Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические и методические проблемы проведения уроков математики в начальной школе

Работа №4803

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75стр.
Год сдачи2012
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические проблемы проведения уроков математики в начальной школе 9
1.1 Особенности мышления детей младшего школьного возраста 9
1.2 Метод наглядности в процессе обучения математике 15
1.3 Общие подходы к преподаванию математики в начальной школе 23
1.4 Сравнение методик изучения нумерации двухзначных чисел М.И. Моро и Н.Б. Истоминой 28
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности методики изучения учениками 2 класса темы «Нумерация двузначных чисел» с использованием наглядных средств обучения 38
2.1 Диагностика уровня сформированности знаний по математике на констатирующем этапе эксперимента 39
2.2 Формирующий эксперимент 45
2.3 Контрольный эксперимент, выявляющий уровень эффективности предложенной методики 55
Заключение 63
Литература 65
Приложения……………………………………………………………………...68




Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления» [30, с. 387].
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. С ней мы встречаемся и используем её в повседневной жизни, следовательно, определённые математические навыки нужны каждому человеку. Каждому человеку нужно владеть понятием числа, уметь оперировать с числами, понимать пропорции, проценты и т.д.
Воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, формирование умения правильно, логично рассуждать - основные цели математического образования. Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности.
Математика не всем дается легко, поэтому иногда пропадает интерес к ее изучению. Не все дети одарены в математическом смысле. Немало есть путей достижения психологической комфортности. Один из них – путь гуманизации математического образования. Гуманизация обучения здесь понимается как максимальный учет психологических особенностей, склонностей и интересов ребенка. Учеба должна быть в радость, ученику должно быть интересно, понятно и комфортно. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому мате¬риалу, их активность на протяжении всего урока, реализовать творческий потенциала личности каждого ребенка. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы содержание, формы и методы работы способствовали формированию функциональной грамотности школьника. Перечисленные выше факторы и обуславливают актуальность темы нашего исследования.
В последнее время у нас и за рубежом часто обсуждается вопрос о недостатках традиционных программ преподавания математики в школе. Эти программы не содержат основных принципов и понятий современной математической науки, не обеспечивают должного развития математического мышления учащихся, не обладают преемственностью и цельностью по отношению к начальной, средней и высшей школе.
Программа в концентрированной форме выражает содержание учебного предмета и способы его развертывания в преподавании. Поэтому попытки изменения программы по сути дела связаны с тем или иным изменением содержания предмета, с поисками новых способов его построения. Построение математики как целостного учебного предмета - весьма сложная задача, требующая приложения совместных усилий педагогов и математиков, психологов и логиков.
Специалистами выдвигаются различные предложения о путях рационального изложения современных математических понятий в школьных курсах (в основном для средней школы). Некоторые предложения представляют, несомненно, большой теоретический и практический интерес (например, программы И.И. Аргинской [1], В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина [9], [35], Л.В. Занкова [16], М.И. Моро [23], Л.Г. Петерсон [29], обзор зарубежных ис¬следований в этой области [20] и др.).
Понятие числа является стержнем, вокруг которого строится курс математики начальной школы. От исходных понятий, усвоенных детьми, во многом зависит общая ориентировка в математической действительности, что в свою очередь существенно влияет на последующее продвижение в этой области знания.
Основной целью раздела программы «Нумерация целых неотрицаельных чисел и действия над ними» является формирование у учащихся определенного круга теоретических знаний и вместе с тем выработка у них осознанных вычислительных навыков и умений решать арифметические за¬дачи [2].
Материал по нумерации и арифметическим действиям изучается по концентрам. Всего выделяется четыре концентра: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа. В каждый следующий концентр включаются новые вопросы, и наряду с этим получают развитие вопросы, раскрытые в предыдущих концентрах.
Нумерация чисел в пределах 100 и четыре арифметических действия над ними выделяются в особый концентр по следую¬щим причинам.
Здесь учащиеся знакомятся с новой счетной единицей — десятком и с важнейшим понятием десятичной системы счисления - понятием разряда. Усвоение принципов образования, называния и записи двухзначных чисел — основа для усвоения устной и письменной нумерации чисел за пределами сотни.
Изучая арифметические действия над числами в пределах 100, учащиеся овладевают основными приемами устных вычислений и одновременно усваивают лежащие в их основе свойства действий, связи между результатами и компонентами. Таким образом, это важная ступень в формировании у детей знаний об арифметических действиях и вычислительных навыков.
В концентре «Сотня» учащиеся усваивают наизусть таблицу сложения и таблицу умножения (запоминают результаты действий над однозначными числами). Знание этих таблиц дает возможность быстро выполнять и соответствующие случаи обратных действий - вычитания и деления. Прочное усвоение таблиц сложения и умножения — это база для овладения в дальнейшем не только устными, но и письменными вычислениями с многозначными числами.
К сожалению, именно содержание понятия «нумерация числа» и способ его введения при обучении не служат до сих пор предметом развернутого обсуждения и тщательного исследования. Работа в этом направлении затрудняется еще тем, что составители программ, как правило, в должной мере не учитывают современных методов психологического и логического анализа процесса усвоения знаний, недооценивают значение этих методов для программирования математики как учебного предмета.
Для преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе изучения чисел, необходимо искать научные пути развития познавательных процессов, систематизировать приемы, которые будут через чётко выстроенную систему упражнений и заданий способствовать формированию соответствующих умений и навыков, развивать интеллект и творческие способности учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью дипломной работы явился вопрос выявления эффективности использования наглядных средств обучения при изучении учениками 2-го класса темы «Нумерация двузначных чисел».
В соответствии с данной целью мы поставили и выполнили следующие задачи:
1. Изучили методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотрели общие подходы к преподаванию математики в начальной школе.
3. Обосновали выбор наиболее приемлемой в данных условиях методики преподавания при изучении нумерации двузначных чисел.
4. Оценили уровень сформированности знаний учеников 2-го класса.
5. Провели уроки по заданной теме, используя выбранную методику и применяя наглядные средства обучения.
6. Проверить эффективность использования выбранной методики.
Анализ учебников и рабочих тетрадей по математике разных авторов показал, что вариативность заданий чрезвычайно велика, каждое из них имеет содержательную сторону, преследует определенную дидактическую цель и подразумевает определенный способ его выполнения; что виды заданий различаются уровнем обобщения, характером деятельности учителя и требуют различных организационных условий для их выполнения.
Методика М.И. Моро - классика советской методической школы, в определенном смысле - ее вершина. Учебники тщательнейшим образом продуманы, выстроены, апробированы в массовой школе. Они имеют подробные методические рекомендации для учителей по организации процесса обучения.
Исходя из психолого-педагогических особенностей учеников второго класса, целесообразно строить уроки математики по принципу активизации с использованием наглядных средств обучения.
Осуществляя принцип наглядности на уроках математики, опираются, с одной стороны, на восприятия учащихся, а с другой - на их представления. Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.
В процессе изучения нумерации двузначных чисел школьники научились применять имеющиеся у них математические знания для решения практических задач. У детей развивались те предметные умения, которые являются итогом работы над нумерацией двузначных чисел: читать и записывать двузначные числа, сравнивать их, представлять в виде разрядных слагаемых, находить для названного числа следующее и предыдущее число, выражать числа в различных единицах счета.
Разработанная система дополнительных заданий, основанная на применении наглядных средств обучения, содействует более полному раскрытию связей между различными темами изучаемого материала, позволяет повторить, систематизировать и углубить знания учащихся, формировать навыки учебной деятельности, способствует развитию памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает интерес детей к математике.
Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу относительно того, что методика если в основе методики преподавания темы «Нумерация двузначных чисел» лежит принцип активизации процесса обучения, базирующийся на наглядных средствах, то это является эффективным средством формирования знаний младших школьников.




1. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем в системе Занкова Л.В. - М: Просвещение, 1991.
2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.
3. Божович Л.И. Личность и формирование ее в детском возрасте: Психологическое исследование. - М., 1968.
4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1981
6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956.
8. Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. Математика. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. Первое полугодие. – М.: Просвещение, 2002.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико–психологические проблемы построения учебных курсов. - М.: Педагогика, 1972.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
12. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Программа курса математики для четырехлетней школы: Образовательная программа «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004.
13. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.;
14. Зайцева Г.А. Математика. 2 класс. Поурочные планы по учебнику М.И. Моро и др. (Программа 1-4). – Волгоград: «Учитель-АСТ», 2002.
15. Занков Л. В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах) // Избранные педагогические труды. - М., 1990.
16. Занков Л.В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование // Избранные педагогические труды. - М., 1990.
17. Захарова С.И. Математику учим в игре. // Начальная школа. – 1998. - № 8. – С. 23.
18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в
начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.
19. Истомина Н.Б. Программа курса математики 1-3 классы. - М.: «LINKA-PRESS», 1995.
20. Кабанова-Миллер Е.Н. Социальное воспитание и обучение детей с отклонением в развитии. – Москва: Изд-во «Аркти», 2002.
21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
22. Моро М.И. и др. Математика. Сотня: учебник для 1 класса трехлетней начальной школы и 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1998.
23. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в I-III классах. – М.: Просвещение, 1975.
24. Мороченко Ю. Сто цветов и сто школ. - mailto:info@fkmagazine.ru.
25. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 1997.
26. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 1997.
27. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн.3, 1997.
28. Образовательная программа «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004. - № 3. – С. 3-25.
29. Петерсон Л.Г. Математика. 1-4. - Баллас, С-Инфо, 1998.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
31. Рудницкая В. Математика: 2 класс. – М.: Мнемозин, 2001.
32. Сервэ В. Преподавание математики в средних школах // Учительская газета. – 11.11.02. – С. 7-10
33. Смирнов А. А. Психология. – М.: Учпедгиз, 1962.
34. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001.
35. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001.
36. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А.Менчинской // Вопросы психологии. - 1995. - №3. – С. 14-18.
37. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ