Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты профилактики детского алкоголизма………………………………………………………………….
6
1.1 Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема…….. 6
1.2 Причины и особенности детского алкоголизма……………………... 11
1.3 Профилактика детского алкоголизма как направление социально-педагогической деятельности……………………………………………...
19
Глава 2 Деятельность социального педагога по профилактике детского алкоголизма в школе ……………………………………………………....
26
2.1 Выявление «групп риска» алкогольной зависимости среди детей в школе…….…………………………………………………………………..
26
2.2 Программа работы социального педагога по профилактике детского алкоголизма в условиях школы.………………………………..
36
Заключение………………………………….…………………………….... 40
Библиографический список……………………………………………….. 42
Приложение ………………………………………………………………... 47
В современном обществе отмечается всё возрастающее количество проявлений девиантного поведения. Особенно пугает рост детской и подростковой преступности, жестокости, агрессивности, безнадзорности и беспризорности. Озабоченность социальных институтов распространением данных деструктивных явлений вызвана пониманием того, что их увеличение принимает лавинообразный характер. В основе отклоняющегося поведения лежит социальная дезадаптация людей. Пропаганда средствами массовой информации праздного, гедонистического образа жизни, романтизация преступности неблагоприятно влияет на детей, подростков, молодых людей и способствует появлению девиаций.
Социально-психологическая деформация современного общества ведёт к росту форм девиантного и криминального поведения среди несовершеннолетних. Одной из форм девиантного поведения выступает аддиктивное поведение. В течение длительного времени зависимость от химических веществ является одной из первых проблем, ставшей глобальной, которая обсуждаются на мировом уровне и поиск решений в рамках которых всегда актуален. В настоящее время проблема употребления алкогольных напитков, наркотических и психоактивных веществ во многих странах приобрела общегосударственный характер. Слишком велик ущерб, который эта беда наносит отдельным людям, семьям, коллективам и всему обществу в целом. С увеличением потребления алкогольных напитков, наркотических и психоактивных веществ растёт преступность в стране, падает нравственность, наносится экономический ущерб обществу и, ко всему прочему, снижается уровень здоровья населения. Алкоголизация и наркотизация населения обоснованно отнесена к одной из основных угроз национальной безопасности. Решение этой проблемы – это важнейшая задача государства. Профилактика зависимостей от химических веществ должна быть главной составляющей общественной повестки.
Исследованиям факторов риска употребления алкоголя посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. (Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский, Ю.П.Лисицын, Н.Я.Копыт, В.Д.Москаленко и другие).
Важным следствием роста алкогольной зависимости среди детей и подростков стали увеличение уровней безнадзорности, социального сиротства и подростковой преступности.
Нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация детей и подростков, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой социально-педагогической работы, которая была бы направлена на предупреждение алкоголизма у детей и подростков.
В связи с этим необходимо форми¬рование профессиональных кадров, способных организовать и ус¬пешно осуществлять профилактическую деятельность путем создания социального пространства, защищающего детско-подростковый контингент от употребления алкоголя. Именно социальный педагог, главной сферой деятельности которого служит социум, в частности социальное пространство жизнедеятельности детей и школы, должен быть тем специалистом, в чьи первостепенные обязанности войдет вос¬питание здорового поколения. А прово¬димые профилактические мероприятия по предупреждению зависимости от алкоголя будут сочетаться с це-ленаправленным обучением детей и под¬ростков здоровому образу жизни.
Разработка основ профилактической работы по предупреждению алкоголизма в подростковой среде содержится в работах В.С. Битенского, А.В. Гоголевой, С.А. Кулакова, А.Е. Личко, К.С. Лисецкого, В.Д. Менделевича и др.
Особое внимание заслуживают работы в области изучения проблемы «первичной профилактики» (С.В. Березин, В.С. Битенский, А.В. Гоголева, А.Е. Личко, К.С. Лисецкий, Н.Ю. Самыкина и др.)
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в условиях школы.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма школьников.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка программы социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма школьников.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и социально-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к изучению подросткового алкоголизма, разработке программы профилактики алкоголизма у детей и подростков в условиях школы.
База исследования: «Шаромская средняя школа»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Подростки представляют собой самую незащищенную категорию населения в плане опасности возникновения зависимости от алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ.
В основе формирования любой психологической зависимости лежит потребность объекта снимать напряжение, вызывая интенсивные эмоции, соответственно, профилактическая работа должна быть направлена на поиск других способов снятия напряжения без таких опасных последствий, которые можно было бы предложить подросткам.
Традиционно в системе профилактической работы с подростками выделяется три уровня. Первичный уровень направлен на выявление и устранение причин, провоцирующих такое поведение, и предполагает работу как с подростками группы риска, так и с подростками, не проявляющими склонности к аддиктивному поведению. Объектом профилактической работы на данном уровне является также их ближайшее социальное окружение. Вторичный уровень профилактики предполагает работу с подростками, у которых наблюдается склонность к формированию аддиктивного поведения с целью изменения моделей поведения и развития личностных ресурсов, препятствующих аддикции. Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения подростков, зависимых от алкоголя.
Средства антиалкогольной пропаганды в школе включают циклы лекций и бесед, собрания и конференции, кино, наглядные пособия – плакаты, выставки, планшеты, стенные газеты.
Препятствием в вопросах профилактики алкоголизации может стать отсутствие у родителей педагогической и психологической грамотности. В этой ситуации образовательное учреждение и родители должны стать союзниками, причем задача школы состоит не только в проведении непосредственной профилактической работы с детьми, но и в оказании информационно-консультативной поддержки родителям. Основной проблемой в этой связи остается невостребованность этих видов помощи со стороны родителей, ориентированных во многих случаях на материальное обеспечение детей и делегирующих полномочия в области их воспитания образовательным учреждениям.
Васильков А. А. Системный подход в решении проблемы «теория здоровья» // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 1. – С. 18-20.
2. Георгиевская Ю.В. Молодежь как объект социального воздействия: некоторые факторы, формирующие девиантное поведение в молодежной среде // Гуманитарные исследования. – 2005. – № 4. – С. 42-51.
3. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.- Воронеж, 2002.
4. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 32-38.
5. Данилова Е.А. Реализация государственной молодежной политики в важнейших сферах жизнедеятельности // Социология образования. – 2008. – № 7. – С. 71-77.
6. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №1. – С. 16-21.
7. Дубин Б. Утраченные иллюзии: подбор статей о современной молодежи // Знание-сила. – 2004. – №5.– С. 24-39.
8. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 1. – С. 35-44.
9. Звоновский В.Б. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи // Вестник общественного мнения. – 2007. – № 1. – С. 54-61.
10. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1999. – 268 с.
11. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 2. – С. 183-198.
12. Зубок Ю. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска: Социальная политика // Социальные исследования. – 2003. –№ 4. – С. 27-35.
13. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 1. – С. 147-162.
14. Иванишенко Н.Н. Социальная ответственность и гражданская активность молодежи // Социология. – 2007. – № 3/4. – С. 22-34.
15. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. – № 3. – С. 124-128.
16. Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор: к проблеме социализации молодого поколения современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 180-192.
17. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1999. – 205 с.
18. Конституция Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2017.
19. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: Олсиб, 2001.
20. Кузьмич В. Ценности и проблемы современной молодежи: взгляд социолога // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2003. – № 1. – С. 81-86.
21. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.; СПб., 1998.
22. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. – 2004. – № 9. – С. 68-73.
23. Левитская А. О законопроектной деятельности в сфере молодежной политики // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 3-8.
24. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – М.: Просвещение, 2000. – С. 19.
25. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство.– Л.: Медицина, 1991.
26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – М.: МЕДпресс, 2005.
27. Молодежная политика в российских регионах: сборник научных статей. – Мысль, 2004. – 308 с.
28. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. – 2002. – №1. – С. 34-39.
29. Никольский Д. Социология молодежи. – М.: Феникс, 2002. – 149 с.
30. Пелипас В.Е. Проблемные ситуации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами (сообщение 1) // Вопросы наркологии. 1998. – №4. – С. 34-38.
31. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. – 2000. – № 12.– С. 50-55.
32. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 83-90.
33. Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодёжи: Сборник материалов конференции / под ред. К.С. Лисецкого, С.В. Березина, Н.Ю. Самыкиной. – Самара: Изд-во "Самарский ун-т", 2001. – 128 с.
34. Простов А.Ф. Социально-культурологический анализ проблем современной российской молодежи // Вопросы культурологии. – 2006. – № 9. – С. 51-58.
35. Рогов В.И. Криминализация молодежи: негативные процессы и поиск решения // Человек и закон. – 2000. – №3. – С. 42-47.
36. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. – 2004. – № 5.
37. Ручкин Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 1.
38. Рущенко И.П., Сердюк А.А. Социологический мониторинг употребления психоактивных веществ в молодёжной среде // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. – Харьков: Финарт, 2002. – С. 93-101.
39. Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 48-56.
40. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Академия, 2008.
41. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер / под ред. С.А. Беличевой. – М.: Наука, 1993. – 290 с.
42. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр, 2006.
43. Халтурина Д.А. Алкоголь и наркомания как фактор демографического кризиса // СОЦИС. – 2006. – № 4. –С. 104-111.
44. Ховрин А.Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 1. – С. 121-138.
45. Ховрин А.Ю. Решение демографической проблемы: социальное партнерство молодежи, власти, общества // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2. – С. 141-162.
46. Шакурова В.М. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.
47. Шаламова Л.Ф. Социальная активность молодежи: принципы управления // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 96-99.
48. Шаламова Л.Ф. Социальное самочувствие и социальная активность молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2. – С. 172-184.
49. Шаламова Л.Ф. Технологии активизации социального потенциала молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 5. – С. 202-220.
50. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 96 с.
51. Шустов Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. – М.: Когито-Центр, 2005.