ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………….…………………...……………..........5
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ…………...……………...7
1.1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ………………….……………………………………………………………..........7
1.2.ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ………………………………......9
1.3.РЫНОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТРАСЛИ, В КОТОРОЙ РАБОТАЕТ КОМПАНИЯ ВЛАДХЛЕБ………………...…………………………………...…………………………….........18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТИЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ И СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………….22
2.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ ……………………….…….22
2.1.1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ДАЛЬНЕГО ОКРУЖЕНИЯ (PEST анализ)……………….…....24
2.1.2 КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ МАЙКЛА ПОРТЕРА………….…………………………..29
2.2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ………………………………………………………….41
2.2.1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЮДЖЕТОВ В КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ, ИХ ПОСТРОЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………………………………………………………………………..41
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ……………………………………………………………………………………..…57
3.1.АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ КОМПАНИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ………………….……. ……61
3.2.ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ……………………………………………………………………………………….64
3.2.1.ПОСТРОЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ, ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ЦФО………………………………………………………………………65
3.2.2.ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ, СОЗДАНИЯ БЮДЖЕТНОГО КОМИТЕТА……………………………………………………………………71
3.2.3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРДЕНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ БЮДЖЕТОВ.………………………………………………………………………………………86
3.2.4. БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ………………………………………………………………92
3.3. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ………………………………………………………………………………………………………97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………......103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….….….105
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ЗА 2011-2012 ГОДЫ………………………………………………………………………………………..107
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 АНАЛИЗ 5 СИЛ КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ ПО ПОРТЕРУ………….....108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ…...………………..…109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 РАСЧЕТ КЛЮЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЦЕССА ДЛЯ КЛИЕНТА………………………………………………………………………………………...110
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ……..111
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 СИЛЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПЕРЕМЕНАЯ, И СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ…………………………………………………………………………...…113
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА…………………………………………………………....114
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ………...115
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 РЕГЛАМЕНТ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО КАЛЕНДАРЯ……………………………………………………………………………………..130
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ДИАГРАММА ГАНТА. ВРЕМЕННОЙ РЕГЛАМЕНТ УТВЕРЖДЕНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ ВЛАДХЛЕБ…………………………….136
Улучшения систем управления компанией предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих повышению ее конкурентоспособности.
Бюджетный процесс это один из составных частей управленческого цикла.
Бюджет это источник аккумуляции стратегической информации. Способ прямого управленческого воздействия. С помощью, которого разрабатывается стратегия эффективного развития компании в условиях нестабильности и конкуренции, контролируется и анализируется работа компании.
Цель работы - разработать предложения по улучшению постановки бюджетирования в компании «Владхлеб».
Для достижения указанной цели поставим следующие задачи:
Провести стратегический анализ компании Владхлеб и оценить факторы, влияющие на потенциал его развития;
Изучить текущее состояние компании, выявить проблемные и узкие места в существующей системе бюджетирования;
Предложить совершенствования системы бюджетирования с помощью: разбивки финансовой структуры на ЦФО, формирования достаточного количества операционных и финансовых бюджетов, улучшения бюджетного процесса и бюджетного контроля.
Предмет исследования - метод классического бюджетирования. Данный метод является инструментом эффективного управления ресурсами компании.
Основой для исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов в области управленческого учета, бюджетирования, финансов, финансового анализа.
В работе применены следующие методы и анализы МВА:
методы стратегического анализа отрасли: PESTLE, 5 Сил Портера и SWOT анализ, матрица Саати;
методы финансового анализа: методология формирования отчетов в рамках бюджетирования;
методы операционного менеджмента: диаграмма Исикавы;
методы анализа готовности компании к изменениям: диаграмма заинтересованных лиц, анализ силового поля;
методы проектного управления: диаграмма Ганта;
методы анализа рисков: карта рисков.
Сегодня эффективное управление основано на системе планирования деятельности компании и контроле исполнения разработанных бюджетов.
Бюджетирование является ключевым инструментом управления предприятием, который необходим для достижения целей, поставленных акционерами.
Анализ текущей системы бюджетирования компании Владхлеб, показал, что используемая система бюджетирования работала неэффективно.
1. Отсутствовала финансовая структура компании с разбивкой по ЦФО и тем самым существовало неправильное распределение ответственности за доходы и расходы между подразделениями.
2. Отсутствовали локальные документы, регламентирующие процесс бюджетирования.
3. Существующий подход по формированию бюджетов (отсутствие полноты составления финансовых бюджетов (БДДС, ББЛ)), не позволял менеджменту компании принимать взвешенные и правильные решения по улучшению деятельности компании.
4. Отрицательным образом на эффективности бюджетирования сказалось отсутствие бюджетного комитета, т.е. отсутствовал орган управления бюджетным процессом, директор вынужден был исполнять его функции.
5. Бюджетирование осуществляется только по схеме «сверху-вниз».
6. Отсутствовали процедуры исполнения бюджета.
7. Отсутствовала комплексная система контроля над исполнением бюджетов.
Проведенный стратегический анализ компании показали, что внешняя среда не стимулирует в полной мере развитие компании. Из анализа пяти сил М.Портера наблюдается высокий уровень конкуренции в отрасли, экономическая ситуация вынуждает существующие компании замедлять темпы развития, в связи с чем возрастает уровень риска инвестиций.
Анализ цепочки создания ценности компании Владхлеб показал, что процесс бюджетирования является проблемным бизнес-процессом, который необходимо совершенствовать.
В результате проделанной работы по совершенствованию системы бюджетирования в компании Владхлеб:
Подготовлены локальные документы, регламентирующие процесс бюджетирования (бюджетный регламент; регламент процесса планирования поступления денежных средств; формирование платежного календаря);
Построена финансовая структура по ЦФО;
Закреплены показатели эффективности за ЦФО;
Определен перечень необходимых бюджетов на базе выделенных ЦФО? построена схема их взаимодействия;
Создан бюджетный комитет, который
- руководит текущей деятельностью предприятия;
- утверждает контрольные показатели;
- контролирует достижения целевых и контрольных показателей;
- контролирует составление бюджетной политики;
- принимает участие в согласовании все уровней бюджетов.
Создан бюджетный контроль, который включает:
- план-факт анализ исполнения по статьям финансовых бюджетов бюджета;
- казначейский контроль.
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента : учеб. пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 304 с.
2. Бочаров В.В. Корпоративные финансы / В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. - СПб. : Питер, 2004. - 591 с.
3. Виткалова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации / А.П. Виткалова. - М. : Альфа-пресс, 2006. - 104 с.
4. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях / О.Н. Волкова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.
5. Ермакова Н.А. Информационные основы взаимосвязи бюджетирования и системы управленческого учета / Н.А. Ермакова // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 8. - С. 53-55.
6. Дранко О. Бюджетирование с помощью информационных систем / О. Дранко // Финансовая газета. - 2001. - № 35. - С. 13-14.
7. Каплан Р. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес среде преуспевают организации, применяющую сбалансированную систему показателей / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 416 с.
8. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию: пер. с англ. / Р.С. Каплан. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Олимп-Бизнес. - 294 с.
9. Карпов А. Новый подход к автоматизации бюджетирования / А. Карпов // Управление компанией. - 2006. - № 7. - 34-42.
10. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы / В.Э. Керимов. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 301с.
11. Клыков СЕ. Бюджетирование как инструмент финансового управления на кризисный предприятиям реального сектора: дис... канд. экон. наук / СЕ. Клыков. - Краснодар, 2005. - 180 с.
12. Коробков A. The Balanced scorecard - новые возможности для эффективного управления / А. Коробков // Корпоративный менеджмент. - Электрон, дан. -1998-2009. - URL: http://www.cfin.ru/management/bsc.shtml (дата обращения:10.04.2001).
13. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / Э. Майер. - М. : Финансы и статистика, 1993. - 271 с.
14. Масленченков Ю.С. Практика бюджетирования на предприятиях России: практ. пособие / Ю.С. Масленченков, Ю.Н. Тронин. - М. : БДЦ-пресс, 2004. - 392 с.
15. Молвинский А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования / А. Молвинский // Финансовый директор. - 2004. - № 6. - С. 30-38.
16. Румянцев М.В. Контроль и мониторинг исполнения бюджета в коммерческом банке / М.В. Румянцев // Банковские услуги. - 2004. - №10. - С. 24-27.
17. Самочкин В.Н. Гибкое развитие организации: эффективность и бюджетирование / В.Н. Самочкин, Ю.Б. Пронин, Е.Н. Логачева. - М.: Дело, 2000. - 549 с.
18. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е.С. Стоянова. - М. : Перспектива, 1998. - 656 с.
19. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга : пер. с нем. / Д. Хан ; под ред. А.А. Турчака [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.
20. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов. — М. : Финансы и статистика, 2005. - 400 с.
21. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. —М.: Дело и Сервис, 2004.
22. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс. 2005.
23. Томпмон А.А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепция и ситуация для анализа. – 12-е изд.-М.-СПб: Вильямс, 2003.
24. Маркетинговое исследование компании Intesco Research Group «Обзор рынка хлеба и хлебобулочных изделий 2009-2012гг.».
25. Маркетинговое исследование компании Владхлеб «Обзор рынка хлеба и хлебобулочных изделий Дальневосточного региона 2012- 2013гг.»