Влияние игры на развитие воображения детей дошкольного возраста с ЗПР (Специальная психология и педагогика, Омский Государственный Педагогический Университет)
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 268 «Елочка» г. Омска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки.
Есть много приложений.
Введение 3
1 Теоретические подходы к изучению процесса воображения дошкольников с задержкой психического развития 5
1.1 Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР 5
1.2 Значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР 9
2 Анализ развития воображения старших дошкольников с ЗПР 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы и методики исследования 16
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 30
Приложение Б 31
Приложение В 33
Приложение Г 34
Приложение Д 35
Актуальность исследования. Наблюдается проблема роста численности детей с задержкой психического развития (ЗПР) на текущем этапе развития образования. У дошкольников, относящихся к этой категории, возникают трудности предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, под которой подразумеваются низкая успеваемость, сложности взаимоотношений с окружающими, отклонения от норм поведения. Актуальность проблемы развития воображения у детей связана с тем, что этот психический процесс представляет собой неотъемлемую часть любой формы творческой деятельности человека, а также его поведения в целом.
Общее становление личности ребенка приходится на дошкольное детство, в это же время закладываются основы для его развития в будущем. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и др., воображение является не только предпосылкой глубокого понимания учебного материала, но и условием творческого преобразования знаний, которыми обладают дети. Тем не менее, вопросы, связанные с воображением детей с задержкой психического развития проработаны мало, обобщающие работы публикуются без таких разделов.
Проблема исследования. Развитие воображения старших дошкольников с ЗПР с использованием развивающих игр - одно из условий готовности к обучению в школе, однако технология данного процесса все еще разработана слабо.
Предмет исследования. Особенности использования развивающих игр, которые способствуют развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования. Особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования. Выявить особенности влияния игры на развитие воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить основные особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР;
2. Раскрыть значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР;
3. Провести анализ особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы исследования. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседы, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад компенсирующего вида № 268 «Елочка» г. Омска.
Исследование проводилось в 2017 году в два этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач.
2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента.
В эксперименте принимали участие 10 детей, все из которых обладают диагнозом «задержка психического развития». При комплектовании экспериментальной группы учитывались: однотипный характер клинической формы ЗПР и возраст детей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы, приложения, которое включает 4 таблицы, 1 рисунок к методикам.
Проведенный в данной работе эксперимент выявил достаточно низкий уровень развития воображения у дошкольников с ЗПР. Такой показатель связан прежде всего с отсутствием творческого начала и других негативных особенностей воображения данной категории детей. Однако, систематически используя комплекс специализированных игр с рекомендациями по их применению, возможно развивать воображение детям с ЗПР.
Анализ теоретической базы в ходе выполнения работы позволяет сделать вывод о том, что проблема совершенствования процесса воображения у дошкольников с задержкой психического развития посредством использования игр мало изучена.
Благодаря данной работе, сведения и свойственные черты воображения старших дошкольников с задержкой психического развития можно обобщить. Помимо этого, раскрываются особенности неполноценности формирования процесса воображения у таких детей. Также эта работа позволяет сравнить их с детьми, которые развиваются нормально.
Можно отметить, что цель экспериментальной работы была достигнута, так как с помощью проведенного исследования установлены характерные особенности воображения детей с задержкой психического развития. Во второй главе работы отражены итоги и результаты, полученные при проведении экспериментально-опытного исследования. Согласно этим данным, дошкольникам с задержкой психического развития уровень в основном свойственен низкий уровень развития воображения, чему соответствует слабовыраженный положительный мотивационно-потребностный компонент в творческой деятельности, отсутствие самостоятельности самовыражения, а также слабость детализации образов. У детей возникали трудности в ходе выполнения творческих заданий, где необходимо изменять, комбинировать заданный сюжет. Также они испытывали сложности с заданиями на создание собственных замыслов и их реализацию.
Воображение находится на низком уровне развития в связи с органическими или функциональными нарушениями. Детям с задержкой психического развития нелегко использовать образы памяти и восприятия, у них наблюдается нарушение целостности создания образа, также не выполняется регулирующая функция речи. У большего количества детей отмечаются недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении.
Дошкольникам с ЗПР для того чтобы начать выполнять задание после того, как получена инструкция, необходимо больше времени. Задания, в которых требуется включение воображения на материале, они выполняют хуже. По этой причине дети не всегда получают непосредственный интерес.
Стимулировать формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста реально и необходимо. Это касается, как здоровых детей, так и тех, кто имеет нарушения слуха, зрения или задержку в развитии. При этом важно верно разрабатывать программы и подбирать подходящие, приносящие результат упражнения. Необходима связь между воображением ребенка-дошкольника и его жизнью. Воображение должно быть ее творческим отражением.
Таким образом, необходимо использование развивающих игр для оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах именно в игре.
1. Андрианова, Е.И. О развитии двигательной памяти у детей с задержкой психического развития с помощью игр и игровых упражнений // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2015. - №88. – С. 17-19.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
3. Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов : Вузовское образование, 2014. - 74 с
4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
5. Запорожец А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70.
6. Кожина, О. И., Харитонова, Е. А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития// Перспективы науки и образования. – 2014. - №2. – С. 126-128.
7. Кондратьева О. А., Юрина Н. С. Изучение гендерных особенностей воображения старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 116–120.
8. Кравцова Е. Развитие воображения/Е.Кравцова//Дошкольное воспитание. -2005. -№ 12. - С. 17.
9. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского / Е.Е. Кравцова // Национальный психологический журнал. – 2012(б). – № 1(7) – С. 61-67.
10. Максименко Н.В. Влияние народной педагогики на развитие творческих способностей старших дошкольников / Н.В. Максименко // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 4 (76). – С. 49
11. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх//Восп. и обуч. детей с нарушениями развития –М.: Просвещение –2002 - №3 С. 24-29.
12. Поваляева И. Ш., Маркова С. В. Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1911–1915
13. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 223 с.
14. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова (соавт. Поляков А.М., Горудко Т.В., Гаврилко Т.И., Винникова Е.А.). — Минск: Выш. шк., 2012. – 511 с.
15. Ткачева, М. С., Хилько, М. Е. Возрастная психология : конспект лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. – 200 с.
16. Фомина, Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. – 2015. - №5. – С. 265-267.
17. Хорькова, А.С. Влияние коррекционно-развивающих подвижных игр на детей с отклонениями интеллектуального развития // Вестник Югорского государственного университета. – 2017 г. Выпуск 1. С. 154-157