Влияние игры на развитие воображения детей дошкольного возраста с ЗПР (Специальная психология и педагогика, Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 268 «Елочка» г. Омска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки.
Есть много приложений.
Введение 3
1 Теоретические подходы к изучению процесса воображения дошкольников с задержкой психического развития 5
1.1 Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР 5
1.2 Значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР 9
2 Анализ развития воображения старших дошкольников с ЗПР 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы и методики исследования 16
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 30
Приложение Б 31
Приложение В 33
Приложение Г 34
Приложение Д 35
Есть много приложений.
Введение 3
1 Теоретические подходы к изучению процесса воображения дошкольников с задержкой психического развития 5
1.1 Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР 5
1.2 Значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР 9
2 Анализ развития воображения старших дошкольников с ЗПР 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы и методики исследования 16
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 30
Приложение Б 31
Приложение В 33
Приложение Г 34
Приложение Д 35
Актуальность исследования. Наблюдается проблема роста численности детей с задержкой психического развития (ЗПР) на текущем этапе развития образования. У дошкольников, относящихся к этой категории, возникают трудности предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, под которой подразумеваются низкая успеваемость, сложности взаимоотношений с окружающими, отклонения от норм поведения. Актуальность проблемы развития воображения у детей связана с тем, что этот психический процесс представляет собой неотъемлемую часть любой формы творческой деятельности человека, а также его поведения в целом.
Общее становление личности ребенка приходится на дошкольное детство, в это же время закладываются основы для его развития в будущем. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и др., воображение является не только предпосылкой глубокого понимания учебного материала, но и условием творческого преобразования знаний, которыми обладают дети. Тем не менее, вопросы, связанные с воображением детей с задержкой психического развития проработаны мало, обобщающие работы публикуются без таких разделов.
Проблема исследования. Развитие воображения старших дошкольников с ЗПР с использованием развивающих игр - одно из условий готовности к обучению в школе, однако технология данного процесса все еще разработана слабо.
Предмет исследования. Особенности использования развивающих игр, которые способствуют развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования. Особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования. Выявить особенности влияния игры на развитие воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить основные особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР;
2. Раскрыть значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР;
3. Провести анализ особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы исследования. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседы, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад компенсирующего вида № 268 «Елочка» г. Омска.
Исследование проводилось в 2017 году в два этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач.
2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента.
В эксперименте принимали участие 10 детей, все из которых обладают диагнозом «задержка психического развития». При комплектовании экспериментальной группы учитывались: однотипный характер клинической формы ЗПР и возраст детей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы, приложения, которое включает 4 таблицы, 1 рисунок к методикам.
Общее становление личности ребенка приходится на дошкольное детство, в это же время закладываются основы для его развития в будущем. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и др., воображение является не только предпосылкой глубокого понимания учебного материала, но и условием творческого преобразования знаний, которыми обладают дети. Тем не менее, вопросы, связанные с воображением детей с задержкой психического развития проработаны мало, обобщающие работы публикуются без таких разделов.
Проблема исследования. Развитие воображения старших дошкольников с ЗПР с использованием развивающих игр - одно из условий готовности к обучению в школе, однако технология данного процесса все еще разработана слабо.
Предмет исследования. Особенности использования развивающих игр, которые способствуют развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования. Особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования. Выявить особенности влияния игры на развитие воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить основные особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР;
2. Раскрыть значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР;
3. Провести анализ особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы исследования. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседы, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад компенсирующего вида № 268 «Елочка» г. Омска.
Исследование проводилось в 2017 году в два этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач.
2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента.
В эксперименте принимали участие 10 детей, все из которых обладают диагнозом «задержка психического развития». При комплектовании экспериментальной группы учитывались: однотипный характер клинической формы ЗПР и возраст детей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы, приложения, которое включает 4 таблицы, 1 рисунок к методикам.
Проведенный в данной работе эксперимент выявил достаточно низкий уровень развития воображения у дошкольников с ЗПР. Такой показатель связан прежде всего с отсутствием творческого начала и других негативных особенностей воображения данной категории детей. Однако, систематически используя комплекс специализированных игр с рекомендациями по их применению, возможно развивать воображение детям с ЗПР.
Анализ теоретической базы в ходе выполнения работы позволяет сделать вывод о том, что проблема совершенствования процесса воображения у дошкольников с задержкой психического развития посредством использования игр мало изучена.
Благодаря данной работе, сведения и свойственные черты воображения старших дошкольников с задержкой психического развития можно обобщить. Помимо этого, раскрываются особенности неполноценности формирования процесса воображения у таких детей. Также эта работа позволяет сравнить их с детьми, которые развиваются нормально.
Можно отметить, что цель экспериментальной работы была достигнута, так как с помощью проведенного исследования установлены характерные особенности воображения детей с задержкой психического развития. Во второй главе работы отражены итоги и результаты, полученные при проведении экспериментально-опытного исследования. Согласно этим данным, дошкольникам с задержкой психического развития уровень в основном свойственен низкий уровень развития воображения, чему соответствует слабовыраженный положительный мотивационно-потребностный компонент в творческой деятельности, отсутствие самостоятельности самовыражения, а также слабость детализации образов. У детей возникали трудности в ходе выполнения творческих заданий, где необходимо изменять, комбинировать заданный сюжет. Также они испытывали сложности с заданиями на создание собственных замыслов и их реализацию.
Воображение находится на низком уровне развития в связи с органическими или функциональными нарушениями. Детям с задержкой психического развития нелегко использовать образы памяти и восприятия, у них наблюдается нарушение целостности создания образа, также не выполняется регулирующая функция речи. У большего количества детей отмечаются недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении.
Дошкольникам с ЗПР для того чтобы начать выполнять задание после того, как получена инструкция, необходимо больше времени. Задания, в которых требуется включение воображения на материале, они выполняют хуже. По этой причине дети не всегда получают непосредственный интерес.
Стимулировать формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста реально и необходимо. Это касается, как здоровых детей, так и тех, кто имеет нарушения слуха, зрения или задержку в развитии. При этом важно верно разрабатывать программы и подбирать подходящие, приносящие результат упражнения. Необходима связь между воображением ребенка-дошкольника и его жизнью. Воображение должно быть ее творческим отражением.
Таким образом, необходимо использование развивающих игр для оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах именно в игре.
Анализ теоретической базы в ходе выполнения работы позволяет сделать вывод о том, что проблема совершенствования процесса воображения у дошкольников с задержкой психического развития посредством использования игр мало изучена.
Благодаря данной работе, сведения и свойственные черты воображения старших дошкольников с задержкой психического развития можно обобщить. Помимо этого, раскрываются особенности неполноценности формирования процесса воображения у таких детей. Также эта работа позволяет сравнить их с детьми, которые развиваются нормально.
Можно отметить, что цель экспериментальной работы была достигнута, так как с помощью проведенного исследования установлены характерные особенности воображения детей с задержкой психического развития. Во второй главе работы отражены итоги и результаты, полученные при проведении экспериментально-опытного исследования. Согласно этим данным, дошкольникам с задержкой психического развития уровень в основном свойственен низкий уровень развития воображения, чему соответствует слабовыраженный положительный мотивационно-потребностный компонент в творческой деятельности, отсутствие самостоятельности самовыражения, а также слабость детализации образов. У детей возникали трудности в ходе выполнения творческих заданий, где необходимо изменять, комбинировать заданный сюжет. Также они испытывали сложности с заданиями на создание собственных замыслов и их реализацию.
Воображение находится на низком уровне развития в связи с органическими или функциональными нарушениями. Детям с задержкой психического развития нелегко использовать образы памяти и восприятия, у них наблюдается нарушение целостности создания образа, также не выполняется регулирующая функция речи. У большего количества детей отмечаются недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении.
Дошкольникам с ЗПР для того чтобы начать выполнять задание после того, как получена инструкция, необходимо больше времени. Задания, в которых требуется включение воображения на материале, они выполняют хуже. По этой причине дети не всегда получают непосредственный интерес.
Стимулировать формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста реально и необходимо. Это касается, как здоровых детей, так и тех, кто имеет нарушения слуха, зрения или задержку в развитии. При этом важно верно разрабатывать программы и подбирать подходящие, приносящие результат упражнения. Необходима связь между воображением ребенка-дошкольника и его жизнью. Воображение должно быть ее творческим отражением.
Таким образом, необходимо использование развивающих игр для оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах именно в игре.
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024



