 19
2.1 Организация исследования уровня развития познавательной активности младших школьников 19
2.2 Методические рекомендации по применению опытов для развития познавательной активности у младших школьников 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 1 Опросник изучения познавательной активности учащихся 37
Приложение 2 Внеурочное занятие «Знакомство с Солнечной системой» 40



Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: отказ то концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности школьника, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.
В последние годы вопросы развития познавательной активности привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.
Но, несмотря на большое количество исследований, до сих пор не найдено эффективных методов развития познавательной активности, адекватных для детей младшего школьного возраста. В этом заключается противоречие данной темы.
Гипотезой исследования явилось предположение, что познавательная активность младших школьников не развита на достаточном уровне и нуждается в специальном развитии.
Цель исследования: изучить уровень развития познавательной активности младших школьников.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику форма и методов развития познавательной активности у младших школьников.
3. Охарактеризовать детское экспериментирование как один из методов развития познавательной активности у младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование развития познавательной активности у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: познавательная активность.
Предмет исследования: познавательная активность младших школьников.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях развития познавательной активности у детей начальных классов школы.
Практическая значимость исследования заключалась в построении системы диагностической работы по исследованию развития познавательной активности у младших школьников, что, в конечном счете, позволило успешнее решать проблему обучения детей в школе.
Экспериментальной базой исследования стала МБОУ СОШ № 2 г. Барнаула. В исследовании приняли участие ученики 2 «В» класса в количестве 27 человек.
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, наблюдение, анкетирование, математическая и статистическая обработка фактического материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познавательная активность младших школьников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего школьного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.
Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. В педагогических трудах ученые рассматривают её как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отклонение к процессу познания.
Процесс формирования познавательной активности у младших школьников может иметь положительный результат при правильно сформированной и организованной опытно-педагогической деятельности.
Детское экспериментирование – это длительный разносторонний процесс, включающий и живое наблюдение, и проводимые ребенком опыты. В ходе экспериментирования младший школьник постепенно овладевает умением исследовательской деятельности – начиная от постановки проблемы и выдвижения гипотезы и последующей проверке ее с помощью опытов. Ему доступны приемы простого планирования эксперимента, сравнения и анализа наблюдаемых процессов с полученным результатом и т. д. Эксперименты стимулируют познавательную активность и познавательный интерес ребёнка.
Оценивание имеющегося уровня развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста проводилось с помощью нескольких методик, целью которых являлось выявление уровня познавательной активности.
Проведенный анализ анкетирования и наблюдения показывает, что уровень познавательной активности младших школьников данного класса является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника. Из этого делаем вывод, что данная проблема подтверждает нашу актуальность и необходимость развития познавательной активности с целью повышения уровня учебной деятельности младших школьников.
Для развития познавательной активности было предложено использовать опытно-экспериментальную деятельность. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Основным условием является то, что должны использоваться формы и методы, соответствующие возрасту детей и активизирующие их познавательную деятельность. Работа в этом направлении будет эффективной, если при работе будут учтены все принципы дидактики.



1. Абасов, З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности / З.А. Абасов// Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. – М., 2004. – N 6. – C. 8-12.
2. Амирова, А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности / А.Х. Амирова // Химия в школе. – 2007 – N 8 – С. 50-52.
3. Банников, В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся / В.Н.Банников // Педагогическое образование и наука. – 2008 – N 3 – С. 83-86.
4. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
5. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути изучения / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР. ‒ Вып. 73. – М., 1955. – С. 3-14.
6. Браверман, Э. М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени / Э.М.Браверман // Физика в школе. – 2006 – N 2 – С. 15-19.
7. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест / В.К.Буряк // Психология обучения. – 2008 – N 3 – С. 118-119.
8. Васильева, И. И. Использование предметных страниц школьного сайта в самостоятельной работе учащихся / И.И.Васильева // Педагогическая информатика. – 2009 – N 1 – С. 35-39.
9. Вербин, С. Как повысить эффективность умственной деятельности / С. Вербин // Воспитание школьников. – 2004. – N: 5. – С. 45-49.
10. Воробьева, Н. А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности / Н. А. Воробьева, В. А. Зебзеева // Науч.-исслед. публикации. – 2014. – № 8 (12). – С. 156-160.
11. Горбунова, Н. С. Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности / Н.С.Горбунова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). : в 2 т. / редкол.: О. Н. Широков и др. – Чебоксары, 2015. – Т. 2. – С. 40-42.
12. Горностаева, З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З.Я.Горностаева // Открытая школа. – 1998 – N 2 – С. 31-34.
13. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А.Градова // Учитель. – 2004 – N 6 – С. 76-80.
14. Губарева, Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся / Л.И.Губарева // Образование и общество. – 2004 – N 2 – С. 61-62.
15. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии / В.В.Гузеев // Химия в школе. – 2004 – N 3 – С. 16-22
16. Гурина, И. А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании / И.А.Гурина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009 – N 3 – С. 47-55.
17. Давидчук, О. В. Развитие познавательной активности у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / О.В.Давидчук // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 3 (6). – С. 50-51.
18. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова.− Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. − 735 с.
19. Заевская, В. А. Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников / В. А. Заевская, М. К. Мойся // Молодой ученый. – 2016. – № 9-3 (113). – С. 11-13.
20. Зеленина, Л. М. О курсе русского языка, построенном на познавательной активности и самостоятельности учащихся : информ.-метод. письмо к учеб. «Рус. яз.», 1 кл. / Л.М.Зеленина // Начальная школа. – 1999 – N 9 – С. 44-47.
21. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / А.И.Иванова // Управление ДОУ. – 2004. – N 4. – с. 84 – 92.
22. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В.А.Карсонов // Школьные технологии. – 2007 – N 5 – С. 125-126.
23. Карсонов, В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся / В.А.Карсонов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007 – N 5 – С. 14-16.
24. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд. перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 719 с.
25. Коновалец, Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения / Л.С.Коновалец // Педагогика. – 1999 – N 2 – С. 46-50.
26. Макаренко, Л. В. Развитие познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования / Л.В.Макаренко // Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 окт. 2013 г. – М., 2013. – С.191-193
27. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности/ А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – с.5-17
28. Психология и педагогика: учебник / Гуревич П.С.− Юнити-Дана, 2012. − 320 с.
29. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н.Скаткин.– М.: Педогогика, 1981. – 96 с.
30. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
31. Щукина, Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 97с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ