Введение 3
Глава I Теоретические аспекты проблем мотивации и религиозности личности 8
1.2 Вера и религиозность как компоненты личности 24
Выводы по главе1 35
Глава II Эмпирическое изучение влияния религиозности на учебную мотивацию студентов ВУЗа 38
2.1 Методы и организация исследования учебной мотивации и религиозности
студентов 38
2.2 Анализ результатов полученных в исследовании по методикам учебной
мотивации 40
2.3 Анализ результатов полученных по методике «Шкала религиозной
ориентации» (Г. Олпорт, Д. Росс ) 52
3.3 Результаты математико-статической обработки данных 55
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Литература 62
Приложения
На сегодняшний день, несмотря на многочисленные изменения, происходящие в образовательной сфере, вопрос учебно-профессиональной мотивации по-прежнему остается актуальным. Одной из очевидных проблем является не столько причина роста проблем в структуре преподавания и учебного «несоответствия», сколько вопрос «развитости общества», затрагивающий в том числе и религиозно-психологический аспект. Формирование корректной учебной деятельности невозможно без должной мотивации у субъекта, на которую так или иначе оказывает влияние личностная идентичность.
Интерес к вере, как психологическому феномену, издавна формировался в русле философии, а затем и самой психологии. Сейчас существует множество концепций и теории, посвященных вопросу религии, но важнейшим вопросом является определение веры в соотношении с человеческим сознанием. Не исключено, что вера для человека больше, чем просто убеждения или ценностные ориентации, вера взаимосвязана с психическими образованиями, она отражает активное личностное отношение, затрагивающее волевые процессы человека и его личностную оценку по отношению к предмету деятельности.
Феномен веры неразрывно связан с психоэмоциональным состоянием человека, с переживаниями и мотивами, с смыслами и отношением. Вера отражает всевозможные стороны психической действительности, являясь тем самым интегральным психологическим аспектом, включающим в себя различные формы проявления психической действительности.
И конечно, существенное влияние вера оказывает на мотивацию человека к деятельности, она либо выступает побуждающим фактором, либо отталкивает. Человек движим «идеей», где цель определяется им заведомо, благодаря своей личностной идентичности.
Актуальность.
Главной целью исламского религиозного образования является воспитание современной мусульманской интеллигенции посредством подготовки специалистов в области исламской теологии, высококвалифицированных специалистов в области истории ислама, права, языка, исламской экономики, призванных служить мусульманской умме России.
Кроме основного мотива получения знаний, высшего образования и специальности у студентов религиозного ВУЗа могут быть значимыми и другие мотивы связанные непосредственно с религиозностью личности. Например, на первый план по сравнению с получением специальности, могут выйти мотивы связанные с религиозностью, такие как духовное служение, желание прохождения обучения в более комфортной среде (среди единоверцев) или же нахождение подходящего спутника жизни. Проблема заключается в том, чтобы исследовать, как религиозный опыт влияет на выбор учебного заведения в целом и на мотивацию обучения в частности.
Религиозность это комплексное понятие, включающее в себя не только осознание индивидуумом собственной религиозной идентичности, но и религиозное поведение. Существуют разные подходы к определению понятия религиозной идентичности. Так например, религиоведы В. И. Гараджа, Д. М. Угринович и И. Н. Яблоков определяют религиозность как социальное качество группы или индивида, включающее в себя религиозное сознание, религиозное отношение и религиозное поведение.
Мотивация в качестве субъективно-личностной характеристики представлена в исследованиях Л.И. Божович, Ю.П. Вавилова, И.И. Вартановой, Т.Д. Дубовицкой, П.Е. Ильина, Ю.П. Поваренкова, Ф.М. Рахматуллиной, В.Д. Шадрикова, П.М. Якобсона В.А. Якунина и др. Как отражение субъективных побудителей деятельности мотивация изучена не во всех аспектах. Требуется уточнение содержания мотивации в зависимости от ценностей личности. Ценности, представляя индивидуальные потребности и направленность, характеризуя личностный смысл деятельности, являются важным критерием становления профессионала. Понимание того, какие мотивы и ценности занимают ведущее положение, насколько религиозность является ценностью, как это характеризует содержание личностной направленности и обеспечивает ее соответствие педагогической направленности, позволит оптимизировать профессиональное обучение, для гармоничного сочетания индивидуальных и общественных смыслов.
Актуальность вопросов, связанных с психологией религии, в современной России не вызывает сомнений. Проблемы, обусловленные социально-психологическими аспектами религиозности личности, часто попадают в фокус общественного внимания и становятся предметом дискуссии, но ощущается недостаток аргументов, основанных на эмпирически установленных фактах. Только тщательное изучение взаимосвязи религиозности личности и социальных систем, а также формирование религиозности личности внутри этих систем, в том числе и образовательных, может создать достаточно устойчивый фундамент для решения общественных проблем.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема религиозности личности изучается в русле таких отраслей психологии, как психология личности, психология религии, социальная психология. Общепсихологические основания изучения религиозности личности заложены в трудах В.М. Аллахвердова, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюка, У. Джеймса, А.В. Карпова, Д.А.Леонтьева, Г. Оллпорта, Т. Флурнуа, В.Д. Шадрикова и др.
Религиозность личности исследовалась такими авторами, как Д. Вульф,
Р.М. Грановская, В.Н.Дружинин, Ю.М. Зенько, В.В. Знаков, В.В. Козлов, А.А. Мелик-Пашаев, С.Мк.Фадден, Ф. Озер, В.Ф. Петренко, К.К. Платонов, М.А. Попова, Б. Спилка, Д.М.Угринович, Д. Фаулер, З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг,
Е.Ф. Ященко, Д.М. Чумакова. Нужно отметить, что исследование религиозности личности сложилось как самостоятельное направление в социальной психологии. Затрагиваются вопросы связи религиозности личности и духовности (Л.Я. Дорфман, В.В. Знаков, Н.В. Клюева, Г.М. Нажмудинов, Г.В. Ожиганова, В.В. Семикин, В.Д. Шадриков и др.), религиозности личности и морали (Б.С. Братусь, Л. Колберг, Ф. Озер и др.), религиозности и ответственности (В.В. Томашов), религиозности и творчества (А.А. Мелик- Пашаев).
Объектом нашего исследования является мотивационная сфера студентов Российского исламского института.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации и уровня религиозности студентов религиозного ВУЗа.
Гипотеза Учебная мотивация может быть обусловлена уровнем религиозности. Мы предположили, что у студентов направления «Теология» уровень религиозности, как и уровень учебной мотивации будет выше, чем у студентов светских направлений («Лингвистика», «Экономика», «Журналистика).
Целью исследования является выявление влияния религиозности на учебную мотивацию студентов религиозного ВУЗа.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации и религиозности личности;
2. Изучить особенности учебной мотивации студентов религиозного
ВУЗа;
3. Определить уровень религиозности у студентов различных специальностей исламского института;
4. Проанализировать полученные экспериментальные данные.
Методы исследования
Выборку составили студенты (с 1 по 4 курс) теологического факультета Российского исламского института г. Казань. Общее количество испытуемых - 62 человека. Из них 25 человек - это студенты направления «Теология», 26 человек - направления «Лингвистика», 9 студентов-экономистов и 12 студентов направления «Журналистика».
В качестве эмпирических методов использовались следующие диагностические инструменты:
- методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложенная А.А. Реаном и В.А. Якуниным;
- Методика «Диагностика мотивации учения студентов педагогического ВУЗА» С. А. Пакулиной и М. В. Овчинникова;
- Опросник «Шкала религиозной ориентации», авторами являются Г. Оллпорт и Д. Росс.
Полученные экспериментальные данные обрабатывались с использованием математико-статистических методов: критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ.
Практическая значимость Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов высших религиозных образовательных учреждений. А именно для разработки, создания и применения программ, направленных на профилактику и коррекцию развития учебной мотивации студентов, формирования у них высокого уровня внутренней религиозности.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, 2 глав, выводов к главам, заключения, библиографического списка, состоящего из 53 источников и 5 приложений.
Рассмотрев основные теории, можно сделать вывод, что мотивация-это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям. Мотивация образовательной деятельности студентов - это сложная структура, которая зависит не только от практики и условий обучения, но и от субъективных факторов. Цели и жизненные ценности студентов, тесно связанные с их мотивацией, являются определяющей силой в образовательной и профессиональной деятельности, в то время как взаимосвязь мотивации и результатов обучения явно опосредуется естественными способностями и приобретенными навыками. Изучение мотивации учебной деятельности студентов является очень важным, так как от нее зависят их отношение к учебе, успеваемость, заинтересованность, а в дальнейшем и профессионализм.
Учебная мотивация определяется рядом различных факторов - индивидуальных особенностей студента, уровня развития студенческого коллектива, организацией педагогического процесса. В то же время, поведение студента является отражением ценностных ориентаций, установок, взглядов социального слоя, представителем которого он является.
Религиозность представляет собой, сложное, многокомпонентное духовно-психологическое образование, определяемое религиозными целями, направленными на осуществление связи индивида с Всевышним и выражаемое верой в сверхъестественное, в специфических переживаниях, культовых действиях, поступках и поведении в целом. Структура религиозности выражается в единстве четырех компонентов: мотивационный,
мировоззренческий, атрибутивнодейственный и аффективно результативный. [Смирнов]
Религиозность базируется на двух видах религиозной мотивации: 1) внутренние мотивы, содержащие постижение Всевышнего в качестве цели, способствующие развитию религиозности; 2) внешние мотивы, использующие
религию в качестве средства для достижения иных целей, преобладание которых влечет общее снижение религиозности;
Целью нашего исследования являлось выявление влияния религиозности на учебную мотивацию студентов религиозного ВУЗа
В первоначальной гипотезе мы предполагали, что учебная мотивация может быть обусловлена уровнем религиозности и что уровень религиозности, как и уровень учебной мотивации у студентов направления «Теология» будет выше, чем у студентов обучающихся на светских специальностях («Лингвистика», «Экономика», «Журналистика).
В ходе нашего исследования были решены следующие теоретические и эмпирические задачи:
• Осуществлен теоретический анализ аспектов проблем мотивации и религиозности
• Эмпирическим путем были исследованы особенности учебной мотивации и уровня религиозности студентов Российского исламского института Определены устойчивые взаимосвязи между показателями мотивационных компонентов в исследуемых группах.
• Анализ эмпирических данных позволил сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза исследования, о влиянии религиозности на учебную мотивацию, не подтвердилась. Таким образом, в работе все задачи выполнены и цель исследования достигнута
1. Анисимов О. С. Потребности и мотивы : сущность и типология // Мир психологии. 2008.
2. Антилогова, Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / Л. Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - Вып. 2.
3. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 192 с.
4. Беляева Г. В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 80-83. — URL https://moluch.ru/archive/80/13783/ (дата обращения:
03.11.2018)
5. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1991.
6. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19
7. Грановская Р.М. Психология веры. СПб., 2004.
8. Гуренко В. Т. Ведущие мотивы и психические законы // [Текст]: учебник // В. Т. Гуренко. — М. — 2006. — 238 c.
9. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. 2005. № 1.
10. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 // Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1996.
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы // Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000 -С. 144-149
12. Кетько, С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности // С.М. Кетько, С.А. Пакулина, А.В. Поминов. Челябинск: Филиал МГУ, 2005. - С. 116-144.
13. Кончаловский А. Русская ментальность и мировой цивилизационный процесс// Электронный научный семинар (ЭНС). -№ 0236. Раздел: Социальные проблемы. Дата публикации 06.04.2011.
14. Крылов А.Н. Религиозная идентичность: индивидуальное и
коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве
15. Лисовицкий В.Г., Дмитриев А.Б. Личность студента. - Л., 2004. -
204с.
16. МакКлелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007 - С. 73-88.
17. Медведева Т. Н., Пешкина Е. Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95595.htm.
18. Мильман В. Э. «Мотивация и творчество» // В.Э. Мильман. - М.: «Мирея и Ко», 2005 г. - 165 с.
19. Минченко Т.П. К вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 99—101.
20. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995 - 235 с.
21. Митина, А.М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2004. № 2.
22. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 3-18
23. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Спб.: Речь, 2012
24. Нуруллина Р.В. Становление конфессиональной идентичности мусульманской молодежи. 2016 год
25. Обозов Н. Н. Словарь практического психолога. СПб.: 1998. - С.101
26. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование // М.В. Овчинников. 2008.
27. Оллпорт Г. Становление личности: Избр. тр. // общ.ред. - Т.5. - М.: Академия, 2015. - 380 с.
28. Пакулина, С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 12 (88).
29. Полищук Р. Ф. Духовная история человечества как единый ветвящийся противоречивый процесс // Материалы общественной конференции. М.: Академия, 2013
30. Попов Л.М. Интервью с самим собой как метод целостного исследования личности. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - №2(4). - М.: Педагогика, 1990. - С. 8-11.
31. Проблемы мотивации [Электронный ресурс] // Козлова Е.М. URL http://www.psi.lib.ru/statyi/sbomik/motvprob.htm
32. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994
33. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии: учебное пособие // 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2013. - 376 с.
34. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Педагогика, 1957.
35. Рязанова Е.В. Отчуждение, объективные иллюзии и проблемы ценностного выбора в религиозном сознании. - М.: АСТ, 2014. - 80 с
36. Смирнов Д.О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности : [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 .-М.: РГБ, 2003
37. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.
38. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. Санкт-Петербург. ИД "Весь". 2002
39. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986
40. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.
41. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
42. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
43. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002
44. Хотинец В.Ю. Этническое самосознани // Библиотека социальной психологии. СПб.: Алетейя, 2000
45. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведе-ния человека // Вопросы психологии 1996 №3. - С. 117-132
46. Чумакова Д. М. Некоторые психометрические характеристики шкалы диагностики религиозности личности // Современная психодиагностика в период инноваций: сборник тезисов II Всероссийской научной конференции / отв. ред. Н. А. Батурин. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - С. 166-167.
47. Чумакова Д.М Психология религиозности личности : учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. 84 с.
48. Шадриков В.Д. Духовные способности. Москва, 2013.
49. Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика
взаимодействия // журнал Вестник Адыгейского государственного университета // Регионоведение: философия, история, социология,
юриспруденция, политология, культурология. Выпуск №3, 2009г
50. Шемет И.С. Религиозность и духовность с позиции концепции
интеграции психики // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. scienceeducation.ru/105-6934
51. Штарке К. Студенты. Становление личности // перевод с немецкого // К. Штарке. М.: Прогресс, 1982.
52. Яблоков И.Н. Религиоведение // Учебное пособие - 2-е изд. Издательство Гардарики. 2008. - 319 с
53. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М..