Введение 4
1 Глава. Теория и методика преподавания иноязычной лексики и применение анимационных фильмов в этих целях 8
1.1. Иноязычная лексика и требования к ее освоению на среднем этапе 8
1.1.1 .Активный, пассивный и потенциальный словарь 10
1.1.2. Формирование лексических навыков 13
1.1.2.1. Семантизация лексических единиц 13
1.1.2.2. Автоматизация лексических единиц 15
1.1.2.3. Дальнейшее совершенствование лексических навыков 17
1.1.3. Требования к освоению лексических навыков 18
1.1.4. О системе упражнений для обучения иноязычной лексике на
среднем этапе обучения 21
1.2. Методика применения видеоматериалов при преподавании иноязычной
лексики 23
1.2.1. Методический потенциал анимационных видеофильмов с точки
зрения педагогики 26
1.2.2. Организация работы с видеоматериалами 29
1.2.3. Этапы работы с видеоматериалами 30
1.2.4. Требования к использованию видео на уроке иностранного языка. 33
1.2.5. О системе упражнений на отрабатывание навыков аудирования... 35
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Практический аспект формирования лексической компетенции посредством использования анимационных фильмов на уроке английского
языка на среднем этапе обучения 37
2.1. Психологические особенности среднего школьного возраста 37
2.2. Методические разработки с использованием анимационных фильмов. 39
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию лексической
компетенции на среднем этапе обучения английскому языку с
использованием анимационных фильмов 56
Выводы по главе 2 63
Заключение 66
Список литературы 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению эффективности использования анимационных видеоматериалов как средство изучения англоязычной лексики и повышения коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Активность международных отношений, сотрудничества между странами во многих сферах жизни обусловило практическую направленность овладения иноязычной речью. Методисты предопределяют овладение лексическими умениями как одну из основных составляющих процесса изучения иностранного языка.
Одним из вариантов овладения лексическими умениями следует считать использование видеоматериалов на уроке. Они являются хорошим помощником в достижении многих образовательных задач. Анимационные фильмы в разработке данных вопросов имеют особенные положительные стороны, так как они обладают не только большой информативностью и методическим потенциалом, но еще способны увлечь, повысить познавательную активность учащихся, расширить их коммуникативные возможности, тренировать память, воспитывать и прививать учащимся нравственные качества, благоприятно влияют на создание положительной мотивации, дают стимул к самостоятельной работе над языком, дают учащимся возможность погружения в атмосферу изучаемого языка.
Актуальность темы связана со все возрастающей ролью видеотехнологий как одного из наиболее продуктивных способов обучения иностранному языку.
Однако применение видеоматериалов порождает вопросы, связанные с организацией аудиторной работы с их использованием. В связи с этим появляется проблема, как использовать анимационные видеоматериалы на уроках иностранного языка, чтобы учащиеся получали удовлетворение именно от процесса работы на уроке с их применением.
Объект изучения - аудиовизуальные материалы (анимационные фильмы), которые можно применять на уроках.
Предмет исследования - использование аудиовизуальных форм как один из методов, применяемых на уроках при обучении иноязычной лексики.
Гипотеза: использование аутентичных анимационных
видеоматериалов на уроках повышает уровень вовлеченности учащихся и является эффективным средством изучения иноязычной лексики.
В связи с этим, целью исследования стало изучение особенностей применения видеоматериалов на уроках английского языка для формирования и совершенствования лексических навыков.
Поставленная цель осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и методические особенности обучения иноязычной лексике;
2. Ознакомиться с требованиями к освоению лексических единиц на среднем этапе обучения иностранному языку;
3. Проанализировать понятия «видеоматериалы» и «анимационные фильмы» с точки зрения методики обучения иностранному языку;
4. Рассмотреть методические особенности использования
видеоматериалов на уроках английского языка;
5. Познакомиться с принципами организации работы с видеоматериалами;
6. Изучить принципы отбора видеоматериалов на занятиях английского языка;
7. Изучить особенности жанра анимационных фильмов;
8. Раскрыть особенности применения анимационных видеоматериалов на среднем этапе;
9. Разработать методические материалы с использованием аутентичных анимационных видеоматериалов;
10. Провести эксперимент по специально разработанной технологии по применению аутентичных анимационных видеоматериалов для учащихся среднего этапа.
Материалом исследования являются анимационные короткометражные фильмы и их применение в процессе обучения иностранному языку.
Для решения поставленных задач были задействованы следующие методы:
• Теоретические методы: изучение и анализ методической
литературы и интернет ресурсов по данной теме;
• Эмпирические методы: наблюдение и тестирование
педагогического эксперимента по специально разработанной программе;
• Экспериментальный метод;
• Статистический метод для подсчета результатов первичного и заключительного тестирований.
Практическая значимость исследования: предложенные приемы и методы работы с аудиовизуальным материалом и разработанные фрагменты уроков могут быть использованы на уроках иностранного языка в современной средней общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость заключается в том вкладе, который исследование вносит в определение сущности использования анимационных видеоматериалов на уроках, которую можно применить для повышения лексических навыков в процессе обучения английскому языку во время образовательной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: Введение, две главы, Заключение, список использованной литературы и приложение.
Во Введении рассмотрены такие пункты как: актуальность, объект, предмет, гипотеза, цели, задачи, материал, методы, практическая и теоретическая значимость данной работы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты обучения иноязычной лексике, значимость анимационных видеоматериалов как компонент процесса освоения лексических навыков, содержательная сторона применения видеоматериалов как средство формирования лексической компетенции, а также методический потенциал применения аутентичных анимационных видеоматериалов на уроках иностранного языка.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию эффективности применения анимационных видеоматериалов в процессе обучения англоязычной лексике, а также анализу результатов эксперимента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Применение анимационных видеоматериалов способствует повышению активности работы учащихся на уроках английского языка.
2. Применение анимационных видеоматериалов в процессе обучения англоязычной лексике приводит к повышению эффективности работы и уровня усвоения лексического материала.
3. Работа с анимационными фильмами с целью обучения иноязычной лексике должна быть построена со строгим соблюдением таких принципов, как предварительное снятие языковых трудностей и от легкого к сложному.
В настоящее время особую актуальность приобретает совмещение познавательной деятельности с интересными, развлекательными мероприятиями, такими как просмотр анимационных фильмов. Кроме того, анимационные видеоматериалы являются хорошим сырьем в руках опытных творческих учителей, поскольку обладают разной степенью сложности и богатым методическим потенциалом.
Мы наблюдаем перспективу анимации не только в том, что она положительно влияет на самомотивацию учащихся и помогает всесторонне развить их личность, но и в том, что она является многофункциональной с обучающей стороны.
Экспериментальная часть данного исследования полностью подтвердила выдвинутую нами гипотезу, что использование аутентичных анимационных видеоматериалов на уроках повышает уровень вовлеченности и является эффективным средством изучения иноязычной лексики.
Также мы отметили рост активности работы учащихся на уроках иностранного языка с использованием анимационных фильмов, это обусловлено тем, что данный вид деятельности им интересен, знаком и не скучен.
Главным при работе с анимационными фильмами с целью обучения иноязычной лексике является соблюдение таких принципов, как предварительное снятие языковых трудностей, а также принцип постепенного усложнения материала, т.е. от легкого к сложному.
Мы пришли к выводу, что применение анимационных видеоматериалов в процессе обучения англоязычной лексике приводит к повышению эффективности работы и уровня усвоения лексического материала.
1. Азимов Э.Г. Материалы интернета на уроках английского языка. / Азимов Э.Г. // Иностранные языки в школе. - 2001. - №6 - С. 19-21.
2. Аюпова Р.А. Фразеологические единицы в текстах
анимационных фильмов (На материале текстов фильмов «Красавица и Чудовище» и «Аладдин»). / Аюпова Р.А. Мигманова Н.Р. // Филология и культура. - 2017. - №2(48) - С. 18-23.
3. Баграмянц Н.Л. Лингводидактический подход к формированию языковой компетенции / Баграмянц Н.Л. // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2013. Т. 6. № №1(15). - С.311.
4. Баранова М.В. Совершенствование грамматической стороны диалогической речи студентов пятого курса факультета иностранных языков в процессе работы над видеофильмом: Немецкий язык как вторая специальность Дис... канд. пед. наук. - С.Петербург, 2001г. - С.75.
5. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / Барменкова О.И. // Иностранные языки в школе - 2011. - № 3. - С.274.
6. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка. / Белкова М.М. // Англизский язык в школе. - 2008. - №3 - С.73-75.
7. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в нечзыковых вузах. / Берман И.М. - М.: Высшая школа. - 1970. - С.232.
8. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. / Бим И.Л. - М., Просвещение, 1997. - С.317.
9. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранному языку. / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. -
2001. - № 4. - С.231.
10. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / Бим И.Л. // Иностранные языки в школе. -
2002. - № 2. - С. 188.
11. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедияб 1969-1978. - С.631.
12. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьниуов при обучении иностранному языку. / Верисокин Ю.И. // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5 - С.253.
13. Верисокин Ю.И. Учебное кино на уроках английского языка / Верисокин Ю.И. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5 - С.169.
14. Вулах В.В. Мастер-класс по теме: Использование современных образовательных технологий для развития мотивации в изучении английского языка. / Вулах В.В. // Учитель в школе. - 2011. - №4 - С.74-75.
15. Гальскова Н.Д. Межкультурное общение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Гальская Н.Д. // Иностранные языки в школе. - 2007. - №6 - С.193.
16. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранному языку:
Лингводидактика и методике: Учебное пособие для студентов
лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических заведений. / Гальскова Н.Д., Гез Н.И. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - С.336.
17. Даминова С.О. Психологодидактические основы
аудиовизуального восприятия информации на иностранном (английском) языке / Даминова С.О. // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т.4. №1. - С.211.
18. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвящение. - 1969. - С.262.
19. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи. / Елухина Н.В. // Иностранные языки в школе. - 1996. - №5 - С.112.
20. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. / Елухина Н.В. // Иностранные языки в школе. - 1987. - №1 - С.18.
21. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. / Жеребило Т.В. - Назрань: Изд. Пилигрим. - 2010. - С.345.
22. Зимняя И.А. Прихология обучения иностранному языку в школе / Зимняя И.А. - М.: Просвещение. - 1991. - С.219.
23. Ильченко Е.А. Использование видеозаписи на уроках английского языка. / Ильченко Е.А. // Английский язык. - 2003. - №9 - С.7-
10.
24. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных слов / Колесникова И.Л., ДолгинаО.А. - СПб.: Изд-во “Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, “Cambridge University Press” - 2001. - C.101-106.
25. Кряхтунова О.В. Методика работы с видеоматериалами в иностранной аудитории: Методическое пособие / Кряхтунова О.В. - Астрахань - 2011. - С.55.
26. Косачева И. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку / Косачева И., Косачева Ю. // Первое сентября. Английский язык. - 2012. - №3. - С.143.
27. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / Кричевская К.С. // Иностранные языки в школе. - 1996. - №1. - С.265.
28. Краковский А.П. Психологические основы индивидуального подхода к младшему подростку / Краковский А.П - М.: Советская педагогика. - 1963.
29. Леонтьева И.М. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / Леонтьева И.М., Бабинская П.К - М.: Эксмо, 2001. - С.71-79.
30. Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул,
2010. - С.464.
31. Марцинковская Т.Д. Психология развития. / Марцинковская Т.Д. - М.: Акадения. - 2007. - С.258.
32. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. / Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Бутько А.Ф., Петрова. - М.: «Высшая школа». - 1996. - С.522.
33. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. / Махмутов Е.А. - М.: Педагогика. - 1981. - С.192.
34. Нестерова Н.В. Информационные технологии и обучение английскому языку / Нестерова Н.В. // Иностранный язык в школе. - 2005. - №8 - С.102.
35. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Пассов Е.И. - М.: Русский язык. - 1997. - С.214.
36. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. / Пассов Е.И. - М.: Просвящение. - 1989. - С.324.
37. Пассов Е.И. Программа - концепуия коммуникативного иностранного образования / Пассов Е.И. - М.: Просвящение. - 2000. - С. 243.
38. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. / Рогова Г.В., Верещагина И.Н. - М.: Просвящение. - 1998.
39. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. / Розенталь Д.Э, Теленкова М.А. - М.: Присвящение. - 1976. - С.231.
40. Садовина Л.В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку: Методическое пособие пособие / Садовина Л.В. - Йошкар-Ола: ГБУ Республики Марий Эл “Марийский институт образования” - 2016. - С.28.
41. Сакаева Л.Р. Методика обучения иностранным языка (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). - Казань, КФУ, 210. - С.189.
42. Соловова Е.Н Использование видеоматериалы на уроках иностранного языка / Соловова Е.Н // ELT NEWS & VIEWS. - 2003. - №1 - С.1-9.
43. Учебная программа общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №132 с углубленным изучение иностранных языков» Ниво- Савиновского района г. Казани. - 2017. - С.88. [Дата обращения: 10.02.2018]
44. Цветкова Л.А. Некоторые преимущества использования мультимедийных средств при обучении иностранному языку / Цветкова Л.А. // Англизский язык в школе. - 2009. - №4 - С.28-34.
45. Шатилова Е.Ф. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе и в вузе. / Шатилова Е.Ф. - СПб.: Образование. 1991. -С.156.
46. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. / Щукин А.Н. - М.: Филоматис. - 2006. - С.19
47. Ayupova P.A Teaching international communication to would-be Translators / Ayupova R.A., Guryanov I.O., Kubeninova L.S. // Modern journal of language teaching methods. - 2017. - C. 8.
48. Champoux J.E. Animated Films as a Teaching Material / Champoux
J.E. // Journal of Management Education, Vol. 25 - 2001. - No. 1, C.79-100.
49. Donelsen K.L. Cartoons and Animated Films Disney Would not Have Made Five Provocative Short Films / Donelsen K.L. // The High School Journal, Vol 55 - 1972. - No. 4 - C.157-161.
50. Eman, A.A. Effectiveness of an Educational Program via Anmated Movies Improving a Number of Cognitive Visual and Dynamic Visualisation Skills and Learning Some Rhythmic Gymnastics Skills (Comparative Study) / Eman, A.A., Naglaa, F.K. // World Journal of Sport Sciences. - 2010. - № 3 - С.359-376.
51. Gebhard J.G. Teaching English as a Foreign Language: A Teacher SelfDevelopment and Methodology Guide. / Gebhard J.G. Ann Arbor // The University of Michigan Press, 1996. - С.194.
52. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. / Harmer J. - London, 1991. - С.386.
53. Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes // J. B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth: Penguin, 1980. - 293 с.
54. Lier L.V. The Classroom and the Language Learner. / Lier L.V. - N.Y: Longman, 1998. - С.262.
55. Savignon, S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nd ed.). / Savignon, S.J. - USA: McGraw-Hill, 1997. - С.301.
56. Scarcella R.C., Oxford R.L. The Tapestry of Language Learning. The Individual in the Communicative Classroom. / Scarcella R.C. - Boston, 1992. - С.180.
57. Richard MacAndrew Window on Britain / Richard MacAndrew. - Oxford University Press - 2001. - C.23.
58. Smith C. The Early History of Animation: Saturday Morning TV Discovers 1915 / Smith C. // Journal of the University Film Association. - 1977. - №3 - C.23-30.
59. Wells P. Understanding Animation / Wells P. // Oxford University Press. - 1998 - C.65.