КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 8
1.1. Сущность и формы школьного краеведения. Понятие «краеведение»
Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Краткая история развития школьного краеведения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 20
2.1. Основные задачи изучения водных ресурсов в школьном курсе
географии 20
3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОДНОГО КРАЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 39
3.1. Выявление начального уровня знаний учащихся о водных ресурсах города
Казани 39
3.2. Разработка проекта по изучению водных ресурсов города Казани 44
3.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по изучению
краеведческого аспекта изучения водных ресурсов географии 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 690
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 8
1.1. Сущность и формы школьного краеведения. Понятие «краеведение»
Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Краткая история развития школьного краеведения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 20
2.1. Основные задачи изучения водных ресурсов в школьном курсе
географии 20
3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОДНОГО КРАЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 39
3.1. Выявление начального уровня знаний учащихся о водных ресурсах города
Казани 39
3.2. Разработка проекта по изучению водных ресурсов города Казани 44
3.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по изучению
краеведческого аспекта изучения водных ресурсов географии 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 690
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последнее время в образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности.
В современных условиях, когда идёт глубокий и многоаспектный процесс технократической негативной трансформации природы, природных ресурсов, провинций и экосистем, изучение этого процесса учителями и школьниками имеет неоценимое и многогранное значение. Ибо без его изучения на примере конкретных природных зон и местностей, конкретного физико¬географического района и населённых пунктов невозможно познание взаимоотоношений в системе «природа- человек- общество». Также в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению истории, культуры, природы родного края, знанию «своих корней», своих растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Для непосредственного и успешного познания и изучения природы, природных ресурсов и процессов, их закономерностей исключительно большое, всестороннее значение имеют не только учебные классные занятия, но и краеведческая деятельность (экскурсии, туристко- краеведческие походы, учебно- экологические тропы, создаваемые в различных природных зонах и местностях). Они создают потенциальную и многообразную возможность близкого соприкосновения и познания окружающей природной среды, её богатств и творений, изучать в природных условиях структуру и состав, жизнедеятельность растительного и животного мира.
Школьное краеведение - процесс всестороннего изучения учениками под руководством педагога природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Высокая значимость данной проблемы нашла отражение в комплексе законодательных и методических документов. Прежде всего, речь идет о ФГОС ООО. Причем одним из целевых направлений закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» названа защита национальных и региональных культур и культурных традиций.
В проекте под названием «Национальная доктрина образования в РФ» указано, что система образования обязана обеспечить развитие, сохранение, распространение культуры, а также историческую преемственность поколений. Необходимо воспитать бережное отношение к культурному и историческому наследию народов России, воспитать граждан демократического, социального государства, патриотов России, которые уважают права и свободы личности, обладают высокою нравственностью и проявляют национальную и религиозную терпимость. В связи с этим актуальность темы данной работы обусловлена нынешним качественным обновлением современной школы. Обновление происходит на основе взаимосвязи классических и новейших подходов к организации комплексного учебно-воспитательного процесса в форме совместной творческой деятельности учителя и ученика. Педагоги стремятся освоить теорию и технологию интеграции учебных и внешкольных занятий учеников, школьного и внешкольного образования в целом
Изучение опыта педагогов - новаторов показывает огромное значение природы в развитии личности ребёнка (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); акцентируют внимание на единстве человека и природы (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, М.Монтень). Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий, практическом познании мира принадлежит Н.И.Новикову, Ф.И. Янковичу.
Глубокое научно-педагогическое обоснование необходимости активного познания местного края дал родоначальник русского школьного краеведения Д.Д.Семёнов.
Ценный вклад в разработку основных проблем школьного географического краеведения внесли Строев К.Ф., Матрусов И.С.
В настоящее время продолжается научная разработка теоретических и методических вопросов краеведческой деятельности. Результатом общения детей с природой через краеведческую деятельность является развитие у них мироощущения единства человека со всем живым на Земле, что приводит к необходимости гармонизировать свою деятельность с людьми и биосферой. В этой связи проблема познания природы в естественных условиях учащимися общеобразовательных школ остаётся по прежнему актуальной. И если вопросы методики изучения краеведения на уроках географии в современной науке достаточно изучены, то, к сожалению, методика изучения рек малой родины разработана недостаточно. А ведь вода исключительно важна не только в жизни человека, но и в жизни всего живого на Земле. Всем известно выражение «вода - это жизнь», но, даже понимая всю важность роли воды в жизни человека, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим. Во многом это объясняется тем, что учащиеся имеют слабые представления о водных ресурсах родного края. В связи с этим тема «Краеведческий аспект изучения водных ресурсов в школьном курсе географии» является весьма актуальной.
На основании этого была сформулирована цель исследования: изучить краеведческий аспект изучения водных ресурсов в школьном курсе географии .
Объект исследования: учебно -воспитательный процесс в средней школе.
Предмет исследования: процесс формирования знаний о водных ресурсах у учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: процесс изучения водных ресурсов в школьном курсе географии будет проходить успешнее, если:
- использовать различные формы и методы краеведческой работы;
- применить при изучении водных ресурсов метод проектирования.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
1 рассмотреть понятие «краеведение», а также раскрыть сущность и формы школьного краеведения;
2 описать краткую историю развития краеведения;
3. охарактеризовать методические условия изучения водных ресурсов в школьном курсе географии;
4. выявить начальный уровень знаний учащихся о водных ресурсах г. Казань;
5. разработать проект по изучению водных ресурсов г. Казани;
6. проанализировать результаты проведенной опытно - практической работы.
Методологической основой исследования послужили идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега, М.Монтеля, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского о единстве человека и природы, о значимости наглядных исследовательских методов в образовательном процессе, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, о психолого-педагогических особенностях экологического воспитания, В.Л.Погодиной, А.В. Даринского о школьном краеведении.
Методы исследования: анализ научно - методической литературы, тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения; педагогический эксперимент.
Практическая значимость: разработанные нами формы краеведческой деятельности могут быть рекомендованы учителям для формирования знаний о водных ресурсах родного края у учащихся общеобразовательной школы.
База исследования: МБОУ СОШ №41 г. Казань.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности.
В современных условиях, когда идёт глубокий и многоаспектный процесс технократической негативной трансформации природы, природных ресурсов, провинций и экосистем, изучение этого процесса учителями и школьниками имеет неоценимое и многогранное значение. Ибо без его изучения на примере конкретных природных зон и местностей, конкретного физико¬географического района и населённых пунктов невозможно познание взаимоотоношений в системе «природа- человек- общество». Также в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению истории, культуры, природы родного края, знанию «своих корней», своих растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Для непосредственного и успешного познания и изучения природы, природных ресурсов и процессов, их закономерностей исключительно большое, всестороннее значение имеют не только учебные классные занятия, но и краеведческая деятельность (экскурсии, туристко- краеведческие походы, учебно- экологические тропы, создаваемые в различных природных зонах и местностях). Они создают потенциальную и многообразную возможность близкого соприкосновения и познания окружающей природной среды, её богатств и творений, изучать в природных условиях структуру и состав, жизнедеятельность растительного и животного мира.
Школьное краеведение - процесс всестороннего изучения учениками под руководством педагога природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Высокая значимость данной проблемы нашла отражение в комплексе законодательных и методических документов. Прежде всего, речь идет о ФГОС ООО. Причем одним из целевых направлений закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» названа защита национальных и региональных культур и культурных традиций.
В проекте под названием «Национальная доктрина образования в РФ» указано, что система образования обязана обеспечить развитие, сохранение, распространение культуры, а также историческую преемственность поколений. Необходимо воспитать бережное отношение к культурному и историческому наследию народов России, воспитать граждан демократического, социального государства, патриотов России, которые уважают права и свободы личности, обладают высокою нравственностью и проявляют национальную и религиозную терпимость. В связи с этим актуальность темы данной работы обусловлена нынешним качественным обновлением современной школы. Обновление происходит на основе взаимосвязи классических и новейших подходов к организации комплексного учебно-воспитательного процесса в форме совместной творческой деятельности учителя и ученика. Педагоги стремятся освоить теорию и технологию интеграции учебных и внешкольных занятий учеников, школьного и внешкольного образования в целом
Изучение опыта педагогов - новаторов показывает огромное значение природы в развитии личности ребёнка (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); акцентируют внимание на единстве человека и природы (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, М.Монтень). Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий, практическом познании мира принадлежит Н.И.Новикову, Ф.И. Янковичу.
Глубокое научно-педагогическое обоснование необходимости активного познания местного края дал родоначальник русского школьного краеведения Д.Д.Семёнов.
Ценный вклад в разработку основных проблем школьного географического краеведения внесли Строев К.Ф., Матрусов И.С.
В настоящее время продолжается научная разработка теоретических и методических вопросов краеведческой деятельности. Результатом общения детей с природой через краеведческую деятельность является развитие у них мироощущения единства человека со всем живым на Земле, что приводит к необходимости гармонизировать свою деятельность с людьми и биосферой. В этой связи проблема познания природы в естественных условиях учащимися общеобразовательных школ остаётся по прежнему актуальной. И если вопросы методики изучения краеведения на уроках географии в современной науке достаточно изучены, то, к сожалению, методика изучения рек малой родины разработана недостаточно. А ведь вода исключительно важна не только в жизни человека, но и в жизни всего живого на Земле. Всем известно выражение «вода - это жизнь», но, даже понимая всю важность роли воды в жизни человека, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим. Во многом это объясняется тем, что учащиеся имеют слабые представления о водных ресурсах родного края. В связи с этим тема «Краеведческий аспект изучения водных ресурсов в школьном курсе географии» является весьма актуальной.
На основании этого была сформулирована цель исследования: изучить краеведческий аспект изучения водных ресурсов в школьном курсе географии .
Объект исследования: учебно -воспитательный процесс в средней школе.
Предмет исследования: процесс формирования знаний о водных ресурсах у учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: процесс изучения водных ресурсов в школьном курсе географии будет проходить успешнее, если:
- использовать различные формы и методы краеведческой работы;
- применить при изучении водных ресурсов метод проектирования.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
1 рассмотреть понятие «краеведение», а также раскрыть сущность и формы школьного краеведения;
2 описать краткую историю развития краеведения;
3. охарактеризовать методические условия изучения водных ресурсов в школьном курсе географии;
4. выявить начальный уровень знаний учащихся о водных ресурсах г. Казань;
5. разработать проект по изучению водных ресурсов г. Казани;
6. проанализировать результаты проведенной опытно - практической работы.
Методологической основой исследования послужили идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега, М.Монтеля, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского о единстве человека и природы, о значимости наглядных исследовательских методов в образовательном процессе, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, о психолого-педагогических особенностях экологического воспитания, В.Л.Погодиной, А.В. Даринского о школьном краеведении.
Методы исследования: анализ научно - методической литературы, тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения; педагогический эксперимент.
Практическая значимость: разработанные нами формы краеведческой деятельности могут быть рекомендованы учителям для формирования знаний о водных ресурсах родного края у учащихся общеобразовательной школы.
База исследования: МБОУ СОШ №41 г. Казань.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Школьное краеведение в виде системы, которая относится к учебно-воспитательной работе, охватывает географическое, литературное, историческое, природоведческое и другие направления. Все указанные направления работы, являясь частями целого, представляют собой основные структурные элементы общешкольного краеведения. Они тесно взаимосвязаны не только по своему содержанию, но также по форме организации и методам проведения.
Связи между разными направлениями краеведческой работы на практике проявляются в виде исторического подхода, реализуемого педагогом в процессе изучения природных и социально-экономических условий края, культуры, литературы, искусства, устного народного творчества.
Практически каждое направление школьного краеведения обусловлено множеством конкретных задач, которые необходимо решить в рамках изучения учебной дисциплины. В каждом направлении работа ведется с собственным объектом изучения. Таким образом, формируется самостоятельная система краеведческой работы в школе. Причем каждое направление работы тесно взаимосвязано с другими.
Одним из направлений школьного краеведения является внеурочная деятельность, которая представляет собой составную часть учебно-воспитательного процесса и одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочные занятия по географии выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми. Работа эта предусматривает те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеурочная работа по географии строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении предмета.
Содержание работы, организационные формы и методы работы в рамках школьного краеведения обусловлены целями и задачами учебно¬воспитательной работы в школе. Также играют роль такие факторы, как требования школьных программ, специфика исторического прошлого и конкретные природные и социально-экономические условия родного края.
Одной из ведущих форм внеурочной деятельности по географии в современной школе является проектная деятельность.
Недостаточный уровень краеведческих знаний, выявленный в ходе проведенной нами опытно - практической работы, свидетельствует о том, что формы, средства и методы учебно-воспитательной работы, используемые при формировании представлений о водных ресурсах родного края на уроках географии, недостаточно эффективны.
В связи с тем нами был разработан и апробирован проект по изучению реки Казанка. Анализ результатов проведенной нами работы показал, что данный проект достаточно эффективен.
Таким образом, в заключении отметим, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Связи между разными направлениями краеведческой работы на практике проявляются в виде исторического подхода, реализуемого педагогом в процессе изучения природных и социально-экономических условий края, культуры, литературы, искусства, устного народного творчества.
Практически каждое направление школьного краеведения обусловлено множеством конкретных задач, которые необходимо решить в рамках изучения учебной дисциплины. В каждом направлении работа ведется с собственным объектом изучения. Таким образом, формируется самостоятельная система краеведческой работы в школе. Причем каждое направление работы тесно взаимосвязано с другими.
Одним из направлений школьного краеведения является внеурочная деятельность, которая представляет собой составную часть учебно-воспитательного процесса и одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочные занятия по географии выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми. Работа эта предусматривает те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеурочная работа по географии строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении предмета.
Содержание работы, организационные формы и методы работы в рамках школьного краеведения обусловлены целями и задачами учебно¬воспитательной работы в школе. Также играют роль такие факторы, как требования школьных программ, специфика исторического прошлого и конкретные природные и социально-экономические условия родного края.
Одной из ведущих форм внеурочной деятельности по географии в современной школе является проектная деятельность.
Недостаточный уровень краеведческих знаний, выявленный в ходе проведенной нами опытно - практической работы, свидетельствует о том, что формы, средства и методы учебно-воспитательной работы, используемые при формировании представлений о водных ресурсах родного края на уроках географии, недостаточно эффективны.
В связи с тем нами был разработан и апробирован проект по изучению реки Казанка. Анализ результатов проведенной нами работы показал, что данный проект достаточно эффективен.
Таким образом, в заключении отметим, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ
ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ
КУКМОРСКОГО Р-НА РТ)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЕЗАЩИТНЫХ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Организация обучения школьников средствами природы родного края
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ГЕОЭКОЛОГИИ ГОРОДА ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Возможности учебно-туристических экспедиций в процессе изучения географии своего края
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2004 - НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО РАЙОНА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Проведение комплексного анализа, системное исследование заинских урбонимов
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2013 - Сравнительный лингво-исторический анализ ойконимов Среднего
Поволжья(на материале топонимии Пензенской, Ульяновской и Самарской
областей)»
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2020



