Изучение специфики произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МБДОУ №22 компенсирующего вида г. Барнаула.
Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 6 месяцев, из них 5 мальчиков и 5 девочек. У всех старших дошкольников согласно заключению ПММК диагностировано ЗПР.
В приложении результаты исследования в табличном виде. .
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 6
1.1 Сенсомоторная деятельность детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Развитие произвольной регуляции сенсомоторной деятельности детей в онтогенезе 10
1.3 Развитие произвольной регуляции сенсомоторной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРМИЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЕТЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1 Организация и методики исследования 21
2.2 Анализ и описание результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Актуальность исследования. Развитие произвольной саморегуляции сенсомоторной деятельности у детей одна из актуальных проблем современной педагогики. Поэтому необходимо научить ребенка самому регулировать, управлять своими движениями, ловкостью. Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформирована произвольная регуляция сенсомоторной деятельности, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР) наблюдаются грубые нарушения в развитии произвольной регуляции сенсомоторной деятельности, что в будущем значительно усложнит их процесс обучения в школе. Поэтому развитию произвольная регуляция сенсомоторной деятельности необходимо уделять особое внимание.
В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и отсутствием специальных приемов в практике работы воспитателей ДОУ.
Проблема исследования: каковы особенности развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования – изучить особенности развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать закономерности сенсомоторного развития у детей в онтогенезе.
3. Определить особенности развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности в экспериментальном исследовании.
Объект исследования – произвольная регуляция сенсомоторной деятельности.
Предмет исследования – произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будут выявлены нарушения в развитии произвольной регуляции в сенсомоторной деятельности: грубые нарушения в развитии произвольного внимания и восприятия, не развитая моторная ловкость, нарушенная координация движений и т.д.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1. Методика «Эталоны» О. М. Дьяченко.
2. Методика Доски Сегена» Э. Сегена.
3. Методика «Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора» Г. Ф. Кумариной.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили научные труды Л. С. Выготского, А. П. Усовой, О. С. Фроловой и других. В работах Л. С. Выготского, А. Н. Сунцовой и др. раскрыта сущность понятия «сенсомоторная деятельность». В исследованиях А. Н. Нехорошковой, Т. С. Смирновой и др. обоснованы педагогические условия развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: МБДОУ №22 компенсирующего вида г. Барнаула.
Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 6 месяцев, из них 5 мальчиков и 5 девочек. У всех старших дошкольников согласно заключению ПММК диагностировано ЗПР.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей развития произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у старших дошкольников с ЗПР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.
Регуляция сенсомоторной деятельности может быть произвольной и непроизвольной, первая – имеет сознательную цель, она не зависит от каких-либо побуждений. Непроизвольная регуляция сенсомоторной деятельности осуществляется непреднамеренно, импульсивно, последствия собственного поведения заранее не предполагаются.
Произвольная регуляция сенсомоторной деятельности осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс произвольной регуляции сенсомоторной деятельности способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни.
В силу особенностей развития детей с задержкой психического развития, у них прослеживаются значительные нарушения в развитии произвольной регуляции в сенсомоторной деятельности: есть грубые нарушения в развитии произвольного внимания и восприятия, не развита моторная ловкость, нарушена координация движений и т.д.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы, но существенно дополняет разделы изучения особенностей развития произвольной саморегуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством двигательной деятельности, дает возможность дальнейших исследований данной проблемы. Перспективным направлением дальнейших исследований может быть изучение проблемы формирования саморегуляции посредством интегрированных видов деятельности.
1. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46-50.
2. Венгер, Л. А. Психолог в детском саду [Текст] / Л. А. Венгер. – Москва : ИНТОР, 1995. – 64 с.
3. Врачеян, Н. А. Сенсорное развитие дошкольников с огранчиенными возможностями здоровья [Электронный ресурс] Н. А. Врачеян. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 495 с.
5. Гниденко, О. А. Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами [Электронный ресурс] / О. А. Гниденко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 23-25. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9415/ (дата обращения: 18.05.2019).
6. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной регуляции [Текст] / И. В. Забегайлова // Вестник Московского университета. – Москва : Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
7. Киселев, С. Ю. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. Ю. Киселев, В. И. Лупандин, И. Е. Ткачук. // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 36-42.
8. Конопкин, O. A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности [Текст] / O. A. Конопкин. – Москва : Ленанд, 2011. – 320 с.
9. Корнетов, Г. Б. Педагогика Марии Монтессори: воспитание свободой [Текст] / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. – 2015. – № 3 (35). – С. 68–79.
10. Лонская, Д. В. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием [Электронный ресурс] / Д. В. Лонская. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
11. Максимова, С. Ю. Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / С. Ю. Максимова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
12. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология : учебник [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2000. – 255 с.
13. Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 136-139. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/ (дата обращения: 18.05.2019).
14. Мухина, С. Н. К проблеме развития психомоторной сферы в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] / С. Н. Мухина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
15. Нехорошкова, А. Н. Сенсомоторные реакции в психологичсеких исследованиях [Электронный ресурс] / А. Н. Нехорошкова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
16. Порошина, Е. А. Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Электронный ресурс] / Е. А. Порошина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
17. Смирнова Т. С., Федосеева М. И., Латина Е. В. Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции у дошкольников в двигательной деятельности [Электронный ресурс] / Т. С. Смирнова, М. И. Федосеева, Е. В. Латина // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 562-564. – URL https://moluch.ru/archive/141/39735/ (дата обращения: 18.05.2019).
18. Степанов, А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников [Текст] / А. Степанов. Москва : Академия, 2016. – 225 с.
19. Сунцова, А. Н. Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А. Н. Сунцова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
20. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У. В Ульенкова. В. В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – 26 – 33 с.
21. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. П. Усова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 458 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обучения. ФГОС ДО [Текст]. – Москва : Проввещенеи, 2016. – 50 с.
23. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка с ЗПР [Текст] / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. – 2015. – №4. – С. 52-55.
24. Фролова, О. С. Нейропсихологичсекая диагностика в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / С. О. Фролова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).
25. Шишкова, О. А. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] / О. А. Шишкова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2019).