Введение 3
Глава 1. Теоретические основы динамики спроса в условиях конкуренции на мировом рынке 6
1.1. Понятие о спросе в экономике 6
1.2. Понятие о конкуренции на мировом рынке 8
Глава 2. Анализ факторов спроса в развитых странах и в России в условиях роста конкуренции 11
2.1. Исследование спроса в развитых странах и в России 11
2.2. Тенденции изменения факторов спроса в развитых странах и в России в период до 2030 года 16
Заключение 22
Список используемых источников 24
Актуальность темы. Спрос и предложение осуществляют постоянное взаимодействие в условиях рыночной экономики. Их величины определяются разнообразными факторами, важнейшими из которых являются состояние экономики государства, рейтинг определённых товаров и услуг, авторитет компаний, деловые качества предпринимателей и др. С развитием экономики в различных государствах периодически возникают финансово-экономические кризисы, обусловленные нарушением баланса между спросом и предложением. Данные кризисы могут иметь и мировые масштабы.
Важнейшей причиной снижения величины спроса является одновременное накопление ошибочных инвестиций, в результате чего возникает так называемый «кризис перепроизводства». Подобные ошибки представители бизнеса и инвесторы могут совершать в результате дезинформирования при принятии важных финансовых решений. Искажённой информацией при этом может стать цены на производимые товары, на транспортировку, на необходимые для производства ресурсы. Одним из необходимых ресурсов для повышения производства является кредит. При завышении планируемых доходов или занижении стоимости расходов ожидаемая прибыль будет необоснованно завышена, что приведёт к увеличению ошибочных инвестиций, а впоследствии к снижению величины спроса. Источником этой крупной, действующей одновременно на всех инвесторов искажённой информации, являются недостоверные сведения относительно рыночной стоимости денег – ссудного процента.
Снижение спроса в условиях рыночной экономики возникает вследствие конъюнктуры на денежном рынке, который создаётся центральными банками (или их аналогами) и приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы. Это на некоторое время создаёт экономический бум. У компаний складываются убеждения, что они востребованы и необходимы на современном рынке и что их доход будет только возрастать. При этом они начинают инвестировать собственные и заёмные средства в потенциально убыточные проекты. После этого начинается второй этап – собственно кризис. В результате происходит снижение цен, и предприниматели срочно продают убыточные инвестиции. С целью оптимизации финансового состояния они начинают сокращать штаты сотрудников. Таким образом, нехватку денежных средств начинают испытывать не только предприниматели, но и их работники, а также потребители.
Цель и задачи исследования
Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на динамику спроса в развитых странах и в России.
Исследование проводилось в 2019 году. В задачи исследования входило:
1. Дать характеристику понятию спроса на мировом рынке.
2. Провести обзор конкуренции на мировом рынке.
3. Проанализировать динамику спроса в развитых странах и в российской экономике
4. Выявить факторы, способные повлиять на изменение спроса в развитых странах и в России.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – динамика спроса
Предмет исследования – факторы, влияющие на динамику спроса в развитых странах и в России.
Теоретической базой данного исследования послужили различные работы отечественных и зарубежных учёных в области экономического прогнозирования (С. А. Логвинова, Е. Г. Павлова, Б. Н. Кузыка, В. М. Васильевой, Т. В. Васильева, П.С. Коневского, Е. В. Зверева, А. А. Сучковой, Е. В. Бердниковой, А. А. Байкова, Е. А. Дмитриевой, А. Р. Шохина, Р. Д. Коэн и др.).
Методической основой исследования сталанализ экономической литературы, а также изучение нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ экономических процессов.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе её проведения были выявлены факторы формирования эффективного экономического развития в России.
Структура работы. Курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованных источников.
Динамика спроса обусловлена действием различных факторов на экономическое развитие. Для настоящего времени характерна острая конкуренция на мировом рынке, которая возрастает с каждым годом. Именно он является движущей силой определения тенденций взаимодействия спроса и предложения на мировом рынке.
Прогнозирование является одним из важных методов современной экономики. Оно позволяет заблаговременно выявить возможные факторы экономических рисков и предпринять действия по снижению данного негативного воздействия.
Влияние снижения величины спроса на экономическое развитие проводилось на протяжении длительного времени. К настоящему времени написано множество работ по данной теме. Причинами данного явления разные авторы видят различные факторы, но практически все считают, что проблема падения производства является важнейшим среди них.
Нами исследовано представление о динамике спроса в развитых странах и в России на современном этапе развития мирового рынка, а также в перспективе , т. е. в условиях повышения и обострения конкуренции.
В данной исследовательской работе определены прогнозы взаимодейтвия величин спроса и предложения в период до 2030 года в мировой и российской экономике. Согласно данным прогнозам, в исследуемый период возможно значительное снижение величины спроса по сравнению с величиной предложения в экономике ведущих мировых держав. Важнейшими причинами этого могут стать:
1. Опережение роста мирового рынка по сравнению с объёмами мирового производства.
2. Снижение уровня трудоспособного населения и повышение людей пенсионного возраста в развитых странах, что приведёт к последующему снижению ВВП.
3. Изменение соотношения основных сил в МВФ
4. Динамика мировых цен на нефть.
Важнейшими возможными факторами дисбаланса спроса и предложения в экономике России в период до 2030 года могут стать снижение спроса на природные ресурсы, а также конфликты с крупнейшими мировыми державами.
1. Актуальные исследования рынка e-commerce в Европе [Электронный ресурс]/режим доступа: https://belretail.by/news/aktualnoe-issledovanie-ryinka-e-commerce-v-evrope (Дата : 21.01.2019).
2. Алексейчук, Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2012.
3. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. — М.: Юнити-Дана. — 2010. — 600 с.
4. Бордовский, В.П., Рудаков А. В.,. Экономика. — М.: — 2011. — 672 с.
5. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. /Под общей ред. Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М. — 2006. — 368с.
6. Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: учебное пособие / А.М. Гатаулин. – М.: ФиС. – 2007. – 432с.
7. Голиков, Е. А. Торговля. Финансы. Безопасность: Учебно-практическое пособие. / Е.А. Голиков. -М.: Издательство «Экзамен», 2003. -284 с.
8. Ильин, С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. — Ростов-н/Д: Феникс. — 2004.- 388 с.
9. Козлов, Н. Н. Экономическая теория.- М., 2005. – 384 с.
10. Козырев, В.Н. Современная экономическая теория. 3-е изд., — М.: Финансы и статистика. — 2007. — 542с.
11. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В.Яковец. – 4-е изд., переб.и доп. – М.: Экономика, 2011. – 604 с.
12. Логвинов С.A., Павлова Е.Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. - М.: Финансовый университет, 2011. - 219 с.
13. Макроэкономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонов. – М.: КноРус. 2013.
14. Макроэкономический прогноз на период до 2030 года [Электронный ресурс]/режим доступа:http://www.forecast.ru/ (Дата аобращения: 20.02.2019).
15. Несмеянова, О. Н. Вопросы экономики.- М.: 2009, 294 с.
16. Прогноз долгосрочного экономического развития в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]/режим доступа:http://economy.gov.ru/ (Дата обращения: 20.02.2019)
17. Статистика интернет-торговли в странах мира [Электронный ресурс]/режимдоступа:https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/
18. Теория экономических исследований /Под ред.А.И. Жукова, А. М. Хрюкина. –М., 2003. — 288 с.
19. Океанова, З.К. Экономическая теория. — М.:, «Дашков и К». — 2008. — 405с.
20. Слагода В.Г. Экономика. — М.: Форум. — 2013. — 224 с.
21. Управление прибылью компании[Электронный ресурс]/ режим доступа: https://revolution.allbest.ru/0037у80247_0.html
22. Фридман А.А. Лекции по курсу макроэкономики. — М.: ГУ ВШЭ. — 2008. — 375 с.
23. Чечевицына, Л. Н. Основы экономического анализа- Ростов-на-Дону:, 2011. – 282 с.
24. Черноголовский С. А.Принятие управленческих решений - М.: Изд-во «Герда», 2005.- 388 с.
25. Экономика. /Под ред.А.И. Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. — М.: Проспект. 840 с.
26. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П.Николаевой. — М.: Дашков и К. — 2013. — 448 с.
27. Экономическая теория: учебное пособие /Н.С. Чернецова, В.А.Скворцова, И.Е Медушевская. — М.: Кнорус. — 2009. — 264 с.
28. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. М.А. Сажина, Г.Г. Чибрикова. — М.: Форум: ИНФРА-М. – 2012.