Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета формирования выручки 6
1.1 Понятие и порядок признания выручки от продаж продукции (работ, услуг)
в бухгалтерском учете 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) 16
2. Особенности учета выручки от продаж в ПАО «Таттелеком» 23
2.1 Бухгалтерский учет выручки в ПАО «Таттелеком» 23
2.2 Контроль за поступлением выручки в ПАО «Таттелеком» 32
2.3 Пути совершенствования учёта выручки в ПАО «Таттелеком» 40
3. Анализ выручки от оказания услуг в ПАО «Таттелеком» 47
3.1 Анализ динамики и структуры выручки в ПАО «Таттелеком» 47
3.2 Факторный анализ выручки от оказания услуг ПАО «Таттелеком» 52
3.3 Прогнозирование выручки ПАО «Таттелеком» 62
Заключение 71
Список использованных источников 74
Основополагающую роль в общем объеме доходов любого предприятия играет выручка от продаж продукции (работ, услуг). Будучи основным источником денежных поступлений, выручка является важнейшей категорией бухгалтерского учета и анализа доходов. Выручка отражает эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, его инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость.
Следует отметить актуальность темы выпускной квалификационной работы. Выручка от продаж продукции (работ, услуг) используется организациями для возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств. Непрерывность и бесперебойность деятельности организации обеспечивается ее своевременным поступлением. В противном случае, организация сталкивается с рядом проблем: снижение прибыли, перебои в процессе хозяйствования, наложение штрафных санкций, нарушения исполнения договорных условий и т.д. Этим обуславливается необходимость подробного изучения данного показателя. Злободневность выбранной темы вызвана также введением нового международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» на фоне общемировой тенденции приведения локальных систем учета в соответствие с международными стандартами.
Объектом исследования является Публичное Акционерное Общество «Таттелеком».
Предметом исследования являются учет, контроль и анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг), а также пути ее увеличения на предприятии ПАО «Таттелеком».
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и обобщение теоретических и практических вопросов учета, контроля и анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг) на предприятии.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы бухгалтерского учета формирования вы-ручки от продаж продукции (работ, услуг);
- рассмотреть особенности бухгалтерского учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ПАО «Таттелеком»;
- изучить синтетический и аналитический учет выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- оценить качество системы внутреннего контроля ПАО «Таттелеком»;
- проанализировать выручку от продаж продукции (работ, услуг) ПАО «Таттелеком»;
-оценить факторы влияющие на показатель, выявить резервы роста;
- на основе исследования и проведенного анализа дать рекомендации по оптимизации процесса формирования выручки организации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Первая глава раскрывает понятие, экономическую сущность изучаемой категории. Содержит принципы признания выручки от продаж продукции (ра¬бот, услуг) в соответствии с отечественными и международными стандартами учета.
Вторая глава содержит исследование бухгалтерского учета выручки, и контроля за ее поступлением на примере ПАО «Таттелеком».
В третьей главе представлены результаты проведения анализа динамики и структуры выручки, факторного анализа, прогнозирования изучаемого показателя, а также даны рекомендации по его увеличению.
Теоретическую основу данного исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, российские и международные стандарты бухгалтерского учета, работы, статьи различных авторов по вопросам бухгалтерского учета и экономического анализа. Информационной базой исследования является бухгалтерская отчетность ПАО «Таттелеком», первичная документация организации, регистры бухгалтерского учета.
В выпускной квалификационной работе был рассмотрен учет, контроль и анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере публичного акционерного общества «Тателеком», занимающегося оказанием услуг в сфере телекоммуникаций.
В соответствии с поставленными задачами были изучены теоретические основы бухгалтерского учета выручки, рассмотрены особенности учета и контроля выручки в ПАО «Таттелеком», проанализированы и выявлены факторы, влияющие на выручку Общества.
Синтетический учет выручки ПАО «Таттелеком» ведется на счете 90 «Продажи». К данному счету в Обществе открыты следующие субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж». Согласно учетной политике ПАО «Таттелеком», выручка по всем видам оказанных услуг признается в том же периоде, в котором они были оказаны, другими словами, используется метод начисления.
Порядок учета выручки от оказания услуг ПАО «Таттелеком» соответствует порядку, закрепленному в учетной политике, которая, в свою очередь, со-ответствует положениям действующих нормативных документов. Данные бухгалтерской отчетности соответствуют данным, занесенным в учетные регистры организации.
Кроме того, в организации функционирует система внутреннего контроля, которая решает ряд очень важных задач. К основным задачам СВК относятся: контроль за соблюдением законодательства, контроль сохранности активов Общества и эффективности использования ресурсов, обеспечение непрерывности деятельности, контроль достоверности, корректности, целостности и актуальности финансовой и управленческой информации и отчетности и другие. Безусловно, обеспечить тотальный контроль над процессом поступления выручки невозможно, однако, проведенный в ходе исследования тест системы внутреннего контроля, позволил оценить ее надежность как высокую.
В процессе поиска путей совершенствования бухгалтерского учета выручки, Обществу было предложено использование в бухгалтерском учёте ПАО «Таттелеком» специализированной учётной программы, настроенной согласно специфике организации. Данная программа позволит улучшить качество учёта, повысить контроль над его ведением и понизить риск допущения грубых ошибок и нарушений.
Проведенный анализ динамики и структуры выручки показал, что ПАО «Таттелеком» функционирует успешно. В отчетном периоде выручка Общества возросла на 2,4% по сравнению с предыдущим. Наибольшую долю в структуре выручки занимает выручка от оказания цифровых телекоммуникационных ус¬луг - 50,9%. С целью выяснения причин, повлиявших на рост выручки, был проведен факторный анализ. Факторный анализ показал, что рост выручки был вызван изменениями в структуре и количестве оказываемых услуг.
Для нахождения комплектного резерва, в процессе исследования было изучено влияние на показатель средств труда, предметов труда, а также трудовых ресурсов. В результате произведенных расчетов, комплектный резерв со-ставил 495 млн.руб. По итогам проведенного факторного анализа был сделан вывод о том, что в большей мере на уменьшение выручки от реализации услуг ПАО «Таттелеком» в 2017 году повлияло уменьшение значений экстенсивных факторов. Качественные же показатели, напротив, положительно повлияли на размер выручки. Благодаря этому выручка организации выросла по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Помимо факторного анализа был проведен прогнозный анализ выручки от оказания услуг Общества. Результаты прогнозного анализа имеют огромное значение для любого хозяйствующего субъекта, поскольку они позволяют определить стратегию организации, а также приоритетные направления ее деятельности. Прогнозный анализ ПАО «Таттелеком» выявил тенденцию к росту исследуемого показателя. По результатам прогнозирования в 2018 году выручка может составить 9093,495 млн.руб.
По результатам проведенных исследований Обществу был дан ряд рекомендаций, способствующих более успешному его функционированию, а также рациональному использованию имеющихся у организации ресурсов. Предложенные в работе рекомендации позволят усовершенствовать учетно-аналитические процессы ПАО «Таттелеком».
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи выполнены.
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402- ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». Последнее обновление 25.04.2018 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая: Ферельный закон от 26.01.1996 г., № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018 г.) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». Последнее обновление 25.04.2018 г.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Приказ о типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Стандарты
8. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 «Вы-ручка по договорам с покупателями» [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 27.06.2016 И98н // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
Книги, монографии
9. Абдукаримов, И.Т., Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — М. : ИН- ФРА-М, 2017. — 320 с.
10. Басовская, Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пос. / Л.Е.Басовский, Е.Н.Басовская - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 366 с.
11. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рын¬ка : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 260 с. — (Выс¬шее образование: Бакалавриат).
12. Булатов, А.С. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под.ред. д-ра Э40 экон. наук лроф. А.С. Булатова. — М.: Экономисть, 2004 — 896 с.
13. Вахрушина, М.А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учеб. Пособие / М.А. Вахрушина, Л.А. Мельникова, И.С. Пласкова. - М. 2005- 320 с.
14. Галицкая, С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия: учебное пособие. СПб.: Эксмо, 2015. 656 с.
15. Грачева, Е.Ю., Н.Ю. Орлова Правовое регулирование бухгалтерского учета: учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Н. Ю. Орлова.. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
16. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов /Ю.Ф. Елизаров. - 3-е изд., испр. - М.: Изд.: «Экзамен», 2015.-494 с. (Серия «Учебник для вузов»)
17. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. М.: Омега-Л, 2014. 348 с.
18. Зарук, Н., Винничек Л. Управление финансовой устойчивостью предприятий // Экономика, управление. - 2015 - №12. - С. 51 - 59.
19. Либерман, И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / И.А. Либерман. - 4-e изд. - М.: РИОР, 2007. - 220 с.
20. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Лысенко Д.В. — М.: Инфра-М,2009. — 320 с.
21. Поздняков, В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / РЭА им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 617 с.
22. Пупкин, В.С. Производственный и операционный менеджмент / Под ред. В.С. Пупкина. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2014. -950с.
23. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 512 с.
24. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 607 с.
25. Сотникова, Л.В. Бухгалтерская отчетность организации / Л.В. Сотникова. - М.: ИПБ России: ИПБР-БИНФА, 2005. - 363 с.
26. Стражев, В.И., Латыпова О.В. Теория бухгалтерского учета : учеб. пособие- М. : Выш. шк., 2010. - 205 с.
27. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт Издат, 2013. -543с.
28. Татарников, Е.А. Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы / Научная книга; Москва; 2009 - 419с.
29. Фридман, А.М. Финансы организации (предприятия): учебник - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 488 с.
Печатная периодика
30. Бобровский, В.А. Методика прогнозирования выручки с помощью авторегрессионной модели /Вестник МГТУ им Г.И. Носова № 1- 2009.92
31. Никонова, А.Н. Доходы и расходы в российском учете и МСФО // Главбух. - 2013. - № 11. - 65 с.
32. Павлюченко, Т.Н. // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2017. - №1 (52) , 26 января 2017.
33. Плотников, В.С., Плотникова О.В. Принципы учета выручки по договорам с клиентами, формируемые в МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №27. - С. 2¬11.
34. Сметанко, А. В. Проблемы бухгалтерского учета при переходе на международные стандарты финансовой отчетности / А. В. Сметанко, С. В. Власов, Д. С. Москалюк // Научный альманах. — 2016. — № 9-1 (23). — С. 35-39.
35. Сметанко А. В. Теоретические аспекты раскрытия сущности и значения учета финансовых результатов / А. В. Сметанко, К. Е. Судакова // Научный альманах. — 2016. — № 10-1 (24). — С. 286-288.
Электронные ресурсы
36. Муромцева, А.С. Выручка как один из источников формирования финансовых ресурсов предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40367
37. Шкаберда, В. А., Сметанко А. В., Поповская А. С. Основные на¬
правления совершенствования учета и контроля финансовых результатов организации // Молодой ученый. — 2017.— №5. — С. 270-273. — URL
https: //moluch.ru/archive/139/39042/
38. Годовой отчет ПАО «Таттелеком» [Электронный ресурс] // Сайт «Таттелеком.ру» // URL: http://my.tattelecom.ru/toinvestors/annualreports
39. Термины и определения [Электронный ресурс] // Сайт «Таттелеком.ру» // URL:
https://newlk.tattelecom.ru/help_auto_payment/termin/;jsessionid=wYZGVKGGnxQYqkLG8BMvJ2DLK9nBqR9p7pTtvwkhG5MCCVLfKGzc!1378060228
40. Учредительные и внутренние документы [Электронный ресурс] //
Сайт «Таттелеком.ру» // URL:
http://my.tattelecom.ru/toinvestors/internaldocuments