Введение 3
1. Теоретические аспекты организации сбытовой политики с использованием
интернет-технологий 6
1.1. Понятия и сущность сбыта и сбытовой политики предприятия 6
1.2. Цели, задачи, функции и этапы формирования сбытовой политики
предприятия 10
1.3. Организация сбытовой политики в среде Интернет 20
2. Практические аспекты применения интернет-технологий в организации
сбытовой политики предприятия на примере ООО «Мир Упаковки» 29
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Мир Упаковки» 29
2.2. Характеристика сбытовой политики и маркетинга в ООО «Мир Упаковки» 40
2.3. Анализ использования интернет -технологий в системе сбыта ООО «Мир Упаковки» 46
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой политики ООО
«Мир Упаковки» с использованием интернет-технологий 59
3.1. Предложения по модернизации и редизайну сайта интернет -магазина «Мир
Упаковки» 59
3.2. Разработка рекламных кампаний по привлечению покупателей в интернет-магазин «Мир Упаковки» 65
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 70
Заключение 75
Список использованных источников 80
Приложения 84
На сегодняшний день сбытовая политика занимает значимое место в системе комплекса маркетинга, которой предприятия уделяют повышенное внимание, поскольку только благодаря грамотно и эффективно организованной системе сбыта предприятие имеет возможность рассчитывать на получение высоких финансовых результатов.
Большинство специалистов по маркетингу ставят организацию сбытовой политики на первое место, поскольку определяют, что она является центральным и самым важным элементом всей деятельности предприятия, нацеленной на повышение конкурентоспособности продукции и самого предприятия на рынке. Без эффективно организованной системы сбыта вся остальная деятельность предприятия утрачивает смысл, так как получать доход предприятие не сможет.
В нынешнее время при постоянном развитии информационных технологий все большее значение в организации сбытовой политики предприятия приобретают Интернет-технологии.
Их внедрение в деятельность позволяет предприятиям более быстро и гибко адаптироваться к меняющимся рыночным условиям, к постоянно растущим и меняющимся предпочтениям потребителей.
Актуальность применения интернет -технологий в деятельности
предприятия заключается в том, что Интернет позволяет быстро удовлетворять информационные потребности клиентов, создавать и налаживать взаимоотношения предприятия с потребителями, облегчает потребителям процесс покупок, дает предприятиям возможность повышать свою узнаваемость самыми различными способами.
Также в рамках сбытовой политики использование интернет-технологий позволяет значительно сократить некоторые расходы, например, на содержание физического магазина, на традиционную рекламу (визитки, радио, телевидение и т.д.), путем организации интернет-представительств предприятия и дистанционной продажи товаров (например, создание интернет -магазинов,
групп в социальных сетях).
Г рамотное применение интернет-технологий может принести предприятию высокую прибыль и выстроить узнаваемый положительный образ в глазах потребителей.
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию сбытовой политики предприятия, основанной на применении интернет-технологий.
Для достижения цели в рамках исследования были поставлены следующие задачи:
- анализ понятийного аппарата сбытовой политики и этапов ее формирования на предприятии;
- исследование процесса организации сбытовой политики в среде Интернет;
- проведение организационно-экономического анализа деятельности ООО «Мир Упаковки»;
- анализ применения интернет -технологий в системе сбыта ООО «Мир Упаковки»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию сбытовой политики с использованием интернет-технологий в ООО «Мир Упаковки»;
- расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций.
Объект исследования - торгово-закупочное предприятие ООО «Мир
Упаковки».
Предмет исследования - организация сбытовой политики предприятия с применением интернет-технологий.
В выпускной квалификационной работе будут применены такие основные методы исследования, как анализ литературы, кабинетное исследование, логический анализ, наблюдение, опрос, сравнение.
В процессе анализа литературы рассматриваются работы Ф. Котлера, Е.П. Михалевой, Р.А. Фатхутдинова, С.П. Казакова, М.Л. Калужского, Т.Н. Черняховской и др.
Практическая значимость проведения исследования заключается в разработке рекомендаций для ООО «Мир Упаковки», касающихся использования интернет-технологий в системе сбыта объекта исследования.
Основной информационной базой, используемой при проведении исследования, являются книги и монографии, учебники, электронные ресурсы, документы предприятия.
Сегодня сбытовая политика, являющаяся частью классического комплекса маркетинга 4P, становится элементом деятельности предприятий, которому необходимо уделять пристальное и повышенное внимание.
Отсутствие хорошо организованной системы сбыта и контроля над ней говорит о бессмысленности всей деятельности предприятия, так как следствием отсутствия сбыта является отсутствие дохода и дальнейшее прекращение существования предприятия.
Предприятиям необходимо уделять важное внимание сбытовой политике при организации своей деятельности, поскольку она затрагивает все основные элементы и процессы, принимающие участие в перемещении продукции от производителя до потребителя.
Также все более важную роль в деятельности предприятия, в том числе и при организации сбытовой политики, начинают играть различные интернет - технологии.
С каждым годом количество пользователей сети Интернет возрастает.
По данным Омнибус ГФК-Русь количество пользователей Интернета в период с 2008 по 2018 год выросло с 25% до 75,4%. По сравнению с 2017 годом количество пользователей Интернета в 2018 году выросло на 3 млн. человек.
Отмечается, что на конец 2018 года 90 млн. пользователей активно пользуются Интернетом.
По данным Российской Ассоциации электронной коммуникации количество заказов через интернет-магазины российских компаний по итогам 2018 года выросло на 25% и составило 241 млн. руб.
Следует отметить, что в B2B сегменте по данным Forrester 93% покупателей осуществляют покупки онлайн в случае, когда знают, что им необходимо, а 56% покупателей желают выполнять закупки самостоятельно без контакта с менеджерами.
Статистика показывает, что Интернет продолжает становиться привлекательной и удобной площадкой для большого количества пользователей.
Благодаря внедрению интернет-технологий предприятия получают возможность более быстро адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям.
Тема грамотного применения интернет-технологий в организации сбытовой политики предприятия становится все более актуальной для бизнеса, поскольку с постоянным развитием информационных технологий и быстро меняющимися интересами и нуждами пользователей.
Интернет становится привлекательным и эффективным средством осуществления деятельности предприятий, который дает им возможность значительно улучшить финансовые результаты, существенно сократить некоторые расходы (например, на содержание физического магазина, на традиционную рекламу), и стать более конкурентоспособными.
Интернет дает возможность быстро и качественно удовлетворять информационные запросы клиентов, налаживать взаимоотношения предприятия с потребителями, делать процесс покупок для потребителей проще и менее затратным по времени, дает возможность предприятиям повысить свою узнаваемость.
Проведенное исследование позволило достичь цели выполнения данной работы. Были разработаны рекомендаций по совершенствованию сбытовой политики предприятия, основанной на применении интернет-технологий.
Для достижения цели были проделаны следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты применения интернет -технологий в организации сбытовой политики, в рамках которых были предложены собственные определения понятий «сбыт» и «сбытовая политика», также был рассмотрен процесс организации сбытовой политики в среде Интернет: «сбыт» был определен как деятельность по доведению готовой продукции до конечных потребителей, включающей проведение разного рода мероприятий (организационных, финансовых и т.д.), конечной целью которой является получение прибыли от реализации продукции, а «сбытовая политика» была охарактеризована как совокупность решений и стратегий предприятия, принимаемых руководством, в области сбыта с целью тщательной организации и контроля всех важных составляющих деятельности фирмы, которые непосредственно влияют на реализацию готовой продукции и её эффективную доставку до конечного потребителя;
- изучена общая характеристика деятельности ООО «Мир Упаковки», в рамках которой были рассмотрены миссия, принципы компании, проведен комплексный SWOT-анализ компании и разработаны рекомендации, нацеленные на работу над ее слабыми сторонами, также были рассмотрены основные финансовые результаты компании;
- изучены система сбыта и маркетинг ООО «Мир Упаковки, в рамках которых были выявлены используемые компанией офлайн (баннеры, визитки, вывеска и др.) и онлайн (Jivosite) инструменты маркетинга, выявлены инструменты стимулирования сбыта, включающие скидки, акции, коммерческие предложения, дисконтные карты, также был рассмотрен торгово - технологический процесс компании, включающий работу менеджеров по продажам и сотрудников склада в процессе организации сбыта продукции;
- проведен анализ применения интернет-технологий в системе сбыта ООО «Мир Упаковки», в рамках которого была проанализирована работа сайта- интернет-магазина и его внешнее оформление, вследствие чего были выявлены определенные недостатки, касающиеся основного онлайн канала сбыта компании - интернет-магазина, имеющие влияние на показатель конверсии сайта, показавшего низкое значение, и включающие:
а) непривлекательный дизайн и оформление сайта;
б) технические неудобства пользования сайтом;
- разработаны рекомендации по совершенствованию сбытовой политики ООО «Мир Упаковки» с применением интернет-технологий и дана оценка эффективности предложенных рекомендаций.
В рамках проведенного исследования были предложены следующие рекомендации, которые на данный момент находятся в процессе их внедрения в деятельность системы сбыта ООО «Мир Упаковки»:
- редизайн сайта интернет-магазина с зелено-рыжего на сине-красные цвета, гармонирующие с логотипом;
- оформление текста на сайте единым шрифтом Roboto;
- оформление разделов сайта интернет-магазина в виде подвесных табличек на кольцах;
- доработка страницы «оформление заказа» для неавторизованных пользователей;
- доработка текста с выделением и расстановкой акцентов на страницах «о компании» и «доставка и оплата»;
- изменение и замена существующих фотографий продукции на качественные фотографии, выполненные на едином белом фоне;
- разработка баннеров для главной страницы сайта как визитных карточек, нацеленных на привлечение пользователей к определенной продукции.
Также в рамках исследования была проведена работа по запуску рекламных кампаний в Google.Adwords и Яндекс.Директ, нацеленных на сбыт определенной продукции и привлечение дополнительного трафика на сайт.
Рекламные кампании настраивались на такие виды продукции как мешки для мусора, полиэтиленовые крышки и офисная бумага. Результаты кампаний по первым двум видам товаров показали не слишком высокие результаты, поскольку они не являются хорошо продаваемой продукцией, однако кампания для офисной бумаги принесла достаточно неплохие результаты, поскольку является более запрашиваемым товаром среди клиентов.
Работа с рекламными кампаниями в комплексе с улучшенным сайтом интернет-магазина «Мир Упаковки» может впоследствии привести к высоким показателям продаж.
Если торговое предприятие нацелено на увеличение прибыли, на развитие и улучшение качества своей деятельности, в таком случае ему необходимо
постоянно работать над улучшением отдельных элементов деятельности, будь то совершенствование товарной, коммуникационной политики,
совершенствование системы сбыта офлайн или онлайн и т.д.
При этом, следует отметить, что придумать, разработать и внедрить идеи по улучшению деятельности предприятия недостаточно, поскольку для того, чтобы они не были реализованы впустую, необходимо рассчитать прогнозируемые результаты их внедрения.
В процессе разработки идей важно выявить будет ли от их реализации выгода или же они, наоборот, принесут убыток, то есть необходимо рассчитать экономическую эффективность и сроки окупаемости разработанных идей.
В рамках работы по расчету экономической эффективности предложенных рекомендаций были указаны затраты, необходимые для их внедрения.
Для выявления прогноза увеличения выручки от рекомендаций был рассчитан средний показатель продаж до внедрения рекомендаций, также рассчитано изменение показателя продаж после внедрения каждой рекомендации по отдельности и в комплексе.
Согласно полученным результатам, выручка от рекомендации по модернизации и редизайну сайта интернет -магазина показывает прирост в 85 тыс. руб., а выручка от рекомендации по разработке рекламных кампаний показывает прирост в 25 тыс. руб.
На основе имеющихся затрат и полученной выручки был рассчитан прирост прибыли по каждой из предложенных рекомендаций, далее была рассчитана экономическая эффективность и срок окупаемости предложенных рекомендаций.
Следует отметить, что результаты внедрения рекомендаций показывают положительные значения (эффективность выше единицы, прибыль превышает затраты).
В целом предложенные рекомендации дают возможность ООО «Мир Упаковки» улучшить свою деятельность в области сбыта, которые в дальнейшем несомненно приведут к хороших финансовым результатам.
1. Баранов, А.Е. Интернет -психология / А.Е. Баранов. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 264 с.
2. Баркан, Д.И. Управление продажами: Учебник / Д. И. Баркан; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - 908 с.
3. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999. - 656 с.
4. Ефимова, С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж. М.: Прогресс, 2004. - 396 с.
5. Казаков, С.П. Маркетинг: учеб. по направлению подгот. 080200.62 «Менеджмент». Уровень подгот. «Бакалавр» / [Липсиц И.В.]; под ред. И.В.Липсица. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2012. - 576 с.
6. Калужский, М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка ОмГТУ. - Москва : Экономика, 2014. - 328 с.
7. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
8. Маслова, Т. и др. Маркетинг: Учебник для вузов 4-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПБ.: - Питер, 2012. - 448 с.
9. Михалева, Е.П. Маркетинг: учебное пособие для СПО / Е. П. Михалева. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 213 с.
10. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. - 407 с.
11. Черняховская, Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование. - (Основы наук), 2008. - 533 с.
Электронные ресурсы
12. Абдурзакова, М.А., Мутулаева, М.А, Эскерханова, Л.Т. Роль интернет
магазина в современном мире / Научный центр «ОРКА», 2018 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orcacenter.ru/joumals/modern-
research/mr.2018.12.13.pdf
13. Басовский, Л.Е. Маркетинг. Курс лекций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.wikireading.ru/41112
14. Бреусова, Е.А., Смирнова Е. В. Сбытовая политика в деятельности современной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 203-206 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46200.htm
15. Бурцев, В.В. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2002 год
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. mavriz. ru/articles/2002/6/128. html
16. Бурцев, В.В. Сбытовая политика коммерческой организации / "Аудит и налогообложение", 2005, N 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.lawmix. ru/bux/9353 8
17. Калужский, М.Л. Практический маркетинг: Учебное пособие для вузов,
2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //studfiles. net/preview/2688624/page: 7/
18. Калужский, М.Л. Трансформация маркетинга в электронной коммерции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. cfin. ru/press/practical/2013-01/01. shtml#_ftn 10
19. Крылова, Г.Д. Маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bugabooks.com/book/113-marketing/23-33-sbytovaya-politika.html
20. Мельников, И. Сбытовая политика предприятия и сервис [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://ur-consul.ru/Bibli/Sbytovaya-politika-
pryedpriyatiya-i-syervis.html#Sbytovaya-politika-pryedpriyatiya-i-syervis-Index
21. Михалева, Е.П. Маркетинг: конспект лекций [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
www. redov. ru/delovaj a_literatura/marketing_konspekt_lekcii/p7. php
22. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marketing.spb.ru/read/m11/3.htm
23. Соловьев, Б.А. Маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook307/
24. Третьяк, С.Н. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m164/3_2.htm
25. Хасенова, А.А., Жусупов, А.Р. Современная концепция повышения
эффективности сбытовой деятельности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //cyberleninka. ru/article/v/sovremennaya-kontseptsiya-
povysheniya-effektivnosti-sbytovoy-deyatelnosti-predpriyatiya
26. Чеботарева, Н.В., Машков, А.С. Развитие каналов распределения в электронной коммерции // Молодой ученый, 2016. - №25. - С. 421-423 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/129/35682/
27. Чернозубенко, П. Корпоративные продажи / Проект «Записки маркетолога» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. marketch. ru/marketing_dictionary/marketing_terms_k/corporate_sales/
28. Чернозубенко, П. Сбытовая политика / Проект «Записки маркетолога»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/sbytovaya_politika/
29. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом: учебное пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studbooks.net/1526966/marketing/formirovanie_sbytovoy_sistemy_predpriyat iya
30. Шибаков, В.Г., Уварова, Г.А. Инструментарии маркетинга и их особенности при формировании сбытовой политики / Журнал Региональная экономика: теория и практика 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru/article/v/instrumentarii-marketinga-i-ih-osobennosti-pri-
formirovanii-sbytovoy-politiki
31. Оценка состояния конкурентный среды в России / Аналитический Центр При Правительстве РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ac. gov. ru/files/publication/a/16783. pdf
32. Нетология / Как увеличить продажи интернет -магазина - Режим
доступа: www.netology.ru/blog/398-kak-uvelichit-prodaji-internet-magazina-v-10-
shagov/
33. Эффективность интернет-магазина: 8 основных метрик KPI / Блог
InSales - Режим доступа: www.insales.com.ua/blogs/blog/kak-opredelit-
effektivnost-raboty-magazina/
34. Анализ сайта онлайн - Режим доступа: www.seogadget.ru/
35. Сервис анализа сайтов CY-PR.com - Режим доступа: www.cy-pr.com/
Документы и материалы предприятия
36. Бухгалтерский баланс ООО «Мир Упаковки» 2015-2018 гг
37. Отчет о финансовых результатах ООО «Мир Упаковки» 2015 -2018 гг.
38. Рекламный кабинет ООО «Мир Упаковки» в Google Adwords
39. Рекламный кабинет ООО «Мир Упаковки» в Яндекс. Директ
40. Статистика по интернет-магазину «Мир Упаковки» в Google Analytics
41. Статистика по интернет-магазину «Мир Упаковки» в Яндекс.Метрика
42. Официальный интернет-магазин «Мир Упаковки» - Режим доступа: www.packs.ru/