Введение 3
1. Характеристика миграционных процессов 5
1.1. Понятие миграционных процессов 5
1.2. Особенности миграционных процессов XX века 18
1.3. Миграционные процессы XXI века 30
2. Миграционные процессы в России и странах Таможенного союза 45
2.1. Характеристика миграционных процессов в России 45
2.2. Анализ миграционных процессов в странах Таможенного союза 56
3. Методические особенности изучения темы «Население России»
в 9 классе 72
3.1. Методические рекомендации изучения темы «Население России» 72
3.2. Разработка учебного проекта по теме «Миграция в городе Кукмор» 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
Актуальность темы исследования определяется ростом социальной значимости миграционных процессов в современном мире. Миграции населения, сыгравшие огромную роль в истории России, будут иметь еще большее значение для ее развития в наступившем столетии. Россия в 90-е годы из страны, главным образом отдающей население, превратилась в страну, принимающую население. При этом иммиграция в Россию стала носить масштабный характер. Например, за 90-е годы из стран СНГ и Балтии в Россию переехало более 8 млн. человек. Всего за 1992 - 2000 гг. статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1,6 млн. человек. Кроме того, в Россию идет большой поток временных трудовых и коммерческих мигрантов. Получила развитие незаконная миграция, масштабы которой оцениваются в 1-1,5 млн. человек. [29] Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всей территории России, часто обостряя проблему обеспечения стабильной совместной жизни различных социальных, в том числе и этнических, групп в общем социуме.
В связи с естественной убылью населения России миграция, по меньшей мере, до середины века станет почти единственным источником пополнения трудовых ресурсов страны. Поэтому Таможенный союз имеет огромное влияние на пополнение трудовых ресурсов нашей страны, так как внутри союза действует равноправие трудоустройства граждан таможенного пространства во время трудоустройства. Влияя на общую численность населения и на его социально-экономическую структуру, миграция превращается в постоянную составляющую политического, социально-экономического и культурного развития общества, в одну из причин изменения самого типа общества. Поэтому миграционные процессы и их последствия являются чрезвычайно важным фактором для оценки перспектив развития общества.
Анализ теоретических знаний о миграциях населения, о ведениях статистики позволяет констатировать тот факт, что теоретические знания скорее декларируются, но не применяются на практике. До сих пор не разработана идеальная схема учета и регулирования миграционных потоков.
Цель исследования - анализ особенностей миграционных процессов России и стран Таможенного союза.
Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть характеристики миграционных процессов;
- рассмотреть исторические и современные особенности миграции в мире;
- сделать анализ миграционных процессов в России и странах Таможенного союза;
- провести исследование методологических особенностей преподавания темы «Население России» в 9 классе.
Объект исследования - миграционные процессы.
Предмет исследования - особенности миграционных процессов России и стран Таможенного союза.
При проведении исследования использовались следующие методы: комплексный и системный подход, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, метод моделирования, абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены исторические предпосылки и современный этап развития миграции в мире, России и странах Таможенного союза, рассмотрены различные трактовки понятия миграция и ее виды. Также была проведена экспериментальная работа в рамках темы «Население России».
Миграция населения стала одним из наиболее характерных признаков современного общества, его неотъемлемой чертой, его необходимым элементом; она выполняет громадной важности общественные функции: не только перераспределения трудовых ресурсов, но и трансляции культуры, преодоления существенных различий между городом и селом, сближения народов.
Мировая миграция имеет многовековую историю, а на протяжении последних двухсот лет происходит свободная массовая миграция — то есть перемещения людей не по принуждению, как, например, рабов и работников по контракту.
В новый век человеческая цивилизация вступила с осознанием феномена глобального мира. В этом мире все более активную роль играют миграционные процессы. С начала 90-х годов XX столетия масштабы миграционных перемещений приобрели беспрецедентный размах.
Наряду с рождаемостью и смертностью миграция выступает в качестве важнейшей составляющей части демографического развития. Поэтому выход России из сложившегося демографического кризиса, угрожающего депопуляцией населения, объективно предполагает кардинальное совершенствование миграционной политики, которая призвана обеспечить решение проблемы по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития общества.
Участие России в мировых миграционных потоках приобретает с конца 80-х и по настоящее время довольно масштабный и многообразный характер. После распада СССР, Россия стала центром притяжения трудовых мигрантов из стран СНГ. России с ее трудной демографической ситуацией нужно создавать условия для увеличения трудовых миграций, мигранты не должны быть ущемлены в правах, должны работать на равных условиях с россиянами. Так же необходимо принять ряд мер, для того, чтобы высококвалифицированные специалисты не покидали Россию.
При всей значимости учебной миграции в настоящее время властями России не предпринимается конкретных шагов по продвижению российских образовательных услуг на зарубежных рынках, не ликвидированы препятствия с точки зрения трудового и миграционного законодательства.
Таможенный союз - это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами- участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
При преподавании темы «Население России» учитель опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Поэтому в ходе исследовательской деятельности я провела стандартный урок объяснительно - иллюстративным с частично поисковым методом и так же провела проект на тему «Миграции в городе Кукмор».
Итогом стало то, что усвоение материала происходит во время проектной деятельности, так как ученики вовлечены в процесс, им интересна исследовательская деятельность, в процессе поиска они получают больший объем знаний и лучше его запоминают.
Мы думаем, что в практически каждом уроке можно применить системно - деятельностный подход, то есть учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
1. Антонова Н.Л. Демография. Учебно-методическое пособие - М.: Флинта, 2018. - 205 с.
2. Алешковский И. Н., Ионцев В. А. Нелегальная иммиграция в общественнополитическом дискурсе. Международная миграция: экономика и политика. Выпуск 18. М: ТЕИС, 2009 - с. 28-50
3. Баринова И. И., Ром В. Я., Соловьев М. С. География: География России. 8—9 кл. Методическое пособие к учебникам И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» и В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс — М.: Дрофа, 2016. — 221 с.
4. Бекетова С.И., Власова Е.И., Методические рекомендации для прохождения педагогической практики студентов - бакалавров 4 и 5 курсов по географии. Казань: Казан. У-т, 2017.-46 с.
5. Беспамятных, Н.Н. Мультикультурализм: социальная философия и этнополитика/ Н.Н. Беспамятных// Чалавек. Грамадства. Свет. 2009.№3.
6. Воробьева О.Д., Топилин А.В., Гребенюк А.А., Лебедева Т.В.. Анализ миграционных процессов по данным переписей населения в России. Экономика региона. — 2016. — Т. 12, Вып. 1. — С. 175-188
7. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений- 18е издание - М.: Дрофа, 2011- 285 с.
8. Дынкин А.А. Стратегический глобальный прогноз 2030. Краткий вариант. М: Магистр, 2011. - 163 с.
9. Дьяченко Р.А . Миграционные процессы и занятость населения России, М.: Юнита-Дана, 2014. - 91 с.
10. Иванов Г.С. Влияние внешней трудовой миграции на структуру социально-трудовых отношений в Российской Федерации: монография - М.: Директ - Медиа, 2015. - 145 с.
11. Иванова В.Н., Антонова Е.Н. Активизация познавательной деятельности / Волгоград: Литера, 2009. - 168 с.
12. Ивахнюк И. В. Международная миграция как ресурс развития. Век глобализации.- 2011. - № 1. - С. 67-78.
13. Казанцев А.Н., Большова Н.С. Интеллектуальная миграция в современном мире. Учебное пособие. М: МГИМО-Университет, 2014. - 238 с.
14. Логинова Н.Н., Сарайкина С.В. «Некоторые аспекты методики преподавания географии населения в школе» Интеграция образования № 12, 2015
15. Локосова В.В., Рыбаковский Л.Л,. Миграционные процессы в России. /- М.: Экон-информ, 2014. - 383 с.
16. Мазанова М. Б. Размещение производительных сил. Фактор роста производительности общественного труда / РАЕН, Институт региональных экономических исследований. — М.: Издательство «Алькор Паблишер», 2015. — 80 с.
17. Мухина А. Ю. Международная экономическая миграция - Спб.: Лаборатория книги, 2015. - 143 с.
18. Озеров С. А., Глушкова В. Г., Стригунов К. Н. Миграционная политика, процессы и проблемы: информационно - библиографическое пособие. Архангельск: ИЦ-НБ им. Е.И. Овсянкина - Библиотека ВШЭиУ, 2015. - 33 с
19. Петрова Н.В., Новенко Д.А. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы. М: Litres, 2017. - 167 с.
20. Сакаев В.Т. «Миграции в Российской Федерации в XXI веке: социально - политические риски» Казань: Ученые записки Казанского Университета, 2013. Том 155, кн. 1
21. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. География России. Хозяйство. Регионы : 9 клас. Методическое пособие— М. : Вентана-Граф, 2016. — 136 с.
22. Толмачев П. И. Современные тенденции миграционных процессов населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика // Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М: 2009. - 623 с.
23. Топилин А.В., Гребенюк А.А. Миграция населения: теория и политика (учебно-методическое пособие). М: Экономическое образование, 2012. - 364 с.
24. Хайруллина Н.М., Бекетова С.И. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения и воспитания в области географии», Казань: ГБУ «РЦМКО», 2015.-64 с.
25. Шахотько, Л. М. Миграционные процессы в Республике Беларусь/Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2014. №5.
26. Щуркова Н. Е. Когда урок воспитывает / М.:Дрофа, 2012. - 189 с.
Нормативно правовые акты
27. Договор о Евразийском экономическом союзе
https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0003610/itia 05062014
28. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (с изменениями на 11 апреля 2017 года)http://docs.cntd.ru/document/420246571
29. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ, 18 июля 2012 г.)
30. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования https: //минобрнауки .рф/документы/
Электронные ресурсы
31. Государственная статистика по республике Татарстан. http: //tatstat.gks. ru
32. Демографические ежегодники России. Статистические сборники, Росстат. http://www.gks.ru/
33. Евразийская экономическая комиссия
http: //www.eurasiancommission.org/
34. Методические рекомендации по изучению географии
http://www.geoclass.ru/metodiceskoe-obespecenie/metodiceskie-rekomendacii
35. Миграция населения государств - участников СНГ http://www.cisstat.com/migration/
36. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике.http://stat.gov.kz/
37. Национальный статистический комитет Киргизской Республики. http: //www.stat.kg/ru/
38. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. http://www.belstat.gov.by/
39. Статистические данные «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях».https://минобрнауки.рф
40. Статистический комитет Республики Армения.
http: //www.armstat .am/ru/