РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе 6
1.1. Проблема развития дикции в контексте совершенствования
вокально-хоровых навыков 6
1.2. Методические основания развития дикции младших школьников на
хоровых занятиях в школе 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития дикции
младших школьников на хоровых занятиях в школе 27
2.1. Разработка и апробация сборника «Упражнения для развития
вокально-хоровой дикции младших школьников» 27
2.2. Диагностика развития дикции младших школьников на хоровых
занятиях в школе и оценка эффективности использования сборника 35
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение
Глава 1. Теоретические основания развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе 6
1.1. Проблема развития дикции в контексте совершенствования
вокально-хоровых навыков 6
1.2. Методические основания развития дикции младших школьников на
хоровых занятиях в школе 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития дикции
младших школьников на хоровых занятиях в школе 27
2.1. Разработка и апробация сборника «Упражнения для развития
вокально-хоровой дикции младших школьников» 27
2.2. Диагностика развития дикции младших школьников на хоровых
занятиях в школе и оценка эффективности использования сборника 35
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение
Актуальность исследования проблемы развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе определяется значением искусства в развитии личности и важностью актуализации потенциала вокально-исполнительской деятельности.
Дикция в хоровом искусстве,ставящем одной из своих основных задач раскрытие идейной сущности исполняемого произведения,является важнейшим его элементом. В отличие от инструментальной музыки хоровые произведения обогащены словом. Оно помогает слушателю понять замысел композитора идею и образы произведения. В вокальной музыке,являющейся синтезом музыки и слова,происходит взаимное обогащение:если слово конкретизирует мысли,то музыка,эмоционально окрашивая слова, может усиливать, расширять и углублять мысли,заключенные в них.
Развитие дикции в комплексе вокально-хоровых навыков учащихся в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки и во внеклассной работе, сольные и хоровые кружки, вокальные ансамбли. Из-за чрезмерной ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе реализация задач, связанных с развитием вокально-хоровых навыков, возможна при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы в самодеятельных детских певческих коллективах.
Таким образом, изучение методических аспектов развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе представляется актуальным и значимым для теории и практики школьного музыкального образования.
Степень научной разработанности проблемы.Анализ литературы показал, что проблемами формирования и развития вокально-хоровых навыков учащихся занимались такие ученые, педагоги-исследователи, как В.Л. Живов, О.П. Кеериг, В.А. Краснощеков, Д.Л. Локшин и др.
Возрастные аспекты вокально-хоровых навыков учащихся младшего школьного возраста рассмотрены в трудах таких исследователей, как Ю.Б. Алиев, Л.А. Венгрус, М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Г.П. Стулова, Г.А. Струве, Л.И. Уколоваи др.
Проблема развития дикции младших школьников и педагогические основы формирования вокально-хоровой дикции в младшем школьном возрасте становилась объектом исследования таких авторов, как Ю.Б. Алиев, В.А. Краснощеков,М.С. Осеннева, В.А. Самарин и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы позволили сформулировать цель исследования -провести теоретический и методический анализ проблемы развития дикции младших школьников в процессе вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе.
Объект исследования - вокально-хоровое развитие учащихся общеобразовательной школы младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие дикции младших школьников на занятиях хором будет осуществляться более успешно при использовании комплекса специальных упражнений: речевых, артикуляционных и вокальных, представленных в сборнике «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников».
Задачи:
1. Провести анализ проблемы развития дикции в контексте совершенствования вокально-хоровых навыков.
4
2. Раскрыть методические основания развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
3. Осуществить разработку и апробацию сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников».
4. Провести диагностику развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе и оценку эффективности сборника
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, комплексный подходы; труды исследователей, раскрывающих содержание вокально-хоровой подготовки учащихся (М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Г.П. Стулова,Г.А. Струве, Л.И. Уколоваи др.), методические аспекты развития вокально-хоровой дикции (Ю.Б. Алиев, В.А. Краснощеков и др.).
Методы исследования: теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.); изучение и анализ литературы по проблеме; эмпирические методы (наблюдение, экспертные оценки,педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия Сабинского муниципального района РТ» (п.г.т. Богатые Сабы РТ).
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в раскрытии теоретических и методических аспектов проблемы развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров системы общего и дополнительного образования, применяться в практике руководителей детских хоровых коллективов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 50 источников.
Дикция в хоровом искусстве,ставящем одной из своих основных задач раскрытие идейной сущности исполняемого произведения,является важнейшим его элементом. В отличие от инструментальной музыки хоровые произведения обогащены словом. Оно помогает слушателю понять замысел композитора идею и образы произведения. В вокальной музыке,являющейся синтезом музыки и слова,происходит взаимное обогащение:если слово конкретизирует мысли,то музыка,эмоционально окрашивая слова, может усиливать, расширять и углублять мысли,заключенные в них.
Развитие дикции в комплексе вокально-хоровых навыков учащихся в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки и во внеклассной работе, сольные и хоровые кружки, вокальные ансамбли. Из-за чрезмерной ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе реализация задач, связанных с развитием вокально-хоровых навыков, возможна при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы в самодеятельных детских певческих коллективах.
Таким образом, изучение методических аспектов развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе представляется актуальным и значимым для теории и практики школьного музыкального образования.
Степень научной разработанности проблемы.Анализ литературы показал, что проблемами формирования и развития вокально-хоровых навыков учащихся занимались такие ученые, педагоги-исследователи, как В.Л. Живов, О.П. Кеериг, В.А. Краснощеков, Д.Л. Локшин и др.
Возрастные аспекты вокально-хоровых навыков учащихся младшего школьного возраста рассмотрены в трудах таких исследователей, как Ю.Б. Алиев, Л.А. Венгрус, М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Г.П. Стулова, Г.А. Струве, Л.И. Уколоваи др.
Проблема развития дикции младших школьников и педагогические основы формирования вокально-хоровой дикции в младшем школьном возрасте становилась объектом исследования таких авторов, как Ю.Б. Алиев, В.А. Краснощеков,М.С. Осеннева, В.А. Самарин и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы позволили сформулировать цель исследования -провести теоретический и методический анализ проблемы развития дикции младших школьников в процессе вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе.
Объект исследования - вокально-хоровое развитие учащихся общеобразовательной школы младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие дикции младших школьников на занятиях хором будет осуществляться более успешно при использовании комплекса специальных упражнений: речевых, артикуляционных и вокальных, представленных в сборнике «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников».
Задачи:
1. Провести анализ проблемы развития дикции в контексте совершенствования вокально-хоровых навыков.
4
2. Раскрыть методические основания развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
3. Осуществить разработку и апробацию сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников».
4. Провести диагностику развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе и оценку эффективности сборника
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, комплексный подходы; труды исследователей, раскрывающих содержание вокально-хоровой подготовки учащихся (М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Г.П. Стулова,Г.А. Струве, Л.И. Уколоваи др.), методические аспекты развития вокально-хоровой дикции (Ю.Б. Алиев, В.А. Краснощеков и др.).
Методы исследования: теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.); изучение и анализ литературы по проблеме; эмпирические методы (наблюдение, экспертные оценки,педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия Сабинского муниципального района РТ» (п.г.т. Богатые Сабы РТ).
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в раскрытии теоретических и методических аспектов проблемы развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров системы общего и дополнительного образования, применяться в практике руководителей детских хоровых коллективов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 50 источников.
В результате проведенного исследования проблемы развития дикции младших школьников общеобразовательной школы мы пришли к следующим выводам.
Одним из важнейших видов музыкального исполнительства учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки является вокально-хоровая деятельность. В процессе вокально-хоровых занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития.
Условием осуществления вокально-хоровой деятельности выступают вокально-хоровые навыки- действия исполнителя-вокалиста, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.
К вокально-хоровым навыкам относятся: певческая установка, владение дыханием, строй, навыки звукообразования, навыки ансамблевого музицирования, знание дирижёрского жеста, дикция и др.
Дикция предполагает ясное и четкое произношения согласных, чистоту звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Развитие вокально-хоровой дикции направлено на формирование навыков ясного и четкого произношения согласных, чистого звучания звуков, слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Развитие вокально-хоровой дикции направлено на формирование навыков ясного и четкого произношения согласных, чистого звучания звуков, слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Хоровой педагогикой накоплен богатый методический опыт аспекте развития дикции младших школьников.
Целью проведенной нами экспериментальной работы было изучение развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Исследовательская работа была организована на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия Сабинского муниципального района Республики Татарстан» п.г.т. Богатые Сабы.
В работе приняли участие 25 учащихся гимназии:
- участники хора «Шатлык» (экспериментальная группа, 13 учащихся);
- учащиеся, не занимающиеся в хоре(контрольная группа, 12 учащихся).
Этапы исследования:
- констатирующий этап, включающий диагностику развития вокально - хоровой дикции учащихся;
- формирующий этап, основанный на вокально-хоровой работе с использованием сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников»;
- контрольный этап, включающий повторную диагностику развития вокально-хоровой дикции учащихся после проведенной работы.
Разработанный нами комплекс упражнений, оформленный в виде сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников»включает упражнения нескольких видов и сгруппированы в разделы:
- «Артикуляционная гимнастика». Проводится на каждом занятии непосредственно перед вокальными упражнениями для активизации мышц артикуляционного аппарата и подготовки к дальнейшей работе;
- «Скороговорки», которые следует использовать для активизации мышц артикуляционного аппарата, а также формирования навыков чистоговорения;
- «Вокальные упражнения-распевки», представляющие собой
небольшие попевки на один или несколько фонем или слогов;
- «Вокальные упражнения на развитие отдельных артикуляционных навыков», представляющие собой небольшие отрывки из народных песен или хоровых произведений композиторов.
Уровень развития вокально-хоровой дикции младших школьников повысился при внедрении в педагогический процесс разработанного нами сборника и использовании методического опыта выдающихся представителей вокально-хоровой педагогики в аспекте развития дикции. Это подтвердило исходную гипотезу исследования и доказало эффективность проведенной работы.
Одним из важнейших видов музыкального исполнительства учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки является вокально-хоровая деятельность. В процессе вокально-хоровых занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития.
Условием осуществления вокально-хоровой деятельности выступают вокально-хоровые навыки- действия исполнителя-вокалиста, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.
К вокально-хоровым навыкам относятся: певческая установка, владение дыханием, строй, навыки звукообразования, навыки ансамблевого музицирования, знание дирижёрского жеста, дикция и др.
Дикция предполагает ясное и четкое произношения согласных, чистоту звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Развитие вокально-хоровой дикции направлено на формирование навыков ясного и четкого произношения согласных, чистого звучания звуков, слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Развитие вокально-хоровой дикции направлено на формирование навыков ясного и четкого произношения согласных, чистого звучания звуков, слов и фраз в целом, правильную и активную работу артикуляционного аппарата.
Хоровой педагогикой накоплен богатый методический опыт аспекте развития дикции младших школьников.
Целью проведенной нами экспериментальной работы было изучение развития дикции младших школьников на хоровых занятиях в школе.
Исследовательская работа была организована на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия Сабинского муниципального района Республики Татарстан» п.г.т. Богатые Сабы.
В работе приняли участие 25 учащихся гимназии:
- участники хора «Шатлык» (экспериментальная группа, 13 учащихся);
- учащиеся, не занимающиеся в хоре(контрольная группа, 12 учащихся).
Этапы исследования:
- констатирующий этап, включающий диагностику развития вокально - хоровой дикции учащихся;
- формирующий этап, основанный на вокально-хоровой работе с использованием сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников»;
- контрольный этап, включающий повторную диагностику развития вокально-хоровой дикции учащихся после проведенной работы.
Разработанный нами комплекс упражнений, оформленный в виде сборника «Упражнения для развития вокально-хоровой дикции младших школьников»включает упражнения нескольких видов и сгруппированы в разделы:
- «Артикуляционная гимнастика». Проводится на каждом занятии непосредственно перед вокальными упражнениями для активизации мышц артикуляционного аппарата и подготовки к дальнейшей работе;
- «Скороговорки», которые следует использовать для активизации мышц артикуляционного аппарата, а также формирования навыков чистоговорения;
- «Вокальные упражнения-распевки», представляющие собой
небольшие попевки на один или несколько фонем или слогов;
- «Вокальные упражнения на развитие отдельных артикуляционных навыков», представляющие собой небольшие отрывки из народных песен или хоровых произведений композиторов.
Уровень развития вокально-хоровой дикции младших школьников повысился при внедрении в педагогический процесс разработанного нами сборника и использовании методического опыта выдающихся представителей вокально-хоровой педагогики в аспекте развития дикции. Это подтвердило исходную гипотезу исследования и доказало эффективность проведенной работы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование вокального слуха у младших школьников на уроках хора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7350 р. Год сдачи: 2014 - Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере использования татарского песенного фольклора и творчества Р. Ф. Ягафарова)
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование артикуляционных навыков у младших школьников в
хоре воскресной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРУ
Дипломные работы, ВКР, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



