Введение
1. Теоретические основы совершенствования системы управления в
организации 7
1.1 Понятие и сущность системы управления в организации 7
1.2 Элементы системы управления в организации 13
1.3 Особенности системы управления организацией на предприятиях в сфере
поставок оборудования 25
2. Анализ системы и структуры управления в ООО «Медиана - Форт» 34
2.1 Общая характеристика ООО «Медиана - Форт» 34
2.2. Система управления в ООО «Медиана - Форт» 41
2.3 Выявление особенностей системы управления в ООО «Медиана - Форт» 44
3. Развитие системы управления в организации на примере ООО «Медиана- Форт» 51
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в
ООО «Медиана - Форт» 51
3.2 Расчёт эффективности предложенных мероприятий 62
3.3. Направление дальнейшего совершенствования системы управления в ООО «Медиана - Форт» 75
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 86
Система управления организацией - это непрерывная система влияния на производительность работника, группы или организации в целом для получения наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Одним из проявлений экономического роста является увеличение спроса на продукцию различных отраслей. При этом одновременно растет и конкуренция на традиционных рынках сбыта.
В современных условиях хозяйствования для российских предприятий важным фактором повышения конкурентоспособности является создание и внедрение эффективной системы управления в организации, которая бы способствовала уменьшению затрат в ходе поставки, производства, распределения и оптимизации процесса сбыта продукции.
Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.
Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
На производственном предприятии большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д.
Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся самой организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.
Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.
В современных условиях и рамках жесткой конкуренции перед организацией стоит задача выживания и успешного функционирования. Предприятие представляет собой сложную экономическую систему, состоящую на входе из десятков и сотен видов сырья, материалов, топлива и энергии, информации, а на выходе преобразует это все в разнообразную продукцию и услуги. Одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является умение использовать экономические знания об особенностях управления организацией в современных условиях на практике. Во многом достигнутые результаты обусловлены наличием подходящей организационной структуры, позволяющей осуществлять качественное и эффективное управление.
Организационная структура - это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей. Организационная структура является одним из наиболее важных элементов организации, так как она во многом определяет эффективность управления. Таким образом, можно сказать, что изучение и анализ подходов к совершенствованию системы управления предприятием в настоящее время является важным фактором деятельности любого предприятия. Так как организационная структура носит подчиненный характер по отношению к целям организации, в курсовой работе представлена система целей организации основные из которых заключаются в увеличении доли рынка и включают в себя следующие моменты: создание сети филиалов, увеличение доли рынка, диверсификация деятельности (новый товар на новый рынок), решение социальных задач.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в силу многоаспектности целей и задач, стоящих перед современной организацией, управление ею требует специальных знаний, а также использование методов и приемов, обеспечивающих результативно-эффективную совместную деятельность сотрудников всех структурных подразделений. Правильность построения структуры организации определяет достижение целей организации, реализацию ее стратегии и взаимодействие с внешней средой.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать мероприятия по совершенствованию системы управления на предприятиях промышленной сферы.
Для достижения поставленной цели, целесообразно решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы совершенствования системы управления в организации;
2) Провести анализ системы и структуры управления в ООО «Медиана- Форт»;
3) Предложить мероприятия по развитию системы управления в организации на примере ООО «Медиана-Форт».
Объект исследования: ООО «Медиана-Форт».
Предмет выпускной квалификационной работы - система управления ООО «Медиана-Форт».
Теоретической основой настоящей работы послужили законы и подзаконные акты РФ, нормативные документы, постановления Правительства РФ, таких учёных, как Беляев В.И., Березин И.С., Богатова Е.Р., Богомолова И.П.
Методологическая снова исследования представлена методами: обобщения, моделирования, исторического анализа, сравнительно-правового анализа литературных источников и документов.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретического и методического обеспечения процессов совершенствования организации управленческой деятельности хозяйствующих субъектов.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по обеспечению информатизации процессов управленческой деятельности и повышению эффективности ее деятельности.
Гипотезой исследования является то, что повышение эффективности управленческой деятельности является возможностью для увеличения прибыли предприятия, за счет оптимизации и ликвидации сложных мест в сбытовой политике компании.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Таким образом, по результатам проведенного анализа эффективности управления деятельности ООО «Медиана -Форт», был сделан вывод о том, что вследствие неправильно выстроенных отношений с поставщиками, из-за которых закупки ТМЦ неэффективны, возникают проблемы, связанные с неритмичностью поставок и их задержкой. В результате этого происходит неравномерное изменение ТМЦ в структуре запасов, что также свидетельствует о неэффективности деятельности и негативном влиянии на экономическую эффективность предприятия.
Сбытовая политика организации также направлена! на повышение эффективности ООО «Медиана - Форт так как в сфере сбыта окончательно проявляются все усилия маркетинга по повышению прибыльности, приспосабливая сбытовую сеть под потребителя, фирма имеет больше шансов выстоять в конкурентной борьбе, именно в данной сфере предприниматель находится ближе к покупателю.
Проведенный анализ формирования спроса и стимулирования сбыта позволил предложить в целях дальнейшего совершенствования управления организацией:
- увеличить расходы на рекламу продукции;
- внедрить мероприятия, направленные на создание положительного имиджа организации (благотворительные мероприятия, пропаганда передового сбыта, связь с прессой, телевидение, радио, формирование общественного мнения);
- внедрить политику скидок для различных групп потребителей продукции.
За время работы в ООО «Медиана -Форт» технологии» удалось:
- изучить структуру предприятия;
- ознакомиться с обязанностями специалиста отдела снабжения и сбыта;
- принять непосредственное участие в переговорах с клиентами и партнерами компании;
- приобрести практические навыки работы в предстоящей должности;
- развить профессиональные [качества, необходимых для работы в соответствующих должности структурах;
- ознакомиться с основными сферами деятельности предприятия;
- ознакомиться с различными документами по основным направлениям деятельности организации.
По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения (по состоянию на 31 декабря 2017 г.) и результатов деятельности ООО «Медиана - Форт» в течение анализируемого периода.
Среди показателей, исключительно хорошо характеризующих результаты деятельности организации, можно выделить следующие:
- положительная динамика рентабельности продаж (+0,5 процентных пункта от рентабельности 2,1% за 2015 год);
- за последний год получена прибыль от продаж (1 196 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+453 тыс. руб.);
- чистая прибыль за период 01.01-31.12.2017 составила 843 тыс. руб. (+279 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом);
- рост прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки ООО «Медиана - Форт» (+0,8 коп. к 2 коп. с рубля выручки за период с 01.01.2015 по 31.12.2015).
Анализ выявил следующие отрицательные показатели финансового положения и результатов деятельности организации:
- коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,03);
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение, не соответствующее нормативному (-0,15);
- коэффициент абсолютной ликвидности не укладывается в нормативное значение;
- недостаточная рентабельность активов (3,1% за последний год).
Показатели финансового положения ООО «Медиана - Форт», имеющие критические значения:
- существенно ниже нормы коэффициент текущей (общей) ликвидности;
- коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 6% (нормальное значение: 70% и более);
- критическое финансовое положение по величине собственных оборотных средств.
На предприятии ООО «Медиана - Форт» установлена децентрализованная форма организации и управления деятельностью.
Проведенный анализ формирования спроса и стимулирования сбыта позволил предложить в целях дальнейшего совершенствования управления организацией:
- увеличить расходы на рекламу продукции;
- внедрить мероприятия, направленные на создание положительного имиджа организации (благотворительные мероприятия, пропаганда передового сбыта, связь с прессой, телевидение, радио, формирование общественного мнения);
- внедрить политику скидок для различных групп потребителей продукции.
Предложено внедрить автоматизированную систему управления (АСУ), которая позволяет оптимизировать процессы деятельности. К преимуществам автоматизированной системы управления относят следующее:
- снижаются затраты вследствие упрощения процесса закупок и высвобождения времени работников отдела закупок;
- повышается оперативность, благодаря взаимодействию отдела закупок с другими структурными подразделениями предприятия (основное преимущество - централизация закупок);
- формируются долгосрочные отношения с поставщиками; повышается контроль над закупками;
- повышается прозрачность закупок, то есть обеспечивается доступ всех работников предприятия к информации о закупках, а также улучшается контроль над персоналом, занятым закупками, в целях снижения рисков, связанных с коррупцией;
- обеспечивается быстрый доступ к данным, который способствует принятию обоснованных решений в области закупок.
Таким образом, внедрение АСУ «1С: Управление нашей фирмой 8» позволит предприятию сократить затраты на ведение закупочной деятельности на 12,9%. Срок окупаемости АСУ составляет 0,17 года, а коэффициент эффективности равен 5,9. Данная АСУ обеспечивает единую информационную базу на предприятии ООО «Медиана - Форт», позволяет исключить сбои в работе в связи с нерациональным ведением закупочной деятельности.
Данные показатели говорят о том, что проведение предложенных мероприятий, которые позволяют повысить эффективность управления деятельностью ООО «Медиана - Форт», является целесообразным.
1. Браун К. Практического пособия по стимулированию сбыта» / К. Браун. - М.: ИМИДЖ-Контакт, 2013.- 382 с.
2. Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы / В.В. Бурцев. - М.: Экзамен, 2013. - 224 с.
3. Виноградов С.Н. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградов. - Минск: Высшэйшк., 2016. - 479 с.
4. Виноградов С.Н. Организация коммерческой деятельности / С.Н. Виноградов, С.П. Гурская, О.В. Пигунова. - Минск: Высшая школа, 2015. - 278 с.
5. Войтина Ю.М. Теория организации: учебное пособие / Ю.М. Войтина. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2013. - 114 с.
6. Гиляровская Л. Т. Коммерция: учебник / Л.Т. Гиляровская, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкий. - М.: Проспект, 2015. - 360 с.
7. Джеффри М. Маркетинг, основанный на данных / М. Джеффри. - М.: МИФ, 2013. - 384 с.
8. Джоббер Д. Продажи и управление продажами: учебное пособие для вузов / Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 622 с.
9. Завгородняя А.В. Маркетинговое планирование / А.В. Завгородняя, Д.О. Ямпольская. - СПб: Питер, 2015. - 352с.
10. Климин А.И. Стимулирование продаж: учебное пособие / А.И. Климин. - М.: Вершина, 2013. - 295 с.
11. Лафта Дж. К. Менеджмент: учебное пособие / Дж. К. Лафта - М.: ТК Велби, 2013. - 592 с.
12. Леви, М. Основы розничной торговли / М. Леви, Б.А. Вейтц. - СПб.: ПИТЕР, 2015. - 345 с.
13. Маслихина Л. Анализ и оценка сбыта продукции / Л. Маслихина.
- М.: ИНФРА-М, 2013. - 306 с.
14. Миллер А. Реклама: энциклопедия для всех / А. Миллер. - М.: Вершина, 2013. - 252 с.
15. Ньюмэн Э.П. Розничная торговля: организация и управление / Э.П. Ньюмэн. - СПб: Питер, 2016. - 364 с.
16. Огарков А.А. Управление организацией: учебник / А.А. Огарков - М.: Эксмо, 2013. - 512 с.
17. Огарков А.А. Управление организацией: учебник / А.А. Огарков.
- М.: Эксмо, 2013. - 512 с.
18. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности:
учебник для студентов / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2013. - 452 с.
19. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности:
учебник для студентов / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2013. - 452 с.
Диссертации
20. Просвиркин Б.Л., Бекетов А.Н. Управление товарным ассортиментом как важнейший элемент маркетинга торгового предприятия: дис. канд. эконом. наук/ Бекетов А.Н. -М., 2013.- 80 с.
Авторефераты диссертаций
21. Скрипкин А.В. Система оптимизации ассортимента в условиях инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса: автореф. дисс. канд. эконом. наук./ Александ Владимирович Скрипкин. - СПб.,2007. - 161 с.
Печатная периодика
22. Балашов В.Г. Реформирование системы управления продажами: успешный опыт / В.Г. Балашов // Практический маркетинг - 2015. - № 3. - С. 34-38.
23. Басова Н.В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе / Н. В. Басова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3.
- С. 17-20
24. Бурцев В.В. Коммерция в торговле / В.В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 10. - С. 10-15.
25. Васильев В.М. Реклама: творческая идея / В.М. Васильев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 45-54.
26. Демидов В.С. Повышение эффективности управления снабженческо-сбытовой деятельности предприятия / В.С. Демидов // Маркетинг, Реклама и Сбыт. - 2013. - № 3. - С.32-33.
27. Жуков Л.М. Финансово-экономический анализ в методике оценки эффективности инвестиций / Л.М. Жуков // Внешнеэкономический бюллетень.
- 2015. - №7. - С. 59-67
28. Инновационный менеджмент» Справочное пособие / Под ред. П. Н.
Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — М.: Центр исследований и статистикиггауки, 2003.
29. Имшинецкая И. Система стимулирования сбыта / И. Имшинецкая // Лаборатория рекламы, маркетинга и publicrelations. - 2015. - №4. - С. 15-22.
30. Клевцов И. Цели промоушн-акций / И. Клецов // Маркетинг PRO
- 2014. - № 5. - С. 89-90.
31. Павленков М.Н. Управление сбытом продукции на основе использования контроллинга / М.Н. Павленков, Т.В. Ухина // Российское предпринимательство. - 2015. - № 14. - С. 2219-2228.
32. Кузнецова М.Н. Проектирование торговых предприятий / М.Н.
Кузнецова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 12. - С. 40¬45.
33. Лайдинен Н.В. Предварительное тестирование рекламной продукции / Н.В. Лайдинен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 87-90.
34. Марданова Э.У. Планирование мероприятий маркетинга на предприятиях розничной торговли / Э.У. Марданова // Маркетинг в России и за рубежом - 2016. - № 1. - С. 8-11.
35. Никоненко А.Н. Совершенствование снабженческо-сбытовой деятельности предпринимательской структуры // Управление инновациями: теория,методология, практика. - 2016. - № 19. - С. 66-70.
Стандарты
36. ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Основные положения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stroyoffis.ru/gost standarti/gost r 1 0 92/gost r
1 0 92.php