Объект исследования - Ленинск-Кузнецкий городской округ (Кемеровская область).
Проведен анализ деятельности за 2015-2017 годы.
Есть приложение (Анализ исполнения бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа за 2017 год)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 6
1.1 Сущность, объекты и субъекты управления финансами 6
1.2 Содержание городских и муниципальных финансов 14
1.3 Организация управления системой городских и муниципальных финансов 17
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 22
2.1 Общая характеристика муниципального образования 22
2.2 Анализ финансово-бюджетной системы городского округа 29
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 34
3.1 Оценка эффективности управления финансами муниципального образования 34
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также проводит единую финансово-бюджетную политику, налоговую, валютную и денежно-кредитную политики и управление финансами отдельных субъектов управления.
Среди множества функций, входящих в компетенцию муниципальных образований, значительную долю занимают управление местными финансами и содержание бюджетной сферы. Особую актуальность им придают хроническая нехватка средств местных бюджетов, а также переход на казначейское исполнение бюджета, в результате которых перед администрациями городов и районов остро стоят задачи оптимизации управления финансовыми ресурсами территории, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств и в целом их качественным управлением.
От качества управления муниципальными финансами зависит, сможет ли муниципальное образование реализовать свой финансовый потенциал и проводить эффективную бюджетную и долговую политику, противостоять негативным воздействиям внешней среды и извлекать максимальную выгоду из появляющихся возможностей.
Таким образом, целью данной курсовой работы выступает исследование финансово-экономического обеспечения муниципального образования на примере Ленинск-Кузнецкого городского округа.
В рамках поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение теоретических аспектов городских и муниципальных финансов;
исследование эффективности управления муниципальными финансами на примере г. Ленинск-Кузнецкого;
определение направлений совершенствования финансового обеспечения муниципального образования.
Объектом исследования данной работы выступает Ленинск-Кузнецкий городской округ, предметом – финансово-экономическое обеспечение данного городского округа.
Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный и другие методы научного познания.
Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания, системный подход и другие методы научного познания.
Научной и методической основой работы послужили работы отечественных авторов по вопросам государственного и муниципального управления.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.
Инструментарий управления финансами состоит из ряда взаимосвязанных подсистем: финансовой информации; финансового планирования (прогнозирования); финансового права; финансового контроля; финансового регулирования, в совокупности обеспечивающих требуемый уровень воздействия на сферу финансовых отношений.
В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления. К объектам управления финансами относят сферы финансовых отношений: государственные финансы (государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Объектами управления финансами признаются разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют собственно финансовую систему. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат.
Состав городских и муниципальных финансов закрепляется на законодательном уровне. Основные потоки денежных средств обеспечиваются налоговыми и неналоговыми платежами, безвозмездными перечислениями. Другие источники – валовой внутренний продукт, результаты внешнеэкономической деятельности, валовой региональный продукт.
Программно-целевой метод управления является новым и недостаточно разработанным инструментом управления бюджетными средствами на местном уровне. Однако, применение нового подхода к созданию и оценке муниципальных программ способно качественно улучшить и количественно увеличить их существующий перечень, предопределяя полноценное развитие программного формата бюджета в конкретном муниципалитете.
В определении степени достижения поставленных целей и задач муниципальной программы поможет использование целевых показателей. В связи с чем при формировании состава целевых показателей целесообразно учитывать оценку эффективности реализации муниципальных программ на основе интегрального показателя, рассчитываемого с учетом оценок эффективности по ряду критериев. В число таких критериев рекомендуется включать:
достижение целевых показателей муниципальной программы;
качество планирования ресурсного обеспечения;
степень реализации мероприятий;
качество управления реализацией муниципальной программы.
Целесообразным представляется рекомендовать использовать такой подход не только для анализируемого муниципалитета, но и для всех муниципальных образований. Это позволит сравнивать эффективность реализации всех программ вне зависимости от сферы социально-экономического развития.
1. Акиньшин, М.В. Особенности и условия функционирования финансового менеджмента сектора государственного управления / М.В. Акиньшин // Журнал Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса. – Волгоград. – №4 (29). – 2017. - С. 214-218.
2. Астафурова, О.А., Сальникова, Н.А. Моделирование системы управления муниципальными финансами / О.А. Астафурова, Н.А. Сальникова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2017. - Т. 21. № 12 (139). - С. 80-83.
3. Балихина, Н.В., Косов, М.Е. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами на основе программного бюджета / Н.В. Балихина, М.Е. Косов // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 37-43.
4. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для бакалавров. 6-е изд., пер. и доп. Базовый курс / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
5. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2016. - 352 c.
6. Вахрин, П.И., Нешитой, А.С. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедрический центр «Маркетинг», 2015. – 502 с.
7. Ивлев, М.С. Приоритеты управления муниципальными финансами / М.С. Ивлев // Вестник АКСОР. - 2016. - № 2 (34). - С. 165-167.
8. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. – М.: МарТ, Феникс, 2015. - 384 c.
9. Кабанцева, Н.Г. Финансы: учеб. пособие / Н. Г. Кабанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 348 с.
10. Казак, А.Ю. Управление финансами как объект системного экономического исследования / А.Ю. Казак // Фундаментальные исследования. – 2018. - №2. – С. 126-127.
11. Кириллова, Л.Н., Чиликин, А.Ю. Особенности управления муниципальными финансами в России / Л.Н. Кириллова, А.Ю. Чиликин // Экономический журнал. - 2017. - № 3. - С. 116-126.
12. Малиновская, О.В. Финансы: учеб. пособие / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
13. Мальцев, Г.Н. Финансы: проблемы управления и прогнозирования / Г.Н. Мальцев, И.Г. Мальцева. – М.: Дело, 2016. – 344 с.
14. Мухина, Е.Р. Характеристика понятийного аппарата в сфере управления финансами / Е.Р. Мухина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №2-3. – С. 63-64.
15. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
16. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Орешин. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2015. - 158 c.
17. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / [О.Б. Веретенникова (руководитель), В.И. Майданик, К.В. Ростовцев и др.]; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2017. – 227 с.
18. Хадиатулина, Т.А. Внедрение программно-целевого метода в практику управления муниципальными финансами / Т.А. Хадиатулина // Theoretical and applied science. – 2018. - №1. – С. 80-83.
19. Широков, А.Н., Юркова, С.Н. Муниципальное управление. – М.: КноРус, 2015. - 248 c.
20. Итоги социально-экономического развития муниципального образования «Город Ленинск-Кузнецкий» в 2017 г. // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.leninsk-kuz.ru//. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 18.04.2019).