Введение 3
Глава 1. Институт семьи как механизм воздействия на преступность 7
§1. Классификация семей - носителей криминогенных факторов 7
§2. Семья как сфера формирования преступных наклонностей 13
Глава 2.Особенности преступности несовершеннолетних, обусловленных
социально - негативными свойствами семьи 17
§1. Социально - негативные свойства семьи как механизм воздействия на несовершеннолетних 17
§2. Причины и условия преступности несовершеннолетних 28
Глава 3. Состояние преступности несовершеннолетних, ее профилактика и предупреждение 38
§1. Статистические данные выявленных преступлений, совершенных
несовершеннолетними 38
§2. Предупреждение преступности посредством воздействия на семью 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение №1 64
Приложение №2 65
Приложение №3
Проблема криминального поведения несовершеннолетних не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Причины, по которым подростки совершают преступные деяния достаточно разнообразны, но главной из них продолжает оставаться семья. Семья для несовершеннолетнего является той первоначальной школой, в которой они учатся жизни, формируют свои взгляды, вырабатывают отношение к людям, ко всему окружающему. Неблагополучие в семьях способствует развитию и возникновению нервно-психических нарушений у несовершеннолетних, что неизбежно приводит к совершению ими преступлений. Как показывают исследования ученых, то в большинстве случаях криминализация несовершеннолетних наблюдается в семьях, где родители не уделяют должного внимания своим детям, проводя большое количество времени за пределами домашней обстановки, в частности, на работе. Причиной такого явления, является сложная экономическая ситуация в стране. Граждане, в целях удовлетворения своих финансовых потребностей, вынуждены большее количество своего времени проводить на работе, отдаляясь от семьи и воспитания детей. Многие исследования показывают, что многие родители не готовы нести ответственность за воспитание детей, то есть они не в силах отвечать за то, что натворил их ребенок, а иногда такие родители просто безразлично к ним относятся. В 30-40 % случаях преступлений, которые совершили несовершеннолетние, было установлено, что отрицательное влияние оказывалось в семье, от старших членов этой семьи, которые в свою очередь употребляли наркотические вещества или же злоупотребляли спиртными напитками. Такие люди способны вовлекать подростков в группы, которые имеют преступную направленность.
В подтверждение актуальности данной темы предлагается рассмотреть статистические данные Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, которые наиболее полно отражают состояние преступности
несовершеннолетних: за 2016 год по Российской Федерации в возрасте 14 - 15 лет было совершено: лицами, женского пола - 2 428 преступлений; лицами, мужского пола - 14 797 преступлений. По сравнению же с 2016 годом в 2017 году несовершеннолетняя преступность снизилась - за 2017 год по Российской Федерации в возрасте 14 - 15 лет было совершено: лицами, женского пола - 2031 преступлений; лицами, мужского пола - 13573 преступлений.
По результатам приведенной статистики мы можем заметить тенденцию снижения преступности, но, не смотря на сокращение количественных показателей, в статистике присутствуют неблагоприятные изменения: стабильно высокий процент тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними; устойчивый рост групповой преступности среди несовершеннолетних.
Большинство несовершеннолетних преступников имеют судимых родителей. Так же не стоит забывать, что родители всегда являются объектом для подражания для ребенка, поэтому многие несовершеннолетние хотят быть похожими на своих кумиров, то есть на родителей, имеющих судимость. В семье, в которой между ее членами отсутствует взаимопонимание, а насилие и пьянство — неотъемлемые элементы быта, все это сказывается на отношении к ребенку. Следовательно, несовершеннолетний сам становится жертвой издевательства своих близких, что неизбежно наложит отпечаток на психику несовершеннолетнего и в дальнейшем это может породить целую трагедию, а именно он сам станет на преступный путь.
Таким образом, семья является местом, в котором формируется форма восприятия внешнего мира, то есть сознания человека. Именно от этого в дальнейшем зависит развитие полноценной личности. В семьях, где царит отрицательный микроклимат, дети «впитывают» все отрицательное поведение взрослых, а впоследствии реализуют полученные знания в собственной жизни.
Целью дипломной работы является комплексное исследование отношений, связанных с преступностью несовершеннолетних, изучение влияния института семьи на развитие криминогенных факторов у несовершеннолетнего, анализ судебной практики, выработка на этой основе предложений по устранению негативного влияния семьи на несовершеннолетних и снижения уровня преступности несовершеннолетних.
Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
классификация семей - носителей криминногеных факторов;
выявление социально - негативных свойств института семьи;
выявление причин и условий преступности несовершеннолетних;
анализ статистических данных и судебной практики среди преступности несовершеннолетних;
выявление пробелов в действующем законодательстве по регулированию профилактики безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних, проведение анализа воздействия на несовершеннолетних путем воздействия государства, государственных и общеобразовательных учреждений.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения в сфере преступности несовершеннолетних и воздействие института семьи на развитие у несовершеннолетних криминогенных качеств.
Предмет исследования - выявление социально - негативных качеств внутри семьи, оказывающих отрицательное влияние на государственном уровне, способы предупреждения преступности несовершеннолетних.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.
Можно сделать вывод, что все задачи, которые были поставлены для исследования в данной дипломной работе, мы выполнили, а именно: исследовали классификацию семей, которые содержат в своей структуре криминогенные факторы, выявили, какие преступные наклонности могут сформироваться в сознании индивида в результате воздействия семьи, рассмотрели социально - негативные свойства семьи, которые воздействуют на несовершеннолетних. Все виды семей, имеющие криминогенные факторы в своей структуре, безусловно, являются опасными для общества, а так же для будущего поколения. Для восполнения семейных ценностей, идеализации моральных качеств, которые способны изменить механизм поведения внутри семьи, целесообразно работать с такими семьями органам правоохранительной деятельности. Возможно создание специальных центров, для поддержания равновесия семейного института, восполнения недостающих функций и восстановления общественно - социальных значимых качеств внутри института семьи в целом.
Кроме того, мы исследовали причины и условия преступности несовершеннолетних. Проведя анализ причин и условий преступности несовершеннолетних, важно отметить, что на преступность влияет обстановка в стране, условия существования несовершеннолетних, его семья. Важно бороться с причинами и условиями преступности несовершеннолетних не жестокими мерами, а с пониманием и осознанием, что за любое преступление должно быть наказание. Подростки и родители должны осознавать, что несовершеннолетний имеет свои обязанности, и он отвечает за свои проступки. Задача закона направить на путь исправления, а для этого он должен быть совершенным и единым для всех.
Так же нами были проанализированы статистические данные выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними, обстоятельства, с помощью которых можно предупреждать такую преступность.
На основе рассмотренных сведений, статистических данных, можно сделать вывод, что семейные отношения больше всего сказываются на развитии несовершеннолетнего, ведь именно в период взросления, у индивида развивается образ мышления, складывается психика, от чего в большей степени зависит отношение к правопорядку и закону в целом. Семья, обладающая криминогенными факторами, является опасной не только для членов этой семьи, но и для всего общества в целом.
Методы и способы воздействия на несовершеннолетних имеют определенную эффективность, однако, не являются исчерпывающими. Необходимо более детально вникать и изучать среду несовершеннолетних.
Предлагается начать с законодательной базы, усовершенствовать нормативные акты по профилактике правонарушений и преступлений, упорядочить действующую законодательную систему для более эффективной работы над социализацией и развитием несовершеннолетних.
Активно принимать участие органам государственной власти, в частности, правоохранительным органам в охране и защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и других субъектов института семьи, а так же, наблюдать за показателями статистики и соблюдением законов о профилактике правонарушений.
Возможно создание специальных центров для поддержки проблемных семей и восполнения недостатка знаний, функций и восстановления социально - значимых качеств внутри института семьи.
Так же, важно, действовать не только в тех случаях, когда правонарушение или уголовно наказуемое преступление уже совершено, а заблаговременно, уделяя особое внимание проблемным семьям.
Для проведения профилактических работ среди несовершеннолетних, целесообразно проведение воспитательных лекций, занятий в образовательных учреждениях.
Задача бороться с подростковой преступностью особенно важна в условиях формирования правового государства и гражданского общества, к чему стремиться наша страна.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.; Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2014.- № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [ред. От 23.04.2018] // Российская газета. - 1996. - 25 июня.; Собрание Законодательства Российской Федерации - 1996. - № 25, ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер.
закон от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ [ред. от 23.04.2018] // Российская газета. - 2001. - 22 декабря.; Парламентская газета- 2001.- 22 декабря;
Собрание Законодательства Российской Федерации - 2001.- № 52, ч. 1 ст. 4921.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ [ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №5. Ст. 170.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ [ред. от24.06.1999] // Российская газета. -2001. - 15 января.;
Собрание Законодательства Российской Федерации - 1999.- №26, ст. 3177.
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних // Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ [ред. от 07.06.2017] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2017. - №. 13.
7. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации N2685 [утв. Президентом РФ 14.11.2013] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2013. - №. 16.
II. Специальная литература:
1. Аблеева, А.М. Социальная статистика: учебное пособие / А.М. Аблеева. - Уфа, 2017. - 115 с.
2. Антипова Н. Г. Воровство в детском возрасте: анализ, причины и коррекция: Практическое пособие. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 301 с.
3. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления: Практическое пособие. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 87 с.
4. Бабич К. Госдума предлагает "сажать" в тюрьмы с 12 лет // Аргументы и факты, 2012. - 89 с.
5. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие. М.: Проспект, 2014. - 209 с.
6. Беженцев А.А. Оптимизация деятельности по предупреждению безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних // Советник юстиции, 2011. № 5. - 108 с.
7. Беляева Л.И. Организационно-правовые проблемы предупреждения
преступности несовершеннолетних: Учебник для бакалавриата и
магистратуры. М.: Норма, 2012. - 259 с.
8. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: Молодой ученый. — 2015. - 144 с.
9. Бражников С. А. Безнадзорность как фактор преступности несовершеннолетних в РФ: Статья. М.: Статут, 2017. - 215 с.
10. Брускин Г. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство и другое антиобщественное поведение // Социалистическая законность. - 2016. - 107 с.
11. Васильев В. Л. Профилактика и предупреждение правонарушений несовершеннолетних: Практическое пособие. М.: Спарк, 2016. - 111 с.
12. Вологина Ж. Ю., Спивакова Н. В., Камалов А. А. Преступность среди несовершеннолетних// Право: современные тенденции: материалы междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2016. - 205 с.
13. Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ // КриминалистЪ. 2014. №2. - 145 с.
14. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с ней / Сост. B.C. Овчинский. М., 2016. - 76 с.
15. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания: Молодой ученый, 2016. - 54 с.
16. Жалинский А.Э. Условия эффективности профилактики преступлений. - М.: Проепект , 2017. - 75 с.
17. Инютина М.Г., Хвостенко А.М., Миронюк И.В. «За и против понижения возраста уголовной отвественности до 12 лет» // Научное сообщество студентов: Международные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч. практ. конф., 2018. 137 с.
18. Кудрявцев В.В. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. - М., 2015. - 65 с.
19. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. - М.,- 2014. - 54 с.
20. Кухарук В.В. Криминология. М.: Норма -М,- 2014. - 765 с.
21. Ньюрельд Г. Ключи к благополучию детей и подростков. - Моеква: Проепект. - 2016. - 165 с.
22. Селянин А. В. Криминология. Конспект лекций Издательство: Феникс, - 2014. - 743 с.
23. Прозументов, Л.М., Шеслер, А. В. Криминология. Общая часть. Учебник / Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер. - Томск, - 2017. - 321 с.
24. Соловьева И. К. Профилактики безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних: программа для общеобразовательных
учреждений. - М., - 2016. - 265 с.
25. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. М., - 2015. - 80 с.
26. Хоровин С.П., Бавсун М.В., Попов П.В. Проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетних в совершении преступлений: научная статья, - 2016. - 105 с.
27. Чужа К. Безразличие родителей: чем оно грозит: научная статья. - Москва: Проспект. - 2017. - 91 с.
III. Материалы юридической практики:
1. О судебной практике применения законодательства,
регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. №1 [ред. от 29.11.2016] // Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации, 2016.
2. О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 №44 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2011.
3. Обзор Кассационной практики Судебной Коллегии по уголовным
делам Верховного Суда Российской Федерации от 2015г. №1 «Судебная коллегия по уголовным делам» // 2015 г.: Собрание Законодательства
Российской Федерации, 2015.
4. Обзор Кассационной практики Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2017г. №2 «Судебная
коллегия по уголовным делам» // 2017г.: Собрание Законодательства
Российской Федерации, 2017.
5. Обзор Кассационной практики Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2016г. №2 «Судебная коллегия по уголовным делам» // 2016 г.: Собрание Законодательства
Российской Федерации, 2016.
6.Официальный сайт МВД РФ. Режим доступа::http://www.mvd.ru/userfiles/file/statistics/statist 12 2017.pdf.(дата обращения: 05.05.2018)
7. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ. Режим доступа:http://crimestat.ru/social portrait.(дата обращения 12.03.2018)