ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 150 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Родитель либо лицо, его заменяющее как специальный субъект преступления 5
1.2 Педагогический работник либо иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего как специальный субъект преступления 9
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННОГО СПЕЦИАЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ 13
2.1 Понятие вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления 13
2.2 Анализ судебной практики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления специальным субъектом 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Актуальность проведения исследования уголовно-правовой характеристики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления специальными субъектами обусловлена тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества преступлений, совершаемых лицами, не достигшими возраста 18 лет. Причины возникновения подобной ситуации различны, но большинство исследователей сходятся во мнении, что в первую очередь формирование у детей склонности к совершению преступлений обусловлено воздействием со стороны семьи, где воспитанием занимаются родители, опекуны, попечители и так далее, а также воздействий со стороны образовательных учреждений, где педагоги либо не реализуют свою воспитательную функцию, либо напрямую негативно воздействуют на несовершеннолетних, понуждая их к совершению преступлений.
Проблема является острой и актуальной. Потребность в исследовании сохранится до тех пор, пока не будет найден объективно правильный подход к воспитанию несовершеннолетних, а также способ воздействия на родителей и педагогов, позволяющих исключить возможность вовлечения ими несовершеннолетних в совершение преступлений, что и обусловило выбор темя для исследования в рамках курсовой работы.
Цель настоящей курсовой работы – уголовно-правовая характеристика объективных признаков вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления совершенного специальным субъектом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть родителя либо лицо, его замещающее с позиции способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления;
проанализировать педагогических работников и способы, используемые ими для вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления;
охарактеризовать правовой аспект вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений специальными субъектами;
проанализировать судебную практику о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений специальными субъектами.
Практическая и научная значимость настоящей работы заключается в том, что результаты, полученные при проведении исследования, могут быть использованы для дальнейшего исследования объективной стороны вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений специальными субъектами, что позволит усовершенствовать уголовно-правовые способы противодействия данной преступной деятельности.
Объектом исследования является объективная сторона преступления, предусмотренного частями 2-4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, совершенное специальными субъектами.
Предмет исследования – законодательство России, а также научные исследования, посвященные изучению объективной стороны вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, совершаемого специальными субъектами.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания.
Структура работы определена исходя из поставленных при проведении исследования задач. Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и библиографический список.
Завершая изложение результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, следует сделать итоговые выводы.
В статье 150 Уголовного кодекса Российской Федерации выделен специальный субъект – это родители либо лица, их заменяющие, а также педагогические работники, которые несут уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. Выделение специальных субъектов и установление в отношении них более строгой ответственности обусловлено тем, что на данную категорию лиц возлагаются обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей. В случае если родители либо педагоги злоупотребляют своими возможностями и вовлекают несовершеннолетних в совершение уголовно наказуемых деяний, они привлекаются к уголовной ответственности.
Анализ мнений различных исследователей позволяет утверждать, что уравнивание родителей и педагогов не совсем правильно, потому что родители имеют больше возможностей для влияния на своих детей, соответственно, наказываться они должны более строго.
В статье 150 Уголовного кодекса Российской Федерации отсутствует указание на то, какими способами несовершеннолетние могут вовлекаться в совершение преступлений. Соответственно любые способы, будь то обман, угрозы, насилие в отношении детей, обещание вознаграждения и так далее, будут неправомерными и наказуемыми, потому что последствия равнозначно опасны – несовершеннолетний под воздействием взрослых, которые должны его воспитывать, совершает преступления. Изучение судебной практики позволило сделать вывод, что при всей ее обширности, когда несовершеннолетние вовлекаются в преступную деятельность, приговоров в отношении родителей и педагогов немного, что свидетельствует о высокой латентности и повышенной опасности данных деяний.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (по сост. на 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (по сост. на 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Материалы судебной практики
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 30 (часть II). – Ст. 4189.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (ред. от 29.11.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. – № 29.
7. Апелляционное определение Московского областного суда от 13.11.2014 по делу № 22-6930/2014 // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – Версия 2019. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
8. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2015 по делу № 10-10871/2015 // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – Версия 2019. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
9. Постановление Московского городского суда от 24.05.2016 № 4У-1748/2016 // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – Версия 2019. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
10. Постановление Президиума Верховного суда Республики Дагестан от 24.02.2016 № 44У-10/2016 // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – Версия 2019. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
11. Приговор Свердловского областного суда от 02.10.2017 по делу № 1-32/2017 // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». – Версия 2019. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
Научная и специальная литература
12. Гарманов В.М. Квалификация вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления: научно-практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2014. – 90 с.
13. Гирина Т.С. Родители как особые субъекты преступлений, совершаемых в отношении своих несовершеннолетних детей // Вестник Владимирского юридического института. – 2016. – № 3 (36). – С. 61-63.
14. Жадан В.Н. О некоторых проблемах квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). – С. 327-332.
15. Жадан В.Н. Проблемы субъективной стороны при квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – № 3. – С. 244-248.
16. Зильмухамедова А.Н. Общественная опасность вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Инновационная наука. – 2017. – № 03-2. – С. 115-118.
17. Исаков В.М., Никанорова Ю.В. Вопросы квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2017. – № 4. – С. 41-44.
18. Калашников И.В. Современные тенденции взаимосвязи социальной среды и преступного поведения несовершеннолетнего // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – № 7. – С. 248-251.
19. Круковский В.Е., Мосечкин И.Н. Уголовно-правовые проблемы противодействия деятельности, направленной на побуждение к совершению убийств и самоубийств // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 4. – С. 196 - 215.
20. Малышев А.Н., Князева Е.Ю. Квалификация вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. – 2017. – № 1 (4). – С. 65-72.
21. Марианов А.А., Мирзаев З.М. Семейное неблагополучие как фактор преступности несовершеннолетних // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 8. – № 4. – С. 31-33.
22. Мурзак К.О. К вопросу о влиянии криминогенной семьи на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя // Уголовная политика и правоприменительная практика. Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Верховный Суд РФ. Российский государственный университет правосудия. – 2015. – С. 389-395.
23. Набатова Е.А., Пырьева Е.И. Способы совершения вовлечения в совершение преступления // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. – 2018. – № 1 (5). – С. 99-105.
24. Нагорная И.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних средствами уголовного закона // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 2. – С. 84 - 102.
25. Нешитая О.Н., Баженов О.Н. К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин преступности несовершеннолетних // IV Международная научная конференция «Актуальные проблемы права». – М., 2015. – С. 245-247.
26. Оксак Е.В. Проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления по признакам субъективной стороны // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 83-86.
27. Радькова Л.С. Механизмы вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 3. – С. 1-8.
28. Стругова Е.В. О правосознании и его деформации // Юридическая наука. – 2016. – № 1. – С. 41-48.
29. Харламова А.А. К вопросу о способе вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 2 (70). – С. 77-82.