ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Рецептивные виды речевой деятельности 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Чтение как вид речевой деятельности 17
1.3. Рецептивные умения, входящие в состав коммуникативной
компетенции по рецептивным видам речевой деятельности 25
Глава II. Современная методика обучения рецептивным видам речевой деятельности 30
2.1. Коррективная технология «Техно-Р» в формировании
коммуникативной компетенции по рецептивным видам речевой деятельности 30
2.2. Эффективные приёмы обучения чтению по технологии «Техно-Р» 41
2.3. Эффективные приёмы обучения аудированию по технологии «Техно-Р» 46
Заключение 50
Библиография 53
Приложение А 1.1 57
Приложение А 1.2 59
Приложение А 1.3 61
Приложение Б 1.1 63
Приложение Б 1.2 65
Приложение Б 1.3
Глава I. Рецептивные виды речевой деятельности 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Чтение как вид речевой деятельности 17
1.3. Рецептивные умения, входящие в состав коммуникативной
компетенции по рецептивным видам речевой деятельности 25
Глава II. Современная методика обучения рецептивным видам речевой деятельности 30
2.1. Коррективная технология «Техно-Р» в формировании
коммуникативной компетенции по рецептивным видам речевой деятельности 30
2.2. Эффективные приёмы обучения чтению по технологии «Техно-Р» 41
2.3. Эффективные приёмы обучения аудированию по технологии «Техно-Р» 46
Заключение 50
Библиография 53
Приложение А 1.1 57
Приложение А 1.2 59
Приложение А 1.3 61
Приложение Б 1.1 63
Приложение Б 1.2 65
Приложение Б 1.3
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в средней общеобразовательной школе необходимо найти пути формирования коммуникативной компетенции школьников согласно государственному стандарту обучения иностранным языкам. Наше исследование посвящено развитию речевой компетенции, входящей в состав коммуникативной компетенции. В условиях отсутствия полноценной языковой среды по иностранным языкам особую значимость приобретают рецептивные виды речевой деятельности: аудирование и чтение. Учащиеся имеют возможность читать на иностранном языке, а также слушать аудиотексты на иностранном языке.
Предметом научного исследования данной работы является речевая компетенция в рецептивных видах речевой деятельности.
Объектом исследования является учебный процесс по формированию речевой компетенции учащихся в рецептивных видах речевой деятельности в средней общеобразовательной школе (на примере старшей ступени обучения французскому языку).
Основная цель нашего исследования: выявить наиболее эффективные приёмы формирования речевой компетенции в рецептивных видах речевой деятельности.
Исходя из цели исследования, нами поставлены следующие задачи:
1. обобщить научные данные по рецептивным видам речевой деятельности в области обучения французскому языку;
2. выявить приёмы использования поуровневого обучения аудированию и чтению;
3. разработать приёмы обучения согласно процессуальной стороне технологии «Техно-Р» в формировании речевой компетенции учащихся по чтению и аудированию на старшей ступени обучения в средней общеообразовательной школе.
Методологической основой исследования данной темы избраны труды таких учёных, как Л. В. Щерба, Е. И. Пассов, А. Н. Щукин, Н. Д. Гальскова, Р. К. Миньяр-Белоручев, И. Л. Бим, Е. Ф. Иванова, С. К. Фоломкина, В. Н. Васильева, а также материалы интернет источников.
Методами исследования послужили:
1) Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция;
2) Наблюдения, беседа;
3) Опытное обучение во время педагогической практики в школе.
Этапы исследования работы:
- выбор темы;
- планирование научной работы;
- конспектирование;
- составление библиографии;
- написание работы;
- проведение опытного обучения;
- представление работы к защите.
Новизна и теоретическая значимость работы выражается в разработке эффективных приёмов формирования коммуникативной компетенции учащихся в рецептивных видах речевой деятельности, таких, как приём создания ориентировочной основы речевых действий, приёмы направленные на понимание иноязычной речи.
Практическую значимость исследование приобретает в условиях использования разработок в средней общеобразовательной школе при обучении на уроках иностранного языка при формировании у учащихся речевой компетенции по рецептивным видам речевой деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе обобщён материал по рецептивным видам речевой деятельности, а именно по чтению и аудированию, рассмотрены основные приёмы, используемые для формирования речевой компетенции учащихся в рецептивных видах речевой деятельности в средней общеобразовательной школе. Также изложены основные положения понятия коммуникативная компетенция, её составные элементы, рассмотрены рецептивные умения, входящие в состав коммуникативной компетенции по рецептивным видам речевой деятельности, необходимые для формирования умения чтения и аудирования по французскому языку на старшей ступени обучения.
Вторая глава посвящена использованию поуровневого подхода к обучению чтению и аудированию в средней общеобразовательной школе, выявлению эффективных приёмов обучения, способствующих формированию коммуникативной компетенции в рецептивных видах речевой деятельности согласно коррективной технологии «Техно-Р».
В заключении обобщены результаты исследования, даны ответы на поставленные задачи.
Предметом научного исследования данной работы является речевая компетенция в рецептивных видах речевой деятельности.
Объектом исследования является учебный процесс по формированию речевой компетенции учащихся в рецептивных видах речевой деятельности в средней общеобразовательной школе (на примере старшей ступени обучения французскому языку).
Основная цель нашего исследования: выявить наиболее эффективные приёмы формирования речевой компетенции в рецептивных видах речевой деятельности.
Исходя из цели исследования, нами поставлены следующие задачи:
1. обобщить научные данные по рецептивным видам речевой деятельности в области обучения французскому языку;
2. выявить приёмы использования поуровневого обучения аудированию и чтению;
3. разработать приёмы обучения согласно процессуальной стороне технологии «Техно-Р» в формировании речевой компетенции учащихся по чтению и аудированию на старшей ступени обучения в средней общеообразовательной школе.
Методологической основой исследования данной темы избраны труды таких учёных, как Л. В. Щерба, Е. И. Пассов, А. Н. Щукин, Н. Д. Гальскова, Р. К. Миньяр-Белоручев, И. Л. Бим, Е. Ф. Иванова, С. К. Фоломкина, В. Н. Васильева, а также материалы интернет источников.
Методами исследования послужили:
1) Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция;
2) Наблюдения, беседа;
3) Опытное обучение во время педагогической практики в школе.
Этапы исследования работы:
- выбор темы;
- планирование научной работы;
- конспектирование;
- составление библиографии;
- написание работы;
- проведение опытного обучения;
- представление работы к защите.
Новизна и теоретическая значимость работы выражается в разработке эффективных приёмов формирования коммуникативной компетенции учащихся в рецептивных видах речевой деятельности, таких, как приём создания ориентировочной основы речевых действий, приёмы направленные на понимание иноязычной речи.
Практическую значимость исследование приобретает в условиях использования разработок в средней общеобразовательной школе при обучении на уроках иностранного языка при формировании у учащихся речевой компетенции по рецептивным видам речевой деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе обобщён материал по рецептивным видам речевой деятельности, а именно по чтению и аудированию, рассмотрены основные приёмы, используемые для формирования речевой компетенции учащихся в рецептивных видах речевой деятельности в средней общеобразовательной школе. Также изложены основные положения понятия коммуникативная компетенция, её составные элементы, рассмотрены рецептивные умения, входящие в состав коммуникативной компетенции по рецептивным видам речевой деятельности, необходимые для формирования умения чтения и аудирования по французскому языку на старшей ступени обучения.
Вторая глава посвящена использованию поуровневого подхода к обучению чтению и аудированию в средней общеобразовательной школе, выявлению эффективных приёмов обучения, способствующих формированию коммуникативной компетенции в рецептивных видах речевой деятельности согласно коррективной технологии «Техно-Р».
В заключении обобщены результаты исследования, даны ответы на поставленные задачи.
Качественное владение иностранными языками является необходимым условием для вхождения в открытое информационное пространство и общество, для общения, для облегчения процесса социализации в современной рыночной среде. Одной из основных задач модернизации образования является обеспечение знаний на уровне функциональной грамотности по крайней мере одного иностранного языка.
В течение многих лет учебные программы и стандарты в области преподавания иностранных языков сводили этот уровень только к обладанию чтением на уровне международных стандартов функциональной грамотности, при этом значительно меньше внимания уделялось устной речи, письменной речи и аудированию.
В рамках нового подхода к изучению иностранных языков подчёркивается важность не знаний о языке, а владение языковым материалом, коммуникативными умениями, способностью использовать эти знания и умения для решения конкретных коммуникативных задач в ситуациях общения.
Стоит сказать, что поставленная цель исследования - выявить наиболее эффективные приёмы формирования речевой компетенции в рецептивных видах речевой деятельности достигнута. Определённые вначале задачи способствовали решению данной проблемы. Был изучен и проанализирован материал по способам и приёмам формирования рецептивных видов речевой деятельности, который помог выявить какие приёмы на сегодняшний день являются самыми эффективными.
Использование этих приёмов в процессе обучения рецептивным видам речевой деятельности является актуальным при формировании иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы. Поэтому в условиях отсутствия полноценной коммуникативной среды формирование именно рецептивных умений обуславливает актуальность проведённого нами исследования. Как результат, нами были разработаны эффективные приёмы формирования речевой компетенции в рецептивных видах речевой деятельности согласно процессуальной стороне коррективной технологии «Техно-Р».
Особое внимание в работе было уделено поуровневому подходу в формировании речевой компетенции учащихся средней общеобразовательной школы по чтению и аудированию. Разработаны приёмы отдельно для каждого из исследуемых рецептивных видах речевой деятельности и на всех трёх уровнях понимания иноязычного текста:
- общее понимание текста;
- детальное понимание текста;
- критическое понимание текста.
В основу создания наших приёмов легла коррективная технология «Техно-Р», которая позволила разработать эффективные приёмы в формировании речевой компетенции учащихся. Выработана последовательная модель действий учащихся в процессе работы с иноязычным текстом как в письменном виде, так и на слух. Особое внимание было уделено возможности создания ориентировочной основы действий учащихся в процессе обучения, что существенно облегчает процессе обучения рецептивным видам речевой деятельности, а также приёмам обучения. Нами предложены и апробированы следующие приёмы:
- ознакомиться с жанром текста;
- проанализировать название;
- установить автора текста;
- установить ключевые слова;
- изучить задачи на понимание;
- найти ответы, обращаясь к тексту (чтение);
- найти ответы, опираясь на ассоциативную информацию (аудирование);
- проверить правильность ответов;
- осуществить самооценку.
Такая модель работы с учебным материалом, на наш взгляд, является достаточно эффективной. Об этом свидетельствуют результаты проведённого нами опытного обучения, после которого было выявлено, что учащиеся достигают лучших результатов благодаря умело применению учителем эффективных приёмов, дающих необходимый уровень понимания иноязычного текста в процессе обучения, и тем самым, формирую коммуникативную компетенцию учащих в рецептивных видах речевой деятельности.
Таким образом, необходимо сказать, что следует и дальше проводить работу в области формирования речевой компетенции. Важную роль при этом играют методические приёмы, направленные на овладение рецептивными видами речевой деятельности, включающие ориентировочную основу, тренировку, контроль и приводящие к успешным результатам обучения.
В течение многих лет учебные программы и стандарты в области преподавания иностранных языков сводили этот уровень только к обладанию чтением на уровне международных стандартов функциональной грамотности, при этом значительно меньше внимания уделялось устной речи, письменной речи и аудированию.
В рамках нового подхода к изучению иностранных языков подчёркивается важность не знаний о языке, а владение языковым материалом, коммуникативными умениями, способностью использовать эти знания и умения для решения конкретных коммуникативных задач в ситуациях общения.
Стоит сказать, что поставленная цель исследования - выявить наиболее эффективные приёмы формирования речевой компетенции в рецептивных видах речевой деятельности достигнута. Определённые вначале задачи способствовали решению данной проблемы. Был изучен и проанализирован материал по способам и приёмам формирования рецептивных видов речевой деятельности, который помог выявить какие приёмы на сегодняшний день являются самыми эффективными.
Использование этих приёмов в процессе обучения рецептивным видам речевой деятельности является актуальным при формировании иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы. Поэтому в условиях отсутствия полноценной коммуникативной среды формирование именно рецептивных умений обуславливает актуальность проведённого нами исследования. Как результат, нами были разработаны эффективные приёмы формирования речевой компетенции в рецептивных видах речевой деятельности согласно процессуальной стороне коррективной технологии «Техно-Р».
Особое внимание в работе было уделено поуровневому подходу в формировании речевой компетенции учащихся средней общеобразовательной школы по чтению и аудированию. Разработаны приёмы отдельно для каждого из исследуемых рецептивных видах речевой деятельности и на всех трёх уровнях понимания иноязычного текста:
- общее понимание текста;
- детальное понимание текста;
- критическое понимание текста.
В основу создания наших приёмов легла коррективная технология «Техно-Р», которая позволила разработать эффективные приёмы в формировании речевой компетенции учащихся. Выработана последовательная модель действий учащихся в процессе работы с иноязычным текстом как в письменном виде, так и на слух. Особое внимание было уделено возможности создания ориентировочной основы действий учащихся в процессе обучения, что существенно облегчает процессе обучения рецептивным видам речевой деятельности, а также приёмам обучения. Нами предложены и апробированы следующие приёмы:
- ознакомиться с жанром текста;
- проанализировать название;
- установить автора текста;
- установить ключевые слова;
- изучить задачи на понимание;
- найти ответы, обращаясь к тексту (чтение);
- найти ответы, опираясь на ассоциативную информацию (аудирование);
- проверить правильность ответов;
- осуществить самооценку.
Такая модель работы с учебным материалом, на наш взгляд, является достаточно эффективной. Об этом свидетельствуют результаты проведённого нами опытного обучения, после которого было выявлено, что учащиеся достигают лучших результатов благодаря умело применению учителем эффективных приёмов, дающих необходимый уровень понимания иноязычного текста в процессе обучения, и тем самым, формирую коммуникативную компетенцию учащих в рецептивных видах речевой деятельности.
Таким образом, необходимо сказать, что следует и дальше проводить работу в области формирования речевой компетенции. Важную роль при этом играют методические приёмы, направленные на овладение рецептивными видами речевой деятельности, включающие ориентировочную основу, тренировку, контроль и приводящие к успешным результатам обучения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ АУДИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Лингводидактический потенциал песенного текста в процессе обучения аудированию на уроке иностранного языка в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СОШ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ В ОБУЧЕНИИ РЕЦЕПТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Обучение иноязычной лексике как фактор формирования коммуникативных навыков на ступени основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



