Введение
1. Теоретические аспекты управления качеством обслуживания клиентов организации
1.1 Характеристика элементов, формирующих уровень обслуживания клиентов
1.2 Содержание системы управления обслуживанием и оценка качества обслуживания клиентов
1.3 Особенности, опыт и методы обеспечения качества обслуживания клиентов банка
2. Анализ процесса управления обслуживанием клиентов ПАО «Сбербанк»
2.1. Общая характеристика организации и среды ее функционирования
2.3 Оценка процесса управления качеством обслуживания клиентов ПАО «Сбербанк» и диагностика проблем обслуживания
3. Пути совершенствования управления качеством обслуживания
клиентов ПАО «Сбербанк»
3.1 Разработка предложений по организации клиентского пространства и информирования клиентов банка
3.3 Социально-экономическое обоснование эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления качеством обслуживания клиентов банка
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы сферы услуг и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Влияние этих изменений столь велико, что современную экономику часто называют сервисной или экономикой услуг.
Сфера услуг в России приносит 62,3% внутреннего валового продукта (ВВП). Данная сфера является сейчас наиболее развивающимся и с каждым годом увеличивает свой доход и увеличивает свой вес в ВВП страны [10, с. 6].
Управление качеством обслуживания в современном мире имеет значительное влияние на конкурентоспособность организации, что в свою очередь, влияет на стабильность доходов и прибыль. Сегодня на рынке огромное количество предприятий предлагают свои товары и услуги. С каждым днем конкуренция между ними ужесточается.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в сфере услуг конкурентоспособность организации уже давно не определяет ценовая политика, а прежде всего его качественные характеристики, одной из которых является качество обслуживания. Усовершенствовав качество обслуживания в организации, повышается лояльность клиента к компании.
Цель исследования - разработать программу совершенствования управления качеством обслуживания в организации. Исходя из цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты управления качеством обслуживания клиентов организации;
- Провести анализ процесса управления обслуживанием клиентов ПАО «Сбербанк»;
- Разработать рекомендации по совершенствованию управления качеством обслуживания клиентов ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования является структурное подразделение ПАО «Сбербанк России» №8588/029.
Предмет исследования - система управления качеством обслуживания клиентов структурного подразделения ПАО «Сбербанк России» №8588/029, который находится по адресу: г. Ульяновск, ул. Камышинская, д. 30.
Теоретической базой и аналитической базой послужили труды российских и зарубежных ученых в области менеджмента, управления качеством в сфере обслуживания и официальная информация публичного акционерного общества «Сбербанк России».
В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы.
Выпускная квалификационная работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной работы и приложений.
В ведении сформулирована цель работы и задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследуемой темы. Во второй главе изучена общая характеристика предприятия и проведен анализ существующей системы управления качеством обслуживания в ПАО «Сбербанк России» и выявлены основные проблемы. В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления качеством обслуживания в ПАО «Сбербанк России». В заключении подведены итоги исследования.
Подведя итоги исследования необходимо сделать выводы. Изучив теоретическую базу вопроса качества обслуживания клиентов организации, были сформулированы следующие заключения:
Основные компоненты качества обслуживания: стоимость и качество оказываемых услуг, качество офиса и бизнес-процессов, качество обслуживания сотрудников непосредственно контактирующих с клиентом.
а) Общая оценка качества обслуживания проводится по вышеназванным компонентам.
б) Механизм обеспечения качества обслуживания состоит из четырех
элементов: стандарты обслуживания, мотивация персонала, обучение
персонала и постоянная оценка качества обслуживания. Грамотная организация работы данных элементов системы поможет организации повысить качество обслуживания клиентов.
в) Оценка качества обслуживания в организации может проводится следующими методами: метод тайного покупателя, метод опроса и с помощью GAP-модели. Данные методы могут строится на концепциях: концепция SERVQUAL; концепция SERVPERF; концепция INDSERV.
ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим банком в России и предоставляет свои услуги более 70% населения страны. Данный банк занимает первое место в финансовом рейтинге банков по версии сайта банки.ру, но занимает 39 место по народному рейтингу, который так же проведен на сайте банки.ру. Система управления качеством обслуживания в банке требует совершенствования.
Проанализировав деятельность объекта исследования, сферы его деятельности и клиентов банка были предложены следующие рекомендации по совершенствованию качества обслуживания в структурном подразделении Сбербанка №8588/029:
а) Организация клиентского пространства в залах обслуживания и в залах ожидания (сидячие места в зале №3, установка напольных вешалок для верхней одежды, подставки для сумок в зоне «24 часа», информационный стенд с картой).
б) Предоставление услуги доставки банковских карт клиенту на дом с минимальными затратами;
в) Возможность клиентам зарезервировать расчетные счета, не обращаясь в офис банка. Заявку можно оставлять в онлайн-банке или по телефону в контактном центре Сбербанка.
г) Совершенствовать систему оценки качества обслуживания. Проводить опрос клиентов с уточнением критериев, по которому будет оцениваться банк.
д) Ежедневный анализ качества обслуживания консультантов банка в системе.
Предложенные рекомендации имеют социальное и экономическое обоснование. Совершенствование качества обслуживания удерживает старых клиентов и привлекает новых. Чем больше клиентов у банка, тем выше финансовые показатели эффективности организации. Каждый клиент приносит свой вклад в прибыль организации.
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 29.12.2015).
2. Федеральный закон от 13.03.1996 № 95-ФЗ «Об открытых
акционерных обществах открытого типа» (ред. от 29.06.2015).
Книги и монография
3. Абдулсалимова, А.А. Новые банковские продукты и потребности клиентов в них. - СПб.: Известия Санкт-Петербургского университета, 2015.- 450 с.
4. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 115 с.
5. Баженов, Ю.К. Менеджмент организации: метод. рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ. Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М : Дашков, 2013. - 168 с.
6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 405 с.
7. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 382 с.
8. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 215 с.
9. Бернстайн, Л. А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 178 с.
10. Бир, С. Наука управления. С. Бир; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: ЛКИ, 2015. - 120 с.
11. Боссиди, Л. Искусство результативного управления. Л. Боссиди, Р. Чаран. - М : Добрая книга, 2013. - 288 с.
12. Бреддик, У. Менеджмент в организации. - М.: «ИНФРА-М», 2016.
- 344 с.
13. Бобыкин, В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на
уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 2016. - 366с.
14. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Раздел I.
- Иркутск: БГУЭП, 2014. - 281 с.
15. Вебер, М. Бизнес-вычисления: практика расчета основных
показателей. - М. Вебер.; пер. с нем. - М.: Омега-Л, 2015. - 243 с.
16. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013.
- 501с.
17. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2015.
- 512 с.
18. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования. -М.: Дело и сервис, 2013. - 656 с.
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2014.- 563с
20. Лебедева, А.Э. Сервисная деятельность. Томск: ТУСУР, 2016. -294 с.
21. Роуз, П.С. Банковский менеджмент.- Пер. с англ. Гладова И.А.- М.: Дело ЛТД, 2014. - 620 с.
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятии. 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2013. - 688с.
23. Сапрыкин, И.В. Маркетинговая стратегия планирования корпоративных клиентов коммерческого банка - М.: Гелла, 2014. -145 с.
24. Севрук, В.Т. Банковский маркетинг. - М.: Дело, 2015. - 510 с.
25. Семенов, А.К. Этика менеджмента: учеб. Пособие. А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. - М.: Дашков И. К., 2013. - 272 с.
26. Сорина, Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов.
- М.: Экономист, 2016. - 192 с.
27. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Под ред. IO.JI. Свириденко. -М.: Изд-во МГУС, 2014. -165 с.
28. Устаев, А.Я. Мониторинг клиентов и его значение для повышения
стимулирующей роли банковского кредита. - СПб.: Изд-во Санкт-
Петербургского Аграрного университета, 2013. - 117 с.
29. Финансы предприятий. Учебное пособие. Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина, З.М. Смирнова. Под редакцией Е.М. Бородиной. - М: Финансы и статистика, 2014. - 423 с.
30. Фомичев С.К., Старостина A.A., Скрябина Н.И. Основы управления качеством. Киев: МАУП, 2015. - 367 с.
31. Чижов, H.A. Персонал банка: технология управления. - М.:Центрком, 2015. - 430 с.
Печатная периодика
32. Богатова, Т.В. - В центре - клиент. PC Week, № 40 // 2014.- С.90.
33. Джонсон, М., Херман, А. Ориентация на клиента - ключевой фактор успеха предприятия. Проблемы теории и практики управления, №2 // 2013.
- с. 76.
34. Зражевский, В.В. Индивидуальное банковское обслуживание - Private Banking . Деньги и Кредит. - №11 // 2014. - С.65.
35. Романеева Е.В. Управление качеством товаров и услуг на основе маркетинга. Е.В. Романеева. Школа университетской науки: парадигма развития. - № 3-4 // 2014. - 320 с.
36. Суворов, А.В. Клиент для банка или бланк для клиента? Финансы и кредит. №6 // 2015. - 302 с.
37. Федорусенко, А.В. Совершенствование платежной системы банка. Банковское дело, №8 // 2013. - 60 с.
38. Якушев В.И. Как измерить качество? Век качества. №5 // 2016.- 245 с.
Электронные ресурсы
39. Официальный сайт независимого финансового портала - Banki.ru[электронный ресурс] - режим доступа:http://www.banki.ru/
40. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» [электронный ресурс]
- режим доступа:http: //www.sberbank.com/ru