Введение 3
1. Теоретические основы управления сбытом в организации 6
1.1 Сущность управления сбытом в организации 6
1.2 Формирование сбытовой политики организации 10
1.3 Современные проблемы управления сбытом 17
2 Анализ управления сбытом в ООО «Алмаз-Холдинг» 23
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО
«Алмаз-Холдинг» 23
2.2 Исследование системы управления ООО «Алмаз-Холдинг» 35
2.3 Анализ особенностей системы управления сбытом в ООО «Алмаз-
Холдинг» 39
3 Предложения по повышению эффективности системы управления сбытом
ООО «Алмаз-Холдинг» 50
3.1 Совершенствование сбытовой стратегии ООО «Алмаз-Холдинг» 50
3.2 Оптимизация ассортиментной политики ООО «Алмаз-Холдинг» 56
3.3 Оптимизация ценовой политики ООО «Алмаз-Холдинг» 62
Заключение 69
Список использованных источников 72
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование эффективной сбытовой политики - это непростой и довольно противоречивый вопрос в условиях сегодняшней действительности. Сбытовая политика должна выступать в качестве инструмента организации оптимального процесса продвижения продукции от производителя к покупателю; она должна обеспечивать доставку требуемых товаров и услуг в нужное для покупателя место, в нежное время, причем с невысокими расходами. В процессе движения товаров, материальные потоки в сбытовой политике генерируются с создаваемыми же ими финансовым, информационным и сервисным потоком.
Создание и потребление товара, практически всегда, не совпадают во времени и пространстве. Потому, какими бы уникальными потребительскими качествами не обладал бы готовый продукт, на настоящий коммерческий успех предприятие может рассчитывать только при условии грамотно организованного распределения и обмена товара с целью удовлетворения потребностей покупателей.
Вместе с тем, в основании сбытовой политики находится принципиальная ориентация удовлетворения разнообразных запросов покупателей и метод ее осуществления, рассматриваемый в качестве комплекса действий по максимальному приближению товара к целевой группе покупателей (или же, наоборот, привлечение покупателей к товару компании).
Теория и практика внедрения сбытовой политики довольно обширно представлены в работах ряда российских и иностранных специалистов в данной сфере - Аникина Б.А., Андреевой Н.В., Альбеков А.У., Волгина В.В., Родкиной Т.А., Дыбской В.В., Линдерс М.Р., Николайчук В.Е., Фирон Х.Е., Наймарк Ю.А., Родионовой Б.Н., Туровец О.Г., Федоровой Н.В., Чудакова А.Д. и др.
Некоторые нюансы сбытовой политики компании не изучены в достаточной мере, что и определило выбор проблематики выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: организация ООО «Алмаз-Холдинг».
Предмет исследования: производственно-коммерческая среда, методы и средства формирования сбытовой политики предприятия ООО «Алмаз- Холдинг».
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления сбытом в организации на примере ООО «Алмаз-Холдинг».
Основные задачи исследования:
- изучить сущность управления сбытом в организации;
- показать особенности формирования сбытовой политики организации;
- определить современные проблемы управления сбытом;
- дать общую характеристику финансово- хозяйственной
деятельности ООО «Алмаз-Холдинг»;
- исследовать систему управления ООО «Алмаз-Холдинг»;
- провести анализ особенностей системы управления сбытом в ООО «Алмаз-Холдинг»;
- предложить направления совершенствования сбытовой стратегии ООО «Алмаз-Холдинг»;
- разработать мероприятия по оптимизации ассортиментной и ценовой политики ООО «Алмаз-Холдинг».
Теоретической основой исследования являлись: современная литература по проблемам разработки сбытовой политики предприятия, корпоративные документы, отражающие особенности производимой и продаваемой предприятием продукции, информационное обеспечение анализа эффективности сбыта ООО «Алмаз-Холдинг».
Методологическая основа исследования: статистический и экономический анализ, а также графо-аналитический методы исследования и методы прогнозирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследования выявлены проблемы и определены пути развития сбытовой политики организации.
Сбыт - это комплекс мероприятий по доведению продукции до конечного покупателя с целью максимально удовлетворить его потребности.
Стратегия сбыта - это направление долговременного комплекса мероприятий предприятия по доведению продукции до потребителя с целью максимально удовлетворить его потребности и получить норму прибыли при наименьших издержках на единицу продукции.
ООО «Алмаз-Холдинг» - российская ювелирная производственная компания, основанная в 1993 году и являющаяся одной из ведущих в отрасли.
При осуществлении сбытовой деятельности ООО «Алмаз-Холдинг» придерживается стратегии прямой вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция является одной из альтернатив стратегии роста, которую еще называют наступательной стратегией. Вертикальная интеграция относится к стратегиям, которые обеспечивают компании внешний рост. ООО «Алмаз- Холдинг» сокращает трансакционные издержки путем исключения посредников в доставке товара до покупателя, холдинг имеет собственную торговую сеть и канал онлайн - реализации.
Необходимо понимать, что модель бизнеса, которая работала раньше, в условиях кризиса устарела. Основные инвестиции были направлены на открытие и развитие розничной сети ООО «Алмаз-Холдинг», чтобы рано или поздно прийти к замкнутому циклу: от производства до реализации, оставив в партнерах только оптовиков, с которыми предприятие работает десятилетиями. Розница до недавнего времени была одним из стратегических решений ООО «Алмаз-Холдинг», так как это позволяло удерживать развитие бизнеса на определенном уровне.
Недостатки стратегии вертикальной интеграции ООО «Алмаз- Холдинг»:
- более высокие расходы, если компания не в состоянии управлять новыми видами деятельности эффективно;
- владение снабжения и распределения каналов может привести к снижению качества продукции и снижению эффективности из-за отсутствия конкуренции;
- увеличение бюрократии и высокие инвестиции приводит к снижению гибкости;
- высокий потенциал для юридического последствия из-за размера (организация может стать монополистом);
- новые компетенции могут столкнуться со старыми и привести к невыгодному положению.
Вертикальная интеграция является только одной из альтернатив стратегии роста, которая избирается стратегией корпорации. И, эта стратегия не всегда может быть лучшим выбором для организации. Иногда альтернативы предлагают больше преимуществ.
В качестве направлений совершенствования сбытовой стратегии ООО «Алмаз-Холдинг» нами предлагаются рекомендации по продвижению сайта ювелирного предприятия в сети Интернет. В результате этого ООО «Алмаз- Холдинг» получит:
- грамотно оптимизированный сайт по максимальному количеству ключевых запросов;
- рост продаж и заявок уже спустя нескольких недель раскрутки;
- формирование бренда;
- продвижение ювелирного бренда по его уникальному названию;
- повышение узнаваемости компании и улучшение видимости позиции ресурса в поисковых систем (в итоге, рост количества посетителей и новых клиентов);
- размещение пресс-релизов в профильных интернет-СМИ для повышения уровня лояльности и доверия со стороны клиентов и профессионального сообщества;
- контекстную рекламу в «Яндекс.Директ» для моментального получения заказов;
- локальное продвижение по местонахождению ювелирных салонов ООО «Алмаз-Холдинг» в рамках таргетированного поиска.
Мы рекомендуем ООО «Алмаз-Холдинг» внедрять в практику деятельности ABC-анализ. Проводя АВС - анализ по каждой товарной группе, ООО «Алмаз-Холдинг» сможет максимально оптимизировать ассортимент ювелирных изделий. По опыту ювелирных заводов, исключение из ассортимента нерентабельных и малорентабельных изделий может увеличить выручку от продаж на 5-10%
Для ООО «Алмаз-Холдинг» можно предложить CRM-систему B2B SalesapCRM, которая помогает хранить базу клиентов в едином формате, автоматизировать рутинные бизнес-процессы, контролировать работу менеджеров, а также сама создает документы и отчеты. Если же говорить о реалистичных целях и задачах внедрения CRM, которые озвучивают руководители компаний, которые уже имеют опыт внедрения CRM-системы B2B SalesapCRM, то чаще всего это улучшение сервиса и контроля за сотрудниками, а также повышение продаж.
Таким образом, общий экономический эффект от предложений по повышению эффективности системы управления сбытом ООО «Алмаз- Холдинг» составит 5342,24 тыс.руб.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в четырех частях [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.02.2018.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.02.2018.
Книги, монографии
4. Бандурин, А.В. Стратегический менеджмент организации / А.В. Бандурин, Б.А.Чуб. - М.: Дело, 2012. - 280 с.
5. Баркан, Д. И. Управление продажами: учебник / Д. И. Баркан. - СПб.: Высш. шк. менеджмента: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2018. - 315 с.
6. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / Веснин В.Р. - М.: Триада-ЛТД, 2014. - 384 с.
7. Волков, О.И. Экономика предприятия / Волков О.И., Елизаров Ю.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 438 с.
8. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление: принципы
управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - М.: Эксмо: МИРБИС, 2016. - 508 с.
9. Герчикова, И.И. Менеджмент: учебник / Герчикова И.И. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2014. - 521 с.
10. Глухов, В.В. Основы менеджмента: учебник для вузов / Глухов В.В. - С.-Петербург: «Спец.литература», 2013. - 411с.
11. Денисова, И.Н. Розничная торговля непродовольственными товарами/ И.Н. Денисова. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 340 с.
12. Егорова, М.М. Маркетинг: конспект лекций / М.М. Егорова, Е.Ю. Логинова, И.Г. Швайко. - М.: Норма, 2014. - 180 с.
13. Еремин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинговая информация. Учебник / В.Н. Еремин. - М.: Кнорус, 2017. - 380 с.
14. Кислицына, В. В. Маркетинг: учебник / В. В. Кислицына. - Москва : ИД ФОРУМ, 2012. - 410 с.
15. Кнышова, Е. Н. Маркетинг: учебное пособие / Е. Н. Кнышова. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 440 с.
16. Лукашевич, В.В. Основы менеджмента в торговле / Лукашевич В.В. - М.: Экономика, 2015. - 618 с.
17. Маркетинг: учебник для вузов / под ред. В.А. Щегорцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 480 с.
18. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Дело, 2014. - 472 с.
19. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности Маркетинг» / А.П. Панкрухин. - М.: Издательство «Омега Л», 2015. - 430 с.
20. Пичурин, И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: учеб. пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. - 450 с.
21. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА- М, 2018. - 418 с.
22. Федорова, Л.П. Экономика и управление на предприятии (торговля
и общественное питание) / Л.П. Федорова. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2015. - 104 с.
23. Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Чуев И.Н., Чуева Л.Н. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 430 с.
24. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / Шеремет А.Д. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
25. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: Учебное пособие / Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
26. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 653 с.
27. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 616 с.
28. Экономика организаций: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 608 с.
29. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под ред. Зимина А.Ф.- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: ил.
30. Экономика: Учебное пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 375 с.
31. Экономика: Учебное пособие / Под ред. Е.Ф. Борисова. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Контракт, 2015. - 256 с.
Печатная периодика
32. Акулич, М. Методы анализа структуры сбыта предприятия / М. Акулич // Продажи. - 2010. - №1/2. - С.13-20.
33. Бурцев, В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №6. - С.20-25.
34. Волкова, Т.А. Концептуальные основы формирования системы упреждающего риск-менеджмента / Т.А. Волкова, С.А. Волкова, В.И. Тинякова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - № 51. - С. 40.
35. Мамаева, Л.Н. Информационные технологии и безопасность бизнеса / Л.Н. Мамаева // Информационная безопасность регионов. - 2016. - № 4 (25). - С. 17.
36. Пермякова, Е.А. Сущность понятия «стратегия сбыта» / Е.А. Пермякова // Успехи современной науки. -2017. Т. 3. - №2. - С.40-43.
37. Серебрякова, Н.А. Основные проблемы планирования инновационного развития хозяйственных систем / Н.А. Серебрякова // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2014. - № 4 (9). - С. 115¬116.
Электронные ресурсы
38. Волкова, Т. А. Особенности оценки экономической безопасности торговых предприятий / Т. А. Волкова, С. А. Волкова // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 23. - С. 66-70. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95258.htm.
39. Корнеев, А.Н. Современные инновации в области экономической безопасности организаций / А.Н. Корнеев // Науковедение. - 2016. - Т. 8. - № 5. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/33EVN516.pdf.
40. Кольган, М. В. Управление сбытовой деятельностью
производственного предприятия: понятие и основные тенденции / М. В. Кольган, Ю. С. Пристанскова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3176-3180. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2016/86671.htm.