Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте
1.1 Характеристика понятия музыкальное восприятие и особенности его
развития в системе музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Педагогический потенциал игровой деятельности в процессе
музыкального развития детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Практические аспекты развития музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки и их экспериментальная проверка в старшей группе ДОУ
2.1 Методики и программы для развития музыкального восприятия у детей
старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки 41
2.2 Разработка игр для развития музыкального восприятия в процессе
слушания классической музыки и их апробация на занятиях со старшей группой ДОУ 49
Выводы по главе 2 62
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 73
Актуальность исследования. Современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО :
- формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы;
- формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС;
- восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; побуждение к сопереживанию литературным персонажам;
Для дошкольников музыкальное развитие по ФГОС (3 года - 8 лет) происходит в виде различных игр, включая сюжетно- ролевую игру как основную деятельность дошкольников (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка(конструктивно-модельного, музыкального и др.).
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.).
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Неотъемлемой частью развития умственных способностей является развитие музыкальных способностей. Возможности его заложены в специфике музыки, которая отражает действительность в звуковых образах и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, и, обладая исключительной эмоциональной насыщенностью, оказывает сильное воздействие на человека, глубоко проникает в тонкие душевные пласты его личности. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка.
Восприятие музыки - сложного многоуровневого явления - представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, - с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы [7, с.138].
Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена [8,с.187].
Проблема развития восприятия музыки на нынешнем этапе приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие - несформированность музыкальной культуры молодёжи. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки прежде всего в детском саду и начальной школе.
Степень изученности проблемы. Вопросы, обозначенные в актуальности исследования, нашли широкое отражение в педагогической науке. Различные аспекты педагогики дошкольного образования нашли отражение в работах М.А.Васильева, Н.Е.Веракса, А.Г.Гогоберидзе, И.Ю.Исаева, Т.С.Комарова. Психолого-возрастная характеристика дошкольников была изучена такими учеными,как Е.С.Борисова, В.И.Петрушин. Содержательная характеристика игровой деятельности была раскрыта в трудах И.Л.Дзержинской, М.Б.Зацепина, Л.Н.Комиссаровой, Н.Г.Кононовой. Теоретические основания музыкально-игровой деятельности были разработаны такими педагогами-практиками, как Е.А.Гальцова, О.Е.Дрень, Е.С.Железнова, Ю.А.Морданова. Основные этапы и характеристику музыкального развития дошкольников рассматривали А.Л.Арисменди, Е.В.Большакова, В.Буланов, Н.А.Вагина, Н.А.Ветлугина.
Проблема развития музыкального восприятия- одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике.
Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Н.ЛГрозненская, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.Д.Остроменский, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, Б.ЛЯворский. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
В последние годы большой вклад в исследовании проблемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного и школьного возраста внесли учёные Б.О.Голешевич, Г.А.Никашина, В.П.Рева, Г.В.Савельев, Л.С.Ходонович. В научно-методических разработках этих авторов раскрыты разнообразные педагогические пути формирования способности к восприятию музыки у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду.
В процессе изучения теоретических источников было обнаружено противоречие между значительной проработанностью теоретических аспектов развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью методических аспектов данного процесса средствами игровой деятельности. Обозначенное противоречие обусловило проблему исследования: какие методические аспекты на основе игровой деятельности будут способствовать развитию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста? На основе выявленного противоречия и обозначенной проблемы исследования была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки (средствами игровой деятельности)».
Объект исследования - процесс музыкального воспитания в учреждении дошкольного образования.
Предмет исследования - развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в учреждении дошкольного образования будет проходить эффективней, если:
- изучить характеристику понятия «музыкальное восприятие» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста в системе музыкальных способностей;
- выявить педагогический потенциал игровой деятельности в процессе музыкального развития детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть методики и программы для развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки;
- разработать игры для развития музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки и выполнить их апробацию на занятиях со старшей группой ДОУ.
Цель исследования - разработать методическое обеспечение, которое будет способствовать развитию музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки и выполнить их апробацию в условиях МБДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида» Балтасинского муниципального района.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику понятия «музыкальное восприятие» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста в системе музыкальных способностей.
2. Выявить педагогический потенциал игровой деятельности в процессе музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методики и программы для развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки.
4. Разработать методическое обеспечение для развития музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки и выполнить их апробацию на занятиях со старшей группой ДОУ.
Теоретическая база исследования.В процессе проведения исследования были изучены теоретические основания педагогики дошкольного образования, которые были отражены в работах М.А.Васильева, А.Г. Гогоберидзе, И.Ю.Исаева, В.Т.Земцова, Е.С.Железнова; была рассмотрена психолого-возрастная характеристика дошкольников на основе трудов таких ученых, как Е.С.Борисова, Н. Е.Веракса, В.И.Петрушин;содержательная характеристика игровой деятельности была изучена по материалам А.П.Усова, Н.Г.Кононовой, Э.П.Костин, Л.Н.Комиссаровой; фундаментальные основы музыкально-эстетического воспитания были изучены на основе трудов следующих авторов: О.А.Апраксиной, Е.В.Большаковой, Н.А.Вагина, Ю.А.Городецкая, И.Л.Дзержинская М.Б.Зацепина, О.П.Радынова, Т.С.Комарова, теоретические основания музыкально-игровой деятельности были рассмотрены на основе практических разработок таких педагогов, как Е.А.Гальцова, О.Е.Дрень, Е.С.Железнова, Н.Г.Кононовой, Ю.А.Морданова;для изучения основных этапов и характеристики музыкального развития дошкольников были использованы работы А.Л.де Арисменди, Е.В.Большакова, В.Буланов, Н.А.Вагина, Н.А.Ветлугина; особенности развития музыкального восприятия дошкольников рассматривались на основе работ Б.О.Голешевич, Г. А. Никашина, В. П. Рева, Г. В. Савельев ,Л. С. Ходонович; для изучения практики музыкального воспитания дошкольников были взяты программы Т.В.Антонова, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, М.Б.Зацепина,И.Ю.Исаева, Т.С.Комаровой. Основополагающими источниками литературы по развитию детей посредством музыкальных игр стали работы И.Л. Дзержинской, А.В. Запорожца, Л.Н. Комисаровой,Н.Г.Кононова , Э.П. Костиной, А.П. Усовой и др.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2016 - 2017 гг.) - изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы; анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике.
Второй этап (2017г.) - Разработка игр для развития музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки и их апробация на занятиях со старшей группой ДОУ.
Третий этап (2018 г.) - проведение опытно-практической работы, содержанием которой явилось развитие у старших дошкольников музыкального восприятия посредством музыкальных игр.
Научная новизна состоит в разработке методического обеспечения, включающего лэпбук - универсальное интерактивное пособие и игры, способствующие развитию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем игры могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных учреждений культурно-досуговой сферы, а также системы общего и дополнительного музыкального образования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.
В период дошкольного детства (от 3-6,7 лет) происходит формирование и развитие познавательных способностей детей, и при условии качественного развития этих способностей в настоящий момент, их обучение на второй, третьей ступени школьного образования будет успешным.
Так, для старшего дошкольника отмечаются особенности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображение, восприятие).
У каждого дошкольника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Исследование уровня развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста было проведено в 2018 году в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №3 общеразвивающего вида Балтасинского района. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве двадцати четырех человек. Дети были распределены на 2 группы: 1 группа - контрольная (которая занималась по программе детского сада) - 12 детей; 2 группа - экспериментальная (с которой проводился формирующий эксперимент) - 12 детей. Всего в исследовании приняли участие 24 ребенка.
Для развития музыкального восприятия я использовала такие приёмы как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукции картин.
При организации слушания музыки используют разные виды искусств: музыка, поэзия и живопись. Это обогащает восприятие музыкального произведения, дает возможность более основательно довести до детей музыкальный образ и повышает эффективность занятия. Вариативностью отличаются и формы проведения занятий: слушание и анализ музыкального произведения, исполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах, художественная деятельность.
Лучше понять и почувствовать музыку помогают занятия в игровой форме.После прослушивания и анализа произведения детям даётся возможность передать свои впечатления от увиденного и услышанного в исполнительской и творческой деятельности: пении, рисовании, музыкально-ритмических движениях.
Так, например, перевоплощаясь в осенние листья, снежинки, в образы солдат, кукол, танцоров, животных и т.д. дети индивидуальными ритмическими движениями показывают каждый по-своему, что рассказывает им данное произведение, как они его чувствуют, а также высказываются о музыке. Дети также знакомятся с разными жанрами музыки: песни, марш, танец, и с помощью музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игровых упражнений «Послушай и покажи», «Играй и слушай», «Слушай двигайся», «Послушай и расскажи», «Послушай и нарисуй» показывают и определяют данный жанр музыки.
Интеграция различных видов искусств дает возможность ярче проявить себя в творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в успех. Слушая музыку на занятиях и развивая в ребенке музыкальность педагог предоставляет ему свободу выражения, интеллектуальную и эмоциональную раскованность.
Самое главное для педагога - это результат его работы. Как приятно видеть, когда давая характеристику тому или иному произведению, дети, не задумываясь, называют его композитора, свободно употребляют музыкальные термины, классифицируют музыкальные инструменты народного и симфонического оркестров. И как радуется сердце, когда педагог видит, что его воспитанники, приблизившись к музыке, приблизились к неиссякаемому источнику мудрости и красоты.
Музыкальное воспитание дошкольников - это организованный процесс, направленный на обогащение детей музыкальными впечатлениями, воспитания интереса к видам музыкальной деятельности, музыкальному искусству, развитию музыкальности, музыкальной культуры, музыкально¬эстетического вкуса, формирование творческой индивидуальности.
Анализ результатов уровня музыкального восприятия на контрольном этапе эксперимента позволил выявить положительную динамику в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе динамика изменений оказалась незначительной. На этом основании нами был сделан вывод об эффективности разработанного методического обеспечения, включающего лэпбук и музыкальные игры и перспективности их дальнейшего внедрения в процесс занятий в дошкольном образовательном учреждении.
1. Азаров Ю.Л. Общие, обязательные психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей/ Ю.Л. Азаров // Педагогический вестник - 2007. - №1 - с. 163-165.
2. Андреева И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01. / И. Г. Андреева. Саратов, 2001. - 199 с.
3. Аромштам М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников./ М. Аромштам //Дошкольное образование. - 2006. -№ 8 - С.55-57.
4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб: Питер,2007. - 209с.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы. - М: ТЦ Сфера, 2008. - 210с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Божович. - М., 2000. - 89с.
7. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. / Л.Л. Бочкарев. Докт. дисс. в 2т. - К.: КГУ, 1990. -101с.
8. Букатина С. И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / С. И. Букатина. М., 2008. - 18 с.
9. Введение в педагогическую деятельность. /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. - М., «Академия», 2010. - 183с.
10. Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой/ Т.Е. Вендрова, И.В. Писарева. - М., 2001. - 50 с.
11. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989 г. - 140с.
12. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968, 99 с.
13. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре. / Е. Гаспарова //
Дошкольное воспитание. - 2001 - № 10. - С.18-21.
14. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста. / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 320 с.
15. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. / А.Л. Готсдинер. - М., 2003. - 420с.
16. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания. / Н. Давыдова// Дошкольное воспитание. - 2011 - № 10, 15. - С.37-41.
17. Данилина Т.А. В мире детских эмоций/ Т.А. Данилина. - М.: Айрис- пресс, 2007.- 160с.
18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гуревич. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.-237 с.
19. Дмитриев В. А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук. / В. А. Дмитриев. Екатеринбург, 2002. - 23 с.
20. Довгая Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы/Н. Довгая, О. Перелыгина. // Ребёнок в детском саду. - 2005 - №5.- С.24-27.
21. Домогацких, В. В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / В. В. Домогацких. М., 2000. - 16 с.
22. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2009. - 109 с.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А.Козлова.- М.: Академия, 2011.- 416 с.
24. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 165с.
25. Кукушкин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М.: ИКЦ «МарТ», 2007. - 592с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1991 г. 187 с.
27. Немов Р.С. Психология: учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд./ Р.С. Немов - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
28. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников/ Г. П. Новикова. - М: АРКТИ. 2000. - 190с.
29. Олифирова JI. А. В стране весёлых песен: Сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников Текст. / JI. А. Олифирова. М.: Воспитание дошкольника, 2002. - 95 с.
30. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 165с.
31. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.:
Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.
32. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.- 251с.
33. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2007. - 512 с.
34. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М., 1993 г. - 275с.
35. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». // Собрание законодательства РФ.2008. № 39. ст. 4432.
36. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. / Праслова Г. А. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
37. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 22.09.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785). // СПС Консультант Плюс, 2018.
38. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 N 16299). // СПС Консультант Плюс, 2018.
39. Программа воспитания и обучения в детском саду. /под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 208с.
40. Радынова О.П. Слушаем музыку. / О.П. Радынова. М., 1990 г. - 153 с.
41. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе. Под ред. А.Б. Воронцова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. -280с.
42. Резепов И.Ш. Психология и педагогика.Шпаргалка/ И.Ш. Резепов. - М.: ЭКСМО. 2010. - 262с.
43. Ремизовская Е.Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. / Е.Р. Ремизовская Мн., 1996 г. - 170с.
44. Роот З.Я.Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2015. - 58с.
45. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГ1П1У, 2008. - 179с.
46. Савельев Г.В. Волшебный мир музыки. / Г.В. Савельев // «Пралеска» 2012. - №10. - с.9-15;
47. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 174с.
48. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с.
49. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А.Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 304с.